Прошло немногим более года с того трагического дня, как 1 сентября в небольшом североосетинском городке Беслан бандиты захватили школу, взяв в заложники женщин и детей. На совести террористов оказались жизни 331 человека, из которых 186 были дети. Вообще же потерпевшими признаны 1343 человека.
Вчера заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1–3 сентября 2004 года Александр Торшин выступил перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с информацией о результатах работы комиссии за период с 20 сентября 2004 года по 28 декабря 2005 года.
Невиданная жестокость террористов, в День знаний напавших на школу, на детей, их родителей и близких, на учителей, и большое количество жертв побудили нас впервые сформировать Парламентскую комиссию из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для расследования причин и обстоятельств совершения этого злодеяния.
Перед Парламентской комиссией была поставлена задача: установить подлинные причины и обстоятельства совершения террористического акта, провести анализ действий террористов, органов государственной власти, должностных и других лиц, подготовить предложения по недопущению подобных террористических актов в будущем. В ее составе работали девять функциональных рабочих групп с привлечением большого количества квалифицированных экспертов.
Члены комиссии выезжали не только непосредственно на место происшествия, в город Беслан, но также в Республику Ингушетия, Чеченскую Республику, в город Ростов-на-Дону, где опрашивали свидетелей и вели прием граждан. Мы тщательно обследовали место, где был расположен лагерь террористов, трижды прошли маршрутом их передвижения к Беслану.
На заседаниях комиссии были взяты объяснения у высших должностных лиц федеральных и региональных структур:
Михаила Ефимовича Фрадкова — Председателя Правительства Российской Федерации; Жукова — заместителя Председателя Правительства Российской Федерации; Зурабова — министра здравоохранения и социального развития; Маркелова и Рогозина — депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Андреева — бывшего начальника УФСБ по Республике Северная Осетия-Алания; Дзантиева — бывшего министра внутренних дел Республики Северная Осетия — Алания; Цыбаня — начальника ГРОУ по Республике Северная Осетия-Алания; Соболева — командующего 58-й армией; Теблоева — военного прокурора Владикавказского гарнизона; Дзгоева — министра по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия — Алания; Мингалиева — начальника отряда государственного учреждения «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» (Центроспас); Аушева — председателя Комитета воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств — участников СНГ; Гуцериева — президента ОАО нефтяной компании «Русснефть»; Тихонова — начальника Центра специального назначения ФСБ России; Мамсурова — председателя Парламента Республики Северная Осетия — Алания, Кесаева — заместителя председателя Парламента Республики Северная Осетия — Алания, Фридинского — заместителя генерального прокурора Российской Федерации; Рошаля — директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии; Балуевского — первого заместителя министра обороны, начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации; Зязикова — Президента Республики Ингушетия; Дзасохова — бывшего Президента Республики Северная Осетия — Алания; Нургалиева — министра внутренних дел Российской Федерации; Патрушева — директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Иванова — Секретаря Совета безопасности Российской Федерации и других должностных лиц.
Все они дали свои пояснения и ответили на заданные им вопросы. Хочу специально подчеркнуть, что за время работы Парламентской комиссии случаев неявки должностных лиц на ее заседания не было. Особое внимание комиссия оказывала потерпевшим.
За время работы Парламентской комиссии в Республике Северная Осетия — Алания членами комиссии было принято на личном приеме около 500 жителей республики, членами рабочей группы по обеспечению деятельности Парламентской комиссии — 573 (в общей сложности свыше 1000 человек). В ходе работы членов Парламентской комиссии в Республике Северная Осетия — Алания на месте были приняты решения по 40 поступившим заявлениям.
Подготовлено около 4500 страниц стенограмм и протоколов заседаний Парламентской комиссии. Общий объем стенограмм аудиозаписей членов Парламентской комиссии и членов рабочей группы по обеспечению деятельности Парламентской комиссии составляет более 800 страниц.
Парламентская комиссия провела большую работу по организации помощи пострадавшим в ходе террористического акта.
Одним из важных направлений работы членов Парламентской комиссии была подготовка распоряжения Правительства Российской Федерации № 1507-р «О финансировании социально-экономического развития г. Беслана и оказании помощи гражданам, пострадавшим в результате террористической акции, совершенной 1–3 сентября 2004 г. в г. Беслане», принятого 23 ноября 2004 года. В этих целях было изучено состояние учебных, медицинских и дошкольных учреждений. Вопросы оказания помощи обсуждались с руководством республики, федеральных министерств и ведомств.
Членами Парламентской комиссии был выполнен большой объем работ по анализу социально-экономического положения в Республике Северная Осетия-Алания.
За время работы Парламентской комиссии было проведено 37 брифингов для центральных и региональных СМИ. Пресс-служба Совета Федерации выпустила 23 информационных бюллетеня о работе комиссии. Всего Пресс-службой Совета Федерации выпущено, размещено на официальном сайте Совета Федерации в Интернете и разослано в региональные СМИ 53 информационных пакета.
Мы исходили из того, что только широкий охват действующих лиц трагедии, ее непосредственных свидетелей и жертв обеспечивает нашей работе объективность, а выводам и рекомендациям — обоснованность. Мы не подбирали аргументов для какой‑либо одной заведомой версии. А искали правду: выслушивали различные мнения о происшедшем, привлекали экспертов, вели анализ публикаций в прессе, сотрудничали с аналогичной Комиссией Парламента Республики Северная Осетия — Алания, изучали материалы правоохранительных органов.
Этот наш доклад сегодня не окончательный — все еще остаются не выясненные до конца вопросы. Генеральная прокуратура Российской Федерации продлила до 1 марта 2006 года свое расследование террористического акта в Беслане. Идет судебное разбирательство по делу террориста Нур-Паши Кулаева. До сих пор не опознаны трупы 8 уничтоженных террористов. Только 26 декабря проведена ситуационная экспертиза, материалы которой в Парламентскую комиссию пока не поступали. Нет также взрыво- и пожаротехнической экспертиз.
Мы решили доложить депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации результаты нашей работы по состоянию на сегодняшний день. Собранного нами материала еще недостаточно, чтобы в полной мере и непредвзято судить о причинах и обстоятельствах садистского террористического акта в городе Беслане.
Для комиссии это был непростой экзамен. Трудно сохранять спокойствие, расследуя такую трагедию, беспрецедентный по жестокости теракт, в котором погибли 186 детей. Опросы жертв и свидетелей указывают, что действия бандитов-изуверов подпадают под признаки преступлений против человечности, не уступают зверствам нацистов времен Второй мировой войны. Заложники, взрослые и дети, в том числе грудные младенцы, были лишены лекарств, пищи и воды. Их держали в духоте и тесноте. Им пришлось утолять жажду мочой. Им не разрешалось ходить в туалет. На их глазах расстреливали родных и близких. Их заставляли участвовать в минировании помещений и переносить тела убитых. Им стреляли в спины, когда представилась возможность бежать. По показаниям свидетелей, мальчик лет десяти залез на стол у окна, чтобы выскочить на улицу, но один из бандитов выстрелил ему в спину. Потерпевшая А. Ханаева свидетельствует: «После взрыва бомбы, установленной бандитами, люди стали выпрыгивать из окон. Террористы стреляли им вслед. Оставшихся в живых заложников выводили в столовую. Тех, кто не мог идти, расстреливали». Несовершеннолетний потерпевший Гисиев рассказывает: «Я сказал маленьким детям, чтобы они бежали от школы, и побежал вместе с ними. Но посередине пути стрелявший с крыши бандит убил в спину мальчика и девочку». И таких показаний много.
По состоянию на сегодняшний день комиссии известно, что в ходе операции по освобождению заложников был уничтожен 31 боевик. Следственным путем установлены личности 23 террористов. При проверке установленных членов банды по имеющимся оперативным учетам получены сведения о наличии судимости у 13 из них. С места преступления изъято автоматическое оружие, часть этого оружия была захвачена при нападении на правоохранительные органы в Назрани в июне 2004 года. В ходе проведения судебно-химических экспертиз установлено, что 21 террорист внутривенным путем вводил себе героин, еще 2 употребляли марихуану.
Таков облик этих, с позволения сказать, людей.
При работе над материалами комиссия отмечает факты героизма сотрудников спецназа ФСБ и правоохранительных органов, заложников, спасателей, медиков, граждан Беслана. Спецназовцы прикрывали собой детей и женщин, выбегавших из горящей школы, милиционеры вызывали огонь террористов на себя, чтобы спасти заложников от выстрелов в спину.
Так, во время освобождения заложников в помещении школьной кухни, накрыв своим телом брошенную гранату, погиб лейтенант Центра специального назначения ФСБ России Туркин Андрей Александрович. Ему и еще 3 спецназовцам — подполковнику Разумовскому Дмитрию Александровичу, майору Перову Александру Васильевичу и подполковнику Ильину Олегу Геннадьевичу — посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Спасая заложников от пуль террористов, в помещениях школы погибли майор Вилько Андрей Витальевич, майор Кузнецов Михаил Борисович, майор Катасонов Роман Викторович, майор Малеров Вячеслав Владимирович, прапорщик Лоськов Олег Вячеславович, прапорщик Пузовкин Денис Евгеньевич. Всего погибли 10 сотрудников ЦСН ФСБ России, 42 были ранены или получили баротравмы. Погибли двое спасателей МЧС — Замараев Валерий Валентинович и Кормилин Дмитрий Иванович. Получили ранения 17 сотрудников МВД и двое военнослужащих Вооруженных сил России.
Оперативно были созданы коридоры для вывода заложников и подан транспорт для раненых и пострадавших, развернуты пункты помощи раненым.
Но именно на этом фоне особенно ярко проявились и недостатки конртеррористической операции в Беслане. Да, конкретных данных о подготовке к нападению именно на школу №1 в Беслане у правоохранительных органов не было. Но были предупреждающие телеграммы министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева и первого заместителя министра внутренних дел А.А. Чекалина от 21 и 31 августа 2004 года. В них, исходя из оперативно-агентурных сводок, содержались указания МВД Республики Северная Осетия-Алания усилить охрану всех образовательных учреждений в День знаний. Эти указания могли предотвратить теракт или воспрепятствовать его осуществлению, но они выполнены не были.
Примерное количество заложников стало известно уже во второй половине 1 сентября, между тем должностные лица продолжали в течение еще суток сообщать прессе о якобы захваченных 354 заложниках. 1 сентября Республиканская антитеррористическая комиссия фактически взяла на себя функции Оперативного штаба, координация между правоохранительными органами была слабой. Оцеплению не удалось сдержать жителей Беслана, когда они прорвались к зданию спасать детей и одновременно стали вести огонь по школе. Список просчетов и недостатков можно продолжить…
По ряду вопросов, поднятых комиссией, уже приняты или принимаются соответствующие меры.
Радикально сменилось руководство Республики Северная Осетия — Алания, отправлено в отставку правительство Республики Северная Осетия-Алания, ушли со своих постов президент Александр Дзасохов, министр внутренних дел Казбек Дзантиев, начальник УФСБ Валерий Андреев. Уже не является заместителем директора ФСБ России Владимир Анисимов. Предстали перед судом сотрудники Правобережного РОВД МВД Республики Северная Осетия, в отношении руководителей Малгобекского РОВД МВД Республики Ингушетия ведется уголовное расследование.
Обстоятельства совершения теракта
Установлено, что террористический акт 1–3 сентября 2004 года тщательно спланированная преступная акция. По нашему мнению, ее основная цель дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе.
Подготовкой теракта руководят известные своей жестокостью сепаратисты Ш. Басаев, А. Масхадов, М.Х. Хашиев и их окружение. Активное участие принимают иностранцы, в том числе известный террорист Тауфик-аль-Джедани (Абу-Дзейт).
В августе 2004 года группа террористов формируется в составе 34 человек (2 боевика потом останутся в лагере под Пседахом), определяется объект школа №1 в городе Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия Алания, устанавливается дата акции день массовых торжественных мероприятий, посвященных Дню знаний. Для сбора членов террористической группы подготовлен лагерь в лесном массиве на околице села Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия.
Пока установлены личности 23 из 31 убитого террориста. Материалы направлены еще по 2 неопознанным трупам на молекулярно-генетическую экспертизу. Живым задержан Н.П. Кулаев. По имеющимся у комиссии сведениям, в составе банды были иностранцы. В Саудовскую Аравию направлен запрос для установления путем идентификации ДНК личностей двух бандитов. Устанавливаются личности и других террористов.
Непосредственно исполнением теракта руководит Руслан Хучбаров по кличке Расул, житель Ингушетии, его позывной полковник.
Сбор банды под руководством Хучбарова проходит с 25 по 31 августа 2004 года в лесном массиве близ села Пседах Малгобекского района Ингушетии. Лагерь разбит в 70 метрах от дороги, всего в 500 метрах от окраины села. Бандиты не маскируются. На их вооружении самодельные взрывные устройства осколочного поражения, противопехотные выпрыгивающие мины кругового поражения, реактивные гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное подствольными гранатометами.
План нападения объявляется Хучбаровым 31 августа. Доставка группы до места преступления поручается Цокиеву на автомашине ГАЗ-66. Другие члены банды, в том числе ныне подсудимый Н. Кулаев, должны двумя группами блокировать здание школы, захватить заложников и удерживать их. Планируется установка большого количества самодельных взрывных устройств в местах компактного удержания заложников. Две участницы банды М.Ю. Габурова и Р.С. Натаева носят так называемые пояса смертниц.
Маршрут следования заранее выверен, включая данные о расположении милицейских постов. Ночь с 31 августа на 1 сентября бандиты проводят в лесу близ села Инарки, утром 1 сентября выдвигаются к объекту теракта по дорогам, которые считаются непригодными и милицией в это время не контролируются.
1 сентября 2004 года
Около 8 часов утра. На перекрестке проселочной дороги из села Инарки и автодороги Моздок Хурикау захватывается участковый уполномоченный отделения милиции села Хурикау УВД Моздокского района майор милиции С.Т. Гуражев. Главарь террористов Хучбаров с тремя членами банды пересаживается в его автомашину ВАЗ-2107.
От села Хурикау террористы двигаются через лесистую дорогу протяженностью 10 километров в сторону села Старое Батако, далее в объезд поста у этого села на асфальтированную дорогу на село Цалык и на федеральную трассу Кавказ в направлении города Беслана.
9 часов 5 минут. На двух автомобилях ГАЗ-66 и ВАЗ террористы внезапно въезжают во двор школы №1 города Беслана. Стреляют из автоматического оружия, окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняют людей в здание школы. Хучбаров расстреливает в школьном дворе двух жителей Беслана Р.Х. Гаппоева и Ф.А. Фраева.
Сотрудник Правобережного РОВД из табельного оружия уничтожает одного из боевиков.
Все заложники сосредотачиваются в спортивном зале школы. Четкость действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе даже противогазы. Два боевика переводят людей, укрывшихся в котельной, в здание школы. Благодаря самоотверженности погибшего впоследствии оператора котельной И. Карлова 20 учащихся и сотрудников школы освобождаются через пролом в стене котельной. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают безопасность их выхода, оказывают медицинскую помощь, проводят опрос.
По приказу террористов заложники вскрывают полы на первом этаже школы. Бандиты убеждаются, что штурм из подвальных помещений исключен.
9 часов 25 минут. Все заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх руками, вплотную друг к другу, из‑за тесноты многие теряют сознание. Выстрелом из автомата на глазах у детей убит житель Беслана Р.Р. Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре убит еще один заложник Э.Д. Худалов. Под угрозой смерти отобраны все мобильные телефоны и видеокамеры.
Террористы баррикадируют спортзал и входные двери. Живым щитом служат дети. Минируют зал. Взрывные устройства подвешивают к баскетбольным кольцам. Заложникам приказывают помогать минировать. Процесс минирования длится полтора-два часа и снимается на видеокамеру.
9 часов 40 минут. Получена первая информация от освободившегося заложника. По его словам, в школе около трех десятков террористов, убиты четыре заложника.
В 11.00 11.30 террористы передают через заложницу Л. Мамитову записку с намерением вести переговоры только с Президентом Республики Северная Осетия Алания Дзасоховым, Президентом Республики Ингушетия Зязиковым и детским врачом Рошалем. Террористы ставят условие: если будет открыт огонь или начнется штурм, то за каждого убитого боевика они расстреляют 50 заложников, за каждого раненого 10, за пять убитых боевиков взорвут школу, за отключение водо- и электроснабжения убьют 10 человек. Передается номер телефона для связи, при этом две последние цифры называются неверно. Поэтому связь устанавливается только в 16.0016.30, когда через ту же Мамитову повторно передается записка с изменившимся номером телефона. По этому номеру в контакт с террористами вступает профессиональный переговорщик, ответственный сотрудник УФСБ Республики Северная ОсетияАлания.
Вступивший в контакт боевик называет себя шахидом и заявляет, что расстрелял 10 заложников, а еще 20 взорвал в одной из классных комнат. Сделал он это потому, что по ранее сообщенному номеру телефона никто не позвонил. Говорит, что вести переговоры террористы будут с Дзасоховым, Зязиковым и Рошалем одновременно, что спортивный зал заминирован и в случае штурма будет взорван.
Первые взрывы в школе действительно слышны раньше этого контакта в 15.0015.30. Очевидцы свидетельствуют, что взрывам предшествует резкий разговор одной из женщин-террористов с боевиком в коридоре около спортзала на фоне стоящего на коленях живого щита из заложников. Раздается взрыв. Демонстрация жесткости продолжается и после установления контакта с представителями оперативного штаба ведется беспорядочный огонь по околошкольной территории. В 17.00 17.30 террористы выбрасывают из окна в сторону железной дороги на улицу Коминтерна в два приема пять и шесть тел убитых заложников.
Во второй половине дня бегут еще шесть заложников. По их данным устанавливается ситуация в школе: большинство заложников в спортзале, места размещения детей и взрослых минированы. Команда на взрыв подается автоматически в случае утраты террористами контроля над системой. Смерть размыкающих цепь террористов вела к подрыву всех установленных устройств. Заложникам отказано в предоставлении пищи и воды, их расстреливают. Силовая акция неизбежно повлекла бы массовые жертвы среди заложников.
Руководители операции по освобождению заложников решают активизировать переговоры. На начальном этапе к ним привлекается Муфтий Духовного управления мусульман Северной Осетии Валгасов, но террористы отказываются с ним разговаривать. Не принимают они и других духовных лиц из Ингушетии и Чечни. Их телеобращение террористы не воспринимают. Не удается вступить в переговоры и детскому врачу Рошалю. К переговорам привлекают бывшего Президента Республики Ингушетия Р. Аушева, президента ОАО Нефтяная компания РуссНефть М. Гуцериева.
Силовики и руководители республики обсуждают варианты освобождения заложников за деньги: террористам предлагают десять автобусов Икарус для беспрепятственного выезда на территорию Чечни и Ингушетии. Прорабатывается вопрос об обмене заложников на арестованных участников вооруженного нападения на Ингушетию в июне 2004 года. Уточняются списки заложников. На 16.30 1 сентября, по докладу РОВД, количество заложников 700 человек, в 16.30 сбежавший заложник А.Ш. Кудзаев сообщает, что в школе более тысячи заложников.
2 сентября 2004 года
00.15 в списках заложников около 1100 человек. Террористы выходят на связь с доктором Рошалем. Разговор продолжается до 3 часов по неопознанному номеру мобильного телефона, после чего связь прерывается. В разговорах с Рошалем и переговорщиком из ФСБ террористы вновь настаивают на одновременном участии в переговорах Дзасохова, Зязикова, Рошаля, а также советника Президента Российской Федерации Аслаханова. Одновременное прибытие в школу этих лиц отклоняется из‑за опасности их физического уничтожения.
До 7 утра террористы обстреливают из автоматов и гранатометов прилегающую к школе территорию. С 10 до 12 часов контакт с террористами устанавливает М. Гуцериев. Он предлагает деньги в обмен на заложников. Это предложение террористы отвергают.
12.0013.00. Они связываются по телефону с председателем Парламента Республики Северная ОсетияАлания Т.Д. Мамсуровым. Он говорит с сыном, оказавшимся среди заложников. Продолжается стрельба из школы по милицейскому оцеплению на улице Коминтерна.
Самостоятельно освобождается заложник Ю.Р. Айларов, который рассказывает о расстрелянных двенадцати мужчинах. Он подтверждает, что спортзал заминирован, а один из боевиков контролирует кнопку. Помимо спортзала часть взрослых заложников рассредоточена по классным комнатам.
Во второй половине дня к переговорам подключаются А.Аслаханов и Р.Аушев. В 16.00 руководитель Оперативного штаба генерал-майор В. Андреев и министр внутренних дел Республики Северная Осетия Алания К. Дзантиев проводят прибывшего Р. Аушева к школе, куда он входит в 16.13. Террористы показывают ему из окна 16-го кабинета трупы убитых мужчин-заложников. Переговоры с Хучбаровым Аушев проводит на втором этаже в преподавательской комнате. Во время этих переговоров он коротко беседует с директором школы Л. Цалиевой. Хучбаров передает Аушеву адресованную Президенту России записку от имени Басаева, без его личной подписи, с требованием вывести войска из Чечни с предоставлением ей полного суверенитета.
Террористы соглашаются отпустить матерей с грудными детьми, выдать тела убитых заложников-мужчин при условии, что вывозом этих тел займутся четыре сотрудника МЧС России. По результатам переговоров с Аушевым освобождаются 26 заложников-матерей с грудными младенцами. Выводя Аушева из школы, Хучбаров говорит на прощание: Больше никто отсюда не выйдет.
Оперативный штаб предпринимает меры привлечения Масхадова к разрешению ситуации: органы ФСБ организуют телефонную связь с находящимся в Лондоне Закаевым. Дзасохов и Аушев диктуют на автоответчик телефона Закаева просьбу выйти на связь. Разговор Закаева с Дзасоховым и Аушевым происходит утром 3 сентября. Закаев обещает довести до Масхадова предложения штаба относительно принятия воды и пищи для заложников, от которых террористы отказываются. Закаев говорит, что связь с Масхадовым односторонняя, надо ждать, когда позвонит Масхадов. На предложение Аушева связаться с Басаевым Закаев отвечает отказом, ссылаясь на конфликтные отношения с этим главарем террористов. Масхадов на контакт с Оперативным штабом не вышел.
К концу второго дня заложникам перестают давать воду, водить их в туалет. Начинается стрельба вверх с угрозами всех перестрелять. При этом террористы объявляют Рошалю и Гуцериеву, что заложники сами отказываются принимать пищу, лекарства и воду. С 22.00 до 24.00 идет обстрел прилегающей к школе территории. Телефонные контакты прерываются.
3 сентября 2004 года
Террористы в разговоре с Гуцериевым подтверждают согласие на эвакуацию тел убитых заложников. Оперативный штаб готовит группу из числа сотрудников МЧС России. В 12.30 террористы разрешают спасателям подъехать на автомобиле к школе. Сотрудники МЧС России высаживаются из автомобиля, террористы сажают их на землю, затем двум из них разрешают выносить трупы. Командует один из террористов, находясь во дворе школы. Вынесены два тела убитых заложников. С северной стороны школы к спасателям подходит террорист и приказывает перенести трупы в пространство между школой и частным домом.
13.0513.10. В спортивном зале звучат два взрыва, один за другим. Террористы немедленно открывают огонь по спасателям. Убит руководитель группы спасателей Дмитрий Иванович Кормилин, остальные трое ранены. Впоследствии один из них, Валерий Валентинович Замараев, скончался.
Способные передвигаться заложники начинают выбегать из спортзала. В дверях зала появляется террорист В. Ходов и несколько боевиков. Ходов приказывает оставшимся в живых заложникам двигаться в сторону столовой, на первый этаж, в конец коридора. Часть заложников перемещаются в столовую, восточную часть школы, другая часть оказывается в тесной комнате учителя физкультуры И.Х. Каниди, возле выхода из спортзала. Каниди вырывает у одного из боевиков автомат, но тот убивает 74-летнего преподавателя четырьмя выстрелами из пистолета. Среди заложников паника, они начинают выбегать из здания школы. Террористы открывают по ним огонь на поражение.
Эти пять минут оказываются решающими для дальнейшего хода событий. В этих обстоятельствах в 13.10 руководитель Оперативного штаба В.А. Андреев отдает приказ оперативно-боевому подразделению Центра специального назначения ФСБ России о проведении боевой операции по спасению заложников и нейтрализации бандитов.
Снайперы, группы разведки и наблюдения открывают ответный огонь на поражение огневых точек террористов, чтобы прикрыть спонтанную эвакуацию заложников. Оцеплению дается команда нейтрализовать террористов, пытающихся прорваться сквозь кольцо. Оперативный штаб организует работы по эвакуации заложников, медицинскому обслуживанию и опросу. Организовано бесперебойное движение автомашин для эвакуации раненых и бывших заложников. Улица обстреливается террористами, и милиционеры стрельбой вверх берут огонь на себя.
Эвакуация происходит при активном участии жителей Беслана. Для вывоза раненых создаются группы работников милиции. Пострадавшие поступают в полевой педиатрический госпиталь и МЦРКБ города Беслана.
Создаются коридоры выхода заложников из школы в безопасную зону и за оцепление. Через эти коридоры к школе выдвигается часть местных жителей. Вводятся в действие четыре фильтрационные группы из офицеров РОВД и ОМОН для контроля над пропуском заложников.
14.10 14.35. Начинается возгорание крыши спортивного зала. Террористы продолжают огонь, пожарные приступают к тушению очагов. Обрушивается крыша спортзала. Оперативно-боевой группой ЦСН задерживается Н.Н. Кулаев, который пытается скрыться среди выходящих заложников.
15.00. Эвакуация заложников из спортивного зала в основном завершена. Начальник ЦСН дает команду проникнуть в здание школы, уничтожить террористов, освободить оставшихся заложников. Одновременно идет тушение пожара на территории школы.
17.30. Пожар локализован.
18.00. Выясняется, что в местах нахождения боевиков класс, подвал и чердак заложников нет.
После 19.00. По боевикам на крыше наносится огневое поражение из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении (РПО-А).
21.00 21.30. По имеющейся у комиссии информации, по террористам производится семь прицельных выстрелов из танка. Оставшиеся в живых террористы уничтожаются обрушением перекрытий накладным зарядом.
23.45. Пожар в школе потушен. Здание школы берется под полный контроль.
4 сентября 2004 года
01.3004.30. Прилет Президента Российской Федерации В.В. Путина. Проведение совещания с Оперативным штабом и руководством Республики Северная Осетия Алания, посещение беслановской районной больницы, осмотр места трагедии.
02.00. Распоряжением руководителя Оперативного штаба здание школы передается под контроль подразделений 58-й армии.
07.00. После разведки саперов спасатели МЧС приступают к поиску и выносу тел погибших из здания школы.
19.00. Поисково-спасательные работы в школе №1 полностью завершаются.
В тот же день Президент Российской Федерации обратился с обращением к гражданам России в связи с терактом в Беслане.
Причины, способствовавшие осуществлению теракта, и деятельность органов власти
На основе тщательного анализа обстоятельств теракта комиссия пришла к выводу, что действующая система антитеррористических мер, реализуемых ответственными за это структурами, недостаточно эффективна.
Более того, по мнению комиссии, должностными лицами правоохранительных органов, в первую очередь Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия — Алания, были допущены халатность и беспечность в условиях реально существующей террористической угрозы, а также невыполнение должностных инструкций, приказов и распоряжений вышестоящих органов. Многие сотрудники органов внутренних дел не знали о своих действиях в экстремальных ситуациях, соответствующее обучение не проводилось.
В течение лета 2004 года МВД России постоянно информировало УВД, ГУВД, МВД Северной Осетии и Ингушетии о выявленной угрозе совершения терактов. Тревожные сигналы о подготовке в августе 2004 года вооруженного захвата селений в Чечне и о возможности диверсионно-террористических акций на соседних территориях были получены МВД России 3 августа. А 6 августа МВД России располагало информацией, которая подтверждала намерения главарей бандформирований осуществить в Северо-Кавказском регионе серию масштабных терактов.
24 августа 2004 года министр внутренних дел России дал указание разработать специальные планы обеспечения общественного порядка и безопасности на период проведения мероприятий Дня знаний. Поскольку в МВД России информация об угрозе терактов во время празднования Дня знаний продолжала поступать, министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев принял решение о принятии дополнительных антитеррористических мер. В соответствии с этим решением первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции А.А. Чекалин 31 августа 2004 года подготовил и направил ГУ МВД России по федеральным округам, МВД-УВД субъектов Российской Федерации указание с требованиями принять дополнительные меры по реализации в полном объеме указания МВД России от 24 августа 2004 года. Требовалось максимально увеличить численность нарядов ППС, ГИБДД, определить личному составу задачи по отражению террористической угрозы, а также совместно с ФСБ и МЧС России обеспечить своевременное реагирование на поступающую оперативную информацию о возможных террористических акциях. Аналогичные директивные документы были направлены ГУ МВД России по Южному федеральному округу. В свою очередь руководство министерств внутренних дел республик направило соответствующие указания в подчиненные РОВД.
Комиссией установлено, что в адрес руководства Малгобекского РОВД, на территории которого формировалась бандгруппа для захвата школы в Беслане, приказ и. о. министра внутренних дел Республики Ингушетия №611 от 22.08.04 «О мерах по недопущению дестабилизации оперативной обстановки, охране общественного порядка и общественной безопасности на территории Республики Ингушетия» поступил 23 августа. В тот же адрес 31 августа поступило распоряжение от 29 августа 2004 года о наличии в МВД Республики Ингушетия информации о попытках членов незаконных вооруженных формирований совершить теракты в отношении общеобразовательных учреждений в день их открытия.
Предусматривалось с 8 часов 22 августа 2004 года до особого указания личный состав органов внутренних дел Ингушетии перевести на усиленный вариант несения службы, ориентировать на выявление мест концентрации бандгрупп. Предписывалось проверять все групповые перемещения граждан для своевременного выявления и срыва диверсионно-террористических актов. Приказывалось на стационарных постах ГИБДД и полка ППСМ производить полный досмотр грузового автотранспорта с применением специальных технических средств и служебных собак, обращая особое внимание на проверку фургонов и других транспортных средств, способных скрытно перевозить грузы.
Тем не менее установлено, что все эти своевременные распоряжения фактически не выполнялись. По имеющимся у комиссии сведениям, участковый уполномоченный Малгобекского РОВД Х.У. Мержоев, обслуживающий административный участок села Инарки, никаких письменных указаний по поводу проведения Дня знаний, а также расчет сил и средств из МВД Ингушетии и РОВД не получал. О существовании письменного расчета сил и средств ко Дню знаний ему ничего не известно.
Информация о подготовке диверсионно-террористических актов в правоохранительные подразделения Ингушетии поступала не только от вышестоящих органов, но и от самих сотрудников РОВД. Об этом свидетельствуют показания оперуполномоченных Малгобекского РОВД — Р.А. Медова, М.И. Озиева и Х.Д. Бокова.
По их словам, после нападения на Назрань от внештатных сотрудников и местного населения поступала информация о том, что в приграничных лесных массивах были замечены подозрительные лица, предположительно боевики. В результате проведенных оперативных мероприятий были выявлены схроны оружия, уничтожено и задержано несколько участников бандформирований.
Оперуполномоченный Уголовного розыска ОВД Малгобекского района И.М. Яндиев показал, что в июле-августе 2004 года от внештатных сотрудников в РОВД регулярно поступала информация о вооруженных лицах, замеченных в лесном массиве около населенных пунктов Пседах, Сагопши и Инарка. Оперативно-розыскные мероприятия эту информацию не подтвердили. Но это свидетельствует лишь о формальном отношении сотрудников правоохранительных структур к проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Иначе говоря, управлением федеральной службы безопасности Республики Ингушетия, министерством внутренних дел Республики Ингушетия и их структурными подразделениями совместно с другими органами власти фактически не осуществлялись профилактические, организационные, режимные и иные меры по своевременному выявлению и пресечению преступной деятельности банд и террористических групп.
Между тем лагерь боевиков был расположен на расстоянии не более 70 метров от дороги, а от окраины села Пседах — около 500 метров. Боевики не маскировались. По показаниям подсудимого Н. Кулаева, 31 августа 2004 года в селе состоялась его встреча с одним из руководителей банды Абу-Радием, вместе с которым в автомашине находились двое мужчин в масках, вооруженных автоматами. При этом они передвигались по ингушскому селу вполне свободно.
Комиссия отмечает, что вопреки требованиям министра внутренних дел России руководство МВД Ингушетии решительных мер по выявлению бандформирований и пресечению их деятельности на территории республики не приняло. Впоследствии в отношении начальника Малгобекского РОВД Республики Ингушетия М.Н. Евлоева и его заместителя А.М. Котиева было возбуждено уголовное дело по признакам ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность).
Все это привело к тому, что в Ингушетии на территории Малгобекского района беспрепятственно была сформирована банда, совершившая захват заложников в городе Беслане Республики Северная Осетия — Алания.
Столь же формально исполнение приказов и распоряжений руководства МВД России осуществлялось подразделениями МВД Республики Северная Осетия — Алания. Так, 23 июля 2004 года министр внутренних дел республики издал приказ №426 «О дополнительных контртеррористических мерах». Приказом предписывалось усилить защищенность объектов особой важности, организовать и провести дополнительные мероприятия по повышению надежности охраны административной границы республики, проводить сплошные досмотрово-регистрационные мероприятия на милицейских постах приграничной зоны. Этим же приказом предписывалось перевести личный состав РОВД на усиленный режим несения службы.
Кроме того, МВД РСО-А на основании указания МВД России подготовило приказ от 27 августа 2004 года №500 «Об охране общественного порядка и безопасности в период проведения Дня знаний в общеобразовательных учебных заведениях Республики Северная Осетия — Алания». Начальникам РУВД, РОВД, ОВД МО Владикавказа предписывалось лично провести инструктаж нарядов, задействованных на охране общественного порядка. Вместе с тем по неустановленной причине в Правобережный РОВД данный приказ не поступил.
В распоряжении Парламентской комиссии имеются два варианта расстановки личного состава РОВД Правобережного района на период проведения Дня знаний. В одном из вариантов плана охрану общественного порядка в школе №1 должны были осуществлять три сотрудника Правобережного РОВД. Это майор милиции С. Прохоров, старший лейтенант милиции А. Рамонов, майор милиции Ф. Дудиева. Но комиссия установила, что майор Прохоров по графику на 31 августа был задействован на суточном дежурстве в составе следственно-оперативной группы Правобережного ОВД, а потому охранять общественный порядок в школе №1 не мог. Согласно другому варианту в школе №1 должны были дежурить старший лейтенант милиции А. Рамонов и лейтенант милиции З. Джанаева.
Согласно обоим вариантам расчета сил и средств, у школы №1 должен был находиться экипаж ДПС УГИБДД Республики Северная Осетия — Алания в составе младшего лейтенанта А.И. Гобеева и старшего сержанта К.Х. Дзуцева. Однако по указанию неустановленного должностного лица республиканского МВД экипаж был направлен на федеральную дорогу «Кавказ» для сопровождения проезжающего кортежа президента республики. В результате халатности 1 сентября у здания школы №1 потерпевшие видели только одного сотрудника милиции Ф. Дудиеву, которая сама попала в заложницы.
Комиссия считает, что вероятность захвата заложников у школы №1 существенно снизилась бы, если республиканское министерство внутренних дел привлекло бы к охране порядка в День знаний подразделения внутренних войск и спецподразделения милиции.
Таким образом, все изложенное указывает на то, что руководством республиканского МВД не были приняты меры, которые предотвратили бы беспрепятственное проникновение группы террористов на территорию школы №1 города Беслана и захват заложников.
Комиссия считает, что правоохранительные органы Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия — Алания халатно отнеслись к исполнению указаний руководства МВД России по проведению контртеррористических мероприятий.
Этим не исчерпывается комплекс причин, способствовавших совершению теракта. Но именно беспечность представителей республиканских правоохранительных структур максимально способствовала тому, что боевики беспрепятственно выдвинулись к месту совершения теракта и захватили заложников в школе №1 Беслана 1 сентября 2004 года.
Вопрос о роли федеральных органов исполнительной власти будет освещен комиссией в итоговом докладе с учетом результатов ситуационной экспертизы.
Парламентской комиссией установлено, что информация о вооруженном нападении террористов на школу №1 поступила в ОВД Правобережного района в 9 часов 12 минут. По первоначальным данным, группа вооруженных людей в составе примерно 20–25 человек захватила около 350 заложников и удерживала их в здании школы.
Об этом было немедленно доложено президенту Республики Северная Осетия — Алания А. Дзасохову, министру внутренних дел К. Дзантиеву, начальнику управления УФСБ В. Андрееву, министру по чрезвычайным ситуациям. Информация была также доложена начальнику Главного управления МВД России по Южному федеральному округу — заместителю министра внутренних дел РФ М.Панькову и командующему 58-й армией В. Соболеву.
Начальник Управления ФСБ В. Андреев после получения информации о захвате заложников ввел в действие оперативный план «Захват», приказал оперативным группам УФСБ выдвинуться к месту совершения террористического акта.
Сразу же после получения информации на место теракта приехал президент Северной Осетии А.С.Дзасохов. Он провел краткое совещание и, по показаниям свидетелей, сформировал республиканский оперативный штаб по освобождению заложников. В 10.40 он провел первое совещание штаба. В штаб поступала противоречивая информация о количестве террористов и захваченных заложников (первоначально — 80, 120, затем 364, более 500, более 800 человек).
В здании администрации местного самоуправления Беслана параллельно был развернут оперативный штаб МВД России. Помимо этого были созданы и другие ведомственные штабы: вспомогательный пункт управления ГРОУ, пункт управления командующего 58-й армией, пункт управления МЧС республики.
В это же время о ситуации в Беслане было доложено Президенту России В.В. Путину. Президент вернулся из Сочи в Москву, где в аэропорту Внуково в 12.00 провел совещание с директором ФСБ России Н.П. Патрушевым и министром внутренних дел России Р.Г. Нургалиевым. Президент возложил ответственность за проведение контртеррористической операции на ФСБ России.
Были даны указания блокировать город, провести адресные проверки по выявлению лиц, причастных к террористическому акту, закрыть административные границы Республики Северная Осетия — Алания. В Северную Осетию для оказания помощи в проведении контртеррористической операции направлен первый заместитель директора ФСБ России В.Е.Проничев, имеющий практический опыт освобождения заложников.
В 10.00 сотрудники Правобережного РОВД оцепили район вокруг школы.
Были расставлены группы блокирования и созданы три кольца оцепления: первое кольцо — сотрудники органов внутренних дел; второе — военнослужащие внутренних войск МВД и Минобороны России; третье — сотрудники органов внутренних дел, включая 28 экипажей ГИБДД МВД республики.
В близости от оцепления собрались жители Беслана — в том числе родственники захваченных, имевшие огнестрельное оружие. По сведениям Правобережного РОВД, на 1 сентября у жителей Беслана находилось более 1600 единиц зарегистрированного нарезного и гладкоствольного оружия.
Были созданы группы эвакуации, организации дорожного движения. Фильтрационный пункт создали непосредственно в здании Правобережного РОВД. Въезд в Беслан был ограничен, место происшествия полностью блокировано.
С прибытием в Беслан первого заместителя директора ФСБ России В. Проничева и подразделений Центра специального назначения ФСБ России во главе с начальником центра А. Тихоновым была скорректирована система контроля и наблюдения за школой и прилегающими к ней районами. Были выставлены снайперские посты, начата подготовка боевых групп центра к нейтрализации террористов в случае их действий, способных повлечь массовую гибель заложников, активизировался переговорный процесс.
От МВД России в Беслан были направлены генерал-полковник внутренней службы М.А. Паньков и исполняющий обязанности командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Е.М. Внуков.
Перед командующим Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе генерал-лейтенантом В.А. Дадоновым была поставлена задача по созданию вертолетных десантно-штурмовых групп.
2 сентября руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией был официально назначен начальник управления ФСБ России по республике генерал-майор В.А. Андреев. Письменное распоряжение директора ФСБ России пришло в 13.45. С этого времени В.А. Андреев возглавлял работу по координации действий республиканских силовых министерств и ведомств, подразделений 58-й армии Минобороны России, а также пребывающих в Беслане подразделений Центра специального назначения ФСБ России.
Распоряжением В.А. Андреева был определен персональный состав Оперативного штаба, в который вошли:
первый заместитель руководителя антитеррористической комиссии Республики Северная Осетия — Алания, начальник группы оперативного управления МВД России по республике А. Цыбань;
командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев;
начальник Главного управления МЧС России по республике Б. Дзгоев;
министр образования Республики Северная Осетия-Алания А. Левитская;
руководитель центра «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С. Гончаров;
заместитель директора департамента информационных программ «Вести» ТРК «Россия» П. Васильев.
Из вышеперечисленных должностных лиц участие в работе Оперативного штаба не принимали А.А. Левитская и П.В. Васильев, поскольку не были своевременно оповещены. Неправомерно, по мнению комиссии, и то, что в состав Оперативного штаба не были включены министр внутренних дел республики К. Дзантиев и президент республики А. Дзасохов.
Исходя из материалов, полученных в ходе парламентского расследования, у комиссии не вызывает сомнения тот факт, что Оперативный штаб главные усилия направил на ведение именно переговоров с террористами, чтобы освободить и спасти максимально возможное количество заложников. В связи с тем что преступники ограничили все контакты с внешним миром и долго не шли на переговоры, информацию об обстановке внутри школы, действиях и намерениях террористов получить было достаточно сложно. Федеральная служба безопасности, Оперативный штаб предпринимали все меры по привлечению к переговорам лиц, способных повлиять на действия террористов и обеспечить освобождение заложников.
Чтобы не допустить обострения межнациональных отношений, Оперативный штаб решил организовать телевыступления руководителей муфтиятов Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики и Республики Ингушетия.
Привлечение к переговорному процессу авторитетных лиц, освобождение части заложников и достигнутая договоренность об эвакуации тел убитых давали некоторую надежду на разрешение сложившейся ситуации мирным способом. Однако достичь планируемого результата не позволили роковые обстоятельства.
В результате проведенных экспертиз достоверно установлено, что боевики употребляли сильнодействующие наркотические средства. По показаниям свидетелей, на третий день теракта террористы находились в состоянии сильного нервного и физического истощения.
В 13.05 3 сентября 2004 года произошло два взрыва внутри спортзала школы. В этих условиях руководителем Оперативного штаба было принято решение о проведении силовой операции. Когда снайперы-наблюдатели доложили о срабатывании самодельных взрывных устройств в помещении спортивного зала — основном месте скопления заложников, а также о большом количестве выбегающих оттуда людей, по которым вели огонь террористы, руководителем Оперативного штаба В.А. Андреевым был отдан приказ о проведении операции по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы-наблюдатели, группы разведки и наблюдения спецназа ФСБ России открыли ответный огонь по огневым точкам террористов, сумели загнать боевиков в глубь здания и не позволяли им вести прицельный огонь по выбегающим заложникам. Сотрудники Центра специального назначения ФСБ России спасали заложников, прикрывая их своими телами. Именно тогда в здании школы погибли 10 бойцов центра, 42 получили ранения и баротравмы.
Неоднократно высказывались мнения о том, что в момент взрывов и начала эвакуации большая часть спецподразделений находилась на полигоне 58-й армии, поэтому сотрудники Центра специального назначения не были готовы к такому повороту событий. Комиссия утверждает, что данное мнение не соответствует действительности. На полигоне на момент взрыва находились две оперативно-боевые группы ЦСН ФСБ РФ из 10. Когда ситуация обострилась, эти группы выдвинулись с полигона и уже в 13.45 приступили к выполнению поставленных задач. В 14.30 одной из этих групп был задержан террорист Н. Кулаев, пытавшийся скрыться среди выбегающих заложников.
К 23.45 здание было взято под полный контроль. В течение 4 сентября проводился разбор завалов, поиск и извлечение тел погибших, устанавливалось количество заложников и террористов, проводились иные, в том числе оперативно-следственные, мероприятия. 5 сентября руководителем Оперативного штаба было отдано распоряжение об окончании контртеррористической операции.
Парламентской комиссией тщательно изучены время, характер, объемы применения спецподразделениями ФСБ России огнеметов в термобарическом снаряжении (РПО-А). Исходя из имеющихся материалов комиссия считает, что РПО-А не могли быть причиной пожара, к зажигательному оружию не относятся, их применение в отношении террористов нормами международного права не запрещено. Это подтверждается следственным экспериментом, когда в результате выстрелов из огнемета РПО-А деревянная крыша в схожем со школой №1 здании не загорелась.
Комиссия отмечает, что после разбора завалов школы сотрудниками МЧС России в местах уничтожения террористов с применением огнеметов, танков и накладного заряда тел заложников обнаружено не было. Таким образом, применение указанных средств для ликвидации боевиков в целях избежания дальнейших потерь сотрудников спецподразделений ФСБ России признается комиссией обоснованным и не противоречащим действующему законодательству.
Безусловно, в кратком выступлении невозможно изложить подробно все обстоятельства и причины теракта в школе №1 в г. Беслане. Они детализированы более чем на 280 страницах текста проекта доклада, подготовленного комиссией по состоянию на 27 декабря 2005 года.
Сегодня комиссия сознательно не стала выносить на ваш публичный суд итоговые выводы и предложения. Именно они должны стать той исходной точкой для принятия мер по недопущению в будущем трагедий, подобных бесланской. Я уже говорил в докладе, что по ряду принципиальных вопросов у комиссии пока нет однозначных версий и толкований. Важность истины и вместе с тем удивительная противоречивость имеющейся у нее информации требуют особо тщательной проверки. Помимо необходимости результатов ситуационной, взрыво- и пожаротехнической экспертиз, итогов суда над террористом Н. Кунаевым мы также ожидаем расшифровку архивов Масхадова и Абу-Дзейта, судов по обвинению сотрудников министерств внутренних дел Северной Осетии — Алании и Ингушетии.
В заключение хотел бы еще раз выразить соболезнование всем семьям и гражданам, потерявшим родных и близких в этой трагедии. Хотел бы поблагодарить их за выдержку и гражданскую позицию, несмотря на постигшее их горе. Особая благодарность — бывшим заложникам, позволившим комиссии воссоздать картину трагедии. Глубокая признательность и вечная память военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств и спасателям, до конца выполнившим свой долг и геройски погибшим. Честь и благодарность медицинским работникам, жителям города Беслана, помогавшим спасать заложников, выносить раненых и погибших.
Злодеяние, совершенное террористической бандой 1–3 сентября в школе Беслана, — одно из наиболее трагических событий в жизни нашего народа, всего цивилизованного мира. Террористы посягнули на детей, их родителей и учителей. Они окончательно продемонстрировали свое человеконенавистничество, пренебрежение к святым нравственным ценностям. Нет и не может быть оправдания терроризму и убийцам детей, под какими бы лозунгами и идеями они ни выступали. Нет прощения пособничеству террористам, осуществляемому в любом виде и на различных уровнях, в том числе и международном.
Терроризм — общий тотальный враг. И только сообща, усилиями государства, общества и граждан России, можно выкорчевать это зло, пустившее столь глубокие корни в Северо-Кавказском регионе России.
Именно поэтому сегодня представляется важным выработать предложения по созданию современной национальной системы противодействия терроризму. И этому будет посвящена работа нашей комиссии на завершающей стадии подготовки итогового доклада.
Опубликовано в «Парламентской газете», 29.12.2005.