Все новости

Девяносто четвертое заседание Совета Федерации

94-ое пленарное заседание Совета Федерации

КАДРЫ

В связи с истечением срока полномочий Народного Хурала (Парламента) Республики Тыва в пленарном заседании Совета Федерации прекращены полномочия члена палаты Чанмыра Удумбара. С 8 октября 2002 года законодательную ветвь власти республики в верхней палате Федерального Собрания представляет Людмила Нарусова.

Совет Федерации переподтвердил полномочия члена СФ Сергея Пугачева, который представляет в палате Правительство Республики Тыва.

Пленарное заседание палаты утвердило решение Комитета СФ по международным делам об избрании Ильяса Умаханова первым заместителем председателя Комитета.

По представлению Президента России и в соответствии со своими конституционными полномочиями Совет Федерации утвердил Зою Беспалову, Татьяну Ермолаеву, Алексея Зелепукина, Никиту Колоколова, Владимира Меркулова, Юрия Саввича и Эдуарда Эрдыниева в должностях Судей Верховного Суда РФ.

 

Совету Федерации был представлен новый Полномочный представитель Правительства России в Совете Федерации Гарри Минх.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОТКЛОНИЛ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТ.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

16 октября на пленарном заседании Совета Федерации большинством голосов был отклонен Федеральный закон «О внесении изменения во вторую статью закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Он предполагал новый порядок установления и изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации – один раз в год, причем до принятия в первом чтении закона о бюджете. Далее изменение тарифов допускалось только при принятии поправок к бюджету.

Идея увязать тарифную политику с бюджетным процессом и сделать изменение тарифов подконтрольным органам государственной власти привлекательна, отметил докладчик – первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров. Однако представленный закон содержит внутренние противоречия и не соответствует действующему законодательству. Таковы выводы и Комитета СФ по промышленной политике, который неоднократно рассматривал этот законопроект, таково заключение правового управления Совета Федерации, сообщил Сергей Шатиров. Он обратил внимание на то, что закон оставляет «лазейки» для перманентного изменения тарифов по решению исполнительной власти, которой достаточно подготовить и вынести на обсуждение законопроект об изменении бюджета текущего года. Кроме того, по мнению докладчика, нарушается право регионов самостоятельно разрабатывать и принимать свои бюджетные параметры. Последним аргументом за отклонение закона и его доработку стали другие законодательные акты по реформе электроэнергетике, которые рассматриваются уже Госдумой. По мнению Комитета по промышленной политике и ряда выступивших в прениях членов СФ, эти документы необходимо скоординировать, чтобы не было нормативных расхождений.

Последовавшие за докладом дебаты сконцентрировались на вопросе эффективности и реальности предлагаемого одноразового установления тарифов на энергию и тепло. Выступили члены палаты Виктор Озеров, Андрей Вихарев, Вячеслав Новиков, Иван Стариков, Петр Волостригов, Владимир Плотников, Анатолий Васьков, Евгений Керпельман, Вячеслав Виноградов, Константин Меремянин, Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, Геннадий Широконосов, Юрий Сивков, Сергей Васильев, Сергей Антуфьев, Леонид Рокецкий.

Глава Комиссии по естественным монополиям Михаил Одинцов выступил в поддержку закона — на заседании Комиссии было принято решение его одобрить. Никакой проблемы, по его мнению, с определением примерного уровня тарифов на будущий год и установлением расценок на свет и тепло, нет. Несмотря на имеющиеся у него претензии к закону, Михаил Одинцов был уверен, что его надо принимать.

Фиксированные тарифы нужны лишь для бюджетной сферы – высказал свою точку зрения член Комитета СФ по конституционному законодательству Петр Волостригов. Особенно актуален этот вопрос для военных и силовых структур, которым бюджетом предусматриваются жесткие лимиты. Что им делать, если повысят тарифы? – задал вопрос председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.

Член Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Владимир Плотников высказал опасение, что принятие закона приведет не просто к повышению, а к сознательному завышению тарифов.

Совет Федерации должен стать «фильтром» для законов, которые слишком скоропалительно принимаются Госдумой, сказал в свою очередь председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков. «В преддверии выборов в Госдуму такие законы будут появляться все чаще в Совете Федерации». Обсуждаемый закон он считает преждевременным и однобоким, так как государство регулирует только газ, а не мазут, гидроресурсы и др.

«Мы внедряемся в компетенцию правительства, — заявил заместитель Председателя СФ Андрей Вихарев, — говорить о государственном регулировании вообще некорректно при рыночных принципах экономики». Он призвал коллег отклонить данный закон и создать согласительную комиссию для его доработки.

Со своей стороны, Полномочный представитель Президента РФ в верхней палате парламента Вячеслав Хижняков поддержал позицию профильного Комитета СФ по промышленной политике – отклонить закон. По его мнению, логично было бы рассмотреть вкупе с законом о регулировании тарифов и законы из пакета по реформированию. Электроэнергетики, который находится в стадии прохождения через Госдуму.

Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Александр Зелепухин предложил провести поименное голосование по рассматриваемому вопросу, чтобы регионы знали позицию своих представителей.

Закон «О внесении изменения во вторую статью закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» был отклонен Советом Федерации, который предложил Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по этому законодательному акту.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕРНОВЫХ ЗАКУПОК

Правительству РФ законодательно предоставлено право направить остаток средств федерального бюджета, образовавшийся по состоянию на 1 января 2002 года в связи с неполным использованием Минсельхозом РФ объема финансирования, установленного бюджетом на 2001 год, в сумме 500 млн.рублей на предоставление субвенций для финансирования мероприятий по проведению закупочных интервенций продовольственного зерна. В раздел бюджетной Программы государственных внутренних заимствований РФ на 2002 год внесено изменение, касающееся предоставления ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе России» государственных гарантий РФ в размере 6 млрд.рублей под кредиты, привлекаемые ГУП для финансирования таких интервенций.

Эти меры необходимы для финансирования интервенций на внутреннем рынке для поддержания приемлемых цен на зерно. Таким образом государство помогает сельхозтоваропроизводителям обеспечить рентабельность производства. Докладчик, первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Светлана Орлова отметила, что сложившаяся ситуация является результатом неудовлетворительного прогнозирования Правительством РФ ситуации на зерновом рынке. Сенаторы намерены проконтролировать целевое использование выделяемых средств и заслушать Министра сельского хозяйства РФ по результатам проделанной работы.

При рассмотрении этого вопроса члены СФ обратились к председателю Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Ивану Старикову с просьбой предоставить всем сенаторам возможность ознакомиться с нормативным актом правительства о порядке проведения интервенций в 2002–2003 годах, подписанным в прошлую пятницу. Вопрос о наличии этого документа был накануне заседания поднят на Совете палаты и на заседании аграрного Комитета СФ. Иван Стариков подчеркнул необходимость соблюдения принципа «прозрачности» при реализации механизма интервенции, чтобы участники зернового рынка почувствовали реальную помощь со стороны государства. Он высказал определенные сомнения по сути закона, который не содержит, по его мнению, ответов на вопросы сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах.

Большинством голосов решение о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджете на 2002 год» было принято Советом Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РАТИФИЦИРОВАЛ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верхняя палата Федерального Собрания ратифицировала Договор об обеспечении полетов военной авиации государств-участников СНГ аэронавигационной информацией и Протокол к Соглашению о размере госпошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между экономическими субъектами разных стран.

Как было заявлено в ходе заседания, ратификация Протокола устанавливает регрессивную шкалу размера ставки госпошлины при рассмотрении арбитражных споров.

Комитет СФ по бюджету, в частности, отметил, что в соответствии с подписанным в декабре 1993 года Соглашением хозяйствующие субъекты одного государства, обращавшиеся с исками в суды другой республики, уплачивали пошлину в размере 10 процентов от суммы иска. Однако, согласно заключению Правительства РФ, размеры госпошлины в государствах СНГ были снижены. Подписанный же в 2001 году Протокол установил фиксированные ставки пошлины плюс процент (от 0,5 до 3) от цены иска. Это «создает равные возможности всем предприятиям, предпринимателям и организациям стран Содружества для защиты их прав и законных интересов при разрешении споров между хозяйствующими субъектами».

По поводу Договора об обеспечении полетов военной авиации следует отметить следующее: он рамочный и заключен в целях обеспечения безопасности полетов боевой авиации в воздушном пространстве СНГ. Им устанавливаются механизмы предоставления данных об организации воздушного движения и его обеспечении. И несмотря на то, что Белоруссия и Украина сопроводили подписание Договора особым мнением и оговоркой, указывалось на заседании, это не является препятствием для его ратификации российской стороной.

Особое мнение белорусской стороны имеет юридические последствия лишь для нее самой, указывалось на заседании. В свою очередь украинская сторона сделала оговорку и исключила положения Договора о порядке обмена аэронавигационной информацией, составляющей государственную тайну. В этой связи совершенно правомерно предложение Госдумы, где ранее проходила ратификация, — «решить возможно возникающие вопросы по реализации Договора в рамках договоренностей» между оборонными ведомствами России и Украины.

ВЕТЕРАНЫ-ПОДВОДНИКИ НАГРАЖДЕНЫ ПОЧЕТНЫМИ ГРАМОТАМИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

На пленарном заседании Совет Федерации отметил заслуги ветеранов Карибского кризиса 1962 года. За их большой вклад в укрепление обороноспособности и безопасности государства, личное мужество и героизм, проявленные в ходе военно-политического конфликта между СССР и США, Председатель СФ Сергей Миронов вручил ветеранам-подводникам Почетные грамоты Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Среди награжденных — командир бригады Агафонов Виталий Наумович и командиры подводных лодок Кетов Рюрик Александрович, Шумков Николай Александрович и Дубивко Алексей Федосеевич.