Все новости

КОЛЛЕКТИВНОЕ ЛОББИ

газета «Псковская Правда», опубликовала эксклюзивное интервью с представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Псковской области Михаилом Маргеловым.


Сенатор от Псковской области Михаил Маргелов вот уже 10 лет является проводником интересов нашего региона не только в Москве, но и во всем мире.

«Псковская Правда» представляет эксклюзивное интервью с председателем комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Витальевича Маргелова.

Михаил Витальевич, скоро исполнится 10 лет, как вы представляете Псковскую область в Совете Федерации. Скажите, пожалуйста, что вы считаете своим главным достижением за этот срок?

— Работа в Москве в верхней палате российского парламента — работа во многом не очень заметная, как это не покажется кому‑то странным. Десятки писем, телефонных звонков за день…. Не будешь же об этом каждый день всем рассказывать. После известных изменений в законодательстве о формировании Совета Федерации, принятых 10 лет назад, представителями регионов в верхней палате, как известно, стали не губернаторы и председатели региональных собраний, а «региональные лоббисты», люди так или иначе связанные с регионами. В регионе либо живущие, либо не живущие, но умеющие открывать в Москве нужные двери и делать так, чтобы на их телефонные звонки в высокие кабинеты незамедлительно отвечали. Когда 10 лет назад губернатор Евгений Михайлов предложил мне стать лоббистом Псковской области в Москве, я не сомневался ни минуты. В студенческие годы ездил в Изборск и Псков на раскопки, да и вообще, что говорить, для моей семьи – семьи Маргеловых, Псков – город не чужой, надеюсь это объяснять никому не надо.

Работа законодателя в Совете Федерации – всегда коллективная. Один сенатор, и может быть, даже все сенаторы от северо-запада, не в состоянии решить проблему одного региона. Работа в Палате это всегда поиск и нахождение договоренностей с коллегами, поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемых решений. В бизнесе принято говорить, успех – это всегда командная работа, это так же справедливо и для работы законодателей.

— А главная неудача и разочарование этих 10 лет?

— Непосредственно по моему сенаторскому профилю — не ратифицированный договор о границе с Эстонией. И вообще колоссальное разочарование от попыток выстроить партнерство с эстонскими парламентариями. По‑прежнему, далеко не идеально обустроены пункты пограничного перехода, которые приводят к километровым очередям. Не найдены возможности для решения одной из самых больных псковских проблем — высоких энерготарифов.

— Депутаты и сенаторы нередко говорят, что важная часть их работы – лоббирование интересов того региона, который они представляют в Федеральном Собрании. А вы лоббируете интересы Псковской области? И если да, то назовите конкретные примеры.

— Повторюсь – да. И никогда не скрываю, что это моя главная задача. Среди последних — налаживание контактов администрации Псковской области с Газпромом. Развитие программы газификации области продолжает оставаться одной из основных. Очень важно иметь взаимодействие с людьми, принимающими решения. И результатом этого взаимодействия, в том числе, стало утверждение в 2009 году программы газификации Красного Луча и Палкино. Заметьте, как улучшились и активизировались наши связи с Латвией. Был в Риге в сентябре незадолго до приезда туда губернатора Турчака. Развитие приграничного бизнеса – это всегда не только деньги в бюджет области, но и в семейный бюджет жителей области.

Изборские точки

— Изборск готовится отмечать 1150-летие со дня первого упоминания в летописи. Музей-заповедник «Изборск» уже неоднократно становился участником разного рода культурно-исторических международных проектов. Намерены ли вы способствовать тому, чтобы празднование обрело достойный масштаб? Как вы себе представляете этот юбилей?

— Мне хочется, чтобы юбилей выполнил две важные задачи.

Первая, он бы позволил широко прозвучать одному из самых славных в историческом плане городов России, напомнил его важнейшее значение для прошлого нашей страны, продемонстрировал его потрясающую самобытность и средневековую красоту, о которой многие россияне даже не догадываются. Скажем так, чтобы рекламные возможности празднования юбилея как государственного праздника были использованы на максимум процентов.

Вторая, и она мне не кажется приземленной, чтобы федеральное правительство выделило необходимое финансирование, которое позволит улучшить инфраструктуру Изборска, как музейного объекта, а также бытовые условия – ремонт дорожного покрытия трасс, улиц, снять, наконец, проблему ветхого жилья. Я знаю, что в рамках Указа Президента есть возможность решить и областные вопросы – наконец‑то превратить псковский аэропорт в полноценно действующий объект, способный максимально выполнять свои функции. Эффективно работающий аэропорт – это большой стимул для развития бизнес-связей и туризма.

— Вы представляли Администрацию Псковской области в Совете Федерации при трех Губернаторах – Евгении Михайлове, Михаиле Кузнецове и Андрее Турчаке. Каждый из них подтверждал ваши сенаторские полномочия. В чем разница между теми задачами, которые ставили (если ставили) перед вами главы региона? Или представление от региона – это просто устаревшая, формальная форма представительства в Совете Федерации?

— Губернатор Михайлов руководил областью в самое непростое для нее время, подчас основными для него проблемами были проблемы выживания региона, с чем он абсолютно справлялся, а я помогал по мере своих возможностей. Для губернатора Кузнецова было важно выстраивание политических отношений с федеральным центром, а для губернатора Турчака деловые вопросы с федеральными министерствами и структурами, а также с зарубежными соседями. Главное, что со всеми тремя мне было и есть интересно работать.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах. Вы и в дальнейшем рассчитываете возглавлять комитет по международным делам Совета Федерации или чувствуете, что пришло время что‑то изменить в профессиональном плане? Может, пора на повышение?

— Международная политика неисчерпаема. В ней есть масса нерешенных вопросов, и каждый день возникают новые вызовы. Например, сейчас очень важно довести до конца ратификацию договора СНВ-3 с нашими американскими коллегами. Это непростая работа. Сегодня в новую фазу входят наши отношения с израильтянами. Впервые создана группа по стратегическому сотрудничеству, на базе которой можно решать очень важные для обеих сторон вопросы, в том числе и по ближневосточному урегулированию. Ну и в целом по совместному сотрудничеству по противодействию терроризму. Африканский континент вновь входит в число наших российских интересов. Работы много. И мне интересно ее делать.

Эгоистичная политика

— Вопрос от читателей «Псковской правды»: в советское время с внешней политикой нашего государства все было ясно и понятно: это черное, это белое, это союзники, это враги. А что теперь? Наши главные друзья – маленькие, но гордые латиноамериканские страны? С режимами, похожими на диктатуру?

— Не соглашусь, что в советское время внешняя политика была простой и ясной. Двуполярный мир требовал порой изощренной игры на всем мировом пространстве – первая линия обороны и США, и Советского Союза проходила на значительном расстоянии от границ этих стран. Ради этого обе стороны искали союзников, если угодно, не очень разборчиво в отношении моральных качеств политических режимов этих союзников и их действительной надежности. Внешняя политика в то время обходилась дорого, поскольку тех же друзей в третьем мире приходилось покупать. Сегодня политика России во вне практична, может быть, даже эгоистична. Это означает стремление не к дружбе, которая на практике мало к чему обязывает, а к юридически закрепленному партнерству, в политических, военных и экономических областях. Например, с виду горячая дружба со странами СЭВ и Варшавского договора развалилась в считанные месяцы.

Внешняя политика бескорыстной не бывает, и у латиноамериканских стран, называющих себя друзьями России, есть для того, конечно же, какая‑то собственная цель. Союзников в обычном понимании у России сегодня, может быть, и нет, зато у нее нет и явных внешних врагов. Что скрывать, в свое время СССР соперничал с США за мировое господство – обе стороны стремились распространить свои идеологии в планетарном масштабе. Тогда, как уже говорилось, союзников приходилось заманивать, заинтересовывать материально. Сейчас особой нужды в этом нет. Сейчас пока что вполне достаточно вступать в коалиции, чтобы участвовать в решении конкретных проблем, затрагивающих Россию. Это нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, урегулирование локальных конфликтов и проч. И во всех таких коалициях Россия, как говорится, на виду. Более того, я бы отметил видимое потепление отношений к России со стороны таких великих держав, как США, Франция, Италия, Германия. Сегодня в России объявлена модернизация, и по мере ее продвижения к сближению и союзу с Россией будут стремиться все больше и больше стран на всех континентах. И не только из‑за наших богатых энергетических и прочих природных ресурсов.

— Вопрос в продолжение предыдущего. В нескольких словах сформулируйте суть взаимоотношений России с США, Китаем, Украиной, Белоруссией, Грузией, Афганистаном. Есть ли у России союзники? Складывается мнение, что мы поссорились со всеми, кто когда‑то был нашими друзьями. Один из последних примеров Белоруссия. Побеждает политическая конъюнктура, а не стратегические интересы страны?

— С США начат процесс «перезагрузки». Начат он важной разоруженческой темой – договором о СНВ. Сейчас американская администрация работает над тем, чтобы Сенат этот документ ратифицировал. Ситуация там пока неоднозначная – против договора выступает ныне оппозиционная республиканская партия. Но обусловлено это не столько содержанием этого договора, сколько тем, что республиканцы не приемлют, прежде всего, внутреннюю политику президента Обамы. Тем не менее, больше факторов за то, что договор о СНВ будет все‑таки американцами ратифицирован. Известно, что создана президентская комиссия России и США, которая работает над наполнением содержания перезагрузка в экономике, науке, культуре, образовании и проч.

С Китаем – отношения, говоря языком нашего МИДа, добрососедские. После победы Януковича на выборах украинского президента отношения с Украиной «перезагружены» — взять хотя бы новые договоренности о Черноморском флоте, отсутствие русофобских заявлений из Киева и проч. В Афганистане идет война, и Россия поддерживает воюющую там против талибов коалицию. Мы открыли НАТО коридор для транспортировки грузов в Афганистан. Россия заинтересована в стабильном Афганистане, в прекращении там производства наркотиков, которые представляют прямую угрозу здоровью наших граждан. С Грузией, по известным причинам, каких‑либо отношений нет. Ситуацию завел в тупик Саакашвили, напав на российских миротворцев в Южной Осетии. В результате этой войны Южная Осетия и Абхазия провозгласили независимость, которую Россия признала. Понятно, что повернуть вспять эту ситуацию, то есть отказаться от этого признания, наверное, не возможно. Российско-белорусская перепалка никакого разорительного влияния на суть наших отношений не оказала. Это подтвердило заседание Совета Министров Союзного государства России и Белоруссии, на котором Владимир Путин заявил, что «чаяния наших народов важнее» споров и недопониманий. И символично, что на экраны выходит российско-белорусский фильм «Брестская крепость».

Что касается преобладания стратегических или тактических интересов в наших отношениях с другими странами, то оно носит переменный характер. Потому что стратегии без тактики не существует и наоборот. Возможны и ссоры на государственном уровне. Ведь во внешней политике речь идет всегда о национальных интересах, то есть о политических и экономических потребностях нашей страны и сию минуту, и в перспективе.

Дверь в Африку

— Вы являетесь спецпредставителем Президента РФ по Судану. Объясните, пожалуйста, почему это государство имеет важное значение для России, и что вам удалось сделать за время работы? Это почетная работа или ссылка в Африку?

— Работа специального представителя, в данном случае по Судану, это дипломатическая работа в горячей точке. Это и посредничество в урегулировании конфликта, и переговоры с враждующими сторонами, и отслеживание российских интересов в регионе. На такую работу назначают, а не ссылают. Любой прокол на этой работе опасен, потому что может вызвать стрельбу, жертвы среди мирного населения. Почему Судан?

Ну, во‑первых, Судан – не единственный конфликт, в урегулировании которого участвует Россия. Это – признание нашего авторитета, заранее и верно предполагается, что слово российских участников мирного процесса весомо.

Во‑вторых, в Судане российские интересы пересекаются с интересами Китая, Евросоюза, США. Основная причина такого внимания к этой стране, помимо миротворчества, наличие в ней запасов природных ресурсов, прежде всего, нефти. В‑третьих, разного рода посредничество и участие в Судане и на всем африканском континенте необходимо для мирового сообщества в целом. Здесь много несостоявшихся государств, которые, будучи предоставленными сами себе, могут стать источниками международного терроризма. Наконец, в‑четвертых: Судан – это одна из дверей, через которую мы возвращаемся в Африку. Наши следы здесь еще не заросли.

Но теперь другая реальность – мы возвращаемся туда не для вербовки союзников против США, а ради взаимовыгодных, прежде всего, торгово-экономических отношений. И если мы не будем активно работать в Африке, нас там опередят, и мы экономически проиграем. Реально на сегодняшний день миротворческим институтам в Судане удалось провести более или менее демократичные для условий Африки выборы, сейчас готовится референдум о статусе Юга этой страны.

— Вы играете активную роль в ПАСЕ. Является ли Ассамблея действительно действенным субъектом европейской политики или это лишь одно из многих «европейской» бюрократии? Вы можете привести примеры, когда, благодаря ПАСЕ, России удалось решить значимые для нее вопросы?

— ПАСЕ не имеет отношения к европейской бюрократии, которая сосредоточена в структурах Евросоюза. Кроме того, ни Совет Европы, ни его Ассамблея политикой как таковой не занимаются. Совет Европы, включающий ПАСЕ и Страсбургский суд, был создан для защиты прав человека в Европе и распространения европейских ценностей, чем эта организация и занимается. ПАСЕ это делает в так называемом «парламентском измерении». Кстати, парламентская ассамблея есть не только у Совета Европы – такие структуры работают в НАТО и в ОБСЕ. В них, как и в ПАСЕ, представлены национальные делегации из числа парламентариев. Совет Европы и его ПАСЕ помогают решать своим членам значимые вопросы исключительно в области соблюдения прав человека. Чтобы стать членом Совета Европы – а это старейшая и авторитетная международная организация – каждая страна письменно обязуется их соблюдать. На практике же случается всякое. Совет Европы считает, что права человека и демократия – это и есть самый значимый вопрос для любой страны. Если этот вопрос решен, то остальное, думают в Страсбурге, приложится. В России после вступления в Совет Европы был наложен мораторий на смертную казнь, ратифицирован важный документ, позволяющий улучшить работу европейского суда по правам человека и т. д. Недостаток работы ПАСЕ, на мой взгляд, в том, что Ассамблея к старым многоопытным и молодым начинающим европейским демократиям подходит с одинаковыми мерками. Демократия – это живой процесс и при его оценке учет этапов, через которые он проходит, необходим. В противном случае легко скатиться к критиканству, как это порой и случается по отношению к России. Замечу, что конкретные граждане нашей страны значимые для них вопросы решают через Страсбургский суд.

— Безвизовый режим с Евросоюзом. Когда Европа будет готова открыть границы для россиян? Или это из области настолько отдаленных перспектив, что говорить об этом не стоит? На тему безвизового режима говорится много, но каковы реальные шаги в этом направлении?

— Безвизовый режим с Евросоюзом – проблема сложная. Ведь Евросоюз – это не единое государство: одни его члены готовы перейти на такой режим, а другие – могут выступить и против него. Недавно во французском Довиле встречались главы России, Франции и Германии. Эту встречу в прессе приравняли к началу «перезагрузки» отношений между Россией и Евросоюзом. Потому что, несомненно, Франция и Германия представляют ядро европейского сообщества. И, как пишут в официальных бумагах, стороны придают столь большое значение условиям визового режима, что обещают положительные подвижки в этой области уже на декабрьском саммите Россия-Евросоюз. Для нашей области это существенно, поскольку мы с Евросоюзом граничим.

Десантник на лавочке

— Несколько лет назад в Пскове много говорили о необходимости открытия памятнику десантному братству. Вы входили в специальный комитет и, если не ошибаюсь, ратовали за нестандартное решение – например, посадить «десантника» на скамеечку, чтобы каждый мог с ним посидеть-сфотографироваться. Идея так и не нашла тогда своего воплощения. По вашему, нужен ли такой памятник Пскову? Может быть, сейчас вы уже точно представляете, как должен выглядеть этот памятник и где ему место?

— Нужен! Ибо на ряду с памятниками федерального значения древней истории Пскову неплохо было бы иметь и памятник федерального значения новейшей истории, а Псков по праву являлся и всесоюзной десантной столицей. Пока проект «подвис». Те восьмизначные суммы, которые запросили именитые скульпторы за то, чтобы приступить к его реализации пока не нашли ни своих щедрых спонсоров, и не «ужались» до сколько‑нибудь приемлемой и разумной цифры, но усилий не оставляю. Продолжаю считать, что памятник должен быть неформальным, который не вызывал бы трепета и оторопи. Я вижу памятник, к которому хотелось бы прийти, и рядом с ним было бы уютно, насколько может быть уютно с памятником. Архитектура Пскова не позволяет городить монументы-монстры. У нас, россиян, псковичей, традиционно патриотизм – состояние повседневное, если угодно, личное, и искусственные стимуляторы ему не нужны.

— Ваша фамилия, точнее фамилия вашего деда ассоциируется с ВДВ. Между тем псковская дивизия постоянно становится источником различного рода скандалов. Вам не обидно за себя за деда?

— То, что в нашей армии не все идеально знает каждый. Псковская дивизия – часть нашей армии. Скажу честно, при всех проблемах, одна из лучших ее частей. Перечислять ситуации, в которых псковские десантники спасали престиж нашей страны только последние двадцать лет – не хватит никакого интервью. Скажу лишь одно, операция по принуждении Грузии к миру уверен, могла бы длиться и более продолжительное время и стоить куда больших потерь, если бы не героизм и жертвы псковских десантников. Поэтому по поводу проблем дивизии, по‑моему, не злословить надо, а помогать их решать. Горжусь тем, что дивизия, дислоцирующаяся на улице генерала армии Маргелова, имя деда ни разу не посрамила.

— А вы сами с парашютом прыгали?

— Нет. У меня военная специальность – другая. Да я и на лыжах плохо хожу, в отличие от деда. Детство, проведенное в Африке, к зимним и по тем меркам экзотическим видам спорта никак не располагало, а вот стреляю неплохо.

— Вы побывали в разных странах. Понятно, что комфортнее всего вам в России. А где еще вы любите бывать?

— Во Франции, США, Марокко. Хотя на самом деле этот список можно было бы и продолжить.

— Сколько дней в году вы проводите в командировках?

— Больше, чем хочется мне и моей семье. Чудовищно много. Как правило, это примерно — неделя в Москве, неделя в разъездах.

— А сколько дней в году вам удается бывать в Псковской области?

— И здесь скажу – меньше, чем хотелось бы. Хотя при современных средствах связи электронной почте, интернете, повсеместном телефонном роуминге работе это не мешает. А вот эмоционально хотелось бы на Псковщине бывать чаще. Очень Изборск люблю.

— Успеваете ли вы что‑то читать помимо документов? Что?

— Художественную мемуарную литературу. Недавно закончил читать потрясающую книгу Александра Тарсаидзе «Цари и президенты. История забытой дружбы» о российско-американских отношениях до 1917 года. С удивлением узнал, что, оказывается, три раза Гавайи просились в состав российской империи, а сантк-петербурская бюрократия их упустила. И конечно массам всего другого интересного там есть.

— Россияне обсуждают законопроект «О полиции». Какова ваша позиция по смене названия органов правопорядка и по сути проекта закона?

— То, что уходить от названия милиция надо было еще в году 1991, у меня сомнений не вызывает. Но если на Запорожец приделать табличку Мерседес он все равно лучше ездить не станет. Помимо смены названия очень важна и настоящая реформа МВД. Надо чтобы взрослые, как когда‑то в детстве, снова поверили бы в дядю Степу, но для этого их надо очень аргументировано убедить в том, что фамилия дяди Степы не Евсюков.