Все новости

Трубопроводы как новый экономический импульс для российской экономики

в Совете Федерации состоялось совещание на тему: «Развитие системы магистральных нефтепроводов в связи с реализацией Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Совещание провел Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, с основным докладом выступил президент ОАО «Транснефть» Семен Вайншток.

В работе совещания на тему «Развитие системы магистральных нефтепроводов в связи с реализацией Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств. Центральной темой совещания стал вопрос реализации двух проектов строительства трубопроводов – Балтийского и системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Подробно обо всех нюансах данных проектов рассказал президент ОАО «Транснефть» Семен Вайншток, обосновав их актуальность для российской экономики.

С.Миронов подчеркнул социально-экономическое значение реализации проектов по строительству магистральных трубопроводов для отдаленных регионов России. «Мы постоянно говорим о необходимости принятия мер по сокращению социальной и финансовой дифференциации регионов, — сказал он, — строительство трубопровода в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке поможет решить проблемы занятости, социальной защиты и экономического развития в ряде регионов». Предусмотренные Энергетической стратегией РФ до 2020 года проекты по развитию газовой и нефтяной отрасли позволят России, подчеркнул С.Миронов, выйти российским нефтяным компаниям на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона и североамериканский рынок. Это крайне важно и перспективно, так как сегодня 28% мирового потребления нефти сегодня приходится на Азию.

Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», о которой шла речь, будет построена на территориях Республики Бурятия, Иркутской, Читинской, и Амурской областей, Еврейской АО, Хабаровского и Приморского краев. Маршруты трубопроводов проходят исключительно по российской территории, на что особо обратил внимание С.Вайншток, и перевалка нефти осуществляется только через российские терминалы. Трубопровод протяженностью более 4 тысяч километров будет иметь пропускную систему 80 миллионов тонн нефти в год. Развитие системы магистральных нефтепроводов в восточном направлении позволит российским нефтяным компаниям дифференцировать маршруты экспорта и даст возможность эффективно осваивать месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Весь проект, подытожил С.Вайншток, направлен на освоение новых нефтяных месторождений в стране и выхода России на новые мировые рынки.

Члены Совета Федерации задали ряд вопросов главе «Транснефти»: по срокам окончания реализации проектов, механизмам их финансирования и обоснованности утвержденного маршрута трубопроводной магистрали в восточном направлении. Представитель Хабаровской области Виктор Озеров высказал сомнения в том, что спроектированный трубопровод будет полностью наполнен и загружен сибирской нефтью. Леонид Рокецкий и Олег Толкачев обратили внимание на необходимость решить налоговые вопросы – по земельному налогу, по налогам в местные бюджеты за прохождение по их территории трубопровода. Схема земельных платежей за «изъятие земель» должна быть отработана заранее, отметил О.Толкачев.

Далее замминистра транспорта РФ Александр Мишарин рассказал о Программе экспортно-транспортных услуг, согласно которой к 2010 году должно произойти удвоение объема транспортных услуг, что в денежно выражении составит 13 млрд долларов в год. Представители профильных департаментов Правительства РФ предоставили информацию о ходе реализации программ в рамках Энергетической стратегии России.

Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Михаил Одинцов, выступая на сровещании, сделал акцент на существующих проблемах законодательного обеспечения функционирования трубопроводных магистралей. Несмотря на то, что в России более 217 тысяч километров газовых и нефтяных трубопроводов по которым транспортируется более 50% объема продукции нефтепереработки, до сих пор не принят закон «О магистральном трубопроводном транспорте». Он «пробуксовывает» уже около 10 лет, и даже принят в первом чтении Госдумой в ноябре 1999 года. В ряду «технических» проблем на первое место выходит изношенность оборудования в результате длительной эксплуатации. Также надо отрегулировать вопросы землепользования при строительстве трубопроводов, провести классификацию уже действующих магистралей и составить их реестр.

М.Одинцов предложил создать трехстороннюю комиссию для доработки Федерального Закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Также он обратил внимание на необходимость активизации деятельности Правительства по реализации Энергетической стратегии и необходимость синхронизации реформ в сфере естественных монополий. Он предложил рассмотреть возможность ежегодного доклада Правительства об итогах реализации Энергетической стратегии за прошедший год.

* * *

М. Одинцов: «Необходимо сформулировать и реализовать основные принципы государственной политики в вопросах развития магистрального трубопроводного транспорта»

Выступивший на совещании председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Михаил Одинцов рассказал о результатах работы возглавляемой им комиссии в сфере законодательного обеспечения реформирования электроэнергетики страны. В настоящее время, сообщил он, идет работа над проектами законов «О теплоснабжении», «Об энергообеспечении», «О магистральном трубопроводном транспорте». Что касается развития газовой отрасли, комиссией был проведен ряд самостоятельных мероприятий или совместных с «Газпромом» и независимыми производителями газа. Были организованы выездные заседания в ОАО «Газпром» и на месторождениях; в работе одного из них, в Башкирии, принял участие Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Энергетической стратегией Российской Федерации до 2020 года, отметил М. Одинцов, предусмотрено совершенствование экономического механизма функционирования нефтегазового комплекса путем создания организованных институтов открытой торговли энергетическими ресурсами на биржевых принципах с равным доступом всех поставщиков и потребителей. Он рассказал, какие долгосрочные ориентиры для формирования правовых основ работы нефтегазового комплекса заложены в энергостратегии.

Особо докладчик остановился на состоянии магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа. Он подчеркнул, что эти системы являются важной составляющей федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливно-энергетического комплекса и крупным фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные поступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья.

При этом, заметил М. Одинцов, магистральный трубопроводный транспорт является весьма опасной сферой производственной деятельности. Применявшиеся технологии защиты трубопроводов обусловили непродолжительный срок их эксплуатации необходимость проведения ремонтных и защитных работ после 8–10 лет использования, дополнительных испытаний, внутритрубной диагностики.

Очевидно, что для обеспечения эффективности правового регулирования необходимо иметь точное представление о ситуации, процессах и тенденциях в сфере, которая является предметом правового регулирования. К краткосрочным тенденциям и перспективам законотворчества в обсуждаемой отрасли М. Одинцов отнес вопросы землепользования при проектировании и строительстве магистральных трубопроводов, замещения ресурсов при транспортировке нефтепродуктов трубопроводных транспортом, обеспечения экономически стимулирующего налогообложения организаций трубопроводного транспорта. Среди долгосрочных он выделил создание правовой инфраструктуры устойчивого развития магистральных нефтепродуктопроводов, включая обеспечение своевременной реконструкции и технического переоснащения действующих продуктопроводов, повышение их промышленной и экологической безопасности, увеличение пропускной способности, ввод в эксплуатацию новых магистральных трубопроводов.

В числе проблем магистрального трубопроводного транспорта он назвал несовершенство существующей правовой базы, недостаточную эффективность государственного влияния и контроля при его создании и эксплуатации, отсутствие единой системы управления, комплексного анализа состояния всего трубопроводного транспорта страны, условий для привлечения частных инвестиций отечественных и зарубежных компаний. Практически не задействован и отечественный промышленный потенциал, сказал сенатор.

Особенности функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта требуют отражения в законе федерального уровня отношений их собственников с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с юридическими и физическими лицами, с федеральными органами исполнительной власти.

Государство, являясь собственником месторождений нефти и газа, беспокоясь о наиболее эффективном их использовании в интересах населения, его благополучия, обязано сформулировать и реализовывать основные принципы государственной политики в вопросах эксплуатации и развития основного вида транспорта для указанных энергетических ресурсов – систем магистрального трубопроводного транспорта.

По словам председателя Комиссии по естественным монополиям, принятие проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» позволит установить отношения собственников систем магистрального трубопроводного транспорта с клиентами, что является одним из важнейших условий привлечения инвестиций в соответствующие отрасли промышленности. Важным результатом принятия этого закона, считает он, станет повышение ответственности за экологическую безопасность газонефтепроводного транспорта, улучшение снабжения народного хозяйства и населения топливно-энергетическими ресурсами, совершенствование управления топливно-энергетическим комплексом страны, создание предпосылок для более глубокой экономической интеграции регионов Российской Федерации.

Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, М. Одинцов предложил создать трехстороннюю комиссию с участием Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ для выработки идей по реформированию естественных монополий, в частности, магистрального транспорта.