Все новости

Сто шестое заседание Совета Федерации

26 марта 2003 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ул. Б.Дмитровка, 26, зал заседаний) состоялось 106-е заседание Совета Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РАССМОТРЕЛ СИТУАЦИЮ ВОКРУГ ИРАКА

В пленарном 106 – м заседании Совета Федерации 26 марта 2003 года была рассмотрена информация Правительства РФ о ситуации вокруг Ирака. Членам верхней палаты Федерального Собрания ее представил министр иностранных дел России Игорь Иванов.

 

Он, в частности, констатировал, что уже шестые сутки в этом ближневосточном государстве продолжаются «крупномасштабные военные действия, развязанные в обход решения Совета Безопасности ООН и вопреки нормам международного права». По его словам, «становится все более очевидным, насколько далеки от реальности попытки представить военную акцию против Ирака как триумфальный поход за освобождение иракского народа при минимальных жертвах и разрушениях».

И.Иванов проинформировал палату о том, что Россия развернула активную подготовку к оказанию гуманитарной помощи иракским беженцам, которые прибывают, в том числе на территорию Ирана. На первом этапе, сообщил он, имеется в виду создать там госпиталь на 5000 человек с полным обеспечением, а затем еще 2 госпиталя и лагерь на 5000 человек.

Министр иностранных дел РФ заявил, что вместе с другими странами-членами Совета Безопасности ООН Россия на протяжении последних месяцев делала все для того, чтобы предотвратить развязывание войны против Ирака. «Мы считали и продолжаем считать, что для войны не было никаких веских причин. И каждый день войны подтверждает правильность этого вывода — никто так и не смог привести убедительных доказательств в поддержке Ираком международного терроризма, что Ирак представляет военную угрозу кому бы то ни было и что в этой стране имеется оружие массового уничтожения».

По словам главы внешнеполитического ведомства России, центральная проблема иракского урегулирования, она как раз касается оружия массового уничтожения, «вполне могла быть решена мирным путем через международные инспекции ЮНМАВИК и МАГАТЭ». «Для этого были созданы все необходимые условия». Более того, продолжал он, «был реальный шанс сделать политическое урегулирование ситуации вокруг Ирака важным прецедентом для решения и других аналогичных проблем в интересах укрепления региональной и международной стабильности». К сожалению, добавил И.Иванов, этот шанс не был использован, поскольку Соединенные Штаты и Великобритания выдвинули на первый план не разоружение Ирака, а изменение политического режима в этой стране. По его словам, подобный подход противоречит не только резолюциям Совета Безопасности ООН по Ираку, но и основополагающим принципам Устава ООН, в соответствии с которыми применение силы одним государством в отношении другого возможно лишь в порядке самообороны. «Никаких правовых оснований для осуществления военной операции в отношении Ирака у США и Великобритании нет».

По поводу предпринимаемых попыток «задним числом найти юридическое оправдание применению силы против Ирака, в том числе с использованием ООН» министр иностранных дел подчеркнул: «Пункт 14 резолюции 1441 Совета Безопасности исключает автоматическое применение силы. Только сам Совет Безопасности был вправе оценить степень сотрудничества Ирака с международными инспекторами и принять решение о дальнейших шагах по урегулированию кризиса».

Как отметил И.Иванов, опасность силового решения иракской проблемы заключается и в том, «что одни противоправные действия неизбежно тянут за собой и другие». Как иначе, по его словам, можно расценить, например, «требования Соединенных Штатов, направленные буквально циркулярным письмом во все страны, разорвать дипломатические отношения с Ираком и выслать иракских дипломатов, заморозить также банковские счета иракских представительств».

По словам министра, «мы считаем вправе добиваться также уважения законных экономических интересов России в Ираке». «Россия не делала в этой стране ничего такого, что противоречило бы международному праву». Наша страна, продолжал он, осуществляла экономическое сотрудничество с Ираком в строгом соответствии с нормами, которые были установлены Советом Безопасности ООН в рамках режима санкций – «вот почему мы не ставили нашу позицию в иракском вопросе в зависимость от этих интересов и не превращали их в предмет какого‑то торга». Глава российского МИДа подчеркнул, что наша страна будет твердо выступать за то, чтобы заявления руководства США о том, что природные богатства Ирака принадлежат иракскому народу, не расходились с реальными делами. Такие заявления, по его словам, «должны быть отражены в последующих резолюциях Совета Безопасности ООН».

И.Иванов остановился на реальности угрозы негативных последствий сложившегося кризиса для самих Соединенных Штатов в случае ведения продолжительных военных действий против Ирака. По его словам, активная политика против войны в Ираке, не означает политики против США. Эти действия, продолжал он, направлены «против тех в Соединенных Штатах, кто выступал за эту войну и кто развязал эту войну». «Уже сейчас цена односторонних действий выглядит непомерно высокой: нарушено единство Совета Безопасности ООН и в целом мирового сообщества; возник раскол в отношениях между США и некоторыми их ближайшими союзниками в Европе; нарастает угроза дестабилизации обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, а также дальнейшая угроза радикализации настроений в исламском мире». Все это, подчеркнул министр, «лишь на руку экстремистским силам, которые готовы воспользоваться иракским кризисом для пополнения своих рядов и оправдания новых актов международного терроризма». К сожалению, добавил он, такие акты уже имеют место. «Вот почему по нашему мнению сейчас нет более важной задачи, чем постараться как можно скорее остановить войну и вернуть ситуацию в русло политического урегулирования в рамках Совета Безопасности ООН».

«Именно этого мы и намерены самым активным образом добиваться и добиваемся. В настоящее время мы осуществляем интенсивные контакты с широким кругом государств, включая членов Совета Безопасности ООН, с целью найти политический выход из кризиса. Объективные условия для этого сохраняются, хотя сопротивление также велико, и об этом надо также откровенно говорить», — заявил министр иностранных дел.

И.Иванов напомнил, что по решению Совета Безопасности ООН международные инспекции в Ираке не прекращены, а приостановлены. Руководители ЮНМАВИК и МАГАТЭ представили конкретную программу действий, реализация которой позволит решить ключевой вопрос об оружии массового поражения в Ираке. По его словам, это давно было бы возможно сделать, если бы ситуация вернулась в Совет Безопасности ООН.

В связи с последними сообщениями, которые не исключают применения со стороны Ирака оружия массового уничтожения в отношении коалиционных сил, министр сообщил, что иракское руководство неоднократно заявляло, что оно не располагает таковым. Не засвидетельствовали следов или признаков наличия оружия массового уничтожения и международные инспекторы, которые около четырех месяцев работали в Ираке и деятельность которых была прервана в связи с началом войны. «И только международные инспекторы вправе сделать заключение или вывод о том, что такое оружие есть или нет». Никакие другие оценки к окончательному заключению приниматься не могут, и такая договоренность в рамках Совета Безопасности ООН тоже имеется, отметил он.

«По нашему глубокому убеждению возможности ООН в кризисе далеко не исчерпаны, — заявил министр. — Показательно, что даже сторонники силового решения заявляют о намерении вернуться в Совет Безопасности для решения вопросов послевоенного обустройства Ирака. В целях урегулирования иракского кризиса мы по‑прежнему открыты для диалога и конструктивного взаимодействия со всеми странами, в том числе, естественно, с США и Великобританией».

Глава внешнеполитического ведомства России подчеркнул, что «наши разногласия с США по иракской проблеме не должны ставить под вопрос позитивную перспективу развития российско-американских отношений». Эти отношения, по его словам, имеют самостоятельное значение как фактор глобальной безопасности и стабильности. Вот почему, добавил он, «мы считаем недопустимым скатываться к новой полосе конфронтации».

«В этой связи вызывают серьезное беспокойство попытки определенных кругов США втянуть Россию в информационную войну вокруг Ирака». «Мы рассчитываем, что американские партнеры проявят чувство ответственности и не будут предпринимать шаги, которые могли бы нанести ущерб нашим отношениям в долгосрочной перспективе. Ведь нашим странам не уйти от необходимости совместно искать пути решения многих глобальных проблем, и, прежде всего в борьбе с международным терроризмом».

От минимизации ущерба от иракского кризиса, продолжал он, напрямую зависит, в каком мире все мы будем жить в последующие годы. Россия, подчеркнул министр, убеждена, что диалог и взаимодействие парламентариев помогут внести неоценимый вклад в утверждение таких ценностей, как приоритет международного права и многостороннего сотрудничества.

Министр иностранных дел РФ ответил на многочисленные вопросы членов палаты.

В частности, на обращение в его адрес Андрея Вавилова, как министр представляет себе, что США и Англия согласятся сотрудничать с Россией, Францией, Германией по урегулированию иракского кризиса, министр заметил, что возможно большое число сценариев. По его словам, совершенно очевидно, вопрос должен вернуться в Совет Безопасности ООН. «Таким образом, необходимо использование многосторонних механизмов, и, прежде всего поставить урегулирование на прочную правовую основу, а именно Устав ООН и соответствующие резолюции Совета Безопасности». Затем, по его словам, применительно к ситуации потребуется принятие соответствующих мер по поддержанию безопасности, оказанию политической, экономической, гуманитарной помощи. Но обязательно под контролем Совета Безопасности ООН, подчеркнул министр. Дальше из этого, продолжал И.Иванов, будет складываться формула, как будут идти переговоры, на что будут готовы страны – «это уже предмет переговоров и поиска компромиссов».

В ответ на вопрос председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова, что Россия будет отстаивать на созванном по инициативе Сирии заседании Совета Безопасности ООН, И.Иванов заявил, возможность того или иного решения, на которое может выйти СБ, будет определяться в ходе дискуссии. По его словам, не надо забывать, что два государства, которые сегодня участвуют в войне, являются постоянными членами Совета Безопасности, и могут заблокировать те решения, которые они сочтут противоречащими их интересам. «Что касается России, — подчеркнул министр, — позиция ясная: немедленное прекращение военных действий, возвращение вопроса в рамки Совета Безопасности и продолжение усилий международного сообщества по политическому урегулированию на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности».

По поводу возможности реформирования системы Объединенных Наций в целом и Совета Безопасности в частности, И.Иванов заметил, что реформа, конечно, назрела, поскольку изменился мир, изменилось соотношение сил в мире, ведущие игроки в мире. «И такая реформа необходима». Но вопрос, по его словам, в том, что необходимо для того, чтобы осуществить реформу, чтобы эта реформа получила поддержку подавляющего большинства государств–членов Организации. В противном случае, добавил он, ООН расколется. Такие переговоры, отметил глава МИД, идут уже много лет: существует рабочая группа по реформе, есть позиция России, которая близка позиции многих государств. «Мы считаем, в частности, что, конечно, Совет Безопасности можно и нужно расширить, с тем чтобы он более реально отражал соотношение сил в мире и представительства тех или иных государств в решении мировых проблем. Но вместе с тем это расширение должно быть ограниченным, чтобы Совет Безопасности оставался эффективным рабочим органом».

Одно из предложений — расширить число членов Совета Безопасности, «и мы уже высказывали поддержку отдельных кандидатов на членство в Совете Безопасности». В частности, по его словам, это Германия, Япония. «В отношении Индии Россия высказывала позитивное отношение». По мнению главы внешнеполитического ведомства, в Совете Безопасности должны быть представлены ведущие государства, такие, как Германия и Япония, входящие в «восьмерку» и играющие заметную роль в мировой политике, и вместе с тем — по представителю от Азии, Африки и Латинской Америки. Работа, по его словам, идет. Министр остановился на некоторых вопросах

По заключению главы МИД, не исключено, что нынешние события могут ускорить процесс реформы. Пока же, по его словам, он идет очень медленно, поскольку даже в Европе, например, существуют серьезные разногласия. К примеру, не вся Европа согласна с тем, что кандидатура Германии должна представлять эту часть света, пояснил он.

Проект Заявления Совета Федерации по Ираку заседанию представил председатель Комитета СФ по международным делам М.Маргелов.

Он, в частности, сказал, что авторы документа постарались максимально сбалансировать представленный текст. «Предваряя вопросы, скажу, что в тексте содержится достаточно взвешенная оценка того, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, но с другой стороны, оценка совершенно однозначная – мы резко против того, что там происходит. Мы призываем к тому, чтобы обсуждение этого кризиса вернулось в Совет Безопасности ООН, который начал свою работу. В то же время мы не считаем нужным бежать впереди Совета Безопасности ООН и опережать какие‑то решения Совета Безопасности в квалификации того, что происходит». Ключевым в этом тексте, по его словам, является последний абзац – Совет Федерации предлагает абсолютно новую, принципиально новую форму участия Федерального Собрания в выработке стратегии по отстаиванию российских национальных интересов. «Мы предлагаем формат стратегической группы. Мы считаем, что через эту форму работы может быть обеспечена максимальная вовлеченность Парламента, максимальная вовлеченность научного сообщества, всех заинтересованных кругов в выработку стратегии нашего поведения в регионе.

Поставленный на голосование, представленный документ единогласно был принят за основу.

* * *

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РАТИФИЦИРОВАЛ СОГЛАШЕНИЕ С КАЗАХСТАНОМ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ДНА СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

 

26 марта 2003 года на 106 заседании палаты Совет Федерации одобрил Федеральный закон “О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дня северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и Протокола к Соглашению между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дня северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года”.

Соглашение определяет общие принципы российско-казахстанского сотрудничества в области освоения углеводородных ресурсов дня северного Каспия, дает возможность заключения пакета двусторонних и многосторонних договоренностей по вопросам осуществления свободы судоходства и полетов, прокладки и использования подводных коммуникаций и иных видов совместной деятельности в регионе.

Ратификация Соглашения и Протокола к нему является важным шагом в направлении формирования нового правового статуса Каспийского моря.

* * *

ДОХОДЫ НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦПОМОЩИ

БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОКВАРТАЛЬНО

26 марта 2003 года на 106-м заседании Совета Федерации одобрен ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», принятый 7 марта 2003 года Госдумой. Докладчик – глава Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко.

Данный закон принят с целью введения во всех регионов России единого порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина или семьи для оказания им материальной помощи в соответствии с российским законодательством.

В.Петренко обратила внимание на новый подход к определению доходов, имеющийся в законе. Предполагается учитывать не только денежные доходы малоимущих граждан и семей, но и доходы в натуральной форме – от аренды движимого или недвижимого имущества, от реализации продукции личного подсобного хозяйства. При этом продукция, остающаяся в личном пользовании, учитываться не будет, пояснила В.Петренко. Расчетным периодом для определения доходов согласно закону являются три последних месяца (в отличие от 6 месяцев в прошлой редакции), поэтому данные о своих доходах заявитель будет сдавать 4 раза в год. При необходимости органы социальной службы будут теперь более оперативно производить перерасчет. Предполагаемый учет, как отметила докладчик, это сложная комплексная процедура. Кроме того, органы социальной защиты наделяются правом проверять сообщаемые заявителем сведения.

Принятый порядок позволит более точно и адресно определять лиц, действительно нуждающихся в социальной помощи. В заключение В.Петренко подчеркнула, что закон носит «технический характер и необходим для упорядочивания процессов расчета доходов лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства».

Закон одобрен и направлен на подпись Президенту РФ.

* * *

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ВЫСШЕМ ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

26 марта 2003 года на 106 заседании Совета Федерации сенаторы одобрили Федеральный закон “О внесении изменений в статью 30 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

 

Данным Федеральным законом увеличиваются размеры надбавок к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученые степени кандидата наук и доктора наук.

В настоящее время указанные надбавки в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” установлены в размере 300 рублей за ученую степень кандидата наук и 500 рублей за ученую степень доктора наук. Рассматриваемым Федеральным законом эти надбавки увеличиваются в три раза и составляют соответственно 900 рублей и 1500 рублей.

Настоящий закон направлен на улучшение материального положения научно-педагогических работников высших учебных заведений, повышения их статуса и привлечение к научно-педагогической деятельности молодых ученых.

* * *

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ» ОДОБРЕН

 

26 марта 2003 года на 106 заседании Совета Федерации был одобрен в редакции согласительной комиссии ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об энергосбережении».

 

Совет Федерации завершил рассмотрение пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики на 106-м пленарном заседании. Последним из «энергетического пакета» был одобрен ранее отклоненный верхней палатой закон по внесению изменений в ФЗ «Об энергосбережении».

После работы согласительной комиссии в законе остались только технические изменения: понятие «региональная энергетическая комиссия» заменяется на «органы исполнительной власти РФ», чем терминология закона приводится в соответствие с остальными законами энергопакета.

Согласительная комиссия палат Федерального Собрания исключила из закона норму, которая стала причиной отклонения закона на прошлом заседании Совета Федерации. Ранее предлагалось наделить Правительство РФ правом определять порядок консолидации средств энергосберегающих программ регионов и порядок их использования, напомнил докладчик – заместитель главы Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев.

Закон в редакции согласительной комиссии был одобрен 119 голосами при 4 против.

* * *

Совет Федерации обеспокоен ходом подготовки к весеннему севу-2003

В рамках «правительственного часа» Совет Федерации заслушал на заседании в среду, 26 марта 2003 года, информацию Правительства РФ об итогах работы агропромышленного комплекса страны в 2002 году и о мерах по подготовке к проведению весеннего сева 2003 года. С ней перед сенаторами выступил вице-премьер, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.

Текущий год «будет как никогда сложным годом для АПК», сказал он, поскольку объемы сельскохозяйственных работ возрастут по сравнению с прошлым годом на 14–15 процентов. Предстоит, в частности, пересеять около 3 млн. га озимых зерновых культур, погибших в ходе минувшей зимовки, а также «устранить 2 млн. га недосева озимых от прошлого года». Посевы яровых зерновых и зернобовых культур составят нынешней весной 57 млн. га. 36 млн. га будет занято (с учетом озимых) зерновыми культурами, 10 млн. га – кормовыми культурами, 850 тыс. га – сахарной свеклой и 3,2 млн. га – картофелем.

Не меньшей проблемой министр назвал и психологический фактор, когда «крестьяне последовали призыву правительства и наращивали производство, а получили обратный экономический эффект, то есть потерпели убытки». По его словам, в 32 регионах страны производство зерна в прошлом году оказалось убыточным, а общая прибыль сельского хозяйства составила только 11 млрд. рублей против 24 млрд. рублей в 2001 году.

А.Гордеев подробно остановился на вопросах финансового положения АПК, обеспечения его материально-техническими ресурсами и других вопросах подготовки к весеннему севу.

Вице-премьер ответил также на вопросы членов Совета Федерации Виктора Степанова, Галины Бусловой, Александра Залепухина, Светланы Орловой, Анатолия Коробейникова и других сенаторов.