Открывая слушания, председатель комитета Оганес Оганян информировал собравшихся о том, что в пятницу государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект об игорном бизнесе. Этот сегмент экономики «перезрел» в ожидании законодательного регулирования, заметил сенатор, это осложняет и работу представителей данного вида бизнеса, и накаляет настроения в обществе. Он выразил надежду, что предстоящее обсуждение позволит учесть мнения регионов, общественности, парламентариев при выработке позиции по отношению к концепции будущего закона.
В своем докладе О. Оганян подчеркнул чрезвычайную важность рассматриваемого вопроса. В настоящее время игорный бизнес бурно развивающаяся отрасль экономики. Наибольшего развития он достиг в Краснодарском крае, в Новосибирской и Ростовской областях, Москве и Санкт-Петербурге. За последние годы выросло количество игорных заведений, число занятых в этом виде предпринимательства людей. Бросается в глаза, заметил докладчик, число игровых автоматов, которые «встречаются в самых неожиданных местах». Предпринимателей привлекает быстрый оборот денег в игорном бизнесе. Многие специалисты сравнивают окупаемость здесь с наркобизнесом. С наркозависимостью сравнивают врачи и увлечение людей игроманией. Зависимость от игры растет неуклонными темпами и нередко приводит к драматическим последствиям для игроков и их семей. Зачастую вокруг игорного бизнеса процветает криминал.
Приведя примеры из опыта субъектов Российской Федерации, которые ввели у себя те или иные нормативные акты, направленные на уменьшение распространения игорных заведений путем территориальных ограничений или повышением ставки налога до максимальной, О. Оганян вместе с тем отметил, что у органов местного самоуправления нет действенных рычагов влияния на этот вид деятельности.
Докладчик познакомил аудиторию с предлагаемыми законодателями мерами, остановившись на основных нововведениях. Предлагается, чтобы только юридическое лицо выступало в качестве организатора игорного бизнеса, квотировать количество игорных заведений и игровых автоматов в зависимости от численности населения, ужесточить требования к их размещению. Предполагается, что разрешения на их работу будут выдавать органы местного самоуправления. Также законодатели выдвигают требования, чтобы возраст и клиентов и сотрудников этих заведений был не ниже 18 лет. Сенатор уточнил здесь позицию возглавляемого им комитета: «Мы настаиваем, что этот возраст должен быть не ниже 21 года». Кроме того, сообщил О. Оганян, озабоченность вызывают заявленные в законопроекте сроки так называемого переходного положения, их, уверен он, надо сокращать. Не прописаны в законе, по его словам, и вопросы, связанные с ответственностью за нарушения, что является крупнейшим недостатком законопроекта.
Председатель комитета по экономической политике парламента Игушетии Маматгерей Манкиев в своем выступлении настаивал на включение в закон права субъектов запрещать этот вид бизнеса на своей территории. «К нам поступает много жалоб от населения, общественности, духовенства. Надо учитывать менталитет народа, местные обычаи, религиозные традиции»- сказал он.
Заместитель председателя аналогичного комитета парламента Карачаево-Черкесии Аслан Джендубаев, разделяя тревогу своего ингушского коллеги, тем не менее, подчеркнул, что запретительными мерами цели не достигнешь. Больной игроманией человек поедет в соседний регион, и будет реализовать свой азарт там. Запреты же загонят игорный бизнес в теневую экономику, убежден он. Надо, считает депутат, ужесточать требования, усиливать контроль и увеличивать ставки налогов. Он привел пример из собственного региона: когда игровые автоматы в республике пересчитали, что называется «вручную», их оказалось 1200 вместо зарегистрированных 185. В бюджет региона поступило 5 миллионов рублей налогов от этого вида бизнеса при потенциале в 90 миллионов.
Выступили перед участниками слушаний и представители данного вида предпринимательства: Евгений Ковтун, вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса и Анатолий Пищулин, председатель комиссии по игорному бизнесу при Совете предпринимателей Москвы. Первый рассказал о ситуации в регионах. В большинстве игорный бизнес активно действует, не получив развития в Эвенкии и Корякском автономном округе. По собираемости налогов от этого вида деятельности лидирует Центральный федеральный округ, наименее всего налогов поступает в Дальневосточном округе. По словам Е. Ковтуна, к концу года 80 процентов регионов введут у себя максимальную ставку налога на игорный бизнес. При этом количество оборудования сокращается, идет укрупнение заведений.
А. Пищулин заявил, что разрабатываемый законопроект носит «тенденциозный характер» и направлен не на регулирование игорного бизнеса, а на его ограничение. По его мнению, нужно не запрещать, а усилить контроль за такого рода деятельностью.
По словам депутата Государственной Думы Ивана Харченко, в наличии базового закона заинтересованы все. Он согласился с тем, что в данном виде законопроект содержит ряд спорных норм: «Такое впечатление, что он писался под несколько крупных компаний». Но, уверен законодатель, есть возможность проработать закон в период между чтениями, учесть мнения специалистов, общественности, региональных органов власти, в том числе прозвучавшие во время сегодняшней дискуссии.
Участники «парламентских слушаний» приняли рекомендации, в которых заявили, что, учитывая специфику такого рода деятельности, неоднозначное отношение к ней населения страны, важно определить соотношение координирующих, управляющих и регулирующих функций между органами государственной власти и саморегулирующимися организациями игорного бизнеса. Они рекомендовали Федеральному Собранию способствовать скорейшему принятию федерального закона в сфере игорного бизнеса, а после принятия провести мониторинг его реализации в регионах России. Ряд рекомендаций адресован Правительству РФ и органам законодательной власти регионов.