Недавнее обострение ситуации вокруг Южной Осетии, спровоцированное новым руководством Грузии, вновь поставило в повестку дня вопрос о возможных путях разрешения этого конфликта. Но как это часто бывает, о существе конфликта, о его исторической или экономической подоплеке, а значит и о перспективах разрешения конфликта, — обо всем этом судят по каким‑то сложившимся шаблонным представлениям об этнических конфликтах. Естественно, что эти, часто искренние, но нередко и преднамеренные заблуждения служат плохим и слабым руководством для формирования точной и взвешенной позиции по отношению к конфликту, не могут привести к правильной, адекватной реакции на события вокруг него. Многие современные этнические конфликты, в том числе разворачивающиеся на территории бывшего СССР, носят характер очередного проявления вражды двух народов. Это позволяет опознавать их как конфликт народов, далеко стоящих друг от друга на различных ступенях цивилизации, или народов, принадлежащих, несмотря на территориальную близость, к столь различным духовным культурам, что их культурное смыкание или хотя бы даже привыкание к друг другу не происходит даже спустя века существования по соседству. Излишне приводить примеры подобных конфликтов, многие из них постоянно на слуху. Осетино-грузинский конфликт носит принципиально иной характер. Историческая наука не фиксирует в осетино-грузинских отношениях никакого давнего взаимного неприятия, различия их культурных ценностей. Два народа извечно жили по соседству, по крайней мере с эпохи раннего средневековья. В грузино-осетинских отношениях преобладали периоды близких военно-политических и культурных контактов, а распрей было, пожалуй, меньше, чем у любых других народов, живущих по соседству. Своего рода символом этих связей может быть назван Давид (Сослан) из осетинского аристократического рода Царазон, муж и соправитель грузинской царицы Тамары в начале 13 века. Он же, достойно ее представляя под Акрой во времена крестоносцев, привез с земли обетованной древо Святого Креста, который и поныне возвышается « там где сливаются как две сестры струи Арагви и Куры…». После разгрома монголами и, впоследствии, Тимуром Аланского государства на Северном Кавказе и грузинских царств в Закавказье также не ощущается серьезного антагонизма между двумя народами. Довольно многочисленные столкновения между ними фиксируются исторической наукой; среди них были такие громкие как взятие грузинской крепости Гори осетинским владетелем Ос-Багатаром. Но по своему характеру эти столкновения были обычными феодальными усобицами. Тем временем политическая деградация осетинских общин была более радикальной, чем грузинских княжеств, и скоро многие из них попали в определенную зависимость от грузинских феодалов. Но военно-политическое сотрудничество между осетинскими и грузинскими народами не прерывалось. Осетинские ратники служили под знаменами и грузинского полководца Г.Саакадзе в его борьбе за единство Грузии и в освободительных войнах против шахского Ирана и султанской Турции, где речь шла просто о физическом выживании самого грузинского народа. Определенное культурное и религиозное влияние Грузии на осетин стало слабеть и было перекрыто культурно-политическим влиянием России с конца 18 века. С того момента, когда большинство осетинских общин, в том числе и по южную сторону Кавказского хребта, а затем и грузинские княжества, одно за другим, добровольно вошли в состав России. За более чем вековое совместное пребывание в составе Российской империи Грузия оказала немалое влияние на формирование осетинской интеллигенции. Довольно широко распространены по обе стороны Главного Кавказского хребта межнациональные, грузино-осетинские браки. Но несмотря на эти теснейшие социальные и культурные взаимосвязи, несмотря на очевидную комплиментарность культур, осетины тем не менее, даже на территории Тифлисской губернии, сохранили свою национальную идентичность. Но, к сожалению, в грузино-осетинских отношениях были и драматические страницы. Причем это происходило всегда, как только сама Грузия изменяла принципам Георгиевского трактата 1783 года, положившего начало вхождению восточной Грузии в состав Российской империи и ее спасению от иранских нашествий. По этому поводу еще недавно Э.Шеварнадзе восторженно вещал: « Для всех народов солнце восходит на востоке, для Грузии же оно 100 лет тому назад взошло на севере » Для него самого позже оно взошло на Западе — потом совсем уже закатилось. Похоже, что для его наследников оно приняло и вовсе Евроатлантический оттенок. Тут в самый раз подменить слова в известной грузинской песне « Расцветай под солнцем Запада Тбилисо». Первый осетино-грузинский конфликт произошел как одно из частных последствий бурных политических событий 1917 года. В 1918–22 годах в результате краха российской государственности, Грузия получила формальную независимость. На деле за эти годы не было ни одного дня, чтобы грузинское правительство не пребывало в зависимости либо от командующего германским экспедиционным корпусом, либо от британских эмиссаров или турецких генералов. Как свидетельствуют документы, материальные ресурсы Грузии расхищались оккупантами самым бесцеремонным образом. Интересы самого грузинского народа откровенно попирались. При этом на словах социал-демократическое («меньшевикское»), на деле ультранационалистическое правительство Ноя Жордания пыталось заручится поддержкой военно-монархических кругов. И устраивало с помощью военщины настоящий геноцид осетин, восстававших против этого компрадорского режима под лозунгом единства с Советской Россией. В ходе нескольких карательных экспедиций в Южную Осетию были расстреляны сотни мирных горожан в Цхинвале, вырезались целые осетинские деревни. За 19181920 годы более 20 тысяч осетин, спасаясь бегством, были вынуждены перебраться на север, за Кавказский хребет, и осесть в Северной Осетии. Излишне говорить, что события 1918–20 годов навсегда остались в коллективной памяти народа как черные, трагические страницы его истории. Гегель говорил, что «история повторяется дважды, но второй раз в виде фарса», от себя добавим как правило, невеселого. После нового краха российской государственности «независимость» Грузии стала принимать совсем уж опереточные формы, в которых весьма органично смотрятся ее чередовавшиеся правители бесноватый Гамсахурдиа, «вор в законе» Иоселиани, вплоть до нынешних персонажей комедии дель арте. Тогда, в начале 20 века такая политика покорного подчинения внешним антироссийским силам, попытка усидеть на штыках и предопределили судьбу этого режима: триумфальный поход Красной Армии в Грузию проходил на фоне массовых, в том числе и национально окрашенных, восстаний рабочих и крестьян. Уже тогда можно было отчетливо видеть, что температура осетино-грузинских отношений зависела от степени близости Грузии и России. Поэтому, когда Тбилиси дистанцировался от России, политические стрелки Цхинвала обретали нордический азимут не на словах, а на деле. Нужно отметить, что уже тогда осетины отчетливо осознавали свое единство. В рамках административного деления Российской империи это единство не могло быть выражено, да не нуждалось в нем в едином государстве. Но уже при советской власти ставился не раз, причем ставился и тогдашними руководителями Грузии, желавших объединить Северную и Южную Осетии в составе Грузии. Еще на Самчехском съезде в 1922 году осетины второй раз заявили о своем вхождении в состав РСФСР. После распада СССР Южная Осетия объявила себя республикой в составе Грузии, т. е. просто повысила свой автономный статус, пытаясь обезопасить себя от попыток со стороны ультранационалистического, по сути «фашистского» режима Грузии упразднить даже такую, почти декоративную национальную автономию осетин. Но разъяренный этим актом грузинский правитель З.Гамсахурдия, бросил клич «Грузия — для грузин», ликвидировав и автономию, и конституцию Южной Осетии, организовал «гаппоновский» поход на Цхинвал сорокатысячного контингента, включавшего в себя и выпущенных из тюрем уголовников. Началась война, в которой, естественно, немалые потери несли обе стороны. А последний понес даже территориальные, лишившись Ленингорского района, входившего с 20 годов в состав Юго -Осетинской области, ныне он отсечен от Южной Осетии и под наименованием Ахалгори передан в другую губернию в составе Грузии. Амбиции тбилисского истеблишмента омрачили добрососедские отношения двух народов. Тогда Южная Осетия на референдуме вновь единодушно изъявила волю о вхождении в Россию. Осетины всю жизнь жили и с Грузией, и с Россией. Но когда наступал выбор, всегда предпочитали Россию, потому что они в ней видели, говоря словами Президента РСО-Алания А.Дзасохова «обещание, покровительство и утверждение мира ». Вот и сегодня руководство Грузии вновь наступает на те же грабли, один к одному, что и прежде, повторяет линию Н.Жордания искушая соседей то броней, то розами, то гуманитарными жестами. Но Цхинвал как никто другой на себе ощущает выдавливание России из Закавказья, поэтому не приемлет политику кнута и пряника, не принимает «дары данайцев» в виде минеральных удобрений и прочих подачек. Между прочим, осетин совершенно не затронул националистический угар, который столь сильно проявился в Грузии. На территориях, контролируемых осетинами, не было никаких антигрузинских выходок. И хотя в Тбилиси не сталось ни одной улицы с русским наименованием, во Владикавказе как были, так и сохранились грузинские наименования улиц и площадей: Орджоникидзе, Церетели, Казбеги, Тбилисская, Батумская, Кутаисская. Действуют грузинская школа №19, церковь и многое другое. К противостоянию в Южной Осетии нельзя применять никаких аджарских аналогий хотя бы потому, что никакого правящего квазифеодального клана здесь не существует. Юго-осетинская республика существует уже полтора десятилетия, за это время там на легальной и демократической основе сменилось несколько руководителей: путем голосования высшего представительного органа власти или всенародных выборов. В этом отношении Южная Осетия гораздо больше похожа на нормальное государство, чем Грузия, где всех избранных президентов свергали, а постоянные манипуляции списков почти четверти избирателей страны, позволяют устроителям выборов получить какие хочешь их результаты. Вообще, никакой демократии и, даже более, никакого сколько‑нибудь прочного и стабильного государства, хотя бы с элементарным полицейским порядком, из Грузии не получается. А получается провинциальный авторитаризм в центрально-американском стиле, имеющий постоянную и сильную тенденцию скатываться к ультранационалистической диктатуре, по существу — к фашизму. О чем свидетельствует и недавнее признание секретаря Совбеза И.Иванова « что никаких розовых революций не было ни в Тбилиси, ни в Аджарии, а был насильственный захват власти». Точнее не скажешь, как и нельзя отказать эксминистру в знании дела, как говорится из первых рук. К слову, нигде на постсоветском пространстве не практикуют столько военных парадов как в Грузии, по поводу и без повода и эта милитаристская «болезнь маршировок» под литавры, отдаленно чем‑то напоминает Германию 30-х годов. Но этот режим — с сильнейшим компрадорским душком, с элитой, которая направо и налево продает интересы страны. Вплоть до продажи грузинского пушечного мяса для участия в колониальных войнах своих заокеанских покровителей. И неудивительно, что эти особенности грузинской государственности не вызывают у южных осетин желания сосуществовать с этим режимом в рамках одного государства, а вызывают только решительное отторжение. Нужно отметить, что к конфликту в Южной Осетии лишь условно применима квалификация его как проявления сепаратизма. Сепаратистки настроенная элита, как правило, из властных побуждений пытается создать отдельное государство. Как мы уже видели, южные осетины, с тех пор как добились национального самоопределения хоть в какой‑то форме, всегда видели себя в составе России (в форме Советского Союза). И это обстоятельство в определенной мере компенсировало разделение осетинского народа по разным административным единицам общего государства. И, кстати сказать, если произошло определенное «привыкание» общественного мнения к разделенному существованию осетин по обе стороны Большого Кавказского хребта, но все же нужно отчетливо сознавать такое положение, как вопиющую историческую несправедливость, как неудачный опыт, поставленный над единым народом в ХХ веке, которая нуждается в исправлении. Это необходимо иметь в ввиду при определении вариантов будущего развития событий вокруг Южной Осетии (независимость; присоединение к России; федерализация Грузии; утрата любых форм национального самоопределения). В настоящее время любым формам сотрудничества южных осетин с грузинскими властями мешает трагический опыт начала 90-х годов, который еще не преодолен. И не будет преодолен, пока явные проявления политики геноцида в отношении осетин, которую проводило грузинское государство и молчаливо поощряли его западные покровители, пока эти проявления не будут осуждены нынешними правителями Грузии. А ведь они и не думают отказываться от исторического наследства Гамсахурдия-Шеварднадзе, включающего в себя попрание прав народов на национальное самоопределение, вооруженную осаду мирных городов, массовые убийства мирных жителей, массовые депортации и выдавливание по этническому признаку, сотрудничество с бандами международных террористов и многое другое. Несмотря на громкие «добрососедские» заявления правящей элиты, в бюджете Грузии за эти годы не было ни строки для Южной Осетии, как впрочем и Абхазии, хотя на эмигрантское правительство последней, размещенное на пр.Руставели, есть все же некоторые затраты. А грузинские депутаты из Абхазии вот уже 12 лет восседают с пролонгированным с первого созыва мандатом в парламенте страны. Для Южной же Осетии даже в этой чести отказано, наоборот их изгнали, все как в «Учредительном собрании» Жордания в 20 годах. Неплохо бы и западным государствам и межправительственным организациям, на содержании которых находится Грузия, отказаться от моральных и политических двойных стандартов в отношении политики притеснения национальных меньшинств, проводимой грузинским государством. Например, оказать давление на Грузию в целях выполнения ее обязательств перед Советом Европы по возвращению турок-месхетинцев, создающих немало проблем Кубани, на историческую родину, как это делают на Балканах и т. д. А пока, поощряемые своей безнаказанностью и попустительством западных стран, грузинские спецслужбы и грузинская пропаганда избрали метод провокаций в отношении народа Южной Осетии, занявшись поиском или конструированием высосанных из пальца поводов к началу агрессии против Южной Осетии. Это желание спровоцировать югоосетинскую сторону, создать из ничего повод для вмешательства и перейти на язык ультиматумов с течением времени только нарастает. Видимо, изучение «Мишикъо» югославского опыта свелось не только к умению на деньги западных спонсоров собирать толпы пьяных розовых «революционеров» и организовывать свержение законного правительства. И действительно! Ведь если бомбы на рынке в Сараево взрывались всякий раз, когда это нужно было боснякам и их западным покровителям, чтобы сорвать переговоры с сербами, почему бы «шальным пулям» не летать вокруг Цхинвала, чтобы их можно было бы использовать для срыва переговоров в рамках Смешанной контрольной комиссии или для свертывания операции российских миротворцев в Южной Осетии. Вообще же, провокация межнациональных конфликтов является, вероятно, настоятельной внутриполитической потребностью грузинского руководства. В Грузии, как нигде в мире, есть должность вице-премьера по конфликтным ситуациям. Ее нынче возглавляет профессиональный режиссер Г.Хаиндрава, который часто сам режиссирует конфликтные ситуации, то на Кавказе, то в Москве. Для полной развязки рук Грузии осталось спровоцировать известную «операцию Гляйвиц». Несмотря на довольно продолжительное время пребывания у власти нынешнего руководства, в стране не решаются никакие экономические проблемы. Вся государственная политика свелась к установлению контроля центральной власти на глубоководным батумским портом, что отвечает интересам западных корпораций и прежде всего Дж. Сороса, установившего через свой Фонд, под видом борьбы с коррупцией, немалые надбавки к должностным окладам грузинской элиты. Активные формы обрело и «государственное» вымогательство финансовых средств у представителей прежнего правящего клана. Естественно, в таких сложных внутриполитических обстоятельствах новому режиму Грузии, популистскому по своей сути, во чтобы то ни стало необходимы внешний враг — Россия, осетины, контрабандисты, кто угодно. Нужны антенны -раздражители, которые отвлекли бы внимание грузинского народа от никчемной и эгоистической социально-экономической политики его нового правительства, дабы он очередной раз не разочаровался в своем выборе. Интересно только, как мудрый и трудолюбивый народ Грузии мог столько раз обмануться на забытых во всем мире нацлозунгах, которые сделали ее самой отсталой в СНГ? Но такое возможно только при игре в геополитические «поддавки», в которую играют с новым грузинским режимом. Поэтому и России пора бы от фабианской тактики и демонстрации слабости перейти к демонстрации силы и возможностей в отношениях с Грузией, устами своего министра обороны пригласившей НАТО в регион Большого Кавказа. Одновременно Грузия пытается изменить и мандат своей части Смешанной контрольной комиссии (СКК) и вновь по этническому признаку, демонстрируя всякие провокационные вылазки, вплоть до задержания российского транспорта в зоне конфликта. Если же Россия повторит на Кавказе балканское головотяпство, когда Приштинский прыжок ошеломил Запад, а Ельцин на встрече восьмерки в Кельне, куда его, кстати и не звали, вновь предал результаты этой военной акции, то будет кусать потом локти, а свой южный фланг окончательно обнажит. В конце концов, право нацменьшинств, в т. ч. на самоопределение, декларировано многими международными нормами. Поэтому важно бы сейчас приостановить бряцание оружием вокруг ЮОР и заморозить нынешний статус-кво Южной Осетии. И если Югославию можно было расчленять во имя «прав человека и свободы народов», то почему Грузию всем миром надо спасать от извечной ее болезни- политической раздробленности. И, как минимум, не вынудить грузинское руководство пойти на вариант федерализации Грузии, в которой неплохо себя чувствует половина развитых стран мира? Да, Россия признает территориальную целостность Грузии, но здесь сложилась как бы ситуация родов, когда плод уже появился и обратно его не впихнуть, как и не остановить роды вообще. Де-факто Южная Осетия уже более полутора десятилетий независима от Грузии живет как бы в российской цивилизации особенно экономически. И судя по всему ничто не свернет южных осетин от однажды избранного и дважды подтвержденного пути — навеки с Россией. Ни один осетин ни прежде, ни сейчас не представляет себя вне ее, и не позволит клонировать ползучий «аншлюс». Они согласятся с утратой политического статуса лишь ценой сохранения своей российской судьбы, но никак прозябать далее в некой индейской резервации в «грузинском унитарном раю». Другое дело, позволит ли себя обмануть международное сообщество и прежде всего Москва и впредь попирать интересы своих граждан, нацменьшинств, а значит терять свои интересы на Кавказе, накопленные за 300 лет, или же найдутся все же силы и средства, позволяющие очнуться от «Мюнхенского молчания» и умиротворить зарвавшегося «витязя в тигровой шкуре».
Первый заместитель Председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике В.Кадохов |
К вопросу о природе и перспективах конфликта в Южной Осетии
Комментарии члена Совета Федерации, первого заместителя председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике В.Т.Кадохова к вопросу о природе и перспективах конфликта в Южной Осетии.