Год, прошедший после нашей предыдущей встречи, для Вячеслава Штырова стал временем перехода на новый уровень государственной службы. Бывший президент Якутии летом 2010 стал сенатором от республики, а осенью был избран заместителем Председателя Совета Федерации. Впрочем, многие вопросы, которые он курирует сегодня, так или иначе связаны с жизнью республики. Накануне Вячеслав Анатольевич дал эксклюзивное интервью главному редактору «НВ» Роману Мандзяку.
На прием к вице-спикеру
«НВ»: Вячеслав Анатольевич, а насколько легко дался вам переход с регионального уровня на федеральный? Быстро ли адаптировались на новой работе?
В.Ш.: Больших проблем не было, хотя, конечно, определенное время на адаптацию в новых условиях и знакомство с делами потребовалось. Все‑таки работа в исполнительной и законодательной структурах власти отличается.
У президента республики обязанности в основном административно-хозяйственные с большой долей социальной и политической составляющих. В Совете же Федерации работа преимущественно аналитическая, связанная с дискуссиями, обменом мнениями, глубоким изучением стоящих перед Россией проблем и выявлением тенденций развития страны, выработкой концептуальных и законодательных инициатив.
Как заместитель Председателя Совета Федерации я курирую работу Комитета по делам Севера. В сфере моей ответственности также проблемы местного самоуправления и все то, что касается здравоохранения и социальной защиты населения. Кроме того, мне поручено курировать взаимодействие Совета Федерации с регионами Дальневосточного федерального округа, я также отвечаю за подготовку и проведение Байкальского экономического форума, который проводится ежегодно под эгидой Совета Федерации. Наконец, в моем ведении контроль над работой с письмами и обращениями граждан, которые поступают через приемную Совета Федерации.
«НВ»: А к вам самому можно попасть на прием?
В.Ш.: На прием попасть можно. Приемная Совета Федерации находится на Манежной площади, в том самом здании, где в советское время принимал граждан «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Члены нашей палаты ведут прием по графику примерно один раз в год.
Мой первый прием граждан состоялся минувшей осенью. Были люди со всей страны из Вологды, Воронежа, Волжского, Подмосковья, была одна женщина из Якутии, из поселка Тикси. Некоторые вопросы, которые они ставили, удалось решить оперативно. Но, как правило, проблемы, с которыми граждане приходят на подобные приемы, решаются непросто. Особенно это касается обманутых вкладчиков в финансовые структуры и дольщиков жилищного строительства. Но, естественно, мои контакты с людьми, в том числе с земляками, официальными приемами далеко не ограничиваются.
«НВ»: А женщина из Тикси с какой проблемой обращалась?
В.Ш.: До 90-х годов она работала директором школы, заслуженный человек. Выйдя на пенсию, уехала на материк, не получив положенного государственного сертификата на переселение с Крайнего Севера. Заручилась лишь письменными обещаниями, которые ей выдала прежняя администрация района, а новая их не признаёт. Сейчас разбираемся с Министерством социального развития: каким образом можно восстановить ее нарушенные права, вернуть положенную государством льготу.
Интересы Якутии лоббируем вместе
«НВ»: Помогаете ли вы своему преемнику, президенту Якутии Егору Борисову, «пробивать» в Москве решение важных для республики вопросов?
В.Ш.: Конечно. С Егором Афанасьевичем, с другими руководителями исполнительной власти Якутии мы занимаемся, как это принято говорить, «лоббированием» интересов республики.
Из важных встреч последнего времени можно назвать совещание с министром регионального развития России, где речь шла о таких общефедеральных вопросах, как защита прав коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, ситуации в жилищном строительстве, проблемах организации местного самоуправления. Но обсуждались здесь также и вопросы строительства моста через Лену и проблемы сноса аварийного жилья в Якутии. С министром экономического развития России обсуждался вопрос о создании специализированного «алмазного» таможенного поста в Якутске. Принимал участие и в заседании, проходившего под руководством российского вице-премьера Александра Жукова, оргкомитета форума «Россия спортивная держава», который состоится в столице нашей республики в следующем году.
Дел, так или иначе касающихся проблем республики, много. И неважных среди них нет.
«НВ»: Не имея уже непосредственного отношения к алмазной сфере, вы остаетесь крупным специалистом этой отрасли, нередко публично выступаете как авторитетный эксперт
В.Ш.: И не только выступаю. Новая работа позволила активно заняться отраслевым законодательством. Сейчас вместе с коллегами по СФ работаем над поправками к закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Он был принят в 1998 году в иных экономических условиях. С той поры много что изменилось. Евросоюз жестко распространил антимонопольное законодательство на алмазный рынок. Ушли в прошлое наши картельные соглашения с компанией «Де Бирс». Создан Таможенный союз. Некоторые положения законодательства, регулирующего его работу, осложняют положение отечественной алмазной отрасли. Наконец, подготовка России к вступлению во ВТО вызывает необходимость либерализации всех рынков. А значит, пришло время внести изменения и в этот фундаментальный закон.
«НВ»: Еще одна важная тема, непосредственно касающаяся АБК Якутии, это открытие специализированного таможенного поста для алмазов и бриллиантов. Зачем он сейчас понадобился в Якутске?
В.Ш.: Гранильная отрасль Якутии стала второй по значимости в стране после Смоленска. У нас производят бриллианты, львиная доля которых идет на экспорт, а таможенный контроль в Москве. Причем товар часто готовится к отправке в Китай или Японию. И вся таможенная бюрократия с учетом контрольных и пробирных мероприятий, пересылки спецпочтой могут затянуться на срок от трех до восьми недель. Для сравнения, в Индии или Израиле на это уходит два часа! Таким образом, наши огранщики: а) теряют в обороте капитала, б) вынуждены брать кредиты, что, естественно, увеличивает себестоимость, и все это — в) снижает конкурентоспособность наших камней.
Длительное время этот вопрос вообще не решался, но сегодня экономические процессы подталкивают власть к решению этого вопроса. Согласие федеральной таможенной службы уже получено. Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, также выразила поддержку этой идее. Теперь нужно дорабатывать вопрос с Минфином и правоохранительными органами.
Модернизация и диверсификация для АЛРОСА
«НВ»: В середине апреля будут сняты последние ограничения на пути преобразования компании «АЛРОСА» из закрытого акционерного общества в открытое. Одной из причин изменений называется необходимость привлечения крупных инвестиций. Зачем для этого обязательно нужно менять ЗАО на ОАО?
В.Ш.: Компании постоянно требуются финансовые ресурсы, причем не столько для текущей деятельности, сколько для развития, реализации крупных инвестиционных проектов. Эта нужда вытекает из необходимости сохранить перспективы деятельности в условиях, когда неуклонно ухудшается минерально-сырьевая база компании. АЛРОСА ведь по сей день работает на месторождениях, открытых в середине прошлого века. Единственное новое это нюрбинская группа месторождений. Причем месторождения наши быстро истощаются. Значит, необходимо одновременно разворачивать масштабные геологоразведочные работы, осваивать новые, отдаленные месторождения, внедрять перспективные способы добычи алмазов, например, подземный.
Переход на новые технологии обогащения позволит начать работу на бедных месторождениях, которые считаются сегодня нерентабельными. Например, наша знаменитая трубка «Зарница» содержит алмазы, уникальные по размерам и качеству. Но содержание их очень низкое для существующих технологий разработки. Однако, уверен, со временем появятся технологии, которые позволят обогащать породу из подобных месторождений, делать их разработку рентабельной. Модернизация для АЛРОСА это не просто популярный лозунг, а жизненная необходимость. И на это нужны крупные инвестиции.
Инвестиционные ресурсы можно привлечь из разных источников: прибыль, амортизационные отчисления, кредиты. Но с их помощью затруднительно решать масштабные инвестиционные задачи сразу по нескольким направлениям: геологоразведка, технологические инновации, строительство подземных рудников, освоение месторождений железных руд, новые проекты в Архангельской области и Якутии.
Нужны новые источники средств. Их привлечению препятствует нынешняя организационно-правовая форма компании — закрытое акционерное общество. Открытие компании позволит разнообразить возможности привлечения средств за счёт допэмиссий акций, использования депозитарных расписок, других финансовых инструментов.
«НВ»: А разве нельзя спокойно себе копать алмазы еще 30 лет, они ведь постоянно дорожают и будут дорожать дальше по мере сокращения их добычи, не так ли?
В.Ш.: Если в мире не будут открыты новые крупные месторождения, а в результате истощения старых вырастут цены на алмазы, и сохранятся на прежнем уровне доходы от их продаж при меньших объемах добычи, то всё равно резко снизятся масштабы деятельности компании, объемы работ.
Возьмем трубку «Удачная», она была рассчитана на переработку 12 млн тонн руды. Теперь мы строим подземный рудник, он тоже будет самым крупным в мире, с проектной мощностью «всего» 4 млн тонн руды. То есть объем добычи уменьшится втрое, соответственно, сокращается объем работ по обогащению. А это значит, что кадровый и технический ресурсы в значительной мере окажутся не востребованы, им нужно искать какие‑то другие сферы применения. Это не только экономическая, это острая социальная проблема. Значит, компании нужно задуматься над тем, куда перенаправить свои ресурсы: технические, технологические, а главное человеческие, кадровые ресурсы.
АЛРОСА повезло, что компания выиграла на аукционе лицензии на разработку железорудных месторождений Южной Якутии. Для их освоения, главным образом, и потребуются новые инвестиции, туда же будут направлены и кадры, и технические ресурсы.
Ах ты, доля, моя доля
«НВ»: Но всё‑таки принято считать, что организационно-правовая форма закрытого акционерного общества гарантирует государственный статус АК «АЛРОСА» за счёт первоочередного права акционеров (в первую очередь правительство Якутии) на приобретение акций из‑за особых процедур их купли-продажи.
В.Ш.: Сама по себе форма закрытого акционерного общества только теоретически защищает статус АК «АЛРОСА» как государственной компании. Представьте себе, что правительство России в рамках современной политики в отношении государственной собственности решит продать свои акции АЛРОСА. Да, правительство республики, как и другие сегодняшние акционеры, имеет первоочередное право их покупки. Но сможет ли оно реализовать это право стоимостью сопоставимой с годовым бюджетом Якутии? Скорее всего — нет. Поэтому важна не организационно-правовая форма компании, а сохранение доли республики в уставном капитале компании на уровне, позволяющем участвовать в реальном управлении, проводить нужные и блокировать не отвечающие интересам Якутии решения.
«НВ»: Объявлено, что доля республики в компании, скорее всего, сократится с нынешних 40 до 25 процентов. Чем нам это грозит?
В.Ш.: На самом деле ещё ничего не объявлено, обсуждаются только разные гипотезы. А говоря по сути, если опираться на наше законодательство об акционерных обществах, то пакет 25% плюс одна акция является достаточным, чтобы интересы акционера были защищены. Такой пакет не позволяет полностью контролировать компанию, но гарантирует, что без учета мнения держателя четверти акций никакие принципиальные вопросы решаться не могут. Поэтому для республики сегодня главное, чтобы ее доля дополнительных эмиссий в ходе преобразования компании не опускалась ниже 25% плюс одна акция.
Думаю, кардинальных изменений в жизни компании после «открытия» не произойдет, по крайней мере пока она будет оставаться под контролем государства. Тем не менее в АЛРОСА появятся новые акционеры со своими интересами. Полагаю, это пойдет в какой‑то степени и на пользу, поскольку будет более взыскательный и заинтересованный контроль за стратегией и итогами текущей деятельности компании. Но ко всем этим вопросам нужно относиться взвешенно и осторожно.
«НВ»: Хорошо. Тогда еще раз осторожно: что республика может приобрести взамен уменьшения доли в уставном капитале АК «АЛРОСА»?
В.Ш.: Да, мы можем потерять некоторую часть доходов сразу после перераспределения долей акций за счет уменьшения доли в дивидендах. Но на перспективу это правильный и выгодный для республики шаг.
Нужно четко понимать, что мы избегаем потерь в будущем. Сокращение объемов деятельности компании в результате недостатка инвестиционных возможностей могло бы означать сокращение налоговых отчислений в бюджет Якутии как корпоративных, так и физических лиц работников компании. Если в результате открытия компания, став более инвестиционно привлекательной, сможет привлечь дополнительные ресурсы, сохранить и нарастить объемы работ и в алмазной, и в других добывающих отраслях, то доходы республики от деятельности АК «АЛРОСА» возрастут.
«НВ»: А какой пакет должен быть у Правительства РФ?
В.Ш.: Я считаю, что справедливо и экономически целесообразно, чтобы в сумме акции Российской Федерации и Якутии составляли бы контрольный пакет, то есть у каждой из главных сторон было бы по 25% плюс одна акция.
«Народное» IPO?
«НВ»: Среди экспертов идут дискуссии о том, кому продавать акции после открытия. Должен ли это быть крупный стратегический инвестор, или продать акции мелким акционерам.
В.Ш.: Акции будут стремиться покупать либо компании, которые профессионально занимаются ценными бумагами для того чтобы получать прибыль на их купле-продаже, либо заинтересованные горнодобывающие компании. В первом случае возможно снижение социальной направленности в деятельности компании, во втором конфликт интересов крупного акционера и самой компании как независимой хозяйственной структуры. Поэтому для АЛРОСА было бы предпочтительнее, чтобы акции приобретали мелкие акционеры. В идеале, в первую очередь, нужно предложить акции для покупки жителям республики.
«НВ»: А сколько могут стоит такие «народные» акции?
В.Ш.: Пока мы можем оценивать стоимость акций только теоретически, истинную их цену можно будет узнать, когда будут биржевые котировки. Но если вспомнить, во время выкупа акции АЛРОСА, когда Правительство Российской Федерации доводило свою долю до контрольного пакета, цена каждой составляла примерно 300 тысяч рублей. Когда компания откроется, а у нее сегодня очень хорошие показатели и перспективы, максимальная рыночная цена, на мой взгляд, может увеличиться.
«НВ»: Последний вопрос по теме АЛРОСА. Не вынудят ли республику в результате открытия компании и перераспределения долей расстаться с ОАО «Нижне-Ленское»?
В.Ш.: Для принуждения нет никаких оснований и возможностей, поскольку ОАО «Нижне-Ленское» является собственностью республики. Другое дело, что с точки зрения здравого смысла это необходимый шаг. Минерально-сырьевая база сокращается как шагреневая кожа. Новых месторождений почти нет, а за имеющиеся идёт жесткая борьба. Вспомните последний аукцион накануне Нового года. Тогда цена лицензии на рассыпные месторождения в течение торгов выросла в 30–40 раз. Но сражались‑то две наши компании, следовательно, у них возникают дополнительные издержки.
Можно и нужно обдумывать варианты объединения, но императива никакого нет. Не должно быть какого‑то давления или политики, только экономический расчет. Формы слияния можно найти разные или внести «Нижне-Ленское» в уставный капитал АЛРОСА, если это потребуется для сохранения доли республики. Или создать совместное предприятие. Быть может, «Алмазы Анабара» отойдут республике в обмен на что‑либо. Но я еще раз повторю, не надо подходить к этому вопросу с сиюминутными интересами и рубить с плеча.
Инфраструктура тормозит инвестиции
«НВ»: Вы возглавляете работу по подготовке Байкальского экономического форума. Осенью Якутия будет снова предоставлять в Иркутске свои мегапроекты. Нуждаются ли они еще в дополнительной рекламе и продвижении, или инвесторы уже в очереди стоят и ждут сигнала?
В.Ш.: Форум это не только выставка-ярмарка для привлечения инвесторов. Это площадка для обсуждения стратегических вопросов, проблем экономического развития. Очень много еще мешает тому, чтобы инвесторы становились в очередь. Это касается не только нашей республики.
Применительно же к Якутии существует много инфраструктурных обременений. Необходимо искать новые механизмы государственно-частного партнерства, кроме известной всем модели: государство строит всю инфраструктуру, а бизнес приходит с инвестициями и занимается производством. Учитывая проблемы с бюджетом, государству надо хотя бы завершить то, что уже запланировано и запроектировано. Это проекты развития Южного Приангарья, проекты «Урал промышленный — Урал Полярный», наша Южная Якутия. На большее государственных ресурсов, видимо, пока не хватит.
Но можно создать, например, фонд развития Дальнего Востока, который бы наполнялся кредитными средствами крупнейших банков, а государство выступало бы долгосрочным гарантом или покупателем этих инфраструктурных объектов в будущем. А почему бы не обсудить такую экзотическую пока для нас форму, как развитие территорий на правах концессии?
И все мегапроекты на форуме нужно рассматривать через поиск инструментария, который бы позволил их реализовать.
«НВ»: Одним из наших мегапроектов, который фактически вышел на завершающую стадию является строительство железной дороги Беркакит Якутск. Но до сих пор не утихают споры, какой мост нужно возводить через Лену чисто автомобильный или совмещенный с железной дорогой. А нужна ли нам вообще «железка» на левом берегу?
В.Ш.: С точки зрения экономики, с точки зрения перспектив будущего развития это должен быть совмещенный железнодорожно-автомобильный мост. Если дойдем до правого берега Лены и построим только автомобильный мост, то решение проблемы материально-технического снабжения самого Якутска и северных улусов будет незавершенным. Представьте, что нам нужно будет перевалить все грузы на правом берегу, затем перевести их на машинах на левый берег в речной порт и снова перевалка.
Кроме того, сегодня мы единственный субъект федерации, который строит сразу две железные дороги: Беркакит -Якутск и Улак Эльга. Планируется также строительство «железки» на Тарынахское месторождение железной руды в Олекминском улусе, там уже ведутся проектно-изыскательские работы.
Но напомню, что стратегия развития транспорта России предусматривает строительство и Северо-Сибирской железной дороги. Она начнется в Тюменской области, через север Томской области, север Красноярского края должна прийти в Усть-Кут, оттуда в Ленск, а далее в Якутск. Это будет третья широтная магистраль в азиатской части России после Транссиба и БАМа. Ее строительство, к слову, замышляли еще в середине прошлого века, когда многие крупные месторождения полезных ископаемых не были открыты. В этом случае, если мы сегодня согласимся на строительство только автомобильного моста, то позднее нам всё равно обязательно придется строить рядом железнодорожный, и затраты будут двойными. Честно говоря, нам тогда лучше вообще ничего не строить, чем возводить один только автомобильный мостовой переход. Лучше дождаться будущего.
«НВ»: Чем объясняется постоянно меняющаяся стоимость строительства этого объекта. Какова все‑таки цена моста?
В.Ш.: Сам мост оценивается в 50 миллиардов, еще 29 миллиардов на ветку от Табаги до станции «Якутск-пассажирская» в районе аэропорта и до станции «Якутск-грузовая» в районе речного порта. В сумме 79 миллиардов рублей, и средства уже заложены в бюджете в различных государственных программах.
Но когда начали разрабатывать технико-экономическое обоснование, стоимость моста вдруг начала расти как на дрожжах, вы правильно это отметили. Я убежден, что если правильно провести конкурс, исключить коррупционную составляющую, недобросовестный лоббизм, какие‑то подковерные игры, то за указанную сумму можно выполнить весь объем работ с надлежащим качеством.
Социальная сфера особого внимания
«НВ»: Вернемся к людям. В Совете Федерации вы курируете направление социальной защиты. Что примечательного произошло за время вашей работы? Какие новые законы и поправки к действующим были приняты?
В.Ш.: Одна из самых спорных поправок, которую бурно обсуждали, касается денежных выплат беременным женщинам и матерям по уходу за ребенком. Напомню, сначала было принято решение увеличить расчетный период заработной платы из него рассчитывается размер пособия до двух лет. Таким образом, у многих пособия существенно сократились бы. Зато выигрывал бюджет: «экономия» тянула на 13 млрд рублей. После негативной общественной реакции правительство приняло решение приостановить действие этого закона, установив двухлетний переходный период. Мы со своей стороны будем настаивать на том, чтобы не принимались законы, ухудшающие материальное положение женщин и матерей.
Кроме того, за последние годы возникло множество вопросов, связанных с жизнью коренных малочисленных народов Севера. Многие принятые недавно законы в чем‑то ущемляют их права. А с тех пор, как в паспортах исчезла графа «национальность», таким гражданам стало очень сложно доказывать органам власти свои права на льготную ловлю рыбы или охоту.
«НВ»: А лицензии на добычу рыбы теперь достаются не общинам, а крупным коммерческим фирмам
В.Ш.: Раньше общины получали лицензии на участки по рыбной ловле через простое распределение, а теперь только через процедуру конкурса, аукциона. Понятно, такие решения принимались с благими намерениями, чтобы отсечь недобросовестных предпринимателей, которые под крышей общин занимаются промышленным ловом. Но ведь страдают‑то и добросовестные граждане, которые десятками лет рыбачили и жили на конкретных территориях. Теперь лицензии выигрывают богатые фирмы и заставляют работать на себя местное население.
Обращений по этому вопросу поступает очень много. 11 апреля проведем специальное совещание с министром регионального развития, чтобы убедить правительство внести нужные коррективы.
Еще одна, для кого‑то незаметная, а для кого‑то жизненно важная проблема пользование пастбищами. Плата с этого пока не взимается, но действующий закон этого уже требует. Надо решать вопрос об отмене этой платы для наших оленеводов.
Теперь о том, что ожидает нас в будущем. Группа депутатов Госдумы подготовила закон «О районировании», на основании которого будут определяться границы Крайнего Севера. Подготовлена и новая версия закона о социальных гарантиях для северян, где будут описаны все надбавки, коэффициенты.
«НВ»: Но до больших выборов эти законы, вероятно, не будут рассматривать.
В.Ш.: Скорее всего нет. Но после нам придется крепко поработать, защищая интересы северян, поскольку отношение правительства к законам, требующим бюджетных затрат, как правило, бывает негативным. Со своей стороны сами якутяне и другие россияне, живущие на Крайнем Севере, тоже наверняка найдут изъяны в этих законопроектах. Так что работа предстоит очень серьезная.
Одно могу сказать: все, что касается интересов республики, ее жителей, по‑прежнему является сферой моей ответственности. И как сенатора, и как вице-спикера Совета Федерации, и просто как якутянина.