НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ОБСУЖДАЕТСЯ ПАЛАТОЙ РЕГИОНОВ
Открывая совещание по налоговой реформе, Председатель СФ Сергей Миронов подчеркнул необходимость найти правильные подходы к формированию налоговой системы и региональных бюджетов, где ситуация ухудшается год от года. В частности, спикер верхней палаты обратил внимание на трудности с администрированием ряда налогов в регионах: не добраны акцизы на нефтепродукты, на алкоголь, не благоприятными для субъектов Федерации оказались произведенные налоговые изменения. Идя на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, Правительство РФ, считает С.Миронов, должно учесть все эти «минусы» при проведении нового этапа налоговой реформы. Кроме того, особо отметил глава СФ, надо изучить все аспекты модернизации системы льгот в стране и предложения по переходу от натуральных льгот к денежной форме.
Представители Правительства проинформировали сенаторов о стратегии налоговых реформ в России и планах на 2005 год, а также представили подготовленный пакет законопроектов по налоговой реформе.
Заместитель Председателя Правительства Александр Жуков позитивно оценил внимание Совета Федерации к вопросам налоговой, бюджетной и социальной реформам. Он подробно остановился на предложениях Правительства по увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых и снижению единого социального налога. Оперативное принятие Федеральным Собранием внесенных в Госдуму законопроектов по повышению налогов с добывающих отраслей, по данным А.Жукова, позволит с середины года получать дополнительно в федеральный бюджет около 100 млн долларов. «Это позволит облегчить налоговую нагрузку на другие отрасли и совершить структурный маневр в российской экономике», — заявил вице-премьер А.Жуков. Он сообщил сенаторам, что Правительство предлагает снизить ставку единого социального налога (ЕСН) до 26% (вместо ранее предлагаемых 30%), что «оставит» в экономике дополнительно порядка 240 млн рублей, а также даст толчок экономическому развитию и процессу легализации заработной платы. Что касается последствий снижения ЕСН, то, по словам А.Жукова, будут внесены необходимые изменения в пенсионное законодательство. Принявший участие в совещании министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов выступил с информацией о перспективах модернизации системы льгот в РФ и реформировании пенсионного обеспечения. «Задача государства, — сказал М.Зурабов, — обеспечив минимальные социальные стандарты, дать возможность человеку заработать к своей пенсии дополнительную надбавку».
Министр финансов Алексей Кудрин обосновал целесообразность повышения налогов на добывающий сектор, обратив внимание на благоприятную для России мировую конъюнктуру цен на нефть. «Стабильно высокие цены на нефть, достигающие $ 34 за баррель, обеспечивают предпринимателям дополнительные доходы, которые не заработаны их усилиями, а подарены мировой конъюнктурой, — сказал А.Кудрин. Эти средства необходимо в качестве национальной ренты направить на финансирование неотложных государственных нужд». Если стоимость барреля нефти в среднем по 2004 году составит $ 30, то Россия получит дополнительно около 3 млрд долларов.
Далее А.Кудрин рассказал о целях и стратегии пенсионной реформы в стране. По замыслам Правительства, средний размер пенсии должен вырасти с 30% до 57–60% по отношению к размеру средней заработной платы. Для этого будет предложена гибкая система дополнительных добровольных пенсионных накоплений.
Отдельная тема, которая обсуждалась в ходе совещания, — разграничение налоговых доходов по разным уровням бюджетов и финансирование государственных функций при передаче полномочий на региональный и местный уровни. Сенатор Евгений Бушмин, возглавляющий бюджетный комитет в СФ, отметил «неровность счета» при компенсации регионам средств, затраченных на финансирование федеральных социальных льгот. «Регионы потратили 29 млрд рублей, а общая стоимость льгот по стране 159 млрд, а значит субъектам Федерации надо дополнительно направить 130 млрд», — произвел он подсчет после доклада А.Кудрина. Однако министр финансов подчеркнул, что стоимость и объем льгот сегодня точно не известны, что делает этот показатель в регионах «договорным». Это одна из причин, считает А.Кудрин, из‑за которых надо переходить от натуральных льгот к денежным компенсациям соответствующим категориям граждан.
Сенатор Виктор Орлов поинтересовался куда будут направлены «сэкономленные» за счет сокращения ЕСН 280 млрд рублей. По мнению Правительства, эти средства необходимы в несырьевых отраслях, чтобы сместить акценты в структуре отечественной экономики. Как сказал А.Жуков, это может быть машиностроение, легкая и пищевая промышленность.
Глава Комитета СФ по местному самоуправлению Леонид Рокецкий задал вопрос о финансовой стратегии Минфина в отношении муниципалитетов: «Где финансовая поддержка разграничения уровней власти?» Ефим Керпельман, председатель Комиссии СФ по делам спорта и молодежи, обратил внимание на необходимость внедрения механизмов финансовой поддержки детских спортивных школ и отечественных курортов. А.Кудрин заверил членов СФ, что Минфин делает конкретные шаги в этих направлениях в полном соответствии с задачами, которые ставит перед правительством Президент РФ.
Наиболее чувствительные вопросы льготы для ряда категорий граждан (хотя это не тема сегодняшнего совещания, подчеркнул вице-премьер) будут решаться совместно с законодателями и представителями регионов, заверил А.Жуков. По его информации, пакет предложений поступит из Правительства в палаты Федерального Собрания в течение недели. «Положение людей в результате всех реформ не должно ухудшаться, — подчеркнул он, комментируя для СМИ итоги совещания. Если нет поддержки со стороны региональных лидеров, то такие реформы лучше не проводить вовсе».
С.Миронов и А.Жуков дали положительную оценку состоявшемуся совещанию, пообещав расширить практику проведения «нулевых слушаний» в Совете Федерации. В обсуждении приняли участие около тридцати членов СФ, однако Председатель СФ сообщил, что каждый сенатор в кратчайшие сроки получит стенограмму состоявшегося совещания.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ С.М.МИРОНОВА
Уважаемые коллеги!
Мы сегодня продолжаем работу по обсуждению пакета законопроектов, связанных с реформированием налоговой системы. Такая практика так называемого «нулевого» чтения законопроектов оправдала себя. Она позволяет членам Совета Федерации включаться в работу на самых ранних стадиях рассмотрения законопроектов и совместно с членами Правительства, экспертами и другими заинтересованными лицами детально обсуждать и прорабатывать наиболее значимые, болевые точки реформ.
Это позволяет нам в значительной степени обеспечивать компромисс общегосударственных интересов и интересов субъектов Федерации.
Сегодня на нашем совещании присутствуют члены Правительства Российской Федерации — это свидетельствует о том, что у нас складываются хорошие рабочие взаимоотношения, и это залог того, что принимаемые решения будут более тщательно проработаны.
Пакет законопроектов, который мы сегодня выносим на обсуждение, как раз и касается едва ли не самой значимой для субъектов Федерации проблемы. Это проблема ресурсного наполнения их бюджетов.
Только достаточная ресурсная база региональных бюджетов позволит решить важнейшую задачу сбалансированности их бюджетов.
От решения этой задачи в свою очередь зависит, смогут ли региональные органы власти в полном объеме выполнять возложенные на них социальные обязательства перед гражданами. Тем более, что проводимая в стране фундаментальная реформа федеративных отношений и местного самоуправления усиливает социальную составляющую региональных бюджетов.
Поэтому для Совета Федерации, как органа, представляющего и общегосударственные интересы, и интересы субъектов Федерации, очень важно найти правильные подходы к формированию налогового потенциала региональных бюджетов.
Новый этап налоговой реформы, который собирается проводить Правительство, связан с дальнейшим уменьшением налогового бремени. Это правильно, но при этом одновременно растут и социальные обязательства региональных бюджетов перед гражданами.
Ситуация с доходами региональных бюджетов ухудшается год от года. В результате прошлогодней налоговой реформы имеются серьезные проблемы по администрированию налогов. Регионы недобрали в свои бюджеты существенные суммы акцизов на нефтепродукты. Возможно, целесообразно рассмотреть вопрос о передаче 100% акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Федерации.
Аналогичная ситуация сложилась с существенным недобором акцизов на алкогольную продукцию (недопоступило в регионы 350 млн. руб.). Поскольку технологии их сбора прописаны в федеральном законодательстве, а налог собирается субъектами Федерации. Отменен налог с продаж, который во многих регионах составлял существенную часть их доходов.
Снижая налоговое бремя на экономику, мы с одной стороны, раскрепощаем производителей и даем им определенный потенциал конкурентоспособности. Но с другой стороны, растет бремя социальных обязательств государства перед теми гражданами, которые не относятся к экономически активному населению.
Гарантом успеха экономических преобразований в России должно быть сильное государство, не сбрасывающее с себя социальные функции, а ищущее приемлемые пути реализации социальных целей.
Поэтому наши решения должны быть проработаны таким образом, чтобы в процессе продолжения налоговой реформы положение пенсионеров и других социально незащищенных слоев населения не ухудшилось.
Мы должны очень внимательно относиться к налоговым изменениям, связанным и с бюджетной реформой. Вот, например, в целях повышения эффективности бюджетных расходов предусматривается перевод в денежную форму натуральных льгот. Сама по себе постановка вопроса правильная, действительно от этого должны выиграть многие.
Но для того, чтобы реализовать эти меры по расчетам Минфина необходимо 165 млрд. рублей. Недавно на заседании Правительства рассматривалось предложение Минфина о передаче на эти цели с регионального на федеральный уровень бюджетной системы 97,3 млрд. рублей (3,5 процентных пункта ставки налога на прибыль).
Причем льготы по инвалидам, которые забираются с регионального на федеральный уровень оцениваются в бюджете в сумме 27 млрд. рублей, а забирают у регионов 97,3 млрд. рублей. В результате обсуждения этого вопроса внесено предложение снизить долю отчислений в федеральный бюджет с 3,5 до 1,5 процентных пункта ставки налога на прибыль. И документ направлен в Минфин на доработку.
Возможно сегодня Алексей Леонидович скажет нам о результатах этой работы.
Для многих субъектов Федерации (особенно для тех регионов, где наметился экономический рост) потеря доходных источников в размере 3,5 процентных пунктов ставки налога на прибыль — это не только весьма существенные потери финансовых ресурсов, но и потеря возможности управления инвестиционным климатом своих территорий.
Не так однозначна и ситуация со снижением ставки Единого социального налога. В правительственном законопроекте предлагается снизить эффективную ставку ЕСН до 24%. Ожидается, что это даст стимул для повышения официальной заработной платы, но при этом выпадающие доходы федерального бюджета составят 200 – 240 млрд. руб. Это те доходы, которые должны быть потрачены на нужды социально незащищенного населения.
В том числе потери Пенсионного фонда могут составить около четверти его доходов. Поэтому снижение ЕСН важно не только само по себе, но и в контексте пенсионной реформы.
Еще одна проблема, которую необходимо внимательно обсудить. Это то, что, предполагается передать на региональный бюджет обеспечение инвалидов, ветеранов труда в части оплаты жилья и коммунальных услуг, с правом выбора граждан между пакетом льгот и заменяющей его денежной компенсацией
Ранее частичная компенсация оплаты жилья инвалидам производились из федерального бюджета. Теперь с передачей этих полномочий на региональный уровень этого источника не будет. Поэтому следует продумать возможные варианты финансирования этих расходов.
Для субъектов Федерации это достаточно серьезная проблема. Поскольку за ними остаются такие значимые социальные обязательства как детские пособия, социальная помощь малоимущим, социальное обслуживание населения.
Думаю, что сегодня будут подняты и эти, и другие не менее важные проблемы.
В заключение хотелось, чтобы еще раз подчеркнуть, что сейчас проводится самая комплексная за все последнее время реформа федеративных отношений, которая во многом изменит не только бюджетную и налоговую систему страны, но и механизмы предоставления государственных услуг, а это непосредственно касается практически двух третей всего населения России. Естественно в сознании людей эти изменения воспринимаются крайне обостренно.
Именно поэтому меры, которые реализуют и налоговые нововведения, и переход от натуральных льгот к денежной компенсации, должны быть тщательно выверены и детально просчитаны.
Хотелось бы, чтобы при сегодняшнем обсуждении этих острых проблем мы нашли разумные пути их решения.