ОТКРЫЛОСЬ СТО ДЕВЯНОСТО ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2006 года в Совете Федерации открылось сто девяносто первое пленарное заседание палаты. Ведет заседание Председатель СФ Сергей Миронов.
В повестке дня более двадцати вопросов. Сенаторы должны рассмотреть ряд федеральных законов, в том числе изменения в федеральные законы «Об образовании», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ», «О статусе военнослужащих», Земельный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.
Среди важнейших тем заседания — выступление заместителя Председателя СФ Александра Торшина с докладом о работе Парламентской комиссии по расследованию трагических событий в Беслане.
В рамках «Правительственного часа» перед членами Совета Федерации выступит руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. Он представит сенаторам Программу развития атомной энергетики Российской Федерации.
Палата рассмотрит также вопрос о назначении судьи Верховного суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
АЛЕКСАНДР ТОРШИН ПРЕДСТАВИЛ ДОКЛАД ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ В СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА
На заседании Совета Федерации представлен доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане 1–3 сентября 2004 года. Доклад, заявил, выступая с трибуны пленарного заседания верхней палаты Федерального Собрания, заместитель Председателя СФ, глава Парламентской комиссии Александр Торшин, в четверг направлен Президенту РФ, Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы.
В своем выступлении он остановился на основных, принципиальных положениях этого документа.
Он, в частности, сказал:
В современной российской истории никогда еще не было террористических актов, сравнимых по жестокости и масштабам с бесланской трагедией. Из тысячи ста двадцати восьми захваченных террористами заложников в ходе контртеррористической операции было спасено 811 человек, среди которых 547 детей. К глубокому сожалению, 317 заложников погибли от рук террористов. Еще двоих жителей Беслана бандиты убили в момент захвата. При освобождении школы пали 10 бойцов спецназа ФСБ и двое сотрудников МЧС России.
«Мы скорбим вместе с родными и близкими погибших. Прошу почтить их память минутой молчания», — сказал А.Торшин.
Должен особо отметить, продолжал председатель Парламентской комиссии, что справедливое возмездие настигло всех организаторов и участников террористического акта в Беслане: ликвидированы одиозные главари террористического подполья, спланировавшие эту акцию Масхадов и Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев; уничтожен 31 террорист, захвативший школу. В живых остался один Н.Кулаев, который приговорен к пожизненному заключению.
«Невиданная жестокость террористов и масштабы трагедии определили необходимость сформировать для расследования причин и обстоятельств теракта Парламентскую комиссию, которая была создана по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Миронова 21 сентября 2004 года. В ее состав вошли представители Совета Федерации и Государственной Думы.
Комиссия приступила к работе сразу же после создания — в сентябре 2004 года и завершила свое расследование в декабре 2006 года. Представляемый сегодня Доклад комиссии результат более чем двухлетней работы.
Нам были предоставлены самые широкие полномочия. Комиссия могла запрашивать и получать информацию от государственных органов и должностных лиц; приглашать на свои заседания представителей государственной власти. Мы получили доступ ко всем материалам официального следствия, результатам следственных экспериментов и экспертиз.
На вопросы Комиссии ответили и дали необходимые разъяснения Председатель и члены Правительства, руководители Генеральной прокуратуры, правоохранительных органов и спецслужб, руководство Республики Северная ОсетияАлания и Республики Ингушетия.
Комиссией были опрошены Михаил Фрадков, Александр Жуков, Николай Патрушев, Рашид Нургалиев, Игорь Иванов, Владимир Яковлев и Михаил Зурабов. Комиссия опросила также первого заместителя директора ФСБ России Проничева; заместителя директора ФСБ России Анисимова; начальника Центра специального назначения ФСБ России Тихонова; начальника Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия Алания Андреева;
первого заместителя руководителя Республиканской антитеррористической комиссии Республики Северная Осетия Алания Цыбаня; министра внутренних дел Республики Северная Осетия Алания Дзантиева; начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФпервого заместителя министра обороны Балуевского; командующего 58-й армией Соболева; а также заместителей Генерального прокурора РФ Колесникова, Фридинского, Шепеля, Сыдорука; руководителя следственной группы Генеральной прокуратуры России Ткачева; следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Солженицына;
начальника Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России Мингалеева; министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия Алания Дзгоева; президента Республики Ингушетия Зязикова; президента Республики Северная Осетия Алания Дзасохова; председателя Парламента Мамсурова; заместителя председателя Парламента Кесаева;
председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов Аушева; президента «Нефтяной компании «Русснефть» Гуцериева; директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Рошаля и других.
Случаев отказа от явки на заседания Комиссии не было.
Комиссия неоднократно выезжала в Беслан, в Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и город Ростов-на-Дону. В ходе работы на местах были опрошены более 1000 участников и очевидцев трагедии.
Жителям Беслана Парламентская комиссия оказывала практическую помощь. По ее инициативе активизирована подготовка проекта распоряжения Правительства России о финансировании социально-экономического развития города Беслана и оказании помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта. По просьбе родных и близких погибших, Комиссия добилась проведения повторных медицинских экспертиз для бесспорной идентификации жертв теракта.
В ходе расследования членами Комиссии были изучены более 200 томов уголовных дел и следственных материалов, просмотрены сотни часов видеозаписей. С 11 сентября 2004 года в Москве и Беслане работала телефонная «горячая линия», по которой в адрес Комиссии поступило более полутора тысяч звонков от граждан. Общий объем рабочих материалов Комиссии превышает 60 тысяч страниц.
За время работы проведено 40 брифингов с участием представителей российской и иностранной прессы. Более 3000 материалов, посвященных деятельности Комиссии, опубликовано только российскими СМИ.
В своем расследовании при подготовке выводов и рекомендаций Комиссия опиралась не только на показания бывших заложников, которые зачастую носят противоречивый характер. Для выяснения обстоятельств и причин трагедии активно использовались результаты многочисленных экспертиз, следственных экспериментов и другие материалы.
Парламентская комиссия благодарит всех, кто помогал расследованию. Без их помощи было бы невозможно воссоздать объективную картину трагических событий в Беслане 1–3 сентября 2004 года.
Парламентская комиссия, основываясь на показаниях свидетелей, документах и видеоматериалах, установила, что акция по захвату заложников 1 3 сентября 2004 года была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением теракта руководил Хучбаров (позывной «Полковник»).
Захват школы изначально планировался как теракт-самоубийство. Это подтверждают многочисленные данные. В распоряжении Комиссии имеется видеозапись беседы Абу-Дзейта с Хучбаровым в лагере террористов. Во время инструктажа Абу-Дзейт задает ему прямой вопрос: «Ты скоро предстанешь перед Аллахом, готов ли ты?». И получает ответ: «Готов».
Готовность главаря подтверждают и рядовые участники банды. Террористы неоднократно говорили заложникам, что они пришли убивать и умереть сами.
В ходе суда над Кулаевым это подтвердили свидетели. Приведу лишь некоторые из их показаний:
заложница Дзапарова: «Боевики говорили, что здесь для вас «Норд-Оста» не будет, все должны умереть вместе с нами»;
заложница Гуриева: «Дети пытались общаться с боевиками. Они быстро узнали, кого как зовут и обращались: «Дядя Али, можно воды попить». Он к ним развернулся, и сказал: «Я не дядя, я бандит и пришел тебя убивать».
А.Торшин изложил последовательность событий:
В августе 2004 года была сформирована группа террористов в составе 34 человек (2 боевика остались в лагере для связи.
Буквально вчера из них была установлена личность одного. Это личный телохранитель Басаева Юнус Мациев по кличке Абу-Радий. Он объявлен в розыск, в ближайшее время ему будет заочно предъявлено обвинение.
Объектом нападения террористы определили школу №1 в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания. Дата акции — 1 сентября, День знаний.
С 25 по 31 августа 2004 года Хучбаров собирает участников банды в лесу у села Пседах Малгобекского района Ингушетии. На вооружении террористов — самодельные взрывные устройства, начиненные поражающими элементами и зажигательными смесями, выпрыгивающие противопехотные мины кругового поражения, реактивные гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное подствольными гранатометами. Две участницы банды — Габурова и Натаева — носят так называемые «пояса смертниц». Бандиты тренировались и готовились к теракту 6 дней.
1 сентября в 9 часов 5 минут террористы внезапно въезжают во двор школы №1 города Беслана. Они прибывают на двух автомобилях — ГАЗ-66 и ВАЗ 2107, захваченном на трассе «Моздок-Хурикау» вместе с водителем участковым инспектором Гуражевым.
Комиссия установила, что школа в момент нападения террористов практически не охранялась.
Стреляя из автоматического оружия, боевики окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняют людей в здание школы. При захвате Хучбаров демонстративно расстреливает двух жителей Беслана — Гаппоева и Фраева. Всех заложников заставляют идти в спортивный зал школы.
Четкость действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе даже противогазы. Бандиты заставляют заложников вскрывать полы на первом этаже школы и выбивать оконные стекла так они устраняют возможность штурма из подвальных помещений и применения газа.
В 9 часов 25 минут заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх руками, вплотную друг к другу. Многие теряют сознание. На глазах у детей расстрелян житель Беслана Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре убит еще один заложник — Худалов.
Террористы баррикадируют окна и входы в спортзал. Живым щитом служат дети. Заложникам приказывают помогать минировать зал. По всему залу развешивают взрывные устройства.
В 9.359.40 информация о захвате поступает в МВД Республики Северная Осетия-Алания и ФСБ. В город направлен спецназ ФСБ, подразделения 58-армии.
В 10.30 в Беслан прибывают президент Республики Северная ОсетияАлания Дзасохов, председатель парламента Мамсуров, начальник республиканского управления ФСБ России Андреев, командующий 58-й армией Соболев, представители Федеральной службы охраны Российской Федерации, внутренних войск МВД России.
Узнав о теракте, Президент России Владимир Путин срочно вылетает в Москву. Президент Республики Северная ОсетияАлания Дзасохов докладывает ему об оперативной обстановке. Глава государства требует принять все возможные меры для сохранения жизни заложников и их освобождения мирным путем.
Прибыв в Москву, в аэропорту «Внуково-2» Президент России проводит экстренное совещание с участием Генерального прокурора Устинова, министра внутренних дел Нургалиева, директора ФСБ России Патрушева. После докладов Нургалиева и Патрушева о ситуации в Беслане Президент возлагает руководство контртеррористической операцией по освобождению заложников на ФСБ России.
В 11 часов оперативный штаб пытается связаться с террористами. Офицер ФСБ Зангионов и муфтий Республики Северная ОсетияАлания с белым флагом идут к школе. Террористы обстреливают их и вынуждают вернуться.
Позже боевики передают записку, в которой требуют для переговоров с ними Президента Республики Северная ОсетияАлания Дзасохова, Президента Республики Ингушетия Зязикова и детского врача Рошаля. Телефонный номер в записке указан неверно, поэтому сразу установить связь с террористами не удается.
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что оперативный штаб сделал основным направлением своей работы организацию и ведение переговоров с террористами, выполняя указание Президента России, однако террористы выдвинули требования только на второй день (в записке якобы от имени Басаева). При этом бандиты выдвигали заведомо невыполнимые политические требования.
Чтобы спасти заложников, и в первую очередь детей, штаб предлагает террористам разные варианты: обменять одних заложников на других, обеспечить безопасный выезд с крупной суммой денег, освободить из тюрем сообщников. Штаб предлагает привлечь к переговорам старейшин Чеченской Республики и Республики Ингушетия, арабские телеканалы «Аль-Алям» и «Аль-Джазира», но от общения с ними террористы отказываются. Бандиты не принимают для заложников еду, воду и медикаменты. Они цинично заявляют, что из солидарности с ними заложники добровольно объявили сухую голодовку.
Оперативный штаб пытается связаться с Масхадовым. К переговорам с его представителем Закаевым привлекаются Аушев и Дзасохов, на связь с Закаевым выходит известная журналистка Анна Политковская.
Я хотел бы подробнее остановиться на этом вопросе. Он активно используется для разного рода спекуляций. Наиболее радикальная версия что якобы Масхадов готов был 3 сентября прибыть в Беслан для переговоров с террористами. На самом деле, факты свидетельствуют о прямо противоположном. Закаев обещает Оперативному штабу связаться с Масхадовым. Однако, по данным радиоперехвата, он, наоборот, делает все возможное для срыва переговоров. Вот фрагмент телефонной беседы Закаева с неким Билалом. Билал настаивает на том, чтобы Закаев поговорил с Масхадовым по поводу захвата школы. Масхадов в этом разговоре фигурирует под позывным «Отец».
Я цитирую ответ Закаева: «Отца» не связывай со мной ни в коем случае. Можно с близким ему человеком. «Отец» пока ни в ту, ни в другую сторону не должен говорить».
В результате, несмотря на неоднократные попытки переговорщиков установить с Масхадовым связь, этого так и не удалось, а сам он на связь не вышел.
На протяжении трех дней Оперативный штаб пытается путем переговоров освободить заложников. Все это время дети и взрослые остаются в школе без воды и пищи, их подвергают побоям и издевательствам. Приведу лишь несколько показаний:
заложница Бероева: «Я отправила своих детей в школу, моя дочь и двое внуков близнецов. На второй день мои мальчики вышли в туалет, и Ходов увидев их, говорит: «Эти двое одинаковых, что здесь делают, надо одного убить».
Спустя некоторое время террористы выходят на связь с Оперативным штабом и сообщают, что расстреляли 10 и взорвали 20 заложников. В 17.00 они выбрасывают тела убитых из окна школы.
2 сентября 2004 года оперативный штаб добивается согласия террористов на переговоры с Аушевым. В школе террористы показывают ему из окна кабинета на втором этаже тела убитых мужчин-заложников. Хучбаров передает Аушеву записку, якобы от имени Басаева. Боевики требуют вывода Объединенной группировки войск из Чеченской Республики и признания независимости Ичкерии. В случае выполнения этого террористы обещают 10 лет перемирия и цинично предлагают взять на себя ответственность за взрывы жилых домов в Москве в 1999 году.
Бандиты отпускают вместе с Аушевым 26 заложников — матерей с детьми в возрасте до двух лет, которые мешают бандитам своим непрерывным плачем, и предварительно разрешают забрать тела убитых заложников.
Весь остаток дня террористы ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов по людям и домам вокруг школы.
Третьего сентября состояние заложников в спортзале доходит до критического предела. Террористы по‑прежнему не дают им воды и еды, нагнетают напряженность и оказывают психологическое давление. Вот свидетельские показания бывших заложников:
Заложница Томаева: «3 сентября люди уже обезумели, я желала, чтобы быстрее все закончилось, я хотела, чтобы мы взорвались. На третьи сутки дети не выдерживали уже ничего, и если бы не взрыв, они бы сами уже побежали, не глядя ни на что».
Заложница Кокаева: «3 сентября люди уже изнемогли до такой степени, что не контролировали себя. Была нервозная обстановка. Мой сын смотрит на бомбу и говорит, — «Да взорвись же уже, наконец».
В 11 часов террористы подтверждают согласие на эвакуацию тел убитых. Оперативный штаб начинает готовить группу сотрудников МЧС для их вывоза. Детали эвакуации согласуют с террористами.
3 сентября, в 13.0313.05, когда сотрудники МЧС грузят тело расстрелянного заложника в машину, в спортзале школы №1 звучат два взрыва. В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении террориста Кулаева установлено, что один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом, привел в действие установленные в спортивном зале средней школы № 1 самодельные взрывные устройства.
Этот ключевой эпизод оспаривается теми, кто пытается обвинить федеральные власти в попытке штурма и перекладывает на них ответственность за взрыв. Однако Комиссия, опираясь на многочисленные экспертизы и свидетельства, официально установила: причина взрыва действия террористов.
Это подтверждают и показания заложников. Приведу лишь некоторые из них:
Заложник Гутиев: «Первый взрыв произвели боевики. На мою голову обрушился горящий хлам. Все стало на мне гореть».
Заложница Томаева: «Взорвались самодельные устройства. После взрыва была гробовая тишина, потом крик, те, кто был под окнами, они стали выпрыгивать».
Заложница Митдзиева: «На третий день, во сколько, не знаю, никто не был готов, что сейчас бомба взорвется. Эта бомба взорвалась. Такая оглушительная была бомба, звук был сильный. Меня шатало».
Несмотря на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели боевики, имеются несколько противоположных показаний заложников. Вероятно, противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, почти полуобморочным физическим состоянием людей, находившихся в то время в зале.
Сразу же после взрывов Оперативный штаб по телефону связывается с террористами. Те отвечают: «Мы пришли сюда умереть, нам ничего не надо».
Находящиеся в сознании заложники начинают выбегать из школы. Им в спину стреляют террористы. Стоящие за оцеплением гражданские лица, вооруженные гладкоствольным и нарезным огнестрельным оружием сразу же открывают хаотическую стрельбу в сторону школы. Выбегающие заложники оказываются под шквальным перекрестным огнем.
По оценке свидетеля Гаглоева, я цитирую, «масса оружия на руках у населения. Пальба была как на Новый год. С нами было двое гражданских. У одного был «Вепрь», ружье с оптическим прицелом. Вот они палили из предбанника там по столовой».
В спортзале боевики добивают раненых заложников. Тех, кто может передвигаться, заставляют идти в столовую школы. Бандитам нужен живой щит.
По словам заложника Урманова, «Боевики ходили по залу и добивали людей, тех, кто не мог встать. Боевики заставляли идти тех, кто остался жив, в столовую. Я приказал дочке лежать, не шевелиться. До нас боевики не дошли, и это нас спасло».
Заложница Калоева показала: «Террорист на моих глазах застрелил мальчика, ученика третьего-четвертого класса. Я испугалась и приказала своим детям лечь, а сама я легла на них. Мы пролежали минут 30, потом зашел Ходов и стал нас бить ногой в спину, заставлял встать, и идти в столовую».
В 13.10 руководитель оперативного штаба В.А.Андреев отдает приказ о проведении операции по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы открывают прицельный огонь на поражение огневых точек террористов, прикрывая эвакуацию заложников.
В 13.30 бойцы ЦСН ФСБ России входят в школу. Группа разминирования во главе с начальником инженерных войск 58-й армии начинают разминировать самодельные взрывные устройства под огнем террористов.
Из столовой школы группа террористов ведет по спортзалу, спасателям и заложникам интенсивный пулеметно-автоматный огонь, применяет ручные гранаты, ручные и подствольные гранатометы. Бандиты используют женщин и детей в качестве живого щита.
Привожу дословные показания:
Свидетель Зангиев: «Я в оптический прицел увидел молодую девушку в черной кофточке с занавеской в руках, как ее толкали, мол, давай, маши в окно. И прямо из‑под нее торчал ствол автомата. Подталкивают ее и стреляют».
Заложница Кудзиева: «Нас всех посадили на пол, давали воды, и тут же заставляли, чтобы ставили детей на окна. Потом поставили на окна женщин, и заставляли их махать занавесками, кричать, что здесь дети, чтобы сюда не стреляли. У боевиков была возможность прицельно стрелять. Там было оружие, которое они клали на плечо и стреляли. Взрыв от этого оружия был сильный, все дрожало».
Заложники, находившиеся в этот момент в столовой, слышат мощные взрывы. Некоторые уверены, что по ним стреляют танки.
Об этом я хотел бы рассказать подробнее. Стрельба из танков по школе днем 3 сентября преподносится некоторыми как очевидный факт. В качестве доказательства приводятся показания свидетелей.
При этом, всего в ходе судебного процесса над Кулаевым дали показания 288 человек: 287 свидетелей и потерпевших и сам Кулаев. Но только 8 из них утверждают, что сами видели, как танки стреляли днем 3 сентября. При этом показания этих восьми прямо противоречат друг другу.
Достоверность всех этих показаний вызывает серьезные сомнения. В частности, одна из потерпевших на вопрос судьи — почему вы решили, что в столовую стреляли из танков? — отвечает:
— Я видела, как летели снаряды.
Другой дает такие показания: «Я лежал в больнице, но знаю, что по школе стрелял танк».
Парламентская комиссия не нашла убедительных подтверждений заявлениям о том, что танки стреляли по школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались живые заложники. В ходе расследования Комиссия пришла к выводу, что танк Т-72 (бортовой номер 325) произвел по зданию школы семь выстрелов из башенного орудия после девяти часов вечера.
В 15.00 начальник ЦСН ФСБ Тихонов отдает приказ о входе в здание школы основной группы бойцов для освобождения оставшихся заложников и уничтожения террористов. По наблюдениям и расчетам ЦСН ФСБ России в здании еще находится около 200 заложников. Определен порядок ведения огня внутри помещений, если в них находятся заложники, — только одиночными и только на поражение террористов.
Спасая и закрывая собой заложников, офицеры «Альфы» и «Вымпела» вынуждены были пренебрегать законами специальной тактики. Именно поэтому в Беслане погибло 10 бойцов спецподразделений.
Вечная память бойцам специальных подразделений, которые отдали жизни, спасая заложников.
Первым из них был убит, прикрывая огнем убегавших заложников, подполковник Дмитрий Разумовский. Спасая двоих спрятавшихся от бандитов детей, в бою с пулеметным расчетом боевиков смертельно ранен майор Роман Катасонов. Останавливая боевиков, пытающихся прорваться по лестнице на второй этаж, получил осколочное ранение прапорщик Денис Пудовкин. Несмотря на рану, он продолжал спасать заложников и погиб, закрыв своим телом женщину с ребенком. Освобождая заложников в актовом зале, убит подполковник Олег Ильин. В столовой убит лейтенант Андрей Туркин. Спасая детей, он накрыл собой брошенную террористом гранату. Выводя заложников, под пулеметным огнем боевиков погиб прапорщик Олег Лоськов. В ближнем бою с бандитами погиб майор Вячеслав Маляров. Майор Андрей Велько получил смертельные ранения, прикрывая своих товарищей. По дороге в госпиталь умер тяжело раненный майор Михаил Кузнецов, спасший более двадцати заложников. Майор Александр Перов получил смертельные осколочные ранения, закрыв собой от разрыва гранаты троих заложников.
К шести часам вечера установлено, что в местах скопления боевиков заложников нет. Это подтверждается показаниями свидетеля Акулова: «Я не помню, сколько детей вынес, очень много было. Пострадавших не было уже на момент около 17–18 часов в районе столовой. Там уже никого не было. Всех оттуда вытащили».
После 6 часов вечера начальник ЦСН ФСБ Тихонов дает команду на поражение огневых точек террористов из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении.
Тем не менее, террористы продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.
В 21.00 по указанию офицера ЦСН ФСБ танк Т-72 выдвигается к столовой школы. Произведено 5 выстрелов осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам правого края столовой. В результате выстрелов обрушивается часть стены.
Затем танк, по указанию офицера ЦСН ФСБ, перемещается за угол к стене столовой, выходящей на железнодорожное полотно, и производит еще два выстрела осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам первого этажа.
Остававшиеся в живых террористы уничтожены. Здание школы передано под контроль подразделений 58-й армии.
В ночь на 4 сентября в Беслан прибывает Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он сразу же едет в районную больницу, где находятся жертвы террористов, и посещает несколько отделений. В здании администрации Правобережного района Президент России проводит экстренное совещание с участием Шойгу, Дзасохова, Проничева, Андреева, Панькова, Соболева, Фридинского, Дзантиева.
Вернувшись в Москву, Президент Российской Федерации выступает с обращением к народу страны, в котором дает оценку событиям и определяет основные приоритеты в противодействии терроризму.
Члены Комиссии изучили и проанализировали деятельность государственных структур, министерств и ведомств, имеющих отношение к бесланским событиям, продолжал А.Торшин:
Комиссия не стремилась назначить виновных из числа конкретных должностных лиц. Это прерогатива следственных органов. Однако нам важно было проанализировать действия государственных органов как непосредственно в ходе теракта, так и до начала событий. Парламентская комиссия стремилась определить меры, которые позволили бы избежать повторения подобной трагедии в будущем.
На сегодняшний день ни в одной стране мира не разработано четкой системы спасения заложников из рук террористов-самоубийц. После того как захват осуществлен, избежать потерь среди заложников практически невозможно.
К сожалению, захват школы в Беслане предотвратить не удалось. Комиссия выявила ряд серьезных проблем и недоработок, имевших место на момент совершения теракта в Беслане.
Первое. У органов безопасности и других правоохранительных органов отсутствовала информация о готовящемся теракте в школе № 1 г.Беслана. Это обусловлено, прежде всего, слабостью агентурно-оперативных позиций в близком окружении лидеров бандформирований и непосредственных исполнителей их преступных замыслов.
Боевики Хучбарова провели в окрестностях селения Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия почти неделю. С оружием в руках они открыто перемещались по территории населенного пункта, однако ни спецслужбы, ни правоохранительные органы их не обнаружили.
Второе. Осуществление теракта стало возможным из‑за отсутствия должного контроля исполнения на местах требований МВД России. Мероприятия по охране общественного порядка и безопасности граждан в День знаний 1 сентября 2004 г были организованы формально.
По данным Комиссии, на торжественной линейке у бесланской школы №1 не было ни одного вооруженного милиционера. Наряд дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД МВД Республики Северная ОсетияАлания, который должен был дежурить у школы, в момент захвата отсутствовал.
Особое внимание Парламентская комиссия обратила на организацию работы МВД Республики Северная ОсетияАлания. 31 августа 2004 года в 18.00 из МВД России во все территориальные органы внутренних дел Южного Федерального округа были направлены телеграммы с требованием принять экстренные меры по антитеррористической защите учебных заведений в День знаний, в частности, обеспечить усиленную охрану школ.
Согласно записи в журнале, в МВД Республики Северная ОсетияАлания телеграмма получена и зарегистрирована в 21.00. Между тем, к исполнению телеграмму с резолюцией министра внутренних дел Республики Северная ОсетияАлания Дзантиева его заместитель получил только 1 сентября в 9.15. В это время в Беслане бандиты уже приступили к захвату школы.
Как пример я хотел бы привести действия ГУВД Краснодарского края и Волгоградской области. Там телеграмму получили даже позже в ночь на 1 сентября. Однако на момент торжественных линеек в этих регионах были приняты все предписанные меры безопасности.
У руководства МВД Республики Северная ОсетияАлания было 12 часов, для того, чтобы усилить охрану школ и привести в боевую готовность личный состав, но оно не использовало такой возможности.
Кроме того, МВД Республики Северная ОсетияАлания и МВД Республики Ингушетия не обеспечили совместных действий по обеспечению охраны общественного порядка.
Третье. Некоторые из боевиков, захвативших школу, ранее привлекались к уголовной ответственности, в том числе по статье «терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях». Однако в силу различных обстоятельств бандиты были отпущены на свободу. Так, за два месяца до событий в Беслане участник захвата Шебиханов получил оправдательный вердикт присяжных заседателей, несмотря на доказательства его участия в другом теракте. По представлению Генеральной прокуратуры этот приговор был отменен только в ноябре 2004 года спустя два месяца после уничтожения боевика.
Эти обстоятельства позволили банде Хучбарова беспрепятственно подготовиться, пересечь административную границу и без всякого сопротивления приблизительно за двадцать минут захватить в заложники более тысячи детей и взрослых 1 сентября 2004 года.
После захвата школы в ходе контртеррористической операции федеральные органы государственной власти, включая ФСБ, МВД, Министерство обороны, МЧС и Минздравсоцразвития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления действовали адекватно сложившейся ситуации и не вышли за пределы штатных предписаний и полномочий.
Оперативный штаб сосредоточил основные усилия на переговорах с бандитами для освобождения и спасения максимально возможного количества людей.
Оперативный штаб действовал с соблюдением требований федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов. Это подтверждают материалы расследования. В обострившейся обстановке 3 сентября он предпринимал меры, которые были необходимы для сохранения жизни и здоровья людей.
В то же время парламентское расследование выявило ряд серьезных проблем. Они касаются как профессиональной подготовки руководителей и участников контртеррористической операции, так и организации работы Оперативного штаба.
В его состав не были включены Президент Республики Северная Осетия Алания Дзасохов, председатель Парламента Мамсуров, министр внутренних дел Республики генерал-лейтенант Дзантиев и ряд других должностных лиц.
Не была должным образом организована работа по информированию населения. Например, жителям Беслана и представителям СМИ долгое время сообщалось число заложников, явно не соответствующее действительности.
После теракта в городе Беслане система противодействия терроризму принципиально изменилась. Прежде всего, этому способствовало принятие на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», в разработке которого принимали активное участие члены Комиссии, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» создан Национальный антитеррористический комитет.
Закон «О противодействии терроризму» четко определяет должностных лиц, ответственных за принятие решения о проведении контртеррористической операции. Предельно уточнена компетенция руководителя оперативного штаба по проведению операции и самого штаба, антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации, ГрОУ.
Кроме того, в Докладе представлен разработанный Комиссией пакет предложений и инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
Уроки Беслана учтены во всех сферах антитеррористической деятельности. Многое сделано для противодействия террористической угрозе, как на Северном Кавказе, так и на территории России в целом. Осуществлены конструктивные изменения правового и организационно-управленческого характера.
Правоохранительные органы беспощадно борются с террористическим и бандитским подпольем. Только в первой половине 2006 г. в Северо-Кавказском регионе ликвидировано более 100 главарей и активных членов бандформирований. Только в 2005 г. раскрыто почти 65% преступлений террористического характера. Это существенно превышает показатель 2004 г., составлявший всего 27,5%.
Практически полностью уничтожена вся верхушка террористического подполья. Не осталось в живых почти никого из тех, кто, прикрываясь именем чеченского народа, под знаменем сепаратизма организовывал на Северном Кавказе международную террористическую сеть.
После ликвидации руководства террористическое движение на Северном Кавказе в значительной степени дезорганизовано и деморализовано. Тем не менее, его деятельность по‑прежнему должна находиться под пристальным вниманием силовых структур.
Религиозный и националистический экстремизм, напряженная социально-экономическая обстановка в Северо-Кавказском регионе, механизмы теневой экономики и коррупция в органах власти все еще поддерживают относительно благоприятные условия для развития терроризма.
Устранение перечисленных факторов возможно только при системном подходе к противодействию террористической угрозе, подразумевающим незамедлительное принятие дополнительного комплекса мер правового, общественно-политического, административного, социально-экономического и силового характера. В связи с этим Парламентская комиссия выработала ряд предложений, которые подробно представлены в соответствующих разделах Доклада.
Бесланская трагедия, заявил председатель Парламентской комиссии, стала для России поворотным этапом в борьбе с международным терроризмом:
С 1995 года до сентября 2004 года в России было совершено более 40 крупных террористических актов. Взрывы жилых домов, самолетов и поездов, захваты заложников были тогда повседневной реальностью. Теракт в Беслане 1–3 сентября 2004 года мобилизовал те ресурсы российского государства и общества, которые позволили в корне переломить ситуацию.
После Беслана в России не совершено ни одного масштабного теракта против мирного населения.
В первые же дни после трагедии высшее политическое руководство официально признало: «Против России идет война». Террористы открыто угрожают основам конституционного строя, правам и свободам российских граждан, целостности и независимости государства.
Нашу победу в этой войне определяет наличие эффективной стратегии, комплексных действий и консолидации государства и общества перед глобальной угрозой, бросившей вызов Российской Федерации на рубеже тысячелетий, заключил А.Торшин.
Председатель Парламентской комиссии ответил на многочисленные вопросы членов палаты.
РОССИЙСКИЕ СЕНАТОРЫ ПОДДЕРЖАЛИ БОРЬБУ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте».
Международно-правовую основу для организации и проведения согласованных действий государств по борьбе с допингом, создает международная конвенция о противодействию этому уродливому явлению в спорте. Ее ратификацию одобрил 22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании Совет Федерации.
Необходимость ее ратификации вызвана озабоченностью Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, правительств и спортивной общественности целого ряда стран, в том числе и России, значительным увеличением случаев применения допинга в спорте.
Использование в спорте различных видов допинга ставит под угрозу не только принципы честной спортивной борьбы, но также здоровье самих спортсменов. Это касается как спорта высших достижений, так и соревнований юниоров. Более того, допинг является бедствием не только для спорта — он получает широкое распространение среди молодежи, занимающейся физической культурой.
По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) оборот запрещенных препаратов, стимулирующих спортсменов, превышает объемы оборота наркотиков.
Указанная Конвенция выходит за рамки проведения антидопингового контроля и принятия санкций. В соответствии с ее положениями государства участники берут на себя обязательства по правовому и нормативному регулированию, принятию административных мер, разработке и осуществлению образовательных программ, принятию мер по ограничению доступности запрещенных в спорте препаратов и методов, выделению финансовых средств для финансирования национальных программ тестирования спортсменов во всех видах спорта. Предусматривается сотрудничество государств в целях обмена информацией, специалистами и накопленным опытом по вопросам осуществления эффективных антидопинговых программ.
Кроме того, Конвенция предусматривает обязательное подчинение всех спортсменов, входящих в составы национальных сборных команд единым правилам, регулярному контролю и, в случае нарушений, одинаковую для всех ответственность.
В 2008 ГОДУ В РОССИИ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2006 года в рамках сто девяносто первого пленарного заседания Совета Федерации принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Представил закон председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.
На сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».
Данный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и решениями, принятыми на референдумах 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе по вопросу их объединения и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
Законом предусматриваются основные условия, процедура и срок образования нового субъекта России, его наименование, статус и границы.
По словам председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгата Алтынбаева, новый субъект появиться 1 января 2008 года, и будет иметь статус области и наименование Иркутская область.
Как объяснил Р.Алтыбаев, действие переходного периода образования Иркутской области будет продолжаться со дня вступления в силу рассматриваемого закона и до завершения формирования органов исполнительной и законодательной власти региона. Закон устанавливает сроки, связанные с формированием органов власти и организацией бюджетного процесса.
Глава Комитета СФ сообщил, что законом определена дата выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва 12 октября 2008 года.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТРАГЕДИИ В БЕСЛАНЕ ЗАВЕРШИЛА СВОЮ РАБОТУ
22 декабря 2006 года в перерыве сто девяносто первого пленарного заседания Совета Федерации Председатель СФ Сергей Миронов и его заместитель Александр Торшин встретились с журналистами.
Парламентская комиссия по расследованию трагедии в Беслане завершила свою работу. Об этом сообщил журналистам Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в перерыве сто девяносто первого пленарного заседания палаты. Отвечая на вопросы журналистов, он добавил, что сенаторы приняли Постановление СФ по докладу о работе комиссии, с которым выступил вице-спикер Александр Торшин. «В прошлом году я говорил вам, что до нового — 2007 года парламентская комиссия завершит расследование. Мы выполнили свое обещание», — заявил Сергей Миронов.
Александр Торшин рассказал, что представил сенаторам сокращенный вариант доклада, на самом деле в нем 241 страница и приложения, которые составляют еще 400 страниц. Как заметил сенатор, никаких противодействий и давления со стороны комиссия при написании доклада не испытывала.
СЕРГЕЙ КИРИЕНКО: «ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕШЕВУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В СТРАНЕ И ВЕРНУТЬ ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В МИРЕ»
22 декабря 2006 года на 191-м заседании СФ в рамках «Правительственного часа» была рассмотрена Программа развития атомной энергетики в российской Федерации. По его окончании руководитель Федерального агентства по атомной энергетике Сергей Кириенко открыл в Совете Федерации выставку «Российский атомный энергетический комплекс. Перспективы развития».
Выступив перед сенаторами на «правительственном часе» и познакомив их с выставкой «Российский атомный энергетический комплекс. Перспективы развития», руководитель Федерального агентства по атомной энергетике Сергей Кириенко ответил на вопросы журналистов.
В частности, он сообщил, что законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии», являющийся основой для создания холдинга «Атомпром», будет внесен на утверждение Совета Федерации в начале 2007 года.
Глава Росатома рассчитывает, что закон заработает в том же году. Он подчеркнул, что закон позволит восстановить «технологическую цепочку бывшего министерства среднего машиностроения СССР» и обеспечит условия для «энергичного развития отрасли». Это должно способствовать реализации поставленной президентом задачи по масштабному развитию атомной энергетики внутри страны, а также активному участию атомной отрасли России на развивающихся мировых рынках, заявил С. Кириенко.
По информации главы Росатома, он представил сенаторам не только законопроект, о котором идет речь, но и концепцию развития атомной энергетики почти по всем регионам. «В палате регионов, каковой является Совет Федерации, меня подробно и активно спрашивали об этом», — рассказал С. Кириенко.
Наша задача, подчеркнул руководитель Росатома, — обеспечить дешевую электроэнергию внутри страны и вернуть лидирующие позиции российской атомной отрасли в мире.
ПРОТИВ ДЕМПИНГОВОГО ИМПОРТА, НАНОСЯЩЕГО УЩЕРБ РОССИЙСКИМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» направлен на приведение российского законодательства в соответствие с правилами и нормами ВТО.
Предусмотренные Законом изменения направлены на совершенствование процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Так, Закон уточняет понятие «обычный ход торговли», которое необходимо для установления факта демпингового импорта, более подробно регулирует применение антидемпинговых пошлин к отдельным группам производителей, регламентирует процедуру повторного расследования, определяет сроки действия антидемпинговых и компенсационных мер, принципы принятия решений о продлении действия или пересмотре данных мер на основании результатов повторных расследований.
РАЗМЕР СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в котором определяется порядок установления размера единовременной страховой выплаты, а также предусматривается передача Министерству здравоохранения и социального развития РФ средств социального страхования на финансирование расходов на научно-исследовательские работы по вопросам охраны труда.
Максимальный размер единовременной страховой выплаты в 2007 году сохраняется на уровне 2006 года и составляет 46,9 тыс. рублей.
НАЗНАЧЕНЫ СУДЬИ ВЕРХОВНОГО АРБИТРАЖНОГО И ВЕРХОВНОГО СУДОВ РОССИИ
22 декабря 2006 на 191-м пленарном заседании Совет Федерации по представлению Президента назначил Анатолия Анатольевича Толкаченко судьей Верховного Суда РФ и Ризвангуль Гапаровну Балахничеву, Елену Николаевну Зарубину, Александру Михайловну Медведеву, Анатолия Александровича Поповченко судьями Верховного Арбитражного Суда России.
Толкаченко А.А., 1959 года рождения, имеет стаж работы по юридической профессии, необходимый для назначения на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. С ноября 2004 года является советником Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. За время работы показал себя грамотным и квалифицированным юристом, к исполнению служебных обязанностей относится добросовестно. Принимает участие в аналитической работе Военной коллегии, участвует в подготовке кадров судей и работников аппаратов военных судов, в организации и проведении занятий на курсах переподготовки и повышения квалификации судей. С 2002 года является членом Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации. Принимает участие в подготовке проектов различных нормативно-правовых актов, состоит в рабочей группе Комитета Государственной Думы по обороне по внесению изменений и дополнений в УК РФ (в части совершенствования военно-уголовного законодательства). Толкаченко А.А. участвует в парламентских слушаниях по судебно-правовым и военно-правовым вопросам. С 1984 по 2002 годы занимался научно-педагогической деятельностью на военно-юридическом факультете Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, в 1998 году присвоена ученая степень доктора юридических наук, в 1999 году ученое звание профессора. Имеет почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», награжден 9 медалями.
Балахничева Р.Г., 1951 года рождения, имеет стаж работы в должности государственного арбитра и судьи более 17 лет, работала судьей Арбитражного суда Московской области, Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1997 года № 835 назначена судьей Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет первый квалификационный класс судьи. За период работы зарекомендовала себя высококвалифицированным, грамотным судьей. Является председателем судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Рассматривает наиболее сложные категории споров, такие как, возникающие из отношений собственности, приватизации, купли-продажи недвижимого имущества, споры, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, корпоративные споры, дела по оспариванию решений третейских судов и решений иностранных государственных судов. Дела рассматривает с хорошим качеством и в установленные законом сроки. Занимается обобщением судебной практики и проведением аналитической работы.
Зарубина Е.Н., 1961 года рождения, имеет стаж работы в должности госарбитра и судьи более 17 лет, Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 1259 назначена на должность судьи Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет второй квалификационный класс. Зарекомендовала себя квалифицированным судьей. Работает в коллегии по рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений.
Медведева A.M., 1949 года рождения, имеет стаж работы в должности судьи 11 лет, работала судьей Арбитражного суда г. Москвы, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1995 года № 913 назначена судьей Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет первый квалификационный класс судьи. За период работы зарекомендовала себя высококвалифицированным, грамотным судьей. Является председателем судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Рассматривает дела, связанные с разрешением споров по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, обращением ценных бумаг, страхования и другие. В 2005 году Медведевой A.M. присвоено почетное звание «Почетный работник судебной системы».
Поповченко А.А., 1948 года рождения, имеет стаж судебной работы более 26 лет, работал судьей Московского областного суда, Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 года № 440 назначен судьей Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет первый квалификационный класс судьи. За период работы зарекомендовал себя высококвалифицированным, грамотным судьей. Работая в судебной коллегии по спорам, возникающим из административных правоотношений, Поповченко А.А. принимает активное участие в обсуждении вопросов практики применения законодательства, проявляя способности к аналитической работе, с учетом которых на него было возложено руководство отделом обобщения судебной практики, учета и статистики. С его участием отделом подготовлено свыше 40 обобщений и аналитических справок.
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ИМЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
22 декабря 2006 года на сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
На сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Закон представлял председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.
Данный Федеральный закон направлен на совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений.
Изменения вносятся в 27 нормативных правовых актов российского законодательства, в том числе, в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, к полномочиям субъектов Федерации отнесены вопросы организации медицинской помощи, предусмотренной законодательством региона для определенных категорий граждан, а также вопросы организации обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта. По рассматриваемому закону имущество, необходимое для реализации данных полномочий, передается в собственность региона.
Одобренным Федеральным законом перераспределяются также полномочия между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Теперь к полномочиям субъекта Федерации отнесены организации, которые занимаются вопросами опеки и попечительства.
На уровень субъектов Федерации передается полномочие по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При обсуждении закона у сенаторов Виктора Леонова, Александра Смирнова, Вячеслава Новикова возникли вопросы по финансированию перераспределенных полномочий. Предложено в новом году вести постоянный мониторинг закона по делегированным полномочиям в части их финансового обеспечения.
В итоге 133 члена Совета Федерации проголосовали «за», 4 против, а 3 воздержались.
ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании были внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В носимые законом поправки направлены на усиление уголовной ответственности за преступления, совершаемые на объектах нефтепроводов.
Так, Федеральным законом устанавливается уголовная ответственность за кражу из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода с максимальным видом наказания в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей. Уголовная ответственность устанавливается также за их повреждение и приведение в негодность.
Изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс, также касаются изменения срока введения суда с участием присяжных заседателей на территории Чеченской Республики. Закон отодвигает этот срок с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года.
Перенос срока введения суда присяжных заседателей вызван тем, что в соответствии с действующим федеральным законодательством списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию.
Вместе с тем, на территории Чеченской Республики до настоящего времени не созданы муниципальные образования и не сформированы их органы местного самоуправления. Функции органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Чеченской Республики осуществляют государственные органы этой Республики и их должностные лица, которые не вправе составлять списки кандидатов в присяжные заседатели.
КОДЕКС ПРИВЕЛИ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
22 декабря 2006 года на 191-м заседании Совета Федерации был рассмотрен закон «О внесении изменений в статьи 20 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации».
Заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский пояснил, что Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 20 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации» направлен на приведение в соответствие норм Земельного кодекса с нормами федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Касаясь сути вносимых изменений, докладчик сообщил следующее. Согласно изменению, вносимому в пункт 1 статьи 20 кодекса, право постоянного бессрочного пользования земельным участком может быть предоставлено не только федеральным, но казенным предприятиям субъекта РФ, а также муниципальным казенным предприятиям.
Изменения, вносимые пункты 3 и 4 статьи 36, гарантируют казенным предприятиям правообладателям помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке право ограниченного либо постоянного пользования таким участком.
Совет Федерации одобрил указанный закон.
УСТАНОВЛЕНЫ ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ УЧАСТКОВ
22 декабря 2006 года на 191-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Земельный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Земельный кодекс Российской Федерации» приводит в соответствие нормы закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с действующим земельным и новейшим водным законодательством.
Как пояснил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов, закон уточняет положения о формировании рыбопромысловых участков и устанавливает, что их границы должны определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водно-биологических ресурсов.
Совет Федерации проголосовал за одобрение данного закона.
СЕНАТОРЫ РАССМОТРЕЛИ ВОПРОС О РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГАХ
22 декабря 2006 года на сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Закон представила председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко.
Сенаторы на сто девяносто первом пленарном заседании рассмотрели и одобрили Федеральный закон «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Представляя закон, председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко подчеркнула, что закон носит технический характер и призван упорядочить отношения между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления.
Закон, по словам Валентины Петренко, четко определяет, какие услуги предоставляются при погребении граждан и кто при этом имеет право на льготы.
По закону населению предоставляется гарантированный перечень услуг и перечень органов, по согласованию с которыми органы местного самоуправления определяют стоимость этих услуг. В перечень входят Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, а также органы государственной власти субъектов Федерации.
ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ
22 декабря 2006 года Совет Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Как пояснил председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направлен на расширение спектра финансовых инструментов на рынке ценных бумаг и обеспечение доступа российских инвесторов к иностранным рынкам капитала через организацию рынка российских депозитарных расписок (РДР) на иностранные ценные бумаги. создание правовых условий для осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции.
С. Васильев подчеркнул, что закон имеет большое значение для развития внешнеэкономических связей.
Докладчик также проинформировал сенаторов о том, что замечание Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению по тексту внесенного в Госдуму законопроекта, полностью учтено при доработке Федерального закона.
Указанный закон был одобрен Советом Федерации.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О ПОРЯДКЕ ВЪЕЗДА И ВЫЕЗДА ИЗ РОССИИ
Совет Федерации единогласно одобрил закон «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Этот правовой акт уточняет основания проставления уполномоченными органами в удостоверяющих личность документах отметки об ограничении въезда на территорию России.
Законом предусматривается исключить из числа таких оснований непредставление въезжающими лицами действительного в России полиса медицинского страхования. Одновременно в законе закреплено право проставления отметок об ограничении въезда в Российскую Федерацию в случаях, когда граждане имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, а также когда в отношении граждан принято решение о нежелательности их пребывания и проживания в РФ.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Верхняя палата Федерального Собрания одобрила закон «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Им устанавливается, что бесплатную юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву оказывают адвокаты, а не юридические консультации и коллегии адвокатов, как предусмотрено ныне действующей редакцией этого правового акта.
Как отмечалось на заседании Совета Федерации, юридическая консультация, коллегия адвокатов или адвокатское бюро и адвокатский кабинет лишь формы организации адвокатской деятельности, главным действующим лицом которой является сам адвокат.
СРОК АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ДО ГОДА
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
За нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, одобренный сенаторами Закон устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности вместо действующего двухмесячного срока.
Следует отметить, что механизмы контроля за исполнением бюджетов и использованием бюджетных средств часто не позволяют привлечь к административной ответственности за указанные правонарушения, так как к моменту их выявления после проверки по итогам отчетного периода двухмесячный срок, как правило, истекает.
В Совете Федерации уверены, что Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позволит повысить уровень контроля за исполнением бюджетов, и за использованием бюджетных средств.
ЗАКОН ГАРАНТИРУЕТ ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный закон направлен на приведение статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствие со статьями 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные статьи определяют вопросы ведения муниципального района и городского округа в части организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организации отдыха детей в каникулярное время.
Действующая редакция статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает, что указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления только в отношении территорий муниципальных районов. В то время как в отношении городских округов соответствующие полномочия Законом не закреплены.
Рассматриваемый Федеральный закон позволит обеспечить государственные гарантии предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городских округов.
МАТЕРИАЛЫ 191-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ :
- Информация о результатах рассмотрения вопросов >>>
- Документы, принятые Советом Федерации >>>
- Дневник заседания >>>
Х Р О Н И К А З А С Е Д А Н И Й С О В Е Т А Ф Е Д Е Р А Ц И И >>>