РАДИОЭФИР
ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 12.10.2005, Родионов Андрей, 13:00
ВЕДУЩИЙ: Сколько боевиков участвовали в захвате школы в Беслане осенью прошлого года — до сих пор ответ на этот вопрос вызывает многочисленные споры. Сегодня в Москве был проведен следственный эксперимент. Его организаторы попытались выяснить, могли ли 32 боевика приехать в школу в одном грузовике. Свидетелем эксперимента был наш корреспондент Роман Плюсов, с которым мы сейчас устанавливаем прямую телефонную связь. Алло, алло, Роман, добрый день.
КОРР.: Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Прошел ли уже эксперимент?
КОРР.: Следственный эксперимент вот в эти минуты буквально закончился. Проходил он в лесу на северо-западе столицы. Организаторы максимально приблизили условия к реальным. Подъехал военный ГАЗ-66. Надо сказать, что это относительно небольшой грузовик. 30 вооруженных солдат, с ними две актрисы-шахидки выстроились у грузовика, продемонстрировали журналистам и всем присутствующим вооружение, которое, по версии следствия, было у боевиков (автоматы, пулеметы, гранатометы, патроны, снайперские винтовки и взрывчатку). Они по очереди залезли в автомобиль. И вот как они себя там чувствовали было невидно. Все присутствующие попросили снять тент с автомобиля. Тут, собственно, перед нашими глазами предстала такая картина: солдаты сидели друг у друга на коленках, кто‑то стоял согнувшись. Головы, руки, ноги, оружие — все буквально перемешалось. Было видно, что им тесно и неудобно. В таком положении, по версии Генпрокуратуры, боевики ехали 6 часов. Потом военные вылезли из автомобиля и в машину посадили 24 человека, ровно столько, сколько полагается по инструкции, по инструкции эксплуатации этого, этого автомобиля ГАЗ-66. Солдаты разместились, тем не менее, все равно им было там тесно. И вот уже удалось получить реакцию депутата Госдумы из парламентской комиссии по расследованию теракта. Он сказал: «Трудно, но можно». То есть таким образом подтвердив версию Генпрокуратуры, что все‑таки боевики могли залезть в таком количестве в этот автомобиль. Все‑таки военные эксперты утверждают, что если теракт готовился с такой тщательностью, то террористы не стали бы набиваться, набивать в машину столько боевиков. Они бы просто, ну, в целях своей безопасности, так сказать, побоялись бы это сделать.
ВЕДУЩИЙ: Но представители Генпрокуратуры и комиссии по‑прежнему настаивают на цифре 32 боевика?
КОРР.: Да, да, по‑прежнему настаивают на цифре, на цифре 32 боевика.
ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо. Это наш корреспондент Роман Плюсов, который наблюдал сегодня за следственным экспериментом. Но вряд ли он поставит точку в вопросе количества боевиков, захвативших школу. Некоторые из тех, кто находился в школе, твердо заявляют, что их было больше, чем 32. Пока нет четкого ответа на этот вопрос и у Александра Торшина, который возглавляет комиссию по расследованию бесланских событий.
Александр ТОРШИН: Количество нападавших серьезно, очень серьезно. Здесь вот тоже, понимаете, не хочу никого обидеть, но Кулаев дает разные показания. Одним обязательно верят потерпевшие, а другим не верят. Говорит, оружия не было, не верим. Что их было 32, не верим. Снайпер снял человека, который стоял на кнопке. Верим. Опять экспертиза. Опять вызовы. Сейчас могу Вам четко сказать, что снайпер стоял в мертвой зоне. Они не дураки и не идиоты, они опытные люди, они его поставили туда, откуда его нельзя пристрелить.
ВЕДУЩИЙ: Добавлю, что результаты расследования бесланских событий в этом году, скорее всего, опубликованы не будут.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕССА
НЕПОДСУДНЫ… , Новое время, 14.10.2005, №041, Стр. 12–14
Водолазов Александр
Президентский законопроект ставит крест на парламентских расследованиях
Президент Путин внес в Государственную думу законопроект «О парламентском расследовании». Депутаты намерены его форсированно рассмотреть уже в этом месяце. Правда, знающие люди припомнили, что законопроект с похожим названием уже два года лежит где‑то под думским сукном. Оказывается, уже не лежит…
Что за комиссия?
К перипетиям вокруг законопроекта мы еще вернемся. Пока же есть смысл разобраться с деятельностью парламентской комиссии Торшина, которая, надо полагать, и есть тот «испытательный полигон», на котором обкатывается законодательство о парламентских расследованиях.
Вообще говоря, смысл парламентских расследований более или менее понятен применительно к развитым демократиям. Расследование «уотергейтского дела», в том числе и в конгрессе, привело к отставке президента Никсона в августе 1974 года. «Уотергейт» стал отправной точкой для разоблачений других злоупотреблений властью в США, в частности, для расследования незаконной деятельности ЦРУ.
Понятен их смысл и в тех редких случаях, когда в той же России хоть на вершок прорастали ростки демократии, особенно когда расследование возглавлял признанный демократический лидер. Благодаря комиссии Анатолия Собчака общество узнало правду о карательной операции в Тбилиси. Благодаря комиссии Александра Н. Яковлева, расследовавшей секретные протоколы к пакту Молотова-Риббентропа, вынесен не подлежащий обжалованию приговор сталинизму-фашизму. Заодно рухнули многие мифы войны, в частности, о «добровольном вхождении» и пр.
Но вот кто помнит, чем закончила смехотворная комиссия «по привилегиям» под председательством Примакова? Ничего не припомнить, кроме секретаря этой комиссии Эллы Памфиловой, в бессилии плачущей на трибуне съезда.
И уж совершенно непонятно, зачем парламентское расследование и вокруг чего ломаются копья при «вертикальном» режиме, который многие склонны называть военно-полицейским?
Для начала вопрос на засыпку: кто такой Торшин, какое у него имя-отчество, какое положение, какими публичными демократическими поступками известен? Молчите? … Тогда поясню.
Товарищ Торшин с младых ногтей был мелким чиновником в аппарате ЦК КПСС.
В 90-е, когда партия двинула в коммерческие структуры, тов. Торшин по моде тех лет стал статс-секретарем Центрального банка. Затем немножко потрудился представителем правительства в Думе, затем опять немножко — заместителем руководителя аппарата правительства, а в январе 2001 года признательные жители Республики Марий Эл избрали его сенатором.
С самого начала Торшин заявил, что события в Беслане к декабрю будут восстановлены «по минутам». Многих такая решительность (если не сказать — дерзость) обнадежила — вот ведь как глубоко копают! … Другие удивились — зачем им это, достаточно ответа на единственный вопрос: где с 1 по 3 сентября 2004 года были президент, руководители силовых структур, какие отдавали приказы. Все! Остальное само собой выяснится.
Прошел декабрь 2004 года, затем заговорили о весне 2005-го, потом о лете, подоспела осень, теперь вот обещано опять к декабрю, но не сказано, к какому. Короче, «времена года» на слова Торшина, музыка композитора Чайковского.
К началу осенней сессии парламента, совпавшему с годовщиной Беслана, градус общественного недоумения достиг критической отметки. Независимый депутат Владимир Рыжков провел пресс-конференцию, на которой дал свою оценку работе парламентской комиссии по расследованию трагических событий в Беслане.
«С каждым месяцем, — подчеркнул Владимир Рыжков, — деятельность комиссии становилась все более закрытой от родственников жертв, от журналистов, от парламентариев. Более того, сейчас они хотят, чтобы их выводы не отличались от результатов расследования прокуратуры. Но деятельность комиссии должна быть независимой!
Чтобы теракты не повторялись, нужно проводить исчерпывающее расследование. Деятельность ФСБ нужно поставить под общественный контроль. Сейчас в спецслужбах процветает коррупция, но ни Госдума, ни Совет Федерации не могут проверить их деятельность».
Буквально в те же дни состоялась закрытая встреча президента с «Матерями Беслана». На ней, со слов участниц, президент, хоть и весьма двусмысленно, взял‑таки на себя ответственность за трагедию. Одновременно он признал, что многими фактами просто не владел. В Беслан отправился заместитель генпрокурора Колесников, с успехом «зачистивший» Беслан от аргументов пострадавших, которые так некстати ранили президента. Вряд ли президент захочет еще раз встретиться с матерями погибших детей ради того, чтобы узнать их мнение теперь уже о Колесникове. А оно просто: «Это одна шайка-лейка, что Колесников, что Шепель».
Поскольку Колесников обещал управиться с официальным отчетом в две-три недели, можно надеяться, что и Торшин не станет тянуть до декабря. Или кто‑то верит, что его комиссия станет опровергать Колесникова? …
Забыть про Беслан!
С началом осенней думской сессии настоятельное требование Владимира Рыжкова заслушать отчет комиссии Тор-шина поддержали многие депутаты из парламентского меньшинства.
Тем более что разговорился один из членов той самой комиссии, депутат от «Родины» Юрий Савельев. Буквально накануне пленарного заседания он выступил с опровержением официальной версии штурма захваченной школы. Он поведал о страшных вещах: танки (не один, как признала‑таки прокуратура, а три) и тяжелая артиллерия стреляли по захваченной школе еще до того, как из нее эвакуировали заложников. По его словам, есть официально зафиксированные свидетельства того, «что танки фактически стреляли в окна, где стояли заложники».
Что в таких случаях делают в парламентах стран, которые принято называть демократическими? Ну, правильно… Что сделала Государственная дума?
Спикер Борис Грызлов и первый вице-спикер Любовь Слиска начали увещевать самых нетерпеливых: мол, еще рано, комиссия не готова (тем временем Торшин, в насмешку над обоими, на «Эхе Москвы» дает пространное интервью).
Рыжков гнет свое: «Вместо того чтобы взять на себя ответственность за независимое и непредвзятое расследование, парламентская комиссия откладывает подведение итогов на конец года. Я настаиваю на том, чтобы мы проголосовали: до 1 ноября комиссии завершить работу и представить отчет обществу».
Напугал! Голосовать так голосовать. Любовь Слиска спокойно поставила предложение Рыжкова на голосование, которое и показало прелюбопытную картину: 68 депутатов — за, 6 — против, не голосовало (подчеркнем это) — 375 человек. Таким образом, агрессивно-послушное думское большинство умыло руки. Оно не желает знать никаких итогов расследования. Ну, может, кроме тех, что привезет Колесников.
В этой связи совсем в ином свете выглядит борьба (правильнее сказать — мышиная возня) вокруг законопроекта о парламентских расследованиях. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Что лежало под думским сукном?
Своеобразным апофеозом скандала с комиссией Торшина стало рассмотрение 16 сентября во втором чтении старого законопроекта «О парламентских расследованиях». Докладывал о нем председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин (»Единая Россия»).
Дело в том, что в первом чтении законопроект был принят еще в октябре 2003 года прежним составом Думы. Его авторами были Николай Гончар, Николай Ковалев (генерал КГБ), Борис Резник, Александр Чершинцев (вождь челябинского комсомола), Михаил Гришанков (подполковник КГБ), Александр Гуров (генерал МВД и МБ).
Интересно, как они сами оценивали тогда свой труд. Гуров, например, утверждал, что, «не умаляя важности и актуальности законопроекта, необходимо внести корректировку в отдельные его положения». Только и всего…
Однако проходили месяцы и годы, а о судьбе законопроекта ни слуху, ни духу. Журналисты — к Гришанкову: в чем, мол, дело, закон, похоже, где‑то затерялся?
— Ничего подобного, возмущался Гришанков, — он готовится ко второму чтению и будет рассмотрен в первоочередном порядке… Я как соавтор, естественно, заинтересован в том, чтобы он был принят.
Тем удивительнее то, что говорил теперь о законопроекте Плигин. По его словам, в нем обнаружились «концептуальные недостатки». А потому «законопроект требует масштабной переработки, по существу, выработки новой концепции».
Главное, на что он упирал: «Оказываются под угрозой основополагающие принципы правового государства — принципы разделения властей и независимости суда при осуществлении правосудия». Свое выступление он закончил вообще прекрасно: «Свою историческую миссию рассматриваемый законопроект выполнил. Прошу проголосовать за его отклонение».
Как же так, возмутились оппозиционные депутаты: сам президент не так давно заявил, что закон необходим, что институт парламентского расследования как важный элемент демократии должен наконец заработать? Почему текст плохой, если его готовили те же самые депутаты, что и в третьей Думе. Что мешает его доработать, внести любые поправки?
Независимый депутат Валерий Зубов предложил отложить рассмотрение на пару недель и «историческую миссию» все же выполнить. «У нас куча примеров, — пояснил он, — когда мы за две недели писали новые законы, когда между первым и вторым чтениями мы 99 процентов текста переделывали. Если мы хотим работать, мы эту работу и за две недели сделаем, если не хотим, то мы ее не сделаем никогда».
— Какая вам еще комиссия нужна? -орал Жириновский. — Вы с себя начните. А то сидите с фальшивыми мандатами здесь и начинаете кричать: где вор, держи вора! Вот вор здесь сидит, в этом зале, господин Рыжков! Это ваш деятель -Касьянов — сегодня хочет быть президентом! Вот главный вор в стране!
Подвел итог неугомонный Рыжков: «Как мы можем в стране, которая входит в тройку самых коррумпированных государств в мире, помня к тому же о детях Беслана, жертвах других терактов, голосовать против закона о парламентских расследованиях? ! Это будет аморальный поступок, это будет предательство интересов своего народа. Настаиваю: мы должны принять данный законопроект во втором чтении».
Опять включился механизм подавления парламентского инакомыслия. Хотите голосования — пожалуйста! За отклонение законопроекта — 319 голосов, против — 86, один воздержался.
Подполковники КГБ в законе
О серьезных внутренних противоречиях (главное из которых, напомним, «нарушение основополагающего принципа разделения властей») говорил на пленарном заседании и один из авторов того, давнего, законопроекта «единоросс» Михаил Гришанков.
Как и президент, официально внесший альтернативный проект закона, Гришанков тоже подполковник КГБ и тоже «инициативник»: после института недолго поработал по профессии и вскоре подался туда, где служба и опасна и трудна. Еще недавно он был известен как неутомимый преследователь другого депутата — Владимира Головлева от Союза правых сил.
В связи с его непримиримым отношением к неприкосновенности принципа разделения властей вспоминается любопытный эпизод из журналистской практики. В свое время Генпрокуратура внесла в Думу представление о лишении Головлева депутатской неприкосновенности, чтобы иметь возможность возбудить против него уголовное дело (заметим в скобках, что это дело и сегодня настолько же темное, каким было и три года назад). Ну, внесла и внесла, на то она и поставлена сторожить закон. Но г-ну Гришанкову (в ту пору входившему в группу «Народный депутат») этого показалось мало и он собрал в Думе пресс-конференцию, на которой и взялся растолковывать журналистам позицию прокуроров.
В связи с этим автор сих строк задал депутату бестактный вопрос: а почему, собственно, именно вы и в качестве кого излагаете позицию Генпрокуратуры — в качестве подполковника КГБ, депутата Думы? Если так, то можно ли теперь считать, что с разделением властей в России покончено? Г-н Гришанков изрядно смутился, и пресс-конференция как‑то смялась… Но это к слову.
К осени нынешнего года, когда обсуждался его законопроект, депутат-подполковник Гришанков вдруг заговорил совершенно другим голосом, нежели пару лет назад: «Мы непростительно долго шли к обсуждению этого вопроса, в законопроекте есть несколько серьезных внутренних противоречий. Я просто искренне рад, что на сегодняшний день появилась реальная политическая воля и у президента, и у Государственной думы» (вспомним, как пару лет назад он пекся о своем приоритете).
Не прошло и нескольких дней, как президент действительно внес в Думу свой законопроект (то‑то, должно быть, очередная радость была у Гришанкова).
Если совсем кратко, то парламентские расследования становятся практически невозможны. То есть какие‑то комиссии, возможно, будут создаваться, но их работа будет наглухо закрыта, ограничена во времени и ни в коем случае не будет касаться деятельности самого президента, а также работы судебных и следственных органов.
Расследование возможно только в том случае, если этого захотят обе палаты парламента. Есть и еще пикантный момент: никаких расследований (как, кстати, и референдумов) в период думской и президентской избирательных кампаний. То есть если бы Дума даже очень бы захотела разобраться со взрывами домов в Москве, «учениями» в Рязани, она никак не смогла бы этого сделать — выборы на носу.
Парадокс в том, что БЕЗ ЗАКОНА еще можно было как‑то что‑то расследовать. Парламентские комиссии по «Курску», по Беслану были вне правового поля, но хоть какие‑то крупицы правды дали (одно заявление Юрия Савельева чего стоит). Но с принятием закона возможность любого расследования сводится к нулю. Да и к чему? В этом смысле один депутат Хинштейн стоит всей Думы и Совета Федерации. Никакой волокиты и стопроцентный результат.
***
Парламентские комиссии по «Курску», по Беслану были вне правового поля, но хоть какие‑то крупицы правды дали. Но с принятием закона возможность любого расследования сводится к нулю
СЛОВА. , Ведомости, 17.10.2005, №194, Стр. А2
«Мы все равно не впишемся до декабря, и в некоторых вопросах будут стоять многоточия».
Глава комиссии по расследованию теракта в Беслане вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин ('Интерфакс»)
По словам Торшина, работа над докладом по итогам расследования «идет тяжело и остается еще много белых пятен». Так, до сих пор не удается установить личности 10 боевиков, участвовавших в захвате школы.
ПРЕМЬЕР, СИЛОВИКИ И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР ОТВЕТЯТ ЗА НАЛЬЧИК. , Газета, 17.10.2005, №196, Стр. 3
Матвеева Анастасия
Госдума получит отчет о событиях в Кабардино-Балкарии в закрытом режиме
Депутаты Госдумы начали свое заседание в пятницу минутой молчания в память о жертвах нападения боевиков на Нальчик. По горячим следам ЧП парламентарии хотели немедленно вызвать к себе президента России. В итоге решили ограничиться главой правительства и силовыми министрами. Они отчитаются перед депутатами о ситуации на Северном Кавказе на следующем пленарном заседании 19 октября — но исключительно в закрытом режиме.
«Нам не удастся отмолчаться минутой молчания», — резюмировал общее настроение депутатов по событиям в Нальчике депутат от фракции «Родина» Андрей Савельев. И действительно, большое число парламентариев пожелало высказаться на эту тему и внести свои предложения. Борис Виноградов, независимый депутат, посчитал необходимым провести совместное заседание обеих палат парламента, с тем чтобы на нем выступил президент России и рассказал о положении на Кавказе и мерах, предпринимаемых для обеспечения безопасности граждан. Ответственных лиц депутаты готовы были выслушать немедленно. «Я предлагаю на вторую половину дня пригласить министра внутренних дел, чтобы он проинформировал Думу о том, почему это стало возможным, где наша ФСБ, почему мы не научились предотвращать такие нападения, — сказал вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин. — Это исключительно важно, чтобы не повторять подобных ситуаций в наших мирных городах».
Идею проведения подобного закрытого заседания поддержали и коммунисты. «Дуга нестабильности на Северном Кавказе не сегодня возникла, это результат внутренней и внешней политики. Я далек от мысли, чтобы сводить все к международному терроризму», — подчеркнул Владимир
Гришуков, член фракции КПРФ. «Отсутствие внятной национальной политики порождает все новые и новые акты терроризма, вандализма и многое другое, — продолжил его мысль товарищ по фракции Руслан Гостев. — Это может привести к тому, что мы потеряем Северный Кавказ». А независимый депутат Светлана Горячева обратила внимание коллег на то, что теракты не прекращаются, несмотря на увеличение финансирования деятельности спецслужб. «Из 540 миллиардов, выделяемых на правоохранительную деятельность, 91 идет на органы безопасности, что почти на 40% больше, чем в 2005 году, — процитировала она проект закона о бюджете на 2006 год. — Но почему более 10 лет мы ищем безногого Басаева? „ — задала она риторический вопрос и добавила, что в Думу для отчета кроме силовых министров необходимо пригласить еще и полпреда президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрия Козака.
Представители «Единой России» отнеслись к ситуации совсем иначе. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин рассказал коллегам, что в четверг, 13 октября, в самый разгар боев в Нальчике он разговаривал с президентом Кабардино-Балкарской Республики Арсеном Каноковым и тот заверил Плигина, что контролирует ситуацию. «Единственный вопрос, который возникал, — это не нагнетать ситуацию и дать профессионалам возможность спокойно разобраться», — сказал Плигин. Он предложил предоставить комиссии по реформированию правоохранительной системы ЮФО два месяца для анализа и «не высказывать эмоциональные оценки».
Такая позиция «единоросса» возмутила его оппонентов. «Когда я слышу про два месяца, я вспоминаю комиссию по Беслану, которая уже год работает, — сказал Сергей Бабурин. -
Если мы и здесь будем ждать месяцы, значит, мы будем недееспособны как государство». Бабурин как в воду глядел: в субботу глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане сенатор Александр Торшин заявил, что комиссия вряд ли ответит на все вопросы.
«Мы все равно не впишемся до декабря, и в некоторых вопросах будут стоять многоточия, — считает Торшин. — Доклад идет тяжело, и остается еще много белых пятен». Например, до сих пор не удается установить личности десяти боевиков, участвовавших в захвате школы в Беслане. Если парламент посчитает нужным, то примет решение о продолжении расследования после представления в декабре доклада комиссии. Заказчиков и причастных к теракту Торшин готов искать всю оставшуюся жизнь: «Лично я для себя уже сделал выбор — создание центра, аналогичного центру по розыску нацистских преступников Симона Визенталя».
Виктора Илюхина, члена фракции КПРФ, насторожило «благодушие и равнодушие», которое, по его мнению, сквозит в ответах представителей «Единой России»: «Вы заявили о том, что ответственны и за все, что происходит в России. Получается, что заявление есть, а ответственности нет». Другие депутаты взяли часть ответственности на себя. «Мы и к себе должны предъявить претензии — где наш закон о борьбе с терроризмом, который положен под сукно? „ — вопрошал Андрей Савельев. По итогам обсуждения председатель Госдумы Борис Грызлов направил приглашение председателю правительства Михаилу Фрадкову, главе МВД Рашиду Нургалиеву, директору ФСБ Николаю Патрушеву и генпрокурору Владимиру Устинову с предложением выступить 19 октября в закрытом режиме в рамках „правительственного часа“ с докладами о ситуации на Северном Кавказе.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. , Московская правда, 17.10.2005, №227 , Стр. 1
Заместитель председателя Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане АЛЕКСАНДР ТОРШИН СОМНЕВАЕТСЯ, что к декабрю, когда будет представлен доклад комиссии, удастся ответить на все вопросы следствия. Одним из «белых пятен» председатель комиссии назвал то, что до сих пор не удается установить личности десяти боевиков, участвовавших в захвате школы в Беслане. (ИТАР-ТАСС)
БЕСЛАНСКАЯ КОМИССИЯ НЕ ДАСТ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, Новые известия, 17.10.2005, №189, Стр. 2
Заместитель председателя Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин сомневается, что к декабрю, когда будет представлен доклад комиссии, удастся ответить на все вопросы следствия. «Мы все равно не впишемся до декабря, и в некоторых вопросах будут стоять многоточия», — заявил он в минувшую субботу. По его словам, сейчас «доклад идет тяжело, и остается еще много белых пятен». Одним из таких «белых пятен» глава комиссии назвал то, что до сих пор не удается установить личности десяти боевиков, участвовавших в захвате школы N1 в Беслане. По его словам, решение о продолжении расследования после представления в декабре доклада комиссии будет принимать парламент.
ОТ МИНИСТРОВ ПОТРЕБУЮТ ОТЧЕТА. , Независимая газета, 18.10.2005, №225, Стр. 1–2
Самарина Александра
Объяснять теракт в Нальчике ваххабизмом — примитивно, считают парламентарии
Завтра депутаты Государственной Думы выслушают силовиков, приглашенных на заседание с отчетом о ситуации в Кабардино-Балкарии. Охотный Ряд посетят министр внутренних дел Рашид Нургалиев, директор ФСБ Николай Патрушев и генеральный прокурор Владимир Устинов. В закрытом режиме они доложат депутатам о ситуации в республиках Северного Кавказа. Компанию им составит вице-премьер правительства Александр Жуков. Завтра же в Думу приедут сенаторы — члены временной комиссии, расследующей события в Нальчике. Заседание этой комиссии было отложено вчера по причине предстоящего визита министров в парламент.
В преддверии думского обсуждения «НГ» удалось побеседовать с одним из членов комиссии, вице-спикером Совета Федерации Александром Торшиным. Сенатор, как известно, возглавляет парламентское расследование бесланского теракта — а потому его оценка нынешних событий выглядит особенно интересной. Корреспондент поинтересовалась у законодателя истинными размерами бедствия. То, что произошло в Нальчике, уверен Торшин, нельзя рассматривать как ЧП Кабардино-Балкарского масштаба: «К этому надо относиться серьезней, чем к нападению на Назрань в прошлом году. И тогда, и сейчас нападение не сопровождалось никакими политическими требованиями. Что говорит о том, что ситуация в регионе все еще крайне взрывоопасна. Нальчик — очередной теракт в цепи планов бандитов, и, судя по всему, не последний».
При этом Торшин с одобрением замечает, что силовики действовали по обстоятельствам и более грамотно, чем в прошлом году в Назрани. Однако, по мнению вице-спикера, и террористы кое‑чему научились: «С Бесланом сравнить трудно. Бандиты демонстративно не тронули ни школы, ни детские сады. Нападение на Нальчик — попытка восстановить репутацию повстанцев, а не детоубийц. За Беслан их осудили все, даже их покровители».
Рассуждая о причинах трагедии, унесшей несколько десятков жизней мирных жителей, Торшин отказывается объяснять все происходящее в регионе ваххабизмом: «Это примитивно. Так мы сами себя вводим в заблуждение». По просьбе «НГ» он сформулировал несколько вопросов, которые готов задать правительственным чиновникам на завтрашнем пленарном заседании Государственной Думы: «Среди ликвидированных бандитов — молодежь. Есть ли сегодня информация в Республике Кабардино-Балкария о настроениях в молодежной среде? Что собираются предпринять для увеличения занятости населения в республике и на Северном Кавказе в целом?»
Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко априори прокомментировал действия приглашенных министров с восторгом: «Наконец наши силовые органы научились давать сдачи, научились работать на упреждение. Я убежден в том, что уроки Беслана не пропали зря. Я далек от того, чтобы идеализировать успехи или преувеличивать заслуги представителей власти, но на фоне последних событий видно, что принятые решения об укреплении вертикали исполнительной власти и о распределении полномочий между силовыми ведомствами все‑таки приносят свои плоды».
Корреспондент поинтересовался у вице-спикера: зачем обсуждать уроки случившегося, если все так замечательно? Следуя логике, можно просто приступить к раздаче наград. Катренко не спешил соглашаться: «Если есть жертвы среди мирных жителей, если позволили бандитам войти в город, то нельзя говорить о наградах».
ЗАКОН О ПАРЛАМЕНТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ БУДЕТ ПРИНЯТ. , Газета, 19.10.2005, №198, Стр. 2
Редичкина Ольга
Комиссия по Беслану должна будет прекратить работу
В пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона «О парламентском расследовании», внесенный президентом. Вчера профильный комитет по конституционному законодательству и госстроительству одобрил концепцию законопроекта. Заседание комитета вел его глава, член «Единой России» Владимир Плигин. Он вкратце напомнил собравшимся основные положения законопроекта: парламентская комиссия создается на паритетных началах Госдумой и Советом Федерации. Расследованию подлежат факты грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Деятельность президента расследованию не подлежит. По результатам своей работы комиссия готовит итоговый доклад, который направляется сначала в Госдуму, потом в Совет Федерации. Если доклад не будет утвержден одной из палат, расследование прекращается. Утвержденный доклад ложится на стол президенту, а также направляется в правительство, публикуется в «Парламентской газете» и размещается в Интернете.
По словам Плигина, комитет подготовил заключение на 11 страницах, где собраны «вопросы, которые нельзя будет обойти при применении закона». «В Конституции нет упоминания о парламентских расследованиях, что может привести к сомнениям в правомочности этого института, — напомнил глава комитета. — Нужно ввести нормы, устанавливающие конституционно-правовые основания для расследований». Независимый депутат Сергей Попов не без ехидства вспомнил, что законопроект о парламентском расследовании, внесенный депутатами второй Госдумы, до сих пор пылится на полке, причем его критики отмечали несоответствие документа Конституции. «Что же это сейчас никого не беспокоит? „ — невинно спросил депутат. „Конституция не есть тот документ, который прочитал дословно, и все должно быть так как есть“, — заявил первый зампред комитета, „единоросс“ Александр Москалец.
Плигин продолжил перечислять недостатки законопроекта, подлежащие исправлению ко второму чтению. «В законопроекте говорится, что должностные лица и граждане, вызванные на заседание комиссии, могут отказаться от дачи объяснений. Считаю, что такой отказ означает для должностного лица немедленную отставку», — высказал свою точку зрения Москалец.
Владимир Плигин напомнил еще один недостаток законопроекта: парламентское расследование прекращается после принятия любым судом решения о начале судебного производства, причем расследованию не подлежат факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства. По мнению главы комитета по конституционному законодательству, «это создает неоправданные препятствия для проведения расследования». Например, парламентская комиссия по расследованию бесланских событий работать не имела бы права. В этом Плигин совершенно солидарен со своим коллегой — председателем комитета по безопасности Владимиром Васильевым, который накануне заявил: «В некоторых случаях, как, например, трагедия в Беслане, события и факты, по которым уже возбуждены уголовные дела и ведется следствие, вызывают широкий общественный резонанс и, по мнению граждан, требуют независимого парламентского расследования».
«А я считаю, что препятствия должны быть! — вновь подал голос Москалец. — Назначение парламентского расследования не должно быть простым и легким». Для обоснования своей точки зрения первый зампред комитета высказал идею, что «результаты работы комиссии способны создать, может быть, даже революционную ситуацию». И предложил сделать все заседания комиссии закрытыми (в тексте законопроекта говорится «как правило, закрытыми»), а итоговый доклад, кроме как гаранту Конституции, никому не показывать.
В итоге депутаты одобрили заключение комитета. И решили, что законопроект будет рассматриваться в ускоренном порядке: на внесение поправок депутатам отводится вместо месяца две недели.
НА ВАХХАБИТА С ПИСТОЛЕТОМ. , Газета, 19.10.2005, №198, Стр. 5
Фаляхов Рустем
Александр Торшин предлагает вооружить резервистов для борьбы с террористами
Под впечатлением от кровавых событий в Нальчике зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин предложил разрешить офицерам запаса и рядовым резервистам хранить дома оружие и применять его в случае теракта. Бывший служака должен быть психически устойчивым и иметь сейф.
«При таких масштабных нападениях (как в Беслане и Нальчике. — „Газета“) можно либо по швейцарскому образцу, либо по среднему между американским и немецким образцами разрешить резервистам, офицерам запаса хранить оружие дома», — заявил вчера сенатор и глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин. Тогда резервисты смогли бы оказывать «серьезное противодействие преступникам в ходе терактов, захватов зданий». Первого террориста в Беслане, напомнил сенатор, уничтожил милиционер, который не сдал табельное оружие, будучи на больничном. «Нам бы таких ребят десяток, и трагических событий в Беслане могло бы не быть. То есть были бы, но совершенно в другой конфигурации», — сказал Торшин.
Выдавать оружие для самообороны можно не каждому — резервист не должен быть судимым и наркотически зависимым. Хранить оружие нужно дома в специальном сейфе. Кроме того, считает сенатор, необходимо, чтобы резервист имел возможность «обновлять свои навыки» по владению личным оружием и технике безопасности.
Сейчас уровень вооруженности граждан регулируют два закона — «Об оружии» и «О частной охранной деятельности». Сотрудники частных охранных предприятий имеют право на ношение и применение пистолета ИЖ-71 (аналог известного пистолета Макарова). А получить право на нарезное охотничье оружие можно только после пяти лет стажа пользования гладкоствольным. Хранить дома разрешается до пяти единиц охотничьего нарезного и гладкоствольного оружия.
Попытка расширить перечень видов оружия, которое можно использовать для самообороны, была предпринята в Госдуме прошлого созыва. В сентябре 2003 года депутаты Калининградской облдумы внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Они предлагали разрешить гражданам хранить и в случае чего отстреливаться из огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия «с емкостью магазина не более 10 патронов, имеющего длину не более 300 мм». Говоря нормальным языком, речь шла о пистолетах Макарова.
Либерализовать выдачу лицензий на оружие предлагалось под соусом борьбы с преступностью.
«Сейчас мэров, директоров заводов отстреливают как воробьев. Дайте людям оружие, они сами отстреляют всех авторитетов», — убеждал думцев их калининградский коллега Витаутас Вольдемарас Лопата. Однако инициативу калининградцев поддержали только шестеро думцев.
Подкорректировать закон «Об оружии», судя по всему, не прочь и Александр Торшин. По крайней мере, он говорит об «упорядочении оборота оружия в России» и намекает на необходимость «перевести этот вопрос в практическую плоскость». Но и в нынешней Думе подобная инициатива вряд ли найдет поддержку. Опрошенные «Газетой» «единороссы», имеющие в Думе конституционное большинство, против вооружения резервистов. «Бывшие силовики и резервисты воюют и на стороне боевиков, — говорит глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. — Узаконить расползание оружия по стране мы не имеем права».
Крашенинникова поддерживает член комитета по безопасности Геннадий Гудков: «В коррумпированной стране оружие получат прежде всего бандиты! „ К тому же не понятно, каким видом оружия Торшин предлагает вооружать резервистов и офицеров запаса: автоматом, гранатометом? „Воевать с террористами с узаконенным пистолетом в руке бессмысленно! „ — убежден Гудков.
А по подсчетам первого зампреда комитета по безопасности Михаила Гришанкова, в России ежегодно регистрируется более 10 тысяч преступлений, совершенных с неправомерным использованием оружия. «Уровень агрессии в стране очень высокий. Дать людям оружие — значит привести к бесконтрольной стрельбе», — считает парламентарий.
NON-STOP. , Московский комсомолец, 19.10.2005, №238, Стр. 2
«При таких масштабных нападениях можно либо по швейцарскому образцу, либо по среднему между американским и немецким образцами резервистам, офицерам запаса
разрешить хранить оружие дома»,
Александр ТОРШИН, зампред Совета Федерации, — в интервью Интерфаксу.
В связи с событиями в Нальчике г-н Торшин заявил, что резервисты могут оказать серьезное противодействие преступникам в ходе терактов. Он вспомнил Беслан, когда первого террориста там уничтожил милиционер, который просто не сдал табельное оружие, будучи на больничном. Также, по мнению Торшина, Минобороны необходимо провести инвентаризацию всего российского оружия: «Пусть берут и считают, как так получается, что оружие числится на складе, а реально оно находится в руках бандитов. Где они его взяли, откуда у них такое большое количество гранатометов?»
ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ. , Новые известия, 19.10.2005, №191, Стр. 1,6
Климов Дмитрий
Силовики и чиновники научились зарабатывать на страхе людей перед терроризмом
В Нальчике до сих пор неспокойно, вчера в нескольких районах города вспыхивали перестрелки между сотрудниками правоохранительных органов и скрывающимися боевиками. А тем временем в России уже заработала финансовая пирамида по выбиванию средств на «борьбу с терроризмом». Под предлогом обеспечения мер безопасности свои проблемы пытается решить кто угодно, от чиновников низшего звена до губернаторов и руководителей министерств. А начался этот процесс, как и после Беслана, увеличением поборов с родителей школьников.
То, что под видом борьбы с терроризмом можно выбить значительные деньги и получить различные дивиденды, в том числе и политические, чиновники различных рангов в полной мере осознали после прошлогоднего теракта в Беслане. Тогда, напомним, федеральная власть отменила выборы губернаторов, все силовики получили гигантские дополнительные средства из бюджета, а например, московское начальство запретило ставить торговые палатки возле метро, которые мешают бизнесу крупных торговых центров. Однако тогда, как и сейчас, первыми «золотую жилу» нащупало школьное начальство, в несколько раз увеличившее поборы с родителей. Владивосток от Нальчика находится, мягко говоря, далеко, да и террористов там видели разве что «фальшивых» — на регулярно проводимых учениях. Однако не успели стихнуть выстрелы в Нальчике, как в массовом порядке с родителей стали собирать средства на оборудование школ тревожными кнопками. Правда, в пресс-службе Министерства образования и науки «НИ» заявили, что «оснащение школ тревожными кнопками финансируется из бюджета и собирание дани с родителей — инициатива либо местных властей, либо директоров школ». Однако кто же из пап и мам не даст денег «на безопасность» собственного ребенка?
Кстати, власти Владивостока не ограничились только школами. На 300 остановках общественного транспорта уже запланированы те самые тревожные кнопки. По задумке мэра города Владимира Николаева, у каждого горожанина должна быть возможность вызвать милицию в случае опасности или при обнаружении подозрительного предмета. В мэрии Владивостока собкору «НИ» Дмитрию Климову сказали, что реконструкция одной остановки обойдется как минимум в 350 тыс. рублей. Какой фирме достанется «антитеррористический» подряд, пока неизвестно.
Под события в Кабардино-Балкарии силовые структуры тоже начали решать свои денежные проблемы. Так, вчера заместитель главы МВД РФ Михаил Суходольский заявил, что правоохранительным подразделениям, действующим в Нальчике, выделены дополнительные средства в сумме 27 млн. рублей. Стоит напомнить, что после теракта в Беслане на антитеррористическую деятельность было выделено свыше 50 млрд. рублей, правда, как их потратили — большой секрет. «Пока отчета, как были освоены эти деньги, у нас нет, — заявил „НИ“ зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин. — Но вообще 50 млрд. — это не вполне достаточная сумма для обеспечения антитеррористической деятельности».
Вместе с тем депутаты никаких гарантий, что вслед за увеличением финансирования повысится и эффективность борьбы с терроризмом, не дают. «Можно только минимизировать риски, а полностью исключить теракты невозможно», — сказал Виктор Илюхин.
«Резкое увеличение финансирования силовых структур сразу после терактов происходит потому, что власти видят те бреши, которые надо закрыть, — сказал „НИ“ член комитета Госдумы по безопасности Евгений Ройзман. — Я не ищу здесь подвоха».
При этом законодатели не скупятся тратить деньги на мероприятия по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасное(tm). В бюджете на следующий год на эти цели планируется выделить 43, 5 млн. рублей. «Но, на мой взгляд, на информационно-пропагандистскую войну этого много, — отметил Евгений Ройзман. -На эти деньги можно любую пропагандистскую войну провести. Зато отследить, куда пошли эти средства, уже никто не сможет».
Вслед за финансовыми запросами теракт в Нальчике породил и достаточно радикальные инициативы.
Так, заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин предложил изучить вопрос о возможности разрешить резервистам и офицерам запаса хранить оружие дома в целях более эффективного обеспечения безопасности. «При таких масштабных нападениях можно либо по швейцарскому образцу, либо по среднему между американским и немецким образцами, разрешить резервистам, офицерам запаса хранить оружие дома», — заявил он. По мнению парламентария, вооруженные резервисты смогут если не остановить боевиков, то по крайней мере сдержать их. В пример он привел Беслан. Тогда первого террориста убил милиционер, который не сдал табельный пистолет.
Между тем если предложение Торшина носит скорее сослагательное наклонение, то распоряжение главы МВД Чеченской Республики Руслана Алханова звучит как призыв к действию. «Я отдал приказ отстреливать тех, кто в маске появится на улицах населенных пунктов, кто бы он ни был и кого бы ни представлял, — заявил Алханов. -Кто боится показывать лицо, является бандитом. Мы никого не боимся и действуем по закону. Любую операцию проводим с открытыми лицами. Мы защищаем народ, порядок и конституцию и не позволим никому, прикрываясь масками, совершать преступления на территории Чечни».
* * *
Чего еще захочет власть после Нальчика?
Сергей ИВАНЕНКО, первый заместитель председателя партии «Яблоко»:
— Я не хочу фантазировать, об этом надо спросить у власти. Однако по первым заявлениям президента Путина, который с удовлетворением отметил действия правоохранительных структур, очень похоже на то, что ничего меняться не будет вообще. Вместе с тем власть должна извлекать уроки. Выстраиваемая вертикаль не решает ни одной проблемы, а так называемое «закручивание гаек» только ухудшает ситуацию на Кавказе. При этом особенность сложившейся там ситуации в том, что мы не знаем, где и когда случится нечто подобное. В этой обстановке плохо даже бездействие власти, которая, судя по всему, вряд ли будет принимать какие‑то кадровые или политические решения после Нальчика, удовлетворяясь тем, что милиция и армия справились с этим набегом.
Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы (ЛДПР):
— Конечно, события в Нальчике могут быть использованы как предлог для каких‑то политических изменений, но не стоит переоценивать эти события. Ничего особенного не произошло. В советские времена происходили такие же события. Например, в Воронеже мужик во время парада в 70-е годы выскочил с автоматом и расстрелял половину правительственной трибуны. И никто не собирал Верховный Совет по этому поводу. Люди спокойно спали. Дело здесь не в финансировании. Надо принципиально менять систему правоохранительных органов. Даже если давать им еще в десять раз больше денег, они будут те же самые, Надо добиться того, чтобы правоохранительные органы приблизились по своему уровню хотя бы к службе безопасности среднего банка. То есть, чтобы «менты» перестали терроризировать население и собирать по пять копеек. Вы видели, чтобы охранник в банке когда‑нибудь брал по три доллара за проход? Нет, он так никогда не сделает. А «мент» делает.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА и ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
ТОРШИН: КОМИССИЯ ПО БЕСЛАНУ НЕ ОТВЕТИТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ К ДЕКАБРЮ, Газета.Ру, 15.10.2005, 20:43:00
Заместитель председателя Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин сомневается, что к декабрю, когда будет представлен доклад комиссии, удастся ответить на все вопросы следствия. «Мы все равно не впишемся до декабря, и в некоторых вопросах будут стоять многоточия», — заявил он в субботу.
По его словам, сейчас «доклад идет тяжело и остается еще много белых пятен».
Одним из таких «белых пятен» глава комиссии назвал то, что до сих пор не удается установить личности десяти боевиков, участвовавших в захвате школы №1 в Беслане.
По его словам, решение о продолжении расследования после представления в декабре доклада комиссии будет принимать парламент.
КОМИССИЯ ТОРШИНА НЕ СМОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕРАКТУ В БЕСЛАНЕ К ДЕКАБРЮ, NEWSru.com, 16.10.2005, 11:19:00
Заместитель председателя Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин сомневается, что к декабрю, когда будет представлен доклад комиссии, удастся ответить на все вопросы следствия.
«Мы все равно не впишемся до декабря, и в некоторых вопросах будут стоять многоточия», — заявил он в субботу «Интерфаксу». По его словам, сейчас «доклад идет тяжело и остается еще много белых пятен».
Одним из таких «белых пятен» глава комиссии назвал то, что до сих пор не удается установить личности десяти боевиков, участвовавших в захвате школы в Беслане.
По его словам, решение о продолжении расследования после представления в декабре доклада комиссии будет принимать парламент.
«Лично я для себя уже сделал выбор — создание центра, аналогичного центру по розыску нацистских преступников Симона Визенталя. Только мы будем искать заказчиков и причастных к этому теракту», — сказал Торшин.
СЕНАТОР ТОРШИН ПРЕДЛАГАЕТ РАЗРЕШИТЬ РЕЗЕРВИСТАМ И ОФИЦЕРАМ ЗАПАСА ХРАНИТЬ ОРУЖИЕ ДОМА, NEWSru.com, 18.10.2005, 12:47:00
Заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин в связи с последними событиями в Нальчике предлагает изучить вопрос о возможности разрешить резервистам и офицерам запаса хранить оружие дома в целях более эффективного обеспечения безопасности.
«При таких масштабных нападениях можно либо по швейцарскому образцу, либо по среднему между американским и немецким образцами, разрешить резервистам, офицерам запаса хранить оружие дома», — заявил он во вторник «Интерфаксу», подчеркнув, что это его личная точка зрения.
По его словам, в этом случае резервисты могут оказать серьезное противодействие преступникам в ходе терактов, захватов зданий. Так, отметил он, первого убитого террориста в Беслане уничтожил милиционер, который просто не сдал табельное оружие, будучи на больничном. «Нам бы таких ребят десяток, и трагических событий в Беслане могло бы не быть. То есть, были бы, но совершенно в другой конфигурации», — сказал Торшин.
При этом он отметил, что человек, которому может быть предоставлено такое право, не должен быть судимым, наркотически зависимым и должен иметь специальный сейф для хранения оружия.
Кроме того, сказал заместитель председателя Совета Федерации, предварительно необходимо, чтобы человек имел возможность обновлять свои навыки по владению оружием и технике безопасности.
В этой связи он подчеркнул, что необходимо навести порядок в обороте оружия. «Оборот оружия надо не запрещать, не уменьшать и не увеличивать, а упорядочивать. И, наконец, пора ставить вопрос об обороте оружия в РФ в практическую плоскость», — сказал он.
Торшин добавил, что, по данным военных, для проведения сплошной инвентаризации всего российского оружия, которое находится на территории РФ, потребуется чуть ли не половина бюджета Министерства обороны. «Но это не наша проблема, а проблема Министерства обороны. Пусть берут и считают, как так получается, что оружие числится на складе, а реально оно находится в руках бандитов. Где они его взяли, откуда у них такое большое количество гранатометов?» задался вопросом Торшин.
Он напомнил, что до сих пор возглавляемая им комиссия по расследованию теракта в Беслане не может установить, откуда к бандитам попали 10 автоматов, которые имеют и номера, и серию, но не проходят нигде по учету.