22 ноября 2005 года
Совет Федерации (зал 701)
Рассматриваемая нами сегодня концепция определяет следующие концептуальные предпосылки формирования системы обязательного социального страхования:
1) обеспечение кратного роста оплаты труда за 4–5 лет;
2) включение в систему социального страхования финансового ресурса работника;
3) признание на законодательном уровне средств социального страхования в качестве собственности страхуемых работников;
4) законодательное закрепление доли ВВП, направляемой на цели социального страхования (2007–2010 году не менее 10–12%), то есть предусматривается увеличение в 2 раза;
5) автономия средств обязательного социального страхования, государственный и публичный контроль за их использованием, обеспечивающий прозрачность использования страховых ресурсов;
6) необходимость дополнительного формирование систем обязательного социального страхования следующих видов: профессиональных пенсий; пенсий для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; пенсий для работающих на малых и средних предприятиях, а также для самозанятого населения;
7) снижение дифференциации заработной платы до 1 к 10 у крайних децильных групп.
Сформулированы цели функционирования системы социального страхования, которые включают:
1) создание экономических и правовых условий для наемных работников и самозанятого населения для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком, а именно:
пенсий на уровне не менее 40–50% от размера заработной платы после 30–35 лет уплаты страховых взносов;
пособий по временной нетрудоспособности 80–90%;
пособий по безработице 80–90% от заработной платы;
гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату труда на уровне 75% при амбулаторном лечении; 100% — при стационарном лечении.
Вторая цель функционирования системы социального страхования создание правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов получения страхового возмещения.
Третья цель создание открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, и предусматривающей способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Концепция содержит также предложения по формированию финансовой модели социального страхования, предусматривающие три источника: большую часть оплачивает работодатель (примерно 60%), остаток работник и государство. При этом страховые взносы работодателей и самих застрахованных служат источником, обеспечивающим выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не хватает страховых взносов. Пороговая величина, при которой вводятся обязательные страховые взносы работника определена как 80% средней заработной платы в промышленности.
Очень важное методологическое и практическое значение имеет определение существенного роста заработной платы как предпосылки для формирования системы социального страхования.
Вместе с тем представляется, что сложность этой проблемы недооценена. Все попытки вывести заработную плату из «тени», в том числе путем снижения фискальной нагрузки на заработную плату, установления зависимости между уровнем пенсий и фактически уплаченными страховыми взносами ни к чему не привели. Более того, установленная система оплаты пособий по временной нетрудоспособности — это открытый призыв к сокрытию заработной платы. Государство на федеральном уровне практически отказалось от регулирования заработной платы. Остался только один рычаг определение минимального размера оплаты труда. И жизнь вынудила еще в рамках национальных проектов повышать заработную плату отдельным категориям бюджетников за счет средств федерального бюджета. Правда, это пока предложения, не определенные четко по объемам и категориям получателей, поэтому вопросов пока больше, чем ответов. Мы действуем в рамках нереальных показателей: минимальный размер оплаты труда чуть выше стоимости единого проездного билета, прожиточный минимум на грани выживания, средняя заработная плата, определяемая по данным статистической отчетности, не учитывает так называемую «серую» заработную плату. Поэтому участие граждан в формировании средств обязательного социального страхования можно будет рассматривать только в неблизкой перспективе, когда нормализуется положение с заработной платой и вернется доверие к институтам обязательного социального страхования.
Следует заметить, что в рамках данной работы, не привлекая специальные научные центры, невозможно было выполнить сложные актуарные расчета по обоснованию конкретных предложений по ставкам страховых взносов и уровню страхового возмещения. Это еще раз говорит о необходимости создания инфраструктуры системы социального страхования.
Я не буду подробно останавливаться на всех аспектах Концепции, а вернусь к вопросу о доверии к институтам обязательного социального страхования, хотелось бы подчеркнуть, что здесь важным показателем является развитие добровольных форм участия застрахованных в формировании средств обязательного социального страхования. Приведу пример. В настоящее время индивидуальные предприниматели уплачивают в Пенсионный фонд страховые взносы в виде фиксированного платежа 150 рублей в месяц. Год уплаты формирует пенсионные права на страховую и накопительную части пенсии, равные всего 8 рублям в месяц. Вместе с тем этой категории плательщиков предоставлено право сверх установленного платежа вносить страховые взносы, но этим правом пользуются лишь несколько сотен человек.
Определенные надежды мы возлагаем на давно обещанный Правительством Российской Федерации проект федерального закона о добровольных взносах на накопительную часть трудовой пенсии и соплатежах из федерального бюджета.
Представляет также интерес предложение Пенсионного фонда Российской Федерации о введении понятия «нормативная стоимость страхового года», то есть суммы страховых взносов, уплата которой формирует пенсионные права на страховую часть пенсии, равную прожиточному минимуму пенсионера. На переходном этапе, когда не решены проблемы заработной платы и задолженности по страховым взносам можно было бы ввести добровольный платеж наемных работников по страховым взносам в Пенсионный фонд, в том случае если сумма уплаченных страховых взносов работодателем в год меньше нормативной стоимости страхового года, как доплату до этой величины.
Учитывая процессы, происходящие в ходе работы над проектами федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2006 год, когда часть налоговой ставки забирают у Фонда социального страхования и передают Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, затем средства возвращают назад в Фонд социального страхования, возлагая на него несвойственные функции по финансированию диспансеризации, первичной медицинской помощи и родовспоможения, необходимо в первоочередном порядке провести ревизию всех рисков и расходов, которые обслуживают и производят эти фонды. И с позиций, изложенных в рассматриваемой концепции, выделить не страховые расходы, выделить те из них, которые финансируются за счет общих доходов федерального бюджета, определить риски, возмещение по которым следует возложить на единый социальный налог, и собственно страховые риски, покрываемые за счет страховых взносов.
И дальше в итеративном процессе с участием сторон социального партнерства, актуарно обосновывая каждый шаг, можно будет определить как уровень страхового возмещения, так и источники финансирования. Должна быть осуществлена выработка конкретного механизма перехода от действующей системы социального страхования к необходимой нашему обществу.