О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации и статьи 2 и 4 закона Российской Федерации Об альтернативной гражданской службе. В случае их принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закон может существенно расширить круг лиц, которым предоставляется право замены военной службы альтернативной гражданской службой. Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации, российский призывник имеет право на такую замену в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях. А статьей 9 федерального закона о гарантиях коренных малочисленных народов и статьей 2 закона об альтернативной гражданской службе для последних установлен особый ее порядок. Право на такую службу имеют также те из них, которые ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами. По мнению членов Комитета Совета Федерации, эта норма не обеспечивает задачу сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера, на решение которой она направлена. Дело в том, что по сложившейся еще со времен СССР практике дети таких народов при достижении ими школьного возраста направляются для проживания и получения среднего или неполного среднего образования в интернаты, утрачивая из‑за разрыва семейных отношений связь с традиционным образом жизни, занятиями и культурой своего народа. К моменту призыва в армию они не ведут присущий этим народам образ жизни, не занимаются традиционными хозяйствованием и промыслом и, следовательно, не имеют права на альтернативную службу. Согласно же законопроекту Комитета Совета Федерации, такое право представителям коренных малочисленных народов предоставляется также в случаях, если они «выразят желание» в период прохождения альтернативной гражданской службы заниматься традиционным хозяйствованием и традиционными промыслами в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности своих народов. По мнению членов Комитета Совета Федерации, это будет способствовать возвращению юношей к занятиям их родителей и предков, а также предотвращению распространения в их среде алкоголизма, наркомании и антисоциального поведения. Причем, для прохождения альтернативной гражданской службы они должны будут направляться в организации традиционных отраслей хозяйствования, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Авторы законопроекта рассчитывают, что его принятие парламентом позволит решить одну из самых сложных этнических проблем — десоциализацию молодежи из числа коренных малочисленных народов. Закон, полагают они, создаст также предпосылки к преодолению кризисного состояния, в котором в настоящее время находятся традиционные хозяйствование и промыслы коренных малочисленных народов. По расчетам Комитета Совета Федерации, даже при условии, что все лица призывного возраста, относящиеся к таким народам, захотят проходить альтернативную гражданскую службу, их число составит лишь около 500 человек в год или 0,13% от общего числа призывников. Однако Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации не поддерживают внесенный комитетом законопроект, поскольку, как говорится в их заключении, он направлен на расширение круга лиц, которым предоставляется право замены военной службы альтернативной гражданской службой». Кроме того, полагают в министерствах, вносить поправки в федеральный закон Об альтернативной гражданской службе до его вступления в силу (1 января 2004 года) и соответственно без учета анализа применения правовых норм, закрепленных в нем к указанной категории граждан, представляется нецелесообразным. |
Представителям коренных малочисленных народов может быть предоставлено дополнительное право на альтернативную службу
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов разработал и представил верхней палате парламента для внесения в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в статью 9 закона…