Как скажется на дисциплине в Вооруженных Силах России повышение призывного возраста с нынешних 18 лет до 20–21 года, как это предлагает Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин? Вот что ответили на этот вопрос члены Совета Федерации:
- первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от администрации Тамбовской области, генерал-лейтенант авиации ВАСИЛИЙ КЛЮЧЕНОК
КОРНИ «ДЕДОВЩИНЫ» В САМОМ ОБЩЕСТВЕ
«Вопрос о повышении призывного возраста обсуждать, конечно, можно, но на снижение уровня «дедовщины» его увеличение не повлияет», убежден первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от администрации Тамбовской области, генерал-лейтенант авиации Василий Ключенок. Он напомнил, что в СССР уже был период, когда призывной возраст юношей равнялся 20–21 годам. Но затем от этой неэффективной практики отказались и постепенно понизили его до 18 лет.
«20–21 год возраст для призыва неудобный, продолжил сенатор. Сразу возникают вопросы: А что молодому человеку делать до этого времени? Поступать в вуз, чтобы оттуда пойти в армию? Или идти работать?» И потом, считает В. Ключенок, «никакой разницы между 18 и 20 годами не существует». «Конечно, за два года можно приобрести кое‑какой жизненный опыт, но он будет состоять не только из положительных явлений, но и из отрицательных», полагает первый заместитель председателя комитета. Вообще, подчеркнул он, «возрастной уровень призыва и уровень «дедовщины» никак между собой не связаны. Корни «дедовщины» лежат в системе устройства армии, в обществе».
Сенатор поддержал идею уполномоченного по правам человека в РФ о восстановлении в армии гауптвахт. Сославшись на свой командирский опыт, а в армии В. Ключенок прослужил 33 года, он отметил, что «гауптвахты должны были оставаться, упразднять их было нельзя». «В моей практике были единичные случаи, когда пришлось прибегнуть к гауптвахте. Бывают ситуации, когда человека нужно просто изолировать на некоторое время, чтобы он посидел, одумался», заметил член Совета Федерации.
При этом он особо подчеркнул, что провинившиеся должны находиться на гауптвахте «обязательно в одиночестве, а не по несколько человек, как это иногда бывало в некоторых частях». «Если человек бегает по казарме с автоматом или топором замахивается на командира, как с ним, прикажете, поступать сейчас, когда нет гауптвахт»? задается вопросом В. Ключенок.
- заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Мурманской областной Думы, адмирал ВЯЧЕСЛАВ ПОПОВ
ВСЕ ДЕЛО В ВОСПИТАНИИ
Повышение призывного возраста, «возможно, повлияет на снижение уровня «дедовщины» в армии, но существующую эту проблему полностью не решит», сказал заместитель председателя комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Мурманской областной Думы, адмирал Вячеслав Попов. Он подчеркнул, что «корни этого позорного явления находятся не в армии, а в обществе. «Дедовщина» явление не армейское, а общественное. Армия не порождает «дедовщину», она создает условия для проявления тех качеств, которые воспитывают семья, школа».
«Для меня стыдно иметь в России Комитет солдатских матерей, необходимо иметь Комитет солдатских отцов», подчеркнул сенатор. Он объяснил это тем, что «именно семья, отцы должны воспитывать сыновей так, чтобы у них даже мысли не возникло тронуть человека, слабее себя».
Заместитель председателя комитета напомнил, что в 50-х 60-х годах прошлого столетия в Советском Союзе планка призывного возраста уже поднималась до 21 года. Однако затем, проведя различные исследования, стало очевидно, что в армию более целесообразным призывать ребят помладше. Поэтому планку постепенно начали снижать и понизили до нынешних 18 лет.
«Изменение призывного возраста очень серьезный вопрос. Молодым людям необходимо будет поменять планы на жизнеустройство, учебу, работу. И, хотя, повышение призывного возраста может улучшить дисциплину в армии, но совсем от «дедовщины» это избавиться не поможет. Пока корни гниют, крона цвести не может», полагает В. Попов.
Говоря о восстановлении гауптвахт в армии, он отметил, что «гауптвахты — это эффективный способ воспитания нерадивых. Они помогают осмыслить неправомерные поступки».
- член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от правительства Республики Ингушетия ИССА КОСТОЕВ
«ДЕДОВЩИНА» ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО В АРМИИ
«В какой‑то мере повышение призывного возраста поможет немного снизить уровень дедовщины в армии, но полностью от нее не избавиться», уверен член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от правительства Республики Ингушетия Исса Костоев. По его мнению, «дедовщина» существует везде: и в детском саду, и в школе, и в институте, и в армии, и на работе. На всех этапах жизни есть свои командиры и подчиненные, поэтому от «дедовщины» не избавиться».
В то же время, по словам сенатора, «в армии должны служить все, так как молодые люди должны знать, что почем, знать, что хлеб растет не булками на деревьях». И, если так получается, что кого‑то призывают во время его учебы в институте, то, продолжил И. Костоев, «ничего страшного в этом нет. Наоборот, в армию сейчас требуются грамотные люди, а не с трехклассным образованием. А то у нас грамотные, образованные учатся в институтах, а безграмотные из деревни идут в армию».
Парламентарий полностью поддержал восстановление гауптвахт. «Восстановить гауптвахты нужно обязательно. Если кто‑то ведет себя непотребно, то и наказание за это должен получить соответствующее. А, если кто‑то попадает на гауптвахту два раза, то на третий раз необходимо возбуждать уголовное дело, и отправлять этого злостного нарушителя в штрафбат», заключил он.
- член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Калининградской областной Думы, капитан 1-го ранга в запасе НИКОЛАЙ ТУЛАЕВ
УДАРИМ ПО «ДЕДОВЩИНЕ» РУБЛЕМ
Повышение призывного возраста это «не панацея от «дедовщины», уверен член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Калининградской областной Думы, капитан 1-го ранга запаса Николай Тулаев. «У этого предложения уже большая борода», заметил он. С «дедовщиной», на взгляд сенатора, «поможет бороться наличие в армии здорового единоначалия от сержанта до офицера: если они будут держаться за свои места и дорожить ими, то и дух на службе будет другой, и с «дедовщиной» станет легче».
Кроме того, отметил Н. Тулаев, «в 20–21 год многие молодые люди еще учатся, некоторые уже обзаводятся семьями, поэтому этот призывной возраст не подходит еще и с демографической точки зрения».
Сенатор высказался и категорически против предложения восстановить в армии гауптвахты. «Их убрали в начале 90-годов, потому что не должно быть панацеи от наказания в силовых методах. Сегодняшнее законодательство требует решать все спорные вопросы через суды. Может быть, пока не очень получается, но отступать, не найдя выхода, это самый легкий путь». заключил Н. Тулаев.
Не стоит, по мнению парламентария, «снижать правовой уровень защиты солдат». «Необходимо повышать заинтересованность в службе, повышать социально-материальное обеспечение военнослужащих, вводя, в то же время, штрафы за нарушения дисциплины. Необходимо бить рублем. Рубль самое эффективное средство, считает член Совета Федерации.
>>> МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, 17 февраля 2006 года
>>> МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, 14 февраля 2006 года
>>> МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, 10 февраля 2006 года
>>> МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, 06 февраля 2006 года
>>> МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, 01 февраля 2006 года