Поступившее в мой адрес письмо от директора школы Игоря Богданова вскрывает проблемы в сегодняшней системе управления образованием и в общественной среде, оказывающей огромное влияние на воспитание детей и подростков. В письме мне были заданы вопросы настолько принципиальные и общественно значимые, что я решил ответить на них публично.
Я полностью разделяю позицию Игоря Михайловича, его возмущение и озабоченность сложившейся ситуацией. Сегодня совершенно очевидна сверхбюрократизация системы образования. Вызывают недоумение и возмущение целенаправленность, с которой действуют СМИ и представители культурной элиты страны по разрушению духовности общества и нашей культуры. Образование и воспитание подрастающего поколения это вопросы в масштабах государственных не менее важные, чем большая политика и экономика. Это будущее нашей и политики, и экономики, и страны в целом.
Что касается организации управления российским образованием, то можно констатировать парадоксальную вещь. Школа воспринимается органами управления образованием как бесплатный источник информации и подотчетная единица. Работать в школе никто не спешит, нет дельных рекомендаций, как работать с детьми в непростых современных условиях. Зато, как свидетельствует практика, более чем в 85% случаев внешние организации запрашивают у школ данные в обход действующих в стране норм, с нарушением законодательства о порядке запросов и предоставлении информации. Надо поставить заслон на пути бюрократического бумажного оборота, в который втягивают школы. В противном случае нерадивые чиновники от образования, которые зачастую оказываются неспособными заниматься аналитической работой и нести ответственность за ее результаты, будут и впредь эксплуатировать сотрудников школьных учреждений. Между прочим, отрывая учителей от учебного и воспитательного процесса.
За все такие пробелы в организации системы образования в конечном итоге, и это надо четко понимать, будут расплачиваться наши дети. Учитывая все сказанное, я считаю, что школы должны жестче отстаивать свои права и требовать обоснований поступающих запросов. У руководства школы есть на это право. Не лишним будет, с моей точки зрения, и предъявление авторам запросов счетов на предоплату непредусмотренных распорядительными документами «информационно-аналитических услуг».
Проблема распространения в молодежной среде навязываемого средствами массовой информации культа аморальных ценностей, секса и насилия является, к сожалению, трудноразрешимой. Жесткие запретительные меры вряд ли станут панацеей от этой беды. И нельзя забывать, что Конституция страны гарантирует нам свободу слова и совести. В сфере духовности, поддержания моральных устоев общества государство должно действовать, но очень тонко и грамотно. Необходимы новые технологии духовного воспитания, которые расширят горизонты мировоззрения у молодежи и помогут сформировать иммунитет к воздействию агрессивной информационной среды. Первый такой опыт в России уже начинает накапливаться. В частности, уникальные результаты применения инновационных технологий воспитания достигнуты в московском Центре образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово». Заинтересованные образовательные учреждения могут им воспользоваться.
Третья проблема, которая меня очень беспокоит катастрофически низкий показатель физического здоровья выпускников российских школ. По данным статистики, доля здоровых молодых людей в выпускных классах не превышает 5%. Такое состояние здоровья подрастающего поколения может претендовать на статус проблемы обеспечения национальной безопасности или самостоятельного национального проекта «Здоровое образование». В этой связи надо внимательно отнестись к опыту «здоровьесберегающей педагогики», распространять опыт, имеющийся у более чем ста российских школ. Организацией этой работы, при моем участии и поддержке, занимается Российский союз за развитие детей и все, кому небезразлично здоровье нации, могут принять участие в этой работе».