Все новости

АЛТАЙ — ДУХОВНЫЙ ПОЛЮС ПЛАНЕТЫ

член Совета Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай Виктор Лопатников высказался о важности сохранения традиций межкультурного и межэтнического диалога для дальнейшего успешного развития цивилизации в условиях взаимопонимания и терпимости. Об этом свидетельствует история региона, который он представляет.

Протекание диалога в сообществах людей, состояние межэтнического взаимодействия — одна из весьма серьезных проблем современной цивилизации, подчеркнул Виктор Лопатников. Поиск путей к корректным отношениям между народами, к утверждению норм общения свободных от превосходства, высокомерия, авторитарности и диктата, привлекает растущее внимание международной общественности. Особенно ясно это становится, когда участвуешь в дискуссиях подобных мировому форуму «Диалог цивилизаций», слушая авторитетных специалистов, политиков, экономистов, культурологов, общественных деятелей, сказал сенатор. «Многое из того, что происходит на уровне государств, их союзов, блоков, религиозных концессий, национальных образований далеко от своего идеального состояния. От этого и качество диалога на уровне индивидуумов оставляет желать много лучшего», — считает он.

В этом смысле культура материальная, духовная, художественная открывает широкое поле для сотрудничества, взаимодействия, взаимообогащения, напоминает В. Лопатников. Культура выступает индикатором развития всех составляющих жизни обществ: их производительных сил, уровня жизни и распределения социальных благ, органов управления, законности и справедливости, демократических институтов. Развитость общества, отметил сенатор, заключается не только в том, насколько отношения внутри него носят «очеловеченный», культурный характер, но и в какой мере ресурсы этого цивилизованного общества проявляют себя по отношению к другим странам, народам, нациям и этническим группам.

Качество представлений и суждений о цивилизованности общества, по словам сенатора, опирается на знание истории, этнополитических, историко-культурных процессах.

«В этом смысле богатый материал дает регион, который я представляю – Горный Алтай. Знание из истории цивилизаций во многом формируется на основе изучения историко-археологического наследия сосредоточенного в Горном Алтае — одном из духовных полюсов планеты. Это территория Центральной Азии площадью около 100 тыс. кв. километров», – продолжил В. Лопатников.

В силу своих уникальных природно-климатических условий это место стало заселяться древним человеком более одного млн. лет назад. В ходе смены веков и тысячелетий оно становилось пристанищем древних цивилизаций. Народы, населявшие Горный Алтай, входили в различные племенные союзы и государства. Современная наука, опираясь на бесчисленные сведения и данные, считает тот край этнографическим и историко-генетическим центром Евразийской кочевой цивилизации. Уникальным феноменом выступает тот факт, что коренные народы, населяющие этот край, сохранили себя, избегли уничтожения, в непрерывном диалоге друг с другом живут и здравствуют, несмотря на природные катаклизмы, войны, геноцид, эпидемии.

Как рассказал сенатор, современный уровень изученности памятников, находящихся здесь, свидетельствует: в Евразийском пространстве только Алтай и Хакассия располагают такой высокой концентрацией объектов наследия. «Отнесение Горного Алтая к прародине современных тюркских народов является, бесспорно установленным, прочно утвердившимся в научном мире фактом, — подчеркнул он. — Здесь, на этом пространстве сформировался первозданный язык тюрков, писались первые рунические письмена и рукописи. Отсюда прослеживаются связующие нити не только тюркско-монгольского, но и ирано-язычного и угро-финского направлений древнего кочевничества». Здесь достигли своего рассвета и крушения Первый и Второй тюркские Каганаты, некогда обосновалась Монгольская империя, затем Джунгарское ханство. Население этого края, долгое время находились под властью Цинской династии средневекового Китая. 250 лет назад народы Алтая добровольно перешли под покровительство России.

К сожалению, отметил В. Лопатников, копившееся веками историко-архитектурное, культурно-археологическое наследие долгое время оставалось закрытым для человечества. Первое прикосновение к нему произошло столетие назад. Советский период дал немало нового. Однако, археологические богатства республики, подвергались не только изучению, но и варварскому разорению. И только последние четверть века позволяют говорить о подступах к комплексному освоению хранящихся здесь древних памятников святилищ, захоронений,- наследия, которое призвано послужить всему цивилизованному миру. Тысячелетняя история Горного Алтая тесно связана с масштабными событиями, имевшими место в Северной, Центральной, Средней Азии и Восточной Европы. В древних курганах сохранились ремесленные изделия своим происхождением подтверждающие принадлежность к соседним цивилизациям. На Алтае, как нигде, сохраняются многие элементы древних верований, традиционных культов, уходящих в древность представлений о мироздании, о духовных связях с космосом, потусторонним миром.

В декабре 1998 года на XXII сессии ЮНЕСКО Телецкое озеро и прилегающие к нему заповедные места включены в перечень объектов природного наследия человечества. В настоящее время в республике имеются 93 памятника истории и культуры федерального значения и 300 — республиканского.

На территории республики Алтай проживает население более 70-ти национальностей. В межэтническом отношении историческое, уходящее в древность коренное население республики (30.6%), представляет две этнографические группы: северные и южные алтайцы. Коренные алтайцы в основе своей оказались не восприимчивы к попыткам навязывания им традиционных религиозных вероучений. Поклонение Солнцу и Огню, идея организующей силы Вечного Синего Неба составляет религиозно-философскую основу их приверженности шаманизму. Но и это обстоятельство не накладывает какого‑то негативного отпечатка на межэтнический диалог, наоборот добавляет живописных красок в культуру и быт современного Горного Алтая, отметил сенатор. Своеобразный сплав, являющийся результатом длительного мирного сосуществования многих этнических общностей, позволяет говорить об особой цивилизационной среде, где происходит полиэтнический диалог представителей различных культур. Именно диалог, его цивилизованность в межэтнической толерантности выступает здесь повседневной общественной нормой, свидетельствует В. Лопатников.

Три фактора: археологические памятники, бытовой этнографический комплекс и природная среда создают региону исключительность, привлекательность, приоритетность. Многим объектам нет аналогов нигде в мире. Характерной приметой времени стало растущее паломничество сюда не только россиян, но и туристов-иностранцев.

Преобладавший в советский период остаточный принцип финансирования отдаленного региона, существенным образом сказался на уровне социально-экономического развития Республики Алтай, с сожалением констатировал В. Лопатников. Современное руководство региона в тесном контакте с федеральным центром, по его утверждению, всеми силами стремится наверстать упущенное, делает все возможное к тому, чтобы придать местной экономике современный динамичный характер. В регион приходят инвестиции, развивается транспортная инфраструктура, социальный сектор. «Не за горами то время, когда в Центральной Азии появится регион по своей доступности, оснащенности и привлекательности не будет уступать ни Итальянским, ни Французским, ни Швейцарским Альпам», — уверен сенатор.

Деловые и интеллектуальные ресурсы региона в настоящее время сосредоточены на создании здесь свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа. Осуществляется проект под названием: «Археологический парк — Перекресток миров». Его творцы сосредоточены на том, чтобы интегрировать археологическое наследие в сферу туризма. Это, по их мнению, единственное средство сохранения и популяризации древностей края. Здесь открыты и изучены памятники, принадлежащие к неолиту, скифской и тюркской эпохам. Мысли и фантазии местных философов, ученых простираются дальше. По их мнению, в Горном Алтае имеются все возможности для реализации первой в мире модели духовно-экологической цивилизации будущего.

На приведенном примере очевидно: человечество располагает историческим, проложенным через века, опытом цивилизованного межэтнического диалога. Это наследие лежит на поверхности, его преломление в современном диалоге цивилизаций и очевидно, и необходимо, убежден В. Лопатников.