Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Как известно, каждое государство формирует свою национальную энергетическую стратегию и представление о критериях энергетической безопасности, руководствуясь собственными национальными интересами.
Однако сегодня реализовать заложенные в любой национальной энергетической стратегии приоритеты и обеспечить реальную энергетическую безопасность возможно лишь в случае согласованности и взаимозависимости собственных стратегий и аналогичных программ своих соседей и партнеров.
Не секрет, что в современном глобальном мире становится всё меньше вопросов чисто национальных, так сказать, локальных. Особенно это заметно в таких важных секторах экономики, как энергетика. Современность убедительно доказывает, что обретение энергетической безопасности в рамках обособленного государства невозможно. То есть, как я уже обращал внимание на нашей прошлогодней встрече в Джакарте, разговор следует вести о глобальной энергетической безопасности.
Как сказал Президент России В.В. Путин на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге: «Сегодня у нас есть уникальная возможность открыть новую страницу в глобальной энергетике. Ее смысл в переходе от отдельных проектов, от двусторонних диалогов к отношениям мирового энергетического партнерства. И саммит „Восьмерки“ в Санкт-Петербурге дает нам хороший шанс начать именно такую работу, вместе искать и находить общие подходы к построению эффективной энергетической базы цивилизации на долгосрочную перспективу».
Отмечу, что для России встречи «Большой восьмерки» это, в том числе, и хорошая возможность для того, чтобы продемонстрировать перед странами мировыми лидерами нашу позицию и наметить пути решения насущных задач в энергетической сфере.
«Большая восьмерка» приглашает к «энергетическому» разговору и крупнейшие страны-потребители с растущими экономиками Китай, Индию, Бразилию, Мексику, и крупнейших производителей из стран ОПЕК. Только в таком составе можно принять действенные решения по укреплению глобальной энергетической безопасности.
Говоря о перспективах и текущем состоянии дел на мировом энергетическом рынке, нельзя не обратить внимание на то, что, согласно прогнозам, мировое энергопотребление в ближайшие 15 лет может возрасти на треть. Уже сейчас наблюдается резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах, а также увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства углеводородного сырья в развитых странах. Кроме того, всё острее и очевиднее становятся проблемы, связанные с недостатком нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей.
В этих условиях Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности в первую очередь как надежное обеспечение энергоресурсами других стран.
Вновь процитирую Президента России, который сказал так: «Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией это без сомнения один из факторов безопасного мира. Мы обязаны оставить нашим потомкам такую архитектуру мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов, от неконструктивных форм борьбы за энергообеспеченность».
В рамках своего председательства в «Большой восьмерке» Россия предложила сосредоточиться на четырех основных направлениях, таких как: надежное обеспечение мировой экономики традиционными углеводородными ресурсами по разумным ценам, диверсификация энергоснабжения за счет новых источников энергии, повышение эффективности и безопасности энергетики и создание условий для перехода в перспективе к качественно новой, экологически чистой энергетике.
Отдельно следует сказать об экологической составляющей концепции глобальной энергетической безопасности. В последнее время в оценке Российской Федерацией энергетических проектов наметилась очень, на мой взгляд, позитивная тенденция я говорю о повышенном внимании к вопросам охраны окружающей среды.
Приведу несколько «горячих» примеров. Так исключительно по экологическим соображениям был изменен маршрут прокладки трубопровода Восточная Сибирь Тихий океан (ВСТО), который теперь существенно отодвинут от уникального озера Байкал.
Именно вопросы несоблюдения экологических норм вызвали определенные изменения в ситуации с реализацией другого масштабного проекта «Сахалин-2».
Не удивительно, что одной из важнейших тем, затронутых в Декларации по глобальной энергетической безопасности, принятой на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, стала именно экологическая безопасность энергетических проектов.
Что же касается роли России в обеспечении энергетической безопасности в АТР, то здесь мы исходим из понимания того, что Азиатско-Тихоокеанский рынок это самый бурно растущий рынок в мире, который по оценкам международных институтов, в перспективе будет все больше расширяться.
В свою очередь, честно исполняя обязанности ответственного поставщика, Российская Федерация планирует наращивать свой энергетический экспорт, развивать сеть трубопроводов. При этом «расти» трубопроводы будут в основном не к уже освоенным, а к новым рынкам. В частности, особые надежды по увеличению объемов экспорта мы возлагаем на нефтепровод Восточная Сибирь Тихий океан.
Строительство трубопровода начато в апреле 2006 года, и сейчас труба растет на 3 км в сутки, что позволит завершить первый этап проекта в конце 2008 года. После этого на перспективный азиатский рынок будет поступать 30 млн. тонн нефти в год, а в перспективе — 80 млн. тонн в год.
В целом же, к 2020 году объемы нефтяного экспорта России возможно кардинально изменятся треть «черного золота» будет уходить в Азию по сравнению с 3 % в настоящий момент.
Вообще, в энергетическом аспекте значение Азиатско-Тихоокеанского региона для России с каждым годом будет только возрастать.
В этой связи не удивительно, что в стратегическом плане Россия уже сегодня инфраструктурно привязывает новые сибирские и дальневосточные центры добычи углеводородного сырья к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как известно, в недрах Восточной Сибири и Дальнего Востока расположены значительные запасы и нефти и природного газа, которые позволяют сформировать в данном регионе новые центры нефтегазодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок. Усиленными темпами осваиваются газовые и нефтяные месторождения на Сахалине, Камчатке, в Якутии. Ожидается, что объемы добычи только газа в этом регионе уже к 2015 году смогут возрасти более чем в 10 раз, а к 2020 году в 15 раз.
Если говорить о проблеме диверсификации энергоснабжения за счет новых источников энергии, то Россия будет последовательно увеличивать роль атомной, водородной и иной, так называемой альтернативной энергетики.
Замечу, что атомная энергетика на сегодняшний день является одним из важнейших секторов энергетики как таковой. Мы будем стремиться к тому, чтобы в России к 2020 году доля атомной энергетики выросла с 16% до 22–24%%, а возможно, даже и до 25 %.
Не могу обойти вниманием ещё один момент. Любые политические спекуляции на эту тему должны пресекаться на корню.
Завершая своё выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что обеспечение энергетической безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона это наша общая задача, решить которую мы сможем только в режиме конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
При этом нам исключительно важно и дальше развивать международное сотрудничество, в том числе в рамках выполнения положений соответствующих международных инициатив, таких, как Инициатива в области энергетической безопасности, Инициатива КАИРНС, План действий Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по укреплению энергетической безопасности, Совместная инициатива в области данных о нефти (JODI).
Возможно одна из задач парламентов Азиатско-Тихоокеанского региона в этом процессе, стать «инструментом» обеспечивающим всестороннюю законодательную поддержку этой деятельности.
В этой связи, полагаю, что принятие резолюции подготовленной участниками нашего форума по теме «Энергетическая безопасность» будет заметным шагом на пути к глобальному и равноправному энергетическому сотрудничеству.
Благодарю за внимание.