Устинов В.В. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации! На днях члены Совета Федерации получили многостраничный доклад Генеральной прокуратуры о состоянии законности и правопорядка в 2004 году, и полагаю, что сумели с ним ознакомиться.
В этой связи моя задача как докладчика, состоит в выделении нескольких основных проблем, которые для своего разрешения требуют совместных усилий правоохранительных органов, власти и управления, проблем, которые наиболее рельефно видны через призму деятельности прокуратуры. Она своим влиянием проникает во все клеточки социального организма, а этот организм серьезно болен.
Таких крутых поворотов, которые Россия переживает в последние годы, история человеческой цивилизации знала немного, поэтому не удивительно, что движение вперед идет трудно, болезненно, в определенных случаях и противоречиво.
Говоря об итогах ушедшего года, следует отметить, что для органов прокуратуры главное состояло в том, чтобы проверки исполнения законов, расследование конкретных уголовных дел, участие в судах стали максимально эффективными. Цифры, хотя и скучная материя, но без них не обойтись. За год через руки прокуроров и следователей прошло свыше 3 миллионов дел и материалов. Следственным аппаратом окончено расследование около 118 тысяч уголовных дел, в том числе 27 тысяч об убийствах, более 7 тысяч о коррупции и взятках.
В интересах общества и государства предъявлено 153 тысячи исков. Только по направленным в суд уголовным делам возмещено более 9 млрд. рублей. К ответственности привлечено почти 108 тысяч нарушителей закона. Безусловно, это не все данные о работе прокуратуры.
Позвольте доложить о наиболее актуальных направлениях нашей деятельности, которые зеркально отражают злободневные социально-экономические реалии. На первое место нужно поставить защиту прав граждан, заботу о простых жителях городов и сел, особенно слабо защищенных. Есть такое расхожее рассуждение: «Странный, ненатуральный народ эти старики, они не родятся, а только умирают, но все равно не переводятся». Тот, кто рассуждает подобным образом, забывает, что со временем и сам пополнит их ряды. Говорю это отнюдь не для морали.
Во многих регионах идут акции протеста, связанные с заменой льгот на денежную компенсацию. Люди перекрывают дороги, блокируют административные здания. Отчасти это происходит потому, что власти не хотят слушать людей, не принимают мер к исполнению положений закона, стращают людей правоохранительными органами. В этой ситуации прокуроры создают максимальную возможность для того, чтобы закон о замене льгот не обернулся для граждан унизительным хождением по инстанциям.
Не менее важно было обеспечить и права граждан в жилищно-коммунальном секторе. Рынок потребительских услуг здесь формируется и не особенно сообразуется с требованием закона. Граждане вынуждены обращаться с жалобами на несоблюдение элементарных прав, отсутствие тепла, воды, необходимого ремонта. В некоторых регионах жителям каждый год приходится приспосабливаться к жизни, а по существу, выживать.
Реагируя на такие нарушения, прокуроры внесли почти 5 тысяч представлений, 3 тысячам виновных объявлены предостережения, свыше тысячи их привлечено к административной ответственности. Во многих случаях прокурорское вмешательство позволило изменить положение, а людям получить тепло, воду и свет.
Использовался весь спектр предоставленных полномочий. В частности, в Красноярском крае, например, прокуроры обращались в суд о признании бездействия коммунальщиков незаконным. Так, в одном из районов местная птицефабрика провалила подготовку к зиме. В результате под угрозой оказалось теплоснабжение домов и социальных объектов целого поселка.
Представление, а вслед за ним предостережение виновным не помогло, зато, когда по иску прокурора суд вынес решение о признании незаконным бездействия руководителей птицефабрики и установил срок завершения ремонта котельной, тепло в дома пришло в точно назначенное судом время.
Там, где нарушения носили уголовно наказуемый характер, расследованы уголовные дела. Их в субъектах Федерации оказалось 73.
Но, говоря об этом, я бы хотел подчеркнуть одно совершенно очевидное обстоятельство. Безусловно, не прокуратура должна ремонтировать теплотрассы, завозить топливо, контролировать работу коммунальных служб, это святая обязанность губернаторов, мэров, глав администраций.
Поэтому перед прокурорами поставлена задача через представления, иски и уголовные дела заставить должностных лиц выполнять возложенную на них обязанность, не оглядываясь при этом на их высокое положение или социальный статус.
Основательно добавляют напряженность в обществе нарушения, связанные с невыплатой заработной платы. Задолженность бюджетникам разных уровней по данным Федеральной службы госстатистики составляет 1,3 млрд. рублей, а в небюджетных организациях в 13 раз больше. Реальная же задолженность, думаю, еще выше. Далеко не все организации, особенно среднего и малого бизнеса, официально сообщают о размерах задолженностей. Часто из‑за боязни потерять работу люди вынуждены трудиться без соответствующего вознаграждения. Но там, где они доведены до крайности, люди устраивают пикеты, объявляют голодовки.
Вся Россия была взбудоражена сообщениями о голодовках работников уральских предприятий. Из‑за длительной невыплаты заработной платы люди решились на крайнюю форму протеста. Прокуратура вникла в ситуацию, возбудила ряд уголовных дел. Несколько должностных лиц арестованы, идут выплаты задолженности. Вместе с тем надо откровенно признаться, что с начала года отдельные прокуроры недостаточно следили за тем, что происходило в сфере оплаты труда. Вмешались только тогда, когда ситуация, как говорится, припекла.
Судебные приговоры по статьям 1451 УК имелись всего на девять недобросовестных работодателей. Я был вынужден направить всем специальную телеграмму с требованием по каждому случаю преступного поведения работодателей возбуждать и расследовать уголовные дела. Обстановка изменилась. Если за весь 2003 год расследовалось 109 уголовных дел, то в прошлом году их было в 10 раз больше. Выделю особенно прокуратуры Приволжского федерального округа. Там было возбуждено около 400 уголовных дел. Половина дел направлена в суд, а по 130 состоялись обвинительные приговоры.
Но главное есть конкретные результаты. Задолженность людям, например, в Оренбургской области уменьшилась на 228 миллионов, в Ульяновской на 128, в Самарской на 58, в Пензенской на 39, в Кировской на 29 миллионов. Особенно результативно поработали прокуроры в Республике Саха (Якутия). Там задолженность по зарплате была колоссальная, она составляла 1 млрд. 600 млн. рублей. Прокуроры начали с исков. Их в интересах работников предъявлено 3,5 тысячи на сумму 66 млн. рублей. В отношении работодателей, которые не считались с трудовым законодательством, возбудили 224 административных производства. По прокурорским документам каждый десятый был дисквалифицирован, а 250 предостережены. Расследовано 20 уголовных дел. В итоге задолженность удалось сбить до 300 миллионов. 1,6 миллиарда и 300 миллионов почувствуйте, как говорится, разницу.
В надзоре за исполнением закона главным были не только права граждан на оплату труда и пакет услуг в коммунальном секторе. Прокуроры реагировали на другие острые вызовы социально-экономической жизни. Например, в Иркутской области из‑за конфликта двух предприятий речного флота, которые обеспечивали северный завоз по реке Лена, был перекрыт судовой ход. Большая вода грозила уйти, а судоходство замерло. В конфликт немедленно вмешалась прокуратура, и в итоге за несколько дней удалось восстановить речную навигацию.
Или другой пример, но уже в Костромской области. Там объекты, которые входили в архитектурный ансамбль известного Ипатьевского монастыря были переведены в собственность области. Прокуратура шесть раз ходила в арбитражный суд, пока эти объекты не вернулись в реестр федеральной собственности. В настоящее время они передаются в собственность церкви.
В центре внимания были вопросы конституционной законности. Обязанность исходить из закона и следовать закону в решениях власти с трудом пробивает себе дорогу. Незаконное нормотворчество в регионах как многоголовая гидра: едва ей отрубят одну голову, как тут же вырастает новая.
С 2000 года опротестовано более 14,5 тысячи незаконных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации и почти 163 тысячи органов местного самоуправления. Причин, по которым пока не удается обеспечить единство правового пространства, множество. В определенной мере сказывается фактор интенсивного обновления федерального законодательства. Новые законы диктуют необходимость приведения региональных норм в соответствие с правовым режимом. Нередко проблема упирается в то, что до сих пор не завершено разграничение компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации. Последние на свой страх и риск принимают правовые акты, не совпадающие с федеральными законами. Нельзя сбрасывать со счетов и амбиции региональных элит, особенно в вопросах, связанных с регулированием финансовых потоков и материальных ресурсов.
Поэтому значительное количество нарушений допускается при издании правовых актов в бюджетной и налоговой сферах, в регулировании оборота алкоголя и природопользовании, регламентации услуг в жилищно-коммунальном секторе, лицензировании и предпринимательстве.
Что здесь, на наш взгляд, требуется? В своем докладе мы изложили несколько соображений, в частности о необходимости общегосударственной программы законотворчества. Сейчас по этому вопросу есть разные документы. Среди них Послание Президента России, где обозначены приоритеты законотворчества, программа Правительства, план законопроектных работ Государственной Думы, сводка предложений субъектов законодательной инициативы. Они, конечно, важны, но не заменяют целостной программы, программы, которая просчитана на потребность в урегулировании социально-экономических процессов по очередности принятия законов по субъектам права законодательной инициативы.
Общегосударственная программа законотворчества позволила бы исключить неоправданное отсутствие одних законов и наличие других, исключить несогласованность и противоречие нормативного массива.
Далее, качество законов. Оно возросло, но тем не менее законодатель не всегда записывает в них точные формулировки. Вместо этого закладываются отсылочные нормы. В таких случаях возникает ситуация, когда между принятием закона, к примеру, и постановлением Правительства, которое должно сопровождать его реализацию, возникает дистанция. В итоге закон начинает работать с опозданием, поэтому требуется, чтобы законопроект содержал как можно меньше отсылочных и больше прямых норм, тогда отпадает необходимость в различных подпирающих закон документах и сокращается поле для ведомственного нормотворчества.
Тот, кто знакомился с нашим докладом, вероятно, обратил внимание на то, что в нем отсутствуют данные о динамике и структуре преступности. Я и здесь не стану этого говорить. Не стану, потому как Генеральный прокурор не имеет права обманывать общество и членов Совета Федерации. Уголовная статистика, которая сегодня формулируется, отражает не истинное количество совершенных преступлений, а негодную практику их регистрации. Сегодня милиция выполняет много функций, но главная функция это защита людей от преступных посягательств. А в сложившейся ситуации с регистрацией получается, что она объективно покрывает преступников, помогает им избежать заслуженного наказания, потому что часто многие преступления вообще не регистрируются.
В этой связи выскажу принципиальную позицию Министра внутренних дел Нургалиева, который все делает для того, чтобы навести в этом вопросе порядок. Однако нет регистрации, значит, и нет преступления, следовательно, нет и правосудия. А что есть? Есть издевательство над законностью и правами граждан. За год выявлено и поставлено на учет более 120 тысяч преступлений, ранее известных, но не зарегистрированных. Больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, Алтайском крае, Республике Татарстан. Несомненно, что доля таких преступлений значительно больше, чем удается выявить прокурору.
Укрытием преступлений занимаются многие категории от участкового до следователя и дознавателя. Каждому из них отдельно по прокурору не приставишь. Не регистрируя, укрывая преступления, милиция вводит всех в заблуждение относительно масштаба преступности. Не зная о размахе болезни, не определить способы ее лечения, не определить, сколько требуется людских и материальных ресурсов, которые государство должно выделить на обеспечение общественной безопасности. Словом, рубится сук, на котором мы сидим. А чтобы совсем не свалиться с дерева и показать хоть какие‑то результаты своей деятельности, МВД прибегает к фальсификации многострадальной статистики. В частности, в Омской области прокуратура, проверив обоснованность отражения в статистике якобы выявленных 1,5 тысячи преступлений экономической направленности, сняла с учета каждое пятое, они оказались дутыми. Столько же дутых преступлений значилось выявленными в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенных организованными группами. По фактам фальсификации учетных документов возбуждены и расследуются уголовные дела.
Вообще за год к уголовной ответственности за преступления при регистрации заявлений привлечено более 480 работников милиции. Только за это 480 работников. Живучесть практики укрытия преступлений во многом основывается на том, что десятилетиями от органов внутренних дел требовалось покончить с преступностью. Не имея возможности выполнить это заведомо невыполнимое требование, сотрудники милиции научились различными способами приукрашать криминальную ситуацию. Процентование и лакировка дошли до того, что порой усилия направлены не на то, чтобы найти и привлечь преступника к ответственности, а на то, чтобы отыскать подходящее основание для отказа в возбуждении уголовного дела, уклониться от приема заявления о совершенном преступлении.
В рядах блюстителей порядка немало тех, кто‑либо ходит на грани преступления, либо давно ее уже переступил. Кривая преступности среди работников милиции выросла в разы. Только в прошлом году число привлеченных к уголовной ответственности превысило 2 тысячи. Выявление этих фактов, мы считаем, большая заслуга в первую очередь Министра внутренних дел и Службы собственной безопасности, но до знания реального положения дел еще далеко. Реальное положение очень хорошо знают и чувствуют на себе простые граждане. Это их обращения за помощью остаются без последствий.
Говоря об этом, я отнюдь не хочу очернить всех работников милиции, бросить тень на проводимую ими работу. Кому, как не прокурорам, хорошо известны ее масштабы, сложность и опасность. Это они защищают граждан, в том числе обманутых их коллегами-фальсификаторами, каждый день идут под нож или пули. Это они каждый день рискуют своим здоровьем и жизнью. Но в то же время я глубоко убежден, что меры Министерства внутренних дел, руководителей региональных подразделений для наведения порядка должны быть более действенными и более суровыми, в противном случае есть риск подорвать доверие населения к власти, потерять у людей остатки авторитета и уважения.
Характеризуя состояние следствия и надзор за ним, должен отметить, что прокуроры стали активнее использовать процессуальные полномочия для пресечения нарушений, допускаемых органами дознания и предварительного следствия.
По сравнению с прошлым годом сократилось число лиц, в отношении которых производство по делу прекращено за отсутствием состава или события преступления, а также непричастности к совершению преступления. Чуть меньше стало дел, расследованных в срок свыше установленного законом, хотя их общее число остается весьма значительным. Значительным остается и количество нераскрытых преступлений, оно составляет 1 млн. 264 тысячи. От правосудия ушли сотни тысяч преступников. Нераскрытыми остались 5 тыс. 635 умышленных убийств.
Причин такого положения много. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Нередко дело упирается в низкое качество оперативной работы, пассивность органов расследования, рутину в их деятельности, скудную информационную базу, плохую организацию взаимодействия оперативниками и следователями.
В качестве примера приведу работу Главного следственного ведомства Следственного комитета при МВД России. Там, что называется, по определению должна работать элита профессионального следствия. Комитет своей результативностью должен задавать тон всей системе следственных органов МВД. А как он его задает, можно судить по следующим данным.
В штате следственной части комитета 52 следователя, плюс 12 начальников. За год они сподобились направить в суд 21 уголовное дело, из них 2 вернулось на доследование, еще 5 прекращены за отсутствием состава преступления. Вот и вся работа.
Другое подразделение Комитета МВД Управление по расследованию налоговых преступлений имеет такие же впечатляющие показатели: 13 следователей, 3 начальника, в суд направили 2 дела.
Про сроки и характер дел тоже говорить не приходится. Возьмите уголовное дело в отношении, например, братьев Мурадян. Две фирмы спорили по поводу стройоборудования и кредита, их претензии рассматривались гражданским и арбитражным судами. Есть конкретные судебные постановления. Так нет, следственному комитету они не указ, два года следователи протирали штаны и проедали государственные деньги, пока не «выжали» один преступный эпизод по кредиту. Этот эпизод не является тяжким преступлением, дело о нем вообще не должно было быть в юрисдикции комитета.
С 2000 года расследовалось уголовное дело по завладению средствами одного из акционерных обществ, а расследовать, по сути, было нечего. В деле даже не было заявления потерпевшей стороны, которой якобы причинен ущерб. В итоге через четыре года дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Проблемным остается обеспечение законности в деятельности судебных приставов, которые являются частью органов юстиции. Несмотря на семилетний период деятельности, порядка в этой службе пока нет. Создается впечатление, что судебные приставы в государстве живут по своим понятиям и правилам. Грубые нарушения в деятельности прокурорами вскрываются практически повсеместно и на всех стадиях исполнения производства. В 2004 году их выявлено более 30 тысяч. Приставы присвоили себе право наказывать, судить и миловать, незаконно изменяют порядок и сроки исполнения документа, приостанавливают, а то и прекращают исполнение производства. И как не работали по принудительному взысканию в бюджет налоговой задолженности и таможенных платежей, так и не работают.
За 3 года по постановлениям налоговых органов судебными приставами взыскано лишь 27 процентов платежей от общей суммы, подлежащей к взысканию.
По актам таможенных органов надлежало взыскать 20,5 миллиарда рублей, а реально взыскано 1,7 миллиарда рублей. Надо было найти имущество должников на 43,7 миллиарда рублей, а нашли чуть больше, чем на 8 процентов.
Много приходится возбуждать уголовных дел в отношении судебных приставов, которые допустили халатность, совершили мошенничество, хищение, злоупотребление по службе. Все это приводит к совершенно очевидному выводу службу судебных приставов следует передать в ведение системы судебной власти. Такое предложение Генпрокуратура и Федеральная служба безопасности внесли еще в 2001 году. Поскольку обстановка к лучшему не меняется, было бы не лишним вернуться к его рассмотрению.
Еще одна проблема, которая имеет место в системе Министерства юстиции, это места лишения свободы. В 1998 году с целью ее реорганизации, гуманизации порядка и условий отбывания наказаний, эта система была исключена из ведомства МВД. Однако спустя шесть лет существования под эгидой Минюста многие проблемы, связанные с нарушениями там прав человека, окончательного разрешения не получили.
В ходе прокурорских проверок выявлено нарушений в полтора раза больше, чем год назад. Существенное сокращение лиц, которые содержались в СИЗО, не решило проблему их размещения. В ряде мест отдельные изоляторы и камеры переполнены по‑прежнему в полтора-два раза. На невыносимые условия содержания в исправительных учреждениях потоком идут жалобы в Европейский суд по правам человека.
Из колонии бегут в одиночку и группами. О каком охранном режиме, изоляции заключенных можно говорить, если в ходе только одной проверки СИЗО № 1 города Москвы у них нашли 43 мобильных телефона, свыше сотни зарядных устройств, водку, ее суррогаты, заточки, веревки, деньги, иные запрещенные предметы. Как это можно терпеть?
Не изжиты случаи издевательства и жестокого обращения с людьми. Вновь в ходу факты, когда в помещениях окна без стекол зимой. У заключенных нет элементарных спальных принадлежностей: матрасов, наволочек, простыней, приборов для принятия пищи. Не решено много и других застарелых проблем уголовно-исполнительной системы.
А вот что касается всяких публичных представлений, конкурсов, фантазия чиновников ГУИНа бьет ключом. На всю страну с телеэкранов идет пропаганда преступной субкультуры, этакой залихватской воровской удали. Могу себе представить, что думают пострадавшие от преступления, наблюдая с экрана уркаганское веселье.
К сожалению, мало уделялось внимания проблеме защиты прав подростков, предупреждению правонарушений несовершеннолетними. Между тем сегодня подростки самая незащищенная часть российского общества. Под воздействием фактической бедности, пьянства, побоев со стороны родителей, бездушного отношения чиновников, подростки часто оказываются на улице. Оттуда прямиком попадают в объятия криминальной среды. На несовершеннолетних ежегодно приходится десятая часть всех уголовных преступлений.
Приведу еще несколько цифр. По данным специалистов, число безнадзорных детей составляет около 700 тысяч. А отдельные специалисты считают, что их около 4 миллионов. Среди подростков, доставленных в милицию за разные правонарушения, почти 20 тысяч были неграмотные, а около 200 тысяч имели только начальное образование.
Проблемами охраны прав несовершеннолетних призваны заниматься органы образования, внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних, многочисленные молодежные и иные организации. Для этого имеется достаточно развитая нормативная база. Но, как известно, у семи нянек дитя без глаза.
В Горячем Ключе Краснодарского края от истощения умер школьник. Его пьяница-мать содержанием и воспитанием детей не занималась. Брат и сестра приходили в школу избитыми, голодными, крали из буфета продукты, но никто, ни школа, ни местная администрация, повторю, никто не забил тревогу, пока парнишка не умер. Лишь после этого нерадивая мать была лишена родительских прав в отношении чудом оставшейся в живых дочери.
Поэтому прокурорам дана установка в полной мере использовать предоставленный законом инструментарий для защиты прав несовершеннолетних, предупреждения среди них правонарушений.
Не менее сложная обстановка в войсках. Она, естественно, производная от общей социально-экономической ситуации. Однако ряд моментов хотел бы выделить специально.
Первое, боеспособность войск. По собственным оценкам военного ведомства, качественные параметры более трети соединений и частей постоянной готовности не соответствуют предъявляемым требованиям. Но такой уровень боеготовности, с нашей точки зрения, связан не только с моральным износом и старением техники, как это пытаются представить отдельные командиры и военачальники. Во многом дело упирается в безответственное отношение к его хранению и использованию.
Вот один из примеров. Аэродром Ханкала. Более охраняемой территории трудно представить, но даже оттуда сумели украсть вертолетный двигатель, который стоит почти 1,5 млн. рублей.
Когда московские ревизоры проверили весь Северо-Кавказский военный округ, то вылезла недостача 35 танковых двигателей. Их вначале списали, а потом украли. То же самое творится и с горюче-смазочными материалами. Керосин и топливо тысячами тонн в буквальном смысле утекают в землю, разворовываются, транжирятся налево и направо. За минувший год недостача и хищение ГСМ составили свыше 11 тыс. тонн, в том числе 7 тыс. тонн авиационного керосина. Такого количества хватило бы полку МИГ-29 на четыре месяца боевой учебы.
Второй острый момент использование средств, выделенных на разработку и закупку военной техники. Бюджетом 2005 года на нужды национальной обороны и безопасности выделено на четверть больше, чем год назад. Но на деле получается так, что чем больше денег выделяется, тем больше желающих на них нажиться.
В прошлом году за хищения привлечены к уголовной ответственности почти 400 материально ответственных лиц, причем не рядовые, мелкие сошки, а начальники с большими звездами на погонах. Если сложить, что наворовали, разбазарили только за последний год, то получается треть месячной потребности на выплату денежного содержания всем Вооруженным Силам. Это более 1,7 млрд. рублей. Это то, что выявлено.
Третий момент это социальная защита военнослужащих, база, без которой не создать мобильную, боеспособную армию. Здесь в числе главных жилье. Вокруг него роится немало откровенного жулья, ворья. Стоило чуть копнуть ход реализации федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты», обнаружился целый пласт махинаций.
Было дано поручение проверить все выданные сертификаты. Оно коснулось около 60 тысяч. Результаты оказались ошеломляющими. С отступлениями от требований закона был выдан каждый шестой сертификат. По материалам прокуратуры только за последние два месяца освобождено 647 незаконно удерживаемых квартир. Они перераспределены нуждающимся военнослужащим. В суды заявлено свыше 1000 исков. По фактам злоупотреблений возбуждено около 100 уголовных дел, а 19 военнослужащих уже осуждены за это.
Серьезной проблемой по‑прежнему остается законность и правопорядок в войсках. Реальная ситуация там если и меняется к лучшему, то только в докладах начальству. А что на самом деле? О реальном положении можно судить по оперативным сводкам. Чуть ли не каждый день в них содержатся сообщения о самоубийствах, травмах, гибели военнослужащих, уходе их с места несения службы. Солдаты не просто бегут, а бегут с оружием, оставляя за собой расстрелянных сослуживцев, шлейф других коварных преступлений.
По материалам многих уголовных дел видно, что спроса с должностных лиц, которые в ответе за твердый уставной порядок, а главное, воспитательную работу, никакого нет.
Занявшись этой проблемой, нами были выявлены любопытные детали. Сейчас среди офицеров, проходящих службу, в том числе на воспитательных должностях, находится более 1000 осужденных за различные преступления и особенно рукоприкладство. Стоит ли после этого удивляться, что рукоприкладство стало чуть ли не нормой в отношениях командиров с подчиненными?
Дошло до того, что в одной из частей Сибирского военного округа за побои в течение нескольких месяцев по очереди были осуждены начальник штаба, командир роты, а в завершении и сам командир части. А это в учебном полку!
Несколько слов о состоянии борьбы с коррупцией. Сегодня ни один документ, ни одно выступление политиков, экономистов, криминологов, в том числе в которых дается характеристика социально-экономической ситуации, не обходится без упоминания о коррупции. Она достигла опасно высокого уровня. С этим согласны все. Разница существует только в оценке этого уровня.
В нашем многостраничном докладе приведены соответствующие данные, названы условия, которые способствуют коррупции, коррупционным правонарушениям, меры противодействия им. Среди них я бы выделил несовершенство правового регулирования в управлении государственным имуществом, отсутствие постоянного мониторинга прежде всего бюджетного законодательства.
Прокурорская практика показала, что бюджетная сфера самая привлекательная, в кавычках, для правонарушителей. В прошлом году здесь выявлено почти 39 тысяч различных нарушений. Следовательно, необходимо добиться, чтобы каждый государственный чиновник распоряжался вверенными ему государственными ресурсами не только в рамках закона, но и максимально эффективно, чтобы при этом он ориентировался на достижение конкретных, значимых для государства результатов.
В США, например, еще в 1993 году был принят закон о государственном управлении, основанном на исполнении и результатах, а через год об эффективности федерального приобретения. В подобном регулировании нуждается и отечественная практика. Много лет в российском обществе дискутируется вопрос о принятии специального закона прямого действия о борьбе с коррупцией. Несколько раз такой закон принимался Государственной Думой, но по различным причинам был отклонен. В очередной раз его в первом чтении Дума приняла в прошлом году.
Вместе с тем ошибочно полагать, что один такой закон решит задачу. Антикоррупционная направленность должна пронизывать все законодательство. Борьба с коррупцией может быть эффективной, если строится на основе комплексов взаимосвязанных норм, которые регулируют сферы конкретной экономики и бизнеса, а также гражданского, бюджетного, финансового, банковского, налогового, таможенного, пограничного, наследственного, жилищного, торгового, семейного, миграционного, санитарного, административного, уголовно-процессуального и других отраслей права. К примеру, необходимо восстановить такой институт, каковым является конфискация. В противном случае для коррупционеров становится выгодна экономическая составляющая преступления, тем более что необходимость конфискации прямо вытекает из подписанной Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции.
Уважаемые члены Совета Федерации! Мне представляется, что деятельность прокуроров в России понятна нашему обществу. Почему она вызывает недовольство отдельных представителей Совета Европы, тоже понятно. Прокуратура самое действенное звено в системе органов обеспечения единства не только закона, но и государства российского, защиты законных интересов наших граждан.
Уважаемые члены Совета Федерации, хотел бы доложить, что пять дней назад состоялось расширенное заседание Коллегии Генеральной прокуратуры. Коллегия подвела итоги работы прокурорской системы за прошлый год, обстоятельно проанализировала причины имеющихся просчетов. Не думаю, что, обличая других, прокуратура не видит бревна в собственном глазу. Члены Совета Федерации, которые присутствовали на коллегии, были свидетелями острой критики тех прокуроров, которые отстают от развития событий, не проявляют инициативы, имеют низкий КПД работы. Такие прокуроры получили то, что заслужили. Им поставлены задачи и надзорные приоритеты на текущий год. Конкретные установки прокурорскому корпусу на коллегии дал и Президент Российской Федерации.
В заключение могу сказать, что органы прокуратуры примут все меры по искоренению нарушений закона в Российской Федерации.