В Совете Федерации обсуждали перспективы развития медиации посреднической деятельности по внесудебному урегулированию споров в различных сферах социальной жизни. Выступающие, среди которых законодатели, юристы, эксперты, представители бизнес сообщества, отмечали рост интереса к данной форме урегулирования конфликтов во многих странах мира. В отличие от судебного процесса, медиация носит конфиденциальный характер, а также характеризуется тем, что стороны сами вырабатывают решение проблемы.
Открывая встречу, председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин подчеркнул, что в России начинает формироваться рынок услуг медиаторов посредников, помогающим конфликтующим сторонам прийти к мировому соглашению, не прибегая к судебным процедурам. По словам Ю.Шарандина, законодательное регулирование этого процесса только начинается. На сегодняшний день в российском законодательстве не существует закона, регламентирующего деятельность медиаторов, отметил он, а проект такого закона находится в стадии разработки.
По мнению председателя Объединенной комиссии по организации альтернативного разрешения споров и деловой этике, советника Президента РФ Вениамина Яковлева, медиация способ внедрения нравственных и правовых начал в сфере предпринимательства. Среди условий благополучного внедрения института медиаторов он назвал, прежде всего, готовность самих предпринимателей к переговорам, к заключению мировых соглашений с помощью специалистов и посредников. Это предполагает, с одной стороны, достаточно высокую культуру спорящих сторон, а с другой сама медиация выступает способом формирования культурной среды, а также является одним из факторов построения гражданского общества.
Другим условием успешного внедрения медиации В.Яковлев называет появление класса медиаторов специалистов, способных эффективно осуществлять посредническую деятельность в разрешении конфликтов. «Это не адвокат, представляющий лишь одну из сторон, и не судья, обладающий властными полномочиями», — подчеркнул он. Медиатор третья сторона, независимый посредник спора, человек обладающий определенными знаниями как в правовой сфере, так и в сфере интересов конфликтующий сторон, а также обладающий навыками проведения переговоров и урегулирования конфликтов. Задача медиатора расширение возможностей по разрешению спора, которые часто не видят сами участники спора.
По мнению начальника экспертного управления Президента РФ Аркадия Дворковича, «медиация лишний способ избежать общения с властью», добровольный способ внесудебного разрешения споров и конфликтов.
Медиация имеет широкое поле деятельности для разрешения споров среди хозяйствующих субъектов, а также для преодоления противоречий между властными структурами и хозяйствующими субъектами. Медиация может быть эффективным инструментом решения конфликтов, как в саморегулирующихся организациях, так и там, где власть является единственным инструментом определения стоимости товаров или определения характера конкуренции. Таким образом, медиация, по мнению А.Дворковича, может иметь важное значение, например, в земельных спорах, тарифном регулировании (когда тарифы устанавливаются не на законодательном уровне, а регулируются в административном порядке в том случае, когда уровень тарифов определяется путем переговоров между монополистом и органами тарифного регулирования). Альтернативные методы урегулирования споров уже эффективно используются в области трудового законодательства, патентного права, охраны окружающей среды и т. д.
Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин считает, что на сегодняшний день в России исчерпаны возможности для увеличения числа судей, и институт медиаторов возможность разгрузить судебную систему.
В отсутствие законодательной базы невозможно развитие медиации, считает он. «Если не будут решены проблемы правового регулирования, то институт медиаторов не окажет существенного влияния на практике», — отметил В.Плигин. Медиатор должен сохранять в тайне и процесс подготовки и условия мирового соглашения. Исходя из этого, он должен иметь гарантии, приближенные к гарантиям адвокатов и судей. Создание условий, необходимых для эффективной работы медиаторов может быть достигнуто принятием отдельного закона о медиации или внесением соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал о системе органов альтернативного разрешения споров в РСПП, включающей в себя рассмотрение споров этического характера, третейское разбирательство и медиацию.
Подводя итоги «круглого стола», Юрий Шарандин подчеркнул необходимость активной поддержки государства в формировании института медиаторов, информирования широкой общественности и бизнес сообщества о возможностях альтернативных способов разрешения конфликтов. Особое внимание на «круглом столе» было уделено проблемам подготовки кадров, а также правовой поддержке института медиаторов со стороны законодательных органов власти.