Все новости

Сто семнадцатое заседание Совета Федерации

в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ул. Б.Дмитровка, 26) состоялось сто семнадцатое заседание Совета Федерации.




ОТКРЫЛОСЬ СТО СЕМНАДЦАТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2003 года открылось сто семнадцатое заседание Совета Федерации.

Последнее пленарное заседание осенней сессии верхней палаты Федерального Собрания началось с минуты молчания в память жертв террористических актов последних дней.

В соответствии с конституционными полномочиями палаты Совет Федерации назначил дату выборов Президента России. Днем выборов Комитет СФ по конституционному законодательству предложил установить 14 марта 2004 года. Поставленное на голосование решение было поддержано единогласно.

Верхняя палата Федерального Собрания утвердила Игоря Стрелова в должности заместителя председателя Высшего Арбитражного суда РФ.

По представлению главы государства Совет Федерации продлил срок пребывания российского воинского контингента численностью до 3000 человек в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта.

РАТИФИКАЦИЯ ОТВЕЧАЕТ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

Так резюмировал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Геннадий Хриппель оценку Федерального Закона «О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации», выступая перед сенаторами на 117 заседании Совета Федерации 10 декабря.

Он сообщил, что упомянутые в законе международно-правовые документы являются многосторонними, они подписаны Россией, Бельгией, Данией, Финляндией, Францией, Германией, Нидерландами, Норвегией, Швецией, Великобританией, Европейским сообществом, Европейским сообществом по атомной энергии. США подписали Соглашение и не подписали Протокол. Подписавшие стороны ставят своей целью содействие практическому сотрудничеству для усиления безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации. Документами определен порядок учета и проверок всех материалов, закреплен статус персонала, отрегулированы вопросы въезда и выезда для оказания технической помощи.

В представленном Правительством Российской Федерации финансово-экономическом обосновании отмечается, сказал Г. Хриппель, что после ратификации Соглашения и Протокола на мероприятия по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при утилизации атомных подводных лодок в северо-западном регионе странами, подписавшими эти документы, могут быть выделены финансовые средства в объеме до 3 млрд. долларов США.

Кроме того, ратификация будет иметь важные внешнеполитические последствия, поскольку подтвердит мировому сообществу нашу последовательность и предсказуемость в деле достижения ядерной безопасности.

Закон был одобрен Советом Федерации единогласно.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2004 ГОД

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», принятый Госдумой 28 ноября, одобрен 10 декабря на заседании Совета Федерации. За это решение проголосовали 137 членов СФ, против – 4 и 2 сенатора воздержались.

Закон представил палате заместитель Председателя Правительства РФ – министр финансов Алексей Кудрин, который охарактеризовал основные параметры федерального бюджета на 2004 год. Так, его доходы определены в 2 742,8 млрд. рублей, расходы – 2659,4 млрд. рублей, профицит составит 83,4 млрд. рублей. ВВП прогнозируется в сумме 15300,0 млрд. рублей, а уровень инфляции – 10 процентов. Рост инвестиций в 2004 году составит, согласно расчетам, 11,2% против 2,6% в 2002 году.

Экономический рост в 5,2% рассчитан, исходя из цены на нефть в $22,5 за один баррель, хотя в 2004 году «можно ожидать более высокие цены на нефть», отметил А. Кудрин. Он считает, что этот экономический рост, предусмотренный на будущий год (в 2003 году он ожидается в 6,6%), – «нового качества, очищенный от цены на нефть». Учитывая, что в топливно-энергетическом комплексе страны работает только 1,7 млн. человек из 65 млн., занятых в экономике, в РФ «создается новый базис экономики, не перекошенной ТЭК», подчеркнул вице-премьер.

Он сообщил, что, начиная с 2004 года, в России создается стабилизационный фонд, задача которого – обеспечить стабильность макроэкономических показателей, чтобы «на рынок не выходили лишние деньги». В будущем году он составит, по словам А. Кудрина, 83 млрд. рублей, а к концу 2006 года – 500 млрд. рублей.

Заместитель Председателя Правительства подробно остановился на источниках формирования доходной части федерального бюджета и их перераспределении между федеральным центром и субъектами РФ, вопросах поддержки регионов.

Совет Федерации включился в процесс обсуждения проекта федерального бюджета на 2004 год «еще раньше Правительства», сказал председатель Комитета палаты по бюджету Евгений Бушмин. Он напомнил, что в феврале 2003 года состоялось выездное заседание Комитета СФ по бюджету, а 23 апреля палата приняла постановление «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию федерального бюджета на 2004 год». «Большая часть наших поправок учтена, но ряд вопросов остался», — констатировал Е. Бушмин.

Он обратил внимание, что впервые в процессе рассмотрения Госдумой проекта бюджета на 2004 год во втором чтении «не была поддержана ни одна из предложенных субъектами права законодательной инициативы поправок к нему». А при рассмотрении его в третьем чтении допускалось изменение сумм ассигнований, выделяемых по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета из одного раздела в другой с сохранением целевой направленности средств, а также перераспределение средств внутри отдельных расходных разделов.

Что касается финансовой помощи бюджетам других уровней, то она увеличивается в 2004 году на 1,1 млрд. рублей. Размер фонда регионального развития возрастет на 40,0 млрд. рублей, а расходы на финансирование мероприятий в области регионального развития увеличатся на 2,2 млрд. рублей.

Предусмотрены меры по обеспечению сбалансированности бюджетов, на эти цели направляется 20,16 млрд. рублей. Эти дотации в результате принятых решений трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений распределены следующим образом: 15,2 млрд. рублей предназначены для компенсации доходной и расходной частей бюджетов субъектов РФ, 4,96 млрд. рублей направляются в резерв. Последний будет распределен Правительством РФ в ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации в 2004 году.

Затем А. Кудрин и Е. Бушмин ответили на вопросы членов СФ Вячеслава Новикова, Ильи Ломакина-Румянцева, Андрея Вавилова, Рамазана Абдулатипова, Виктора Черных, Владимира Агалова, Юрия Ковалева, Виктора Степанова, Геннадия Широконосова, Владимира Плотникова. Вопросы также задали Виктор Глухих, Валерий Кадохов, Борис Шпигель, Валерий Трушников, Николай Анисимов, Борис Преображенский, Виктор Озеров, и другие – всего более 20 сенаторов.

По поручению комитетов и комиссий СФ при обсуждении федерального закона «О федеральном бюджете РФ на 2004 год» выступили сенаторы Галина Буслова, Оганес Оганян, Николай Рыжков, Валентин Черняховский, Виктор Шудегов, Виктор Орлов, Геннадий Олейников, Ефим Керпельман и другие.

«Специфика текущего политического момента не позволяет нам не принимать федеральный бюджет на 2004 год», — высказал мнение большинства участников заседания член СФ Вячеслав Новиков. Он призвал руководство палаты занять «жесткую позицию» при формировании и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2005 год.

СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

10 декабря 2003 года на 117-ом Пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год», принятый Госдумой 21 ноября 2003 года.

Данный закон представила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Демина. В своем выступлении сенатор отметила, что названным законом утверждается бюджет Пенсионного фонда РФ на 2004 год по доходам в сумме 1 000 316,6 миллионов рублей без учета средств финансового резерва. Темпы роста доходов Фонда по сравнению с 2003 годом – 121,6%.

С учетом остатка средств финансового резерва по состоянию на 01.01.2004 доходы Фонда составляют 1 090 626,6 миллионов рублей. Средства пенсионных накоплений на начало 2004 года – 88892,8 миллионов рублей.

Доходы Фонда разделены на три группы: налоговые доходы, неналоговые и безвозмездные перечисления. Основным источником доходов первой группы являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Их поступление предусмотрено Законом в сумме 457 260,4 миллионов рублей.

В Законе прописаны все цифры планируемых поступлений в Пенсионный фонд.

По мнению Комитета Совета Федерации по социальной политике, представленный Федеральный закон позволяет обеспечить функционирование системы обязательного пенсионного страхования в 2004 году.

Принятие данного Федерального закона направлено на реализацию прав граждан на пенсионное обеспечение, что соответствует Конституции Российской Федерации.

СОЦСТРАХ

10 декабря на 117-м заседании Совета Федерации был одобрен ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2002 год». Докладчик – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Демина.

По доходам бюджет Фонда социального страхования исполнен в сумме более чем 140 млрд рублей, что составляет 110,6 проц. к бюджетным назначениям. Основой бюджета Фонда стал Единый социальный налог (поступило более 90 млрд рублей). При этом, по данным Счетной палаты РФ, задолженность налогоплательщиков по этому налогу за 2002 год увеличилась на 32 проц. и составила на 1 января 2003 года 2,8 млрд рублей. Собираемость страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 103,4 процента.

Основной вид расходов Фонда – выплата всех видов пособий по социальному страхованию (более 82 млрд рублей). На оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников ВОВ направлено 6,8 млрд рублей. Также Фонд частично содержал детско-юношеские спортивные школы и финансировал программы по оздоровлению детей.

Профильный Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендовал палате одобрить закон.

НАЛОГИ

10 декабря 2003 года на 117-м заседании Совет Федерации одобрил изменения в статью 3 Федерального Закона «О налоге на операции с ценными бумагами» о снижении размера налоговой ставки.

Неэффективное налогообложение в сфере ценных бумаг – одно из препятствий трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции, необходимые для экономического роста, отметил докладчик, обосновывая актуальность обсуждаемого закона. Налоговая ставка на операции с ценными бумагами в размере 0,8 проц. была установлена еще в 1991 году, когда российский рынок ценных бумаг находился в зачаточном состоянии. Уменьшение в 4 раза налоговой ставки, считают в профильном Комитете СФ, будет стимулировать процесс появления новых финансовых инструментов и рост объемов привлечения внутренних инвестиций.

Таким образом, налоговая ставка на операции с ценными бумагам будет взиматься в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тысяч рублей. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Сумму налога плательщик исчисляет самостоятельно.

Закон «О внесении изменений в статью 3 Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагам» одобрен большинством голосов.

ИПОТЕКА ДОЛЖНА СТАТЬ РЕАЛЬНЫМ ШАНСОМ ДЛЯ ВСЕХ РОССИЯН

Темой «правительственного часа» на 117 заседании верхней палаты российского парламента стали меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по развитию системы ипотечного жилищного кредитования.

Сегодня ипотекой могут воспользоваться всего 1,5- 2 процента населения страны. Как увеличить шансы для всех желающих улучшить свои жилищные условия? Как помочь молодым семьям стать собственниками жилья и, соответственно, стимулировать рождаемость? Как снизить административный и налоговый барьер на инвесторов и строителей? Как уменьшить процентные ставки на ипотечное кредитование и застраховать риски банков?

Об этом рассказал в своем докладе и ответах на вопросы Вячеслава Виноградова, Евгения Бушмина, Людмилы Нарусовой, Галины Бусловой, Игоря Провкина, Виктора Орлова, Ефима Керпельмана и других сенаторов заместитель председателя Государственного Комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Владимир Пономарев. Госстрой разработал комплекс первоочередных мер, направленных на развитие системы ипотечного кредитования и создание условий для жилищного строительства в Российской Федерации.

Члены Совета Федерации смогли ознакомиться с перечнем нормативных и правовых актов, принятие которых, по мнению Госкомитета, необходимо в первоочередном порядке. Они касаются снижения кредитных рисков, внесения необходимых изменений в Гражданский и Налоговый кодекс, другие федеральные законы, а также разработки новых правовых актов для снятия ограничений, препятствующих развитию рынка жилья, упрощения и удешевления связанных с ним процессов и процедур для его участников. Роль Правительства и Госстроя в частности, по словам докладчика, заключается в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, банковских капиталов, обеспеченных слоев общества, а также и западных инвесторов, без увеличения внешнего долга.

Сенаторы, участвующие в обсуждении, указывали на необходимость снижения процентных ставок с 15–30 существующих до 6, чтобы увеличить рынок, включения в программу ипотечного кредитования жителей села, страхования ипотечных кредитов. Представитель Кемеровской области Светлана Орлова напомнила слова Президента о том, что ипотека не может быть бесплатной, главное – добиваться общего повышения уровня доходов населения.

В работе «парламентского часа» принял участие и отвечал на вопросы глава Госстроя Николай Кошман. Он поблагодарил Совет Федерации за тесное взаимодействие в решении этой задачи государственной важности.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЗАПРОСЫ НАПРАВЛЕНЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ

На последнем в уходящем году заседании сенаторы направили парламентские запросы Совета Федерации Председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову.

Первый из них связан с ситуацией вокруг месторождения Сухой Лог в Иркутской области. Данное месторождение, являющееся по разведанным запасам золота, одним из крупнейших в мире, находится в неиспользуемой части государственного фонда недр. Несмотря на поручение Правительства, Министерство природных ресурсов до настоящего времени не определило порядок проведения конкурса на право пользования месторождением Сухой Лог. По мнению палаты, в связи с необходимостью геополитической защиты интересов страны в области золотодобычи этот конкурс необходимо проводить только между российскими добывающими компаниями. Председателя Правительства попросили проинформировать верхнюю палату российского парламента о принимаемых мерах по организации конкурса.

Второй запрос премьер-министру касался финансирования работ по строительству и оборудованию пропускных пунктов через границу России с Казахстаном. Как сообщил председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств Вадим Густов, только за 9 месяцев 2003 года на Астраханском, Курганском и Оренбургском участках границы было задержано контрабандных товаров на 57 миллионов рублей, в том числе и наркотические средства. Здесь по‑прежнему действует один из основных каналов незаконной миграции. Одной из причин такой ситуации, по мнению Совета Федерации, является то, что большинство пропускных пунктов обустроено по временной схеме и не отвечает необходимым стандартам. Сенаторы попросили главу кабинета министров сообщить, как использованы бюджетные ассигнования в сумме 800 млн. рублей, выделенных в 2003 году на реализацию целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 годы)» и как предполагается использовать средства, предусмотренные на эту программу в федеральном бюджете 2004 года.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О СТРАХОВАНИИ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН

На сто семнадцатом заседании верхней палаты Федерального Собрания одобрен закон о страховании вкладов физических лиц в банках России. Принятым актом обеспечивается стопроцентная защита вкладчиков от потери своих сбережений, если сумма их вклада не превышает ста тысяч рублей. Функции по страхованию сбережений граждан возлагаются на государственную корпорацию Агентство по страхованию вкладов.

Устанавливаемые законом нормы, отмечалось в ходе заседания, следует рассматривать как первый шаг в формировании целостной системы страхования вкладов. С принятием этого акта, как представляется, выигрывает не только значительная часть вкладчиков, хранящих свои сбережения эквивалентом до 10–15 тысяч американских долларов в российских банках, но и финансовый рынок страны в целом. Несмотря на некоторые замечания, имеющиеся у специалистов, и спорные положения закона, по мнению сенаторов, он тем не менее благотворно скажется и на размере процентных ставок по вкладам на рынке, и качестве обслуживания клиентов. Парламентарии полагают обоснованными надежды на то, что новый закон будет способствовать усилению доверия населения к банковской системе и привлечению в нее сбережений граждан.

К достоинствам законодательного акта относится, в частности, то, что в нем достаточно четко прописаны права и обязанности как банков, так и вкладчиков-выгодополучателей. Как отмечалось в процессе обсуждения, установленная законом процедура получения страхового возмещения сделана максимально простой. Последовательно разработаны в законе и нормы участия государства в поддержке страхового фонда.

На заседании Совета Федерации одобрены также поправки к закону о Центральном банке России, которые были представлены сессии в пакете с законом о страховании вкладов граждан.