Все новости

Сто сорок шестое заседание Совета Федерации

в Совете Федерации (ул. Б.Дмитровка, 26, зал заседаний) состоялось 146-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ПОВЕСТКА (проект) >>>

ОТКРЫЛОСЬ СТО СОРОК ШЕСТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2005 года открылось 146-е заседание Совета Федерации. В его повестке более 20 вопросов. Среди них поправки к действующим законам, необходимость внесения которых обусловлена принимаемыми мерами по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы России. На рассмотрение верхней палаты Федерального Собрания представлены изменения, вносимые в законы об ограничениях продажи и потребления пива; о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках; поправки к земельному, финансовому и административному законодательству.

С информацией о мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы страны в рамках «Правительственного часа» на заседании палатры Парламента РФ приглашен выступить министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

В пленарном заседании Совета Федерации будет представлен Доклад о состоянии российского законодательства. В нем анализируется законотворческий процесс, проистекавший в России на протяжении 2004 года, предпринимается попытка сопоставить его результаты с основными направлениями внутренней и внешней политики, закрепленными в ежегодном Послании главы государства Федеральному Собранию.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРДИЛ В ДОЛЖНОСТЯХ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

В пленарном заседании Совета Федерации 25 февраля 2005 года в должностях судей Конституционного суда РФ утверждены Сергей Маврин и Николай Мельников. Новые члены высшего органа конституционного правосудия России приведены к присяге.

ЗАКОН О ПИВЕ ОДОБРЕН 

На своем 146-м заседании члены Совета Федерации вернулись к обсуждению закона об ограничении розничной продажи и потребления пива, который не был одобрен ими в ноябре прошлого года, а затем, после состоявшегося принятия был отклонен Президентом.

Представляя данный закон, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев, подчеркнул, что он мотивирован целями защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего, несовершеннолетних. Он сообщил, что в новый, согласованный текст закона, с учетом замечаний Президента, внесен ряд необходимых поправок и уточнений, которые позволят органам местного самоуправления более гибко осуществлять меры по ограничению продажи и потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Сенатор выразил уверенность, что принятие закона будет способствовать повышению культуры и дисциплины на улицах и в общественных местах, особенно среди молодежи, и призвал Совет Федерации «дать дорогу закону и скорее начать претворять его в жизнь». Обсуждения данный документ не вызвал, закон одобрен.

* * * 

25 февраля 2005 года на 146-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части внесения ответственности за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.

На 146-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который представил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Он отметил, что данные изменения в КоАП РФ направлены на повышение эффективности государственного контроля в сфере использования земель и создания правового механизма для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Ранее статьей 8.8. КоАП РФ в прямом виде не предусматривалась ответственность за «неиспользование земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства». Это делало невозможным принудительное прекращение владения земельным участком для лиц, которые не используют его в установленном порядке – не производят соответствующих строительных работ. Тем самым устраняется имевшийся правовой пробел.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению, подчеркнул Ю.Шарандин, остается в полном объеме в соответствие со статьей 8.8 КоАП РФ.

Закон одобрен 124 Голосами.

* * * 

25 февраля 2005 года на 146-м заседании Совета Федерации одобрены изменения в ст.17 и ст.18 федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», увеличивающие пороговые значения суммарной балансовой стоимости активов для хозяйствующих субъектов.

Докладчик – первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев отметил, что закон направлен на совершенствование правовых основ государственного контроля на рынках товаров и услуг. Кроме того, происходит переход от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при проведении антимонопольного контроля. Порог балансовой стоимости увеличивается для тех хозяйствующих субъектов, действия которых контролируются государственным антимонопольным органом. Таким образом, как подчеркнул В.Гусев, вносимые в две статьи изменения не являются чисто техническими, а имеют серьезное значение для осуществления антимонопольного контроля.

Согласно одобренным изменениям, если слияния и поглощения хозяйствующих субъектов должны совершаться с предварительного согласия антимонопольного органа, то пороговые значения суммарной балансовой стоимости активов увеличиваются с 200 тысяч до 30 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Одновременно с этим, для хозяйствующих субъектов, о чьих действиях и сделках антимонопольный орган должен быть только уведомлен, порог активов увеличивается со 100 и 200 тысяч до 2 миллионов МРОТ. Это, по расчетам законодателей, должно привести к сокращению обращений хозяйствующих субъектов в антимонопольный орган. Предварительный антимонопольный контроль в ряде случаев заменяется уведомительным порядком. На взгляд членов профильного комитета СФ, данные изменения защищают интересы малого и среднего бизнеса. Кроме того, станет более эффективным антимонопольный контроль в отношении крупного бизнеса, отметил докладчик.

Закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» одобрен 119 голосами.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, КОТОРЫМ РЕГУЛИРУЮТСЯ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ

В 146-м пленарном заседании Совета Федерации одобрены представленные сессии верхней палаты Федерального Собрания изменения, вносимые в законодательство, которым регулируются вопросы охраны Государственной границы РФ. Поправки внесены в конституционные законы «О Государственном флаге РФ» и «О чрезвычайном положении», другие законодательные акты.

Законодательная инициатива, внесенная главой государства и рассмотренная Парламентом, направлена на совершенствование системы управления в сфере обеспечения безопасности страны, защиты и охраны Государственной границы России. Поправки исключают из законов понятие «пограничные войска», что продиктовано происходящим приведением структуры органов пограничной охраны и погранвойск в соответствие со структурой Федеральной службы безопасности.

СФ УДВОИЛ СРОК ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ

Увеличить срок приведения договоров аренды земли в соответствие с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и с Гражданским кодексом РФ с двух до четырех лет сочли возможным российские сенаторы. Совет Федерации одобрил 25 февраля 2005 года на 146-м пленарном заседании соответствующее изменение в действующие законодательство.

Члены верхней палаты российского парламента учли, что значительная часть добросовестных арендаторов по техническим причинам не сможет при переоформлении договоров уложиться в установленный ранее срок и лишится прав на аренду земельных долей.

В ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

В числе одобренных Советом Федерации на 146-м заседании международных соглашений, два касались взаимоотношений с партнерами по СНГ.

Представляя Федеральные законы «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о сотрудничестве в области безопасности» и «О ратификации Соглашения между российской Федерацией и Республикой Казахстан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан», председатель Комитета по делам СНГ Вадим Густов подчеркнул, что они будут способствовать обеспечению региональной безопасности, поддержанию мира и стабильности в Центральной Азии

Он сообщил, что соглашения служат стратегическим интересам России, регулируют вопросы выработки сторонами согласованных мер по обеспечению безопасности от военных, террористических, техногенных угроз, природных катастроф, в экономической и экологической сферах и развивают отношения дружбы и сотрудничества с Киргизией и Казахстаном.

Оба закона одобрены Советом Федерации единогласно.

ИНТЕРЕСЫ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ЗАЩИЩЕНЫ ЗАКОНОМ 

Совет Федерации 25 февраля рассмотрел внесение изменений в законодательство об организации страхового дела в Российской Федерации и о рынке ценных бумаг.

Как пояснил председатель Комитета по финансовым рынками денежному обращению Сергей Васильев, изменения, вносимые в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и в статью 2 закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ», касаются упорядочения процедуры прекращения деятельности страховых организаций с целью защиты интересов страхователей при отзыве у страховщиков лицензии.

Говоря о необходимости внесения изменений в закон «О рынке ценных бумаг», докладчик сообщил, что она связана с введением норм, направленных на сокращение срока вывода ценных бумаг и снятие излишних административных барьеров.

Указанные законы были единогласно одобрены Советом Федерации.

* * *

25 февраля 2005 года на 146-м пленарном заседании Совет Федерации ратифицировал Соглашения между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики и Правительством Французской Республики об упрощении выдачи виз гражданам и упрощении условий въезда и выезда граждан.

На 146-м пленарном заседании Совета Федерации были одобрены Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам итальянской Республики» и Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и граждан Французской Республики». Федеральные законы были представлены заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василием Лихачевым, который подчеркнул, что они направлены на развитие сотрудничества между Россией, Италией и Францией. Соглашения предусматривают упрощение процедур выдачи виз и поездок для отдельных категорий граждан и обеспечивают развитие взаимных контактов между гражданами России и гражданами Италии и Франции.

* * * 

25 февраля 2005 года на 146-м пленарном заседании Совета Федерации темой Правительственного часа стали меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Выступил с информацией и ответил на вопросы сенаторов Министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Трутнев.

ОБЪЕМЫ ДОБЫЧИ И ЭКСПОРТА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РФ НЕ ДОЛЖНЫ ПРЕВЫШАТЬ ОБЪЕМОВ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ

Министр природных ресурсов Ю.Трутнев в своем выступлении в Совете Федерации подчеркнул актуальность проблемы восстановления утраченных государством позиций по развитию минерально-сырьевой базы в РФ и проведению геологоразведочных работ. Необходимо сбалансировать объемы добычи полезных ископаемых и объемы проводимых геологоразведочных работы, чтобы создавать задел на будущее, подчеркнул Ю.Трутнев. Он рассказал о деятельности Министерства природных ресурсов и планах работы, направленных на решение этих целей.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, подводя итоги «Правительственного часа», отметил, что у России есть резервы по запасам недр, но геологоразведка имеет сегодня много проблем. «Приятно, что министр природных ресурсов знает эти проблемы, реально оценивает сложившуюся ситуацию и принимает адекватные меры», — сказал С.Миронов.

Ю.Трутнев обратил внимание членов Совета Федерации на тот факт, что Российская Федерация остается крупнейшим в мире производителем и экспортером в минерально-сырьевой сфере. В 2004 году в России было добыто 150 млрд.тонн полезных ископаемых, от их экспорта получено 2,6 трлн.рублей прибыли. На минерально-сырьевой комплекс, по информации Ю.Трутнева, приходится 70% от общего объема экспорта РФ.

Министр не дал однозначной оценки серьезной зависимости российской экономики от работы минерально-сырьевого комплекса, но отметил государственную важность задачи по обеспечению его бесперебойной работы. В ряде регионов, особенно отдаленных и северных территориях, отметил Ю.Трутнев, добывающие предприятия являются градообразующими и определяют социально-экономическую ситуацию. Устойчивость наших позиций в вопросе работы недродобывающего комплекса определяет, по мнению Министерства природных ресурсов, длительность планирования, сбалансированные с добычей объемы геологоразведки и улучшение условий для инвестирования средств в разведку новых месторождений.

Накоплено много проблем, подчеркнул Ю.Трутнев, с начала 90-х годов начался процесс резкого сокращения объемов геологоразведки. Темпы добычи полезных ископаемых стали значительно опережать темпы геологоразведочных работ, по оценке министра Ю.Трутнева, в два и более раза.

В результате утрачены и технические, и кадровые ресурсы для проведения геологоразведки. Снижено количество и качество добываемого минерального сырья, для промышленной разработки остались менее привлекательные месторождения. Если в начале 80-х гг… в России добывалось в сутки около 20 тыс.тонн нефти, то сегодня, по данным министра, вдвое меньше. Нарушены пропорции, по которым на одну запасов должно быть три единицы резервных ресурсов. Такой показатель в РФ соблюден только по кварцу и циркониевому сырью.

Другая группа проблем связана с чрезмерной монополизацией отрасли, так как добычу недр в России поделили между собой несколько крупных компаний. Ю.Трутнев привел конкретные примеры. Так, всего девять предприятий в РФ добывают 82% всей нефти. Две компании добывают 100% всех российских алмазов.

Ю.Трутнев сообщил, что для исправления сложившейся ситуации Министерством природных ресурсов разработана долгосрочная государственная Программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (на 2005–2010 годы и до 2020 года).

В Программе рассчитаны объемы разведки и добычи по 37 видам полезных ископаемых с таким расчетом, чтобы восстановить к 2020 году ситуацию, существовавшую в отрасли на начало 80-х годов и уровень разведанных запасов природных недр. Ю.Трутнев подчеркнул необходимость долгосрочного планирования в минерально-сырьевом комплексе, определения перспективных проектов и перехода от конкурсов к лицензионным аукционам.

В Программе дан пообъектный план распределения средств до 2010 года, перечень наиболее перспективных территорий и проектов, таких как разработка шельфа. Отвечая на вопрос члена СФ Виктора Добросоцкого о возможности привлечения иностранных инвесторов, Ю.Трутнев не исключил возможность участие зарубежных компаний. Они проявляют интерес даже к миноритарному варианту участия в разработке шельфовых нефтяных месторождений, сообщил министр, и готовы выделить такую же долю Российской Федерации в своих аналогичных проектах.

Говоря об идеологии расширения геологоразведочных работ, Ю.Трутнев подчеркнул, что воспроизводство минерально-сырьевой базы не может быть задачей только государства. Надо привлекать к геологоразведке инвесторов, считает министр. Это, по его мнению, надо сделать путем создания соответствующих условий для инвесторов в сфере геологоразведки. Например, закрепить в законе «О недрах» норму, по которой разрабатывать новое месторождение будет та компания, которая вложила средства в разведку данного месторождения. Всего в результате реализации Программы, по информации Ю.Трутнева, за 15 лет в разведку недр будет вложено 20,5 трлн.рублей, из них бюджетных средств должно быть направлено только 255 млрд.рублей. По замыслу Министерства природных ресурсов, прибыльным делом должно стать проведение лицензионных аукционов.

Ю.Трутнев сообщил членам Совета Федерации, что Министерство природных ресурсов уже подготовило новую редакцию ФЗ «О недрах», которую он предложил членам Совета Федерации обсудить на парламентских слушаниях в верхней палате в начале марта. Существующее законодательство в сфере недропользования, по его оценке, является «ненадежным и непрозрачным для бизнеса и не эффективным для государства». В действующем законе не решен ряд принципиальных вопросов, в том числе необходимых для разработки шельфовых месторождений, ответил Ю.Трутнев на вопрос члена СФ Шамиля Зайналова.

Министр природных ресурсов по окончанию своего выступления ответил в общей сложности на двенадцать вопросов членов Совета Федерации. Андрей Ищук попросил уточнить как осуществляется контроль за соблюдением организациям обязательств по геологоразведке. Виктор Шудегов задал вопрос по экологической экспертизе, Ирина Ларочкина — по налогообложению, Вячеслав Новиков – о правах субъектов Федерации в решении вопросов недропользования. Валерий Кадохов предложил продумать пути демонополизации в сфере добычи полезных ископаемых. Татьяна Попова попросила рассказать о перспективных новых месторождениях. Виктор Озеров подчеркнул необходимость выработки мер по соблюдению прав иностранных лиц, инвестирующих разведку полезных ископаемых. Виталий Вишняков обратил внимание на необходимость восстановления системы подготовки кадров для геологии и поддержания научной геологической школы.

* * *

25 февраля 2005 года на 146-м пленарном заседании Совет Федерации было принято Постановление Совета Федерации «О создании Временной комиссии Совета Федерации по национальной морской политике».

Докладчиком по данному вопросу был заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Попов. Он подчеркнул стратегическое значение государственной морской политики для России, которая должна быть отражена в нормативно-правовой базе. Основными задачами Временной комиссии, пояснил В. Попов, станет мониторинг законодательства в области морской деятельности, подготовка предложений для Совета Федерации по разработке проектов законов, направленных на повышение эффективности морской деятельности, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.

Срок действия комиссии составит два года.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИЛ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В пленарном заседании Совета Федерации был обнародован Доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В его обсуждении приняли участие парламентарии, министр юстиции РФ Юрий Чайка, руководители высших судебных инстанций России, Генеральной прокуратуры и Счетной палаты РФ.

Первый подобного рода документ верхней палаты Федерального Собрания представлял Председатель СФ Сергей Миронов. Он обратил внимание на новизну такой формы работы Совета Федерации, который ранее поставил своей целью не ограничиваться простым рассмотрением поступающих на обсуждение палаты законов, а проследить то, как «работают» эти акты, как применяются они на практике, и в случае необходимости вносить законодательные коррективы. В процессе работы над Докладом, сообщил глава Совета Федерации, его разработчики определили для себя критерием деятельности те политические задачи, которые поставил перед Парламентом страны глава государства в ежегодном Послании Федеральному Собранию.

Характеризуя итоги законотворчества российского парламента в минувшем году, С.Миронов, в частности, сказал: из внесенных депутатами Госдумы в минувшем году 363 проектов законов было принято 65; из 56 законопроектов подготовленных Советом Федерации – 3; из 451 законодательной инициативы регионов – только 2. Он констатировал – сложившаяся практика доминирования Правительства на законодательном поле ненормальна: Правительство буквально «продавливает» многочисленные законы через Парламент. Спустя время их, безусловно, приходится дорабатывать, вносить изменения и дополнения, которые не только утяжеляют действующую правовую базу, но и запутывают ее. Например, Налоговый кодекс России, по его словам, за шесть лет своего существования сменил 82 редакции. То же в полной мере относится и к Бюджетному кодексу. Не было года, заметил он, чтобы ради текущего годового бюджета страны Кабинет министров не изменял бы его норм.

Председатель СФ остановился на недостатках законотворческой деятельности в стране, обратил внимание участников заседания на невостребованность в России такого источника национального права, как модельные законы, разрабатываемые под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ. Подавляющее большинство принимаемых в стране законов – поправки к действующему законодательству, отметил С.Миронов, постоянное возвращение к одним и тем же вопросам, продолжал он, занимает огромное количество времени и, по его словам, ведет к низкому качеству законодательной деятельности при полном отсутствии ответственности разработчиков этих актов. «Нормой стали поспешность, небрежность, оправдываемые постоянными пересмотрами законов, — заявил С.Миронов. – Поскольку постоянно идут поправки, значит и этот можно будет поправить, а пока пусть такая норма начинает действовать».

Председатель Совета Федерации озвучил некоторые выводы, которые содержатся в Докладе.

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2004 году), краткий вариант >>>

На заседании за основу было принято постановление.

МАТЕРИАЛЫ 146-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ :