Вел заседание «круглого стола» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Валерий Манилов. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, руководители соответствующих подразделений Министерства обороны РФ, представители Правительства Российской Федерации. Во вступительном слове Валерий Манилов очертил круг вопросов для обсуждения, призвав участников «круглого стола» обсудить «откровенно и профессионально» ряд сложнейших аспектов жилищной проблемы военнослужащих от финансирования государственной программы по жилищным сертификатам для военнослужащих до передачи земель Минобороны частным инвесторам под застройку. В.Манилов уверен, что надо искать нестандартные решения и «энергично поправлять» действующие законы. В Российской Федерации ожидают своей очереди на жилье 370 тысяч военнослужащих и уволенных в запас. В Москве очередь «тянется» с 1989 года, в регионах военные ждут жилья по 5–6 лет. Растет число офицеров, находящихся за чертой «бедности», также как и текучесть кадров. Такие данные прозвучали в выступлениях участников «круглого стола». В центре дискуссии, в соответствии с темой «круглого стола», была предлагаемая к реализации с 2004 года новая накопительная система обеспечения жильем военнослужащих. О ней подробно рассказал заместитель начальника организационно-планового управления капитального строительства Минобороны Александр Рыльский. Новая концепция, по его словам, дает гарантию получения военнослужащим жилья в расчетный срок 15–20 лет. В настоящее время разработан проект технического решения для перехода на накопительную систему, которая, по словам А.Рыльского, имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с нынешним положением дел предоставлением служебного жилья. Однако информация о накопительной системе вызвала ряд серьезных вопросов и нареканий у участников «круглого стола». Откуда придут инвестиции? Кто провел расчеты? Член Совета Федерации, представитель Рязанской области Игорь Морозов обратил внимание на недостатки новой концепции, прежде всего, на низкую ликвидность ценных бумаг в накопительной системе. Он предложил найти возможность объединения или корреляции идеологии накопительного и ипотечного кредитования. Именно ипотечная система, над которой работают законодатели, по его мнению, соответствует мировым современным стандартам и подходит для решения проблем обеспечения жильем военнослужащих. В данном случае, сказал он, инвестором может выступать Пенсионный фонд через управляющий банк. И подчеркнул опасность недооценки проблемы ликвидности ценных бумаг, под которые пойдет кредитование, накануне вступления России в ВТО: «Все будет оцениваться по международным меркам, и ликвидность ипотечных ценных бумаг в 18% будет гораздо предпочтительнее 3%-й ликвидности бумаг накопительных». Если учесть перспективы перехода армии на контрактную основу и повышение денежного довольствия контрактникам, то в этом ракурсе путь рыночный — ипотечный тем более верен, сделал он вывод. Игоря Морозова поддержал представитель квартирного управления Минобороны Владимир Никольский, отметив такой позитивный эффект от ипотеки, как «закрепление кадров». Что касается «накопительной системы», то В.Никольский, как специалист-практик в данном вопросе, предложил поискать другой, менее затратный путь решения проблемы обеспечения жильем военнослужащих. Сегодня введение накопительной системы не реально, высказал он свою точку зрения. Еще более категоричен был начальник управления расквартирования и строительства Департамента тыла Федеральной пограничной службы Михаил Федоров, заявивший, что с введением накопительной системы «многие военнослужащие так никогда ничего и не дождутся». Сенатор И.Морозов предложил развести две проблемы обеспечения жильем нуждающихся сегодня в нем военнослужащих и увольняющихся в запас и построения перспектив на будущее. В связи с чем он обратил внимание на отсутствие в новом пакете законопроектов по местному самоуправлению такой функции у муниципалитетов, как предоставление жилья военнослужащим. Такая «юридическая новелла», убежден И.Морозов, может многократно усугубить существующие сегодня проблемы. Он предложил, идя по пути внедрения ипотечных схем в армии, не забывать о долгах перед военнослужащими и полностью рассчитаться из бюджета. Участники «круглого стола» приняли рекомендации, предложив Правительству разработать единую для всех федеральных органов власти государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих на период до 2010 года. При этом предусмотреть создание федерального координирующего центра, наделенного правом привлечения внебюджетных инвестиционных средств. Накопительную систему можно использовать лишь в качестве составной части этой целевой программы, считают участники «круглого стола». Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, в соответствии с принятыми рекомендациями, подготовит перечень приоритетных нормативно-правовых актов по проблемам социальной защиты военнослужащих и обеспечения их последовательной реализации. |
«Круглый стол» „Возможности перехода с 2004 года к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих„
27 февраля 2003 г. в Совете Федерации по инициативе Комитета по обороне и безопасности состоялось заседание «круглого стола», посвященного обсуждению проблем обеспечения жильем военнослужащих и возможности перехода с 2004 года к накопительной системе обеспечения военных жильем.