Вели семинар-совещание председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Л.Б.Нарусова и заместитель председателя Комиссии Е.А.Елисеев. Семинар-совещание был организован Комиссией СФ по информационной политике совместно с секцией «Информационные технологии и коммуникации» Сенаторского клуба.
Участники семинара-совещания обсудили механизмы и перспективы реализации государственной политики по доступу к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, вопросы достоверности и легитимности электронной версии государственной документации, а также вопросы совершенствования законодательства в этой сфере.
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, представители деловых кругов, научной общественности, руководители ведущих средств массовой информации. С основными докладами выступили заместитель Директора Департамента МЭРТ РФ Церен Церенов, глава Федерального агентства по информационным технологиям Мининформсвязи РФ Владимир Матюхин, заместитель начальника Управления ФСО России Вячеслав Юдин.
Внедрение современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти необходимо в целях обеспечения соблюдения и защиты конституционных прав и законных интересов граждан и бизнеса, подчеркнула Л.Нарусова. открывая заседание. Мировая практика и современный уровень развития коммуникаций диктуют свои требования, заметила она, поэтому необходимо в ближайшее время решить все вопросы, чтобы перевести всю государственную документацию из бумажных носителей в электронный вид.
В этой связи на семинаре обсуждались политические, юридические и сугубо технические аспекты перехода к электронной информации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Прежде всего, речь шла о ходе реализации постановления Правительства Российской Федерации № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» и федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Докладчики отмечали необходимость формирования новой и комплексной системы нормативно-правовых и технологических требований для использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении от федерального до муниципального уровней.
В центре внимания доклада, подготовленного Минэкономразвития РФ и представленного на семинаре заместителем директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Цереном Цереновым, — вопросы организации работы с государственной информацией (электронный учет, раскрытие информации, аудит государственных информационных систем), взаимосвязь административных преобразований и информатизация органов власти, оказание государственных услуг обществу и бизнесу с использованием ИКТ в рамках Административной реформы, основные принципы создания инфраструктуры доверия в стране (электронный архив, электронный нотариат, электронная цифровая подпись), методология стандартизации программного обеспечения. Предложенные в докладе меры в целом направлены на повышение степени прозрачности и открытости органов государственной власти для общества и бизнеса в той части, которая может быть реализована с использованием информационных технологий .
В ближайшее время Доклад планируется представить в Правительство Российской Федерации и рассмотреть на одном из заседаний Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В настоящее время проект Доклада «О совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий» опубликован на сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) для широкого обсуждения всеми заинтересованными лицами.
По итогам обсуждения участниками семинара-совещания приняли итоговый документ, в котором констатировали сложившуюся ситуацию с информатизацией органов государственной власти и сформулировали ряд предложений, направленных на ее улучшение.
Участники семинара отметили, что характер процессов информатизации, проходящих в органах государственной власти, должен измениться в условиях административных преобразований в ходе административной и судебной реформ. Отмечена недопустимость практики «лоскутной» информатизации ради информатизации, когда во главу угла ставятся интересы отдельного ведомства и не происходит изменения административных процессов. Главной целью и главным критерием ее достижения должно быть улучшение качества государственного управления.
Выделено три основных аспекта качества государственного управления, зависящих от осознанного применения ИКТ: повышение прозрачности деятельности государственного аппарата, снижение бремени государственного регулирования для граждан, а также сокращение нагрузки на федеральный и региональные бюджеты. Улучшить качество государственного управления можно, прежде всего, за счет раскрытия государственной информации организациям и гражданам, что автоматически обеспечивает рост прозрачности государства, уменьшает возможности для коррупции и злоупотреблений, сокращает временные издержки на получение информации по запросу и поиск её в официальных изданиях. Для реализации этих целей необходима адекватная законодательная поддержка и ряд управленческих решений организационного характера. Необходимо рассматривать
внедрение ИКТ как важный элемент Административной реформы
Отмечалась также необходимость создания специальной «инфраструктуры доверия», обеспечивающей достоверность и юридическую значимость электронного документооборота, электронного учета раскрытия государственной информации, основная функция «инфраструктуры доверия» — формирование доверия граждан к системе электронного документооборота.
Было решено продолжить обсуждение проблем формирования электронного государства в рамках деятельности Комиссии Совета Федерации по информационной политике, секции «Информационные технологии и коммуникации» Сенаторского клуба с приглашением представителей организаций, участвующих в программах административного реформирования и внедрения ИКТ в различные социально-экономические сферы.
Участники семинара поддержали предложение Минэкономразвития России по подготовке нормативно-правового обеспечения деятельности по сбору, переработке, хранению, передаче и раскрытию государственной информации в электронном виде, прежде всего законопроектов об организации государственного учёта и о доступе граждан к информации.