Рабочая поездка сенаторов предпринята накануне предстоящего в начале апреля российско-финляндского экономического форума. В его подготовке и проведении принимают участие члены Совета Федерации и парламентарии финляндского парламента, депутаты и представители исполнительной власти северных регионов России и Финляндии, а также представители бизнеса.
На встрече с Пааво Липпоненом Михаил Николаев высказал свое видение усиления сотрудничества с парламентами северных стран. Для этого в верхней палате образована рабочая группа парламентариев, которую он возглавил. Российские сенаторы готовы установить тесные контакты с аналогичной группой финского парламента.
М.Николаев предложил инициировать создание на базе Конференции парламентариев Арктического региона Арктического парламента. Дело в том, что существующая форма парламентского сотрудничества не отвечает потребностям ХХ1 века. Конференция парламентариев Арктического региона представляет собой довольно пассивную и аморфную организацию, мало влияющую на правительства. Арктический парламент, по мнению Михаила Николаева, должен работать на постоянной основе, вырабатывать, насколько это возможно, единую политику, в частности, в области освоения Арктики, сбережения ее биологических ресурсов, создания транспортной инфраструктуры. То есть, речь идет о гармонизации подходов северных стран к Арктике как к региону, который оказывает существенное влияние на климат планеты, сосредоточившему в себе значительные недровые богатства.
Председатель финляндского парламента активно поддержал предложение российского коллеги.
На встрече обсуждались также вопросы подготовки российско-финляндского экономического форума. Форум состоится 5–7 апреля 2005 года под эгидой Совета Федерации Российской Федерации и Парламента Финляндии в городе Оулу. Предполагается обсудить широкий круг вопросов, связанных с состоянием и перспективами научно-технического сотрудничества между Россией и Финляндией. Кроме парламентариев России в работе форума примут участие делегации северных регионов страны. В работе форума примут участие Председатель Совета Федерации Российской Федерации Сергей Миронов и Председатель парламента Финляндии Пааво Липпонен.
Вице-спикер верхней палаты российского парламента проинформировал финляндскую сторону о ходе подготовки Петербургского международного экономического форума, который состоится 14 −17 июня 2005 года. По решению Совета палаты верхней палаты на экономическом форуме основной темой обсуждения станет северная проблематика: природные ресурсы, транспортная инфраструктура, человеческий фактор. На саммите политической и деловой элиты традиционно устраиваются презентации различных государств. В этом году на проведение своих презентаций уже подали заявку Азербайджан, Венгрия, Норвегия. Михаил Николаев предложил финляндской стороне воспользоваться предстоящим форумом и направить в северную столицу России представительную делегацию Финляндской Республики.
Председатель парламента Финляндской Республики поблагодарил руководителя российской парламентской делегации за информацию. Он отметил, что проблемы Севера широко обсуждаются в странах Евросоюза. По мнению спикера парламента Финляндии, инициатива Николаева будет рассмотрена в мае 2005 года на встрече председателей парламентов стран Европы.
Губернатор Оулу Эйно Сиуруайнен в связи с этим отметил важность программы Евросоюза «Северное измерение». Эта программа заканчивается в 2006 году и получит свое продолжение. Она должна быть ориентирована на сотрудничество с Россией. С середины 2006 года Финляндия будет председательствовать в Евросоюзе. Очень уместно в этих рамках продумать формат сотрудничества северных парламентов. Опыт первого российско-финляндского форума подскажет дальнейшее направление.
В заключение Михаил Николаев затронул вопрос о будущей судьбе российско-финляндского форума. Он может стать совместным межгосударственным проектом под патронажем парламентов двух стран. Это поднимет статус форума. Важно подключить к его деятельности руководителей регионов, которые пока остаются в тени. А ведь именно они являются непосредственными исполнителями различных проектов и программ.
Российская парламентская делегация присутствовала на открытии весенней сессии парламента Финляндии, где с посланием к парламенту республики обратилась Президент Финляндии Тарья Халонен.
* * *
«ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ» — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Страны Северной Европы занимают особое место в отношениях России и Евросоюза, являясь одновременно и средоточием острых проблем, и регионом практического сотрудничества.
Важным примером такого сотрудничества является конструктивное развитие взаимосвязей Российской Федерации и Финляндской Республики в сфере инновационных технологий.
Под эгидой парламентов России и Финляндии 5–7 апреля 2005 года в городе Оулу (Финляндия) состоится совместный экономический форум, посвященный вопросам сотрудничества в сфере инновационных технологий, логистики, энергосбережения, строительства и других актуальных проблем.
Своими размышлениями о развитии информационного сектора экономики делится заместитель Председателя Совета Федерации М.Е. Николаев.
Одной из важнейших задач, остро стоящих перед Россией, является переход от «экономики трубы» к «экономике знаний». Здесь находится ключ к решению многих проблем нынешнего российского общества, и прежде всего повышение качества жизни граждан России.
Бесстрастная история все расставляет по своим местам. Время показало, что первая страна социализма проиграла мирное соревнование, «холодную войну» с мировой капиталистической системой. Советская империя не только распалась, но очень быстро утратила одно из ведущих мест в мировой политике как соперник Запада и носитель альтернативного проекта общественного развития. Противостояние, основанное на военном паритете, ничего не дало, кроме огромных и неэффективных расходов, оплаченных терпением и низким качеством жизни граждан СССР. «Железный занавес» и «самая верная» идеология существенно задержали естественные процессы развития нашего общества и сделали процесс его реформирования чрезвычайно болезненным.
Современное развитие человечества характеризуется все возрастающей экономической, социальной и политической интеграцией стран в системе новейших знаний и высоких технологий. На Западе сейчас предпочитают говорить об обществе, основанном на знаниях, или экономике, основанной на знаниях, что превращает науку в непосредственную производительную силу. Привлечение и использование интеллектуального потенциала становится главной ареной конкурентной борьбы между обществами и государствами. Сегодня в этой борьбе бесспорным лидером выступают США. Усилению роли США в мире способствует финансовое и силовое доминирование. Сложившаяся в этой стране культура привлекает высоким уровнем качества жизни, гарантиями свободы личности, массовым и качественным образованием.
Первой страной, где была предпринята масштабная попытка импорта «американского образа жизни», распространения социально-культурных и экономических моделей стала Япония. После второй мировой войны в Японии попытались создать производственно-экономическую систему аналогичной американской, не связанную с деятельностью государства, что поставило бы Японию в финансовую зависимость от США. Предполагалось, что это способствовало бы повышению конкурентоспособности США. Однако этого не произошло, так как в стране были сильны национальные традиции и моральные устои, а американские методы управления экономикой основывались на совершенно иной системе социальной ориентации. То есть сказалась уникальность японской культуры в ее способности сохранять национальное своеобразие и одновременно органично реагировать на внешние факторы.
Примером Японии воодушевились Корея, Тайвань, Малайзия, которые по своим культурным традициям и менталитету очень близки к Японии. Это позволило в короткие сроки не только перенести новейшие знания и технологии в страны, вступающие в индустриальную эпоху, но и создать здесь высоко-технологичные, наукоемкие, эффективно развивающиеся экономики.
Сегодня по этому пути идет Китай, выстраивая свою экономику в соответствии с этикой и философскими традициями конфуцианства, имеющими глубокие корни в культуре Китая.
Опыт названных стран свидетельствует, что наиболее важными факторами успешного распространения конкурентных знаний является сбалансированное сочетание традиций и новаций, взаимное обогащение культур народов разных цивилизаций.
России предстоит немало сделать, чтобы достойно войти в когорту развитых в экономическом отношении государств, поступательно развивающих инновационную культуру.
Россия, Япония и США очень разные страны. Поэтому не представляется возможным повсеместно использовать некую универсальную модель постиндустриального развития без учета реальных экономических условий и национального менталитета.
В глобальном экономическом пространстве наиболее важными факторами, обеспечивающими развитие национальных экономических систем, являются высокий уровень профессиональной подготовки и развитая научная инфраструктура.
Инновационный путь развития России будет определяться способностью воспринять и применить новейший опыт мировой цивилизации для создания потенциала духовного развития человека, реализации его естественных прав на достойную жизнь.
Россия исторически синтезирует своеобразие восточного и западного культурного начала. Для этого она располагает достаточным интеллектуальным и творческим потенциалом, позволяющим определять события, а не тащиться за ними.
России свойственна психология группового мышления, которая характерна для Азии, но нам не чужд и европейский индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Сочетание коллективизма и индивидуализма являются фундаментальными качествами, составляющими основу русского менталитета. Российская культура основывается на историческом и философском фундаменте совместного проживания народов многих национальностей, в течение веков боровшихся за независимость и процветание родины. Именно на этом пути синтеза национально-самобытной
и интернациональной идеологий должно произойти возрождение России в XXI веке.
Эйфория «дикой» свободы первых лет перестройки позволила мировому капиталу оттеснить Россию на обочину складывающейся системы постиндустриального мироустройства. Надо признать, сегодня у нашей страны нет непримиримых противников, как нет и преданных союзников.
Нам самим необходимо понять, какая Россия ныне нужна миру, а также определить те глобальные потребности, которые мы сможем оптимально удовлетворить, не поступаясь национальными интересами и приоритетами. Важно определить свое место в системе международного разделения труда, не забывая при этом, что в любой стране прежде всего поддерживают отечественного производителя.
В постиндустриальном обществе основные мировые ценности создаются интеллектом. Например, Финляндия не имеет ни сырьевых богатств, ни мощной промышленности, ни благоприятного климата, а неизменно занимает первое место в рейтингах конкурентоспособности и глобализированности экономики. Понятно, что международный статус России зависит от настоящих и будущих результатов научных исследований в области информатики, микроэлектроники, биотехнологии и других фундаментальных наук. Вот почему таким актуальным для нас становится вопрос об «интеллектуальном прорыве». И это, безусловно, одна из ближайших стратегических задач, которую мы должны решить. Промедление на пути интеграции России в глобальные экономические отношения может привести к тому, что накопленный в нашей стране потенциал устареет и окажется невостребованным. В противном случае наши связи со всем остальным миром будут осуществляться через нефте- и газопроводы.
Поскольку вряд ли возможно одновременно эффективно развивать все направления фундаментальных и прикладных исследований, России следует сосредоточить интеллектуальные и материальные ресурсы на тех научно-технических направлениях, в которых мы в данный момент занимаем лидирующие позиции. В этом смысле просто не нужно повторять или превышать достигнутый кем‑то результат. Не догонять, а искать новые приоритеты! Есть отрасли, в которых мы имеем огромный задел, например, в космосе. Есть научные сферы, в которых у нас имеются естественные преимущества — отрасли, связанные с углеводородами, материаловедение, атомная промышленность, нанотехнологии.
Необходимо сделать государственным приоритетом разработку системы экспорта научной продукции и высоких технологий на международном инновационном рынке. Наука должна стать прибыльным сектором нашей экономики и реализовываться сначала на внутреннем рынке.
Интеллектуальную продукцию необходимо превратить в полноценный товар, обладающий соответствующей ценностью и узнаваемым «брэндом» в мировой экономике.
Основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты. В этом смысле произошедшее объединение науки и образования в рамках одного министерства (Минобрнауки России) надо приветствовать. Наука не может развиваться без эффективной системы государственной поддержки образования.
Основным конкурентным фактором развития человека и страны становится непрерывное образование. Возрастает необходимость распространения не просто знаний, а знаний востребованных мировой практикой и одновременный учет специфических потребностей страны.
Мировой опыт свидетельствует, что существует взаимосвязь между количеством студентов и научно-техническим прогрессом страны. В Финляндии, которая добилась впечатляющих результатов по внедрению инноваций, на 10 тысяч жителей приходится 500 студентов, в Швеции 420. У нас 200. Согласно прогнозам, для стран, которые собираются войти в информационную цивилизацию это от 60 до 90% людей с высшим образованием и учеными степенями.
Живая память истории свидетельствует, что в стратегическом плане выбор самобытного национального пути развития России приходилось делать несколько раз: в период становления Московского княжества, во времена смуты XVII века, на рубеже XX века и в нынешнее время.
Пятнадцать лет назад наше общество сделало свой исторический выбор: Россия встала на путь формирования гражданского общества, реализующего права и свободы человека.
Важными приоритетами новой России становятся демократические преобразования, интеграция в мировое сообщество и мирохозяйственные связи; во главу угла ставятся интересы конкретного человека, и одной из своих главных социальных задач государство выдвигает задачу повышения уровня жизни народа.
Пока очевидны только тактические цели: свобода информации и гражданский контроль за властью; обуздание преступности и коррупции; социальное партнерство и гарантии занятости и т. п. Что касается стратегических задач, то здесь приходиться констатировать отсутствие долгосрочных сценариев и гармоничных моделей общественного развития.
России, остающейся в мире не лидирующей, но значимой величиной в сообществе развитых стран необходимо выбрать такие приоритеты развития общества, которые заключены в самой его природе, найти своеобразную «экологическую нишу» в мире XXI века.
Формулируя национальную стратегию, следует учитывать, что глобальное развитие энергетической сферы в ближайшем будущем будет определяться чисто экономическими интересами. Понятно, что запасы углеводородного сырья конечны и распределены неравномерно. Уникальные природные богатства России уже сейчас берутся в расчет и при определении стратегии развития глобального капитала на третье тысячелетие.
По данным ООН, стоимость разведанных, осваиваемых и оцененных запасов основных видов полезных ископаемых в России составляет более 28 триллионов долларов, в США только 8 триллионов долларов. Запасы нефти в прилегающих к российским берегам арктических шельфах оцениваются десятками миллиардов тонн. Природные просторы к востоку от Урала уже рассчитываются как крупнейший ресурсный оплот не только России, но и всего мирового сообщества.
Феномен советской власти породил гипертрофированный научно-технический прогресс в далеко не богатой стране. Высокотехнологичные проекты в военном строительстве, ядерной энергетике, космонавтике, авиастроении до сих пор считаются приоритетными в мире.
Нынешние экономические реформы идут медленно, не приносят ожидаемых результатов. Доля участия государства, а соответственно и его влияние в основных секторах экономики настолько велико, что имеет смысл говорить о монополии. По инерции в России преобладает экспортно-ориентированное сырьевое производство, причем его основу составляют сохраняющиеся высокие цены на нефть и вообще торговля сырьем и полуфабрикатами.
За последнее время общая доля России в мировом экспорте научно-технической продукции составила 0,3% (у Китая 6%). Причем российская доля ежегодно снижается.
В подобной ситуации очевиден вопрос: сохраняет ли вообще Россия в реальных условиях возможность выстраивания национального стратегического проекта?
12 января 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании по вопросам информационных технологий в Новосибирске отметил, что сегодняшний бизнес, «связанный с информационными технологиями — один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами информационные технологии это мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет. Формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать крупным национальным проектом».
Успешное осуществление стратегии «экономики знаний» в масштабах всего общества могло бы дать толчок естественному процессу интегрирования России в глобальную структуру информационного сообщества. Развитие наукоемких технологий, фундаментальной науки невозможно без помощи государства.
Либерализация интеллектуальной деятельности в области науки и образования оказывает благоприятное воздействие на российский социум.
«Экономика знаний» совершенно новая для российского общества сфера — это особое пространство, где основным источником экономического богатства являются не природа, не труд и не капитал, а творчество.
Поэтому важной государственной задачей является сохранение и развитие интеллектуальной элиты общества, высококвалифицированного инженерного персонала, всего широкого слоя образованных граждан, интеллигенции, объективно востребованных реалиями современного мира, но находящихся вне поля активной производственной жизни. Важно найти действенный механизм привлечения творческой части общества к разработке инновационного стратегического проекта.
Россия не бедна интеллектуальными ресурсами. Нельзя оставить в стороне творческий потенциал общества, «нестандартную», коллективную творческую мысль, находившую выход из многочисленных проблемных ситуаций. Достаточно вспомнить, как эффективно был использован интеллектуальный потенциал нации в годы второй мировой войны. А разве наша историческая память не вызывает чувство высокой гордости за свою Родину, когда заходит речь об освоении космического пространства, достижениях отечественной науки и культуры. Мы в состоянии осваивать и обогащать инновационную культуру, постигать философию инноваций, касается ли это новых форм общения и телекоммуникаций, новых видов энергетики, локальных промышленных центров, новых видов транспорта в целом, новых подходов к организации всей нашей жизнедеятельности.
«Экономика знаний» — это проект создания национальной инновационной системы, соединяющей в единое целое интересы науки, производства и конкретного человека. Без перехода на инновационный путь нам не ускорить социально-экономическое развитие России, не обеспечить экономическую безопасность государства, не достигнуть высокого уровня национального благосостояния.
* * *
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Российско-финляндский экономический форум состоится 5 −7 апреля 2005 года в городе Оулу (Финляндия). Организаторами Форума выступают: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Парламент Финляндской Республики, Губернское правление Оулу, Городской Совет города Оулу, Университет Оулу.
Экономический форум является важной составной частью делового, политического и научного сотрудничества России и Финляндии и приурочен к 400-летию основания города Оулу.
В работе Форума примут участие представители российских и зарубежных деловых кругов, федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, объединений, ассоциаций, специалисты, ученые, общественные деятели.
Участники Форума получат возможность обсудить широкий круг вопросов, связанных с состоянием и перспективами экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Финляндией. Особый интерес представляют темы новых технологий в коммунальном энергоснабжении, социальном обеспечении и здравоохранении.
ИНФОРМАЦИЯ о городе Оулу. Информацию о городе на русском языке можно найти на сайте www.oulu.fi
АДРЕСА ОРГАНИЗАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
103426, Российская Федерация, Москва, ул. Большая Дмитровка , 26
Парламент Финляндской Республики / Parliament of Finland
FI-00102 Eduskunta, Helsinki, Finland
Губернское правление Оулу / The Provincial State office of Oulu
Linnankatu 3, P.O. Box 293, FIN-90101 Oulu, Finland
* * *
Всю дополнительную информацию по участию в работе Форума можно получить по телефону в Москве: (095) 986 66 22
Программа Форума включает в себя пленарные заседания, секционные заседания, презентации, круглые столы, парламентский семинар. В программу Форума также входит ознакомление с практикой разработки и внедрения новейших технологий на предприятиях губернии Оулу. Рабочие языки Форума: русский, финский и английский.
Транспортные расходы и расходы на проживание в гостинице участники Форума оплачивают самостоятельно. Все расходы по проведению Форума, в том числе внутренние переезды по программе Форума, берет на себя финская сторона.
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ в российско-финляндском экономическом форуме подаются организаторам на специальном бланке.
ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗЫ:
Требования Посольства Финляндии при оформлении въездной визы в общегражданский заграничный паспорт:
1. анкета (заполняется на русском языке);
2. фотография цветная;
3. медицинская страховка на срок действия визы;
4. ксерокопия российского паспорта;
5. ксерокопия заграничного паспорта;
6. консульский сбор в размере 35 ЕВРО;
7. срок оформления визы 7 рабочих дней.
Заявки на оформление визы направляются в Управление международных связей Аппарата Совета Федерации до 20 марта.
Телефон: (095) 203 92 54, 203 62 09, факс 203 73 90
ТРАНСПОРТ:
Планируется организация чартерного рейса по маршруту Москва Оулу Москва.
Вылет из Москвы планируется 5 апреля в 11.00, аэропорт «Домодедово».
Вылет из Оулу планируется 7 апреля в 18.00, прибытие в Москву — 21.30
Возможно добраться до города Оулу самостоятельно.
Время полета от Хельсинки до Оулу — 1 час.
Хельсинки — Оулу, 5 апреля: 6.00; 6.30; 7.25; 9.15; 12.40; 14.40
Оулу — Хельсинки, 7апреля: 16.00; 16.30; 17.35; 18.30; 20.35
Поезд: Хельсинки — Оулу , 4 апреля 22.30 7.30; 5 апреля 7.04 13.55
Оулу Хельсинки, 7 апреля 16.02 22.56; 17.45 23.30
Переезд аэропорт гостиница аэропорт организуется и оплачивается финской стороной.
Заявки на бронирование билетов на чартерный рейс направляются в Управление делами Аппарата Совета Федерации до 31 марта.
Телефон: (095) 986 67 06, факс 292 67 01.
ПРОЖИВАНИЕ: Гостиница «Кумулус» и гостиница «Ромада»
Гостиница «Кумулус» | Гостиница «Ромада» | ||
Одноместный | 110 евро | Одноместный | 98 евро |
Двухместный | 150 евро | Двухместный | 129 евро |
Люкс | 279 евро | ||
www.cumulus.fi | www.restel.fi/ramada |
Заявки на бронирование гостиниц направляются в офис Губернского правления Оулу. Ulla Niemela, Телефон: +358 2051 78303, Факс: +358 2051 78304
E-mail: ulla.niemela@olh.intermin.fi
Заявка на участие в Форуме | ||||
Пожалуйста, заполните на русском и английском языке печатными буквами | ||||
Фамилия | рус | англ | ||
Имя, Отчество | рус | англ | ||
Организация | рус | англ | ||
Должность | рус | англ | ||
Телефон | Адрес | Электронная почта | ||
Я планирую воспользоваться чартерным рейсом из Москвы в Оулу и обратно | ||||
Я планирую добраться до города Оулу и обратно самостоятельно | ||||
Прибытие в Оулу Поезд Самолет Другим транспортом: каким Дата и точное время, номер рейса | ||||
Отправление из Оулу Поезд Самолет Другим транспортом: каким Дата и точное время, номер рейса | ||||
Я прошу забронировать и гарантирую оплату гостиничного номера с ___ по ___ апреля | Гостиница «Кумулус» Гостиница «Ромада» | Одноместный Двухместный Люкс | ||
Я прошу оказать мне содействие в оформлении въездной визы в Финляндскую Республику | ||||
Я планирую принять участие в следующих мероприятиях Форума: сделать сообщение по теме: | ||||
6 апреля Секция 1 Секция 2 Секция 3 | 7 апреля Дискуссия ректоров Парламентский семинар Посещение предприятий | |||
Просим направить заявку в Аппарат Совета Федерации: Факс: (095) 203 73 90 E-mail: ums@council.gov.ru | Просим направить заявку в Губернское правление Оулу: Факс: +358 205 178 304 E-mail: ulla.niemela@olh.intermin.fi | |||