Все новости

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

в Совете Федерации состоялось заседание президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей). Вел заседание Председатель Совета Федерации, Председатель Совета законодателей Сергей Миронов. Участники заседания обсудили актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. С докладом выступил председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир Кулаков.

Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации обсуждались в Совете Федерации на заседании президиума Совета законодателей. С основным докладом по этой теме выступил председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир Кулаков.

Прежде всего, он отметил, что Совет законодателей и созданный им рабочий орган – президиум Совета законодателей стали неотъемлемой частью российской системы парламентаризма, важным фактором реализации стратегии развития, формирования единого правового пространства и оперативного решения, поставленных законодателями задач.

Он подчеркнул, что 2007 год – для законодателей важный и ответственный период, так как состоятся выборы в законодательные собрания субъектов Федерации и в Государственную Думу.

«Принятие качественных законов – главное требование к нам, как законодателям», — заметил глава Комиссии СФ, определяя основные задачи парламентариев на этот ответственный период.

Одним из важнейших факторов эффективного законотворчества, по мнению сенатора, является осуществление нормативно-правого и финансово- экономического обеспечения парламентской деятельности в законодательном органе власти. И в связи с этим он подробно остановился на вопросах, которыми занимается Комиссия СФ: анализ фактического обеспечения деятельности Совета Федерации, формирование его бюджета и сметы расходов, подготовка предложений по стандартам обеспечения, законодательное регулирование организации государственной службы и правового положения государственных служащих и другие.

Как отметил В.Кулаков, Комиссия СФ создана 5 лет назад и за это время ею было проведено 104 заседания, на которых рассмотрено 520 вопросов. Работу Комиссии, в состав которой входят 46 членов Совета Федерации, курирует непосредственно Председатель СФ Сергей Миронов.

Еще в 2002 году Комиссия предложила практический путь решения проблем обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах власти. В основу финансового планирования деятельности законодательного органа был положен нормативный подход, означающий, прежде всего, нормирование (стандартизацию) обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий верхней палаты российского парламента. По словам В. Кулакова, этот механизм был с большим вниманием воспринят руководителями региональных законодательных собраний, и в последующем реализован ими в практической деятельности.

Как заметил сенатор, к 2007 году на утверждение Председателю СФ Сергею Миронову было представлено более 50 нормативно-правовых актов (стандартов обеспечения деятельности), наработанных Комиссией совместно с Аппаратом Совета Федерации.

Как сообщил В.Кулаков, Комиссия СФ разработала основы финансово-экономической модели обеспечения парламентской деятельности. «Мы понимаем эту модель как устойчивую систему сложившегося взаимодействия оптимальных форм, методов и принципов финансового, правового, экономического, информационного, кадрового и других видов обеспечения, функционирующих на основе действующего законодательства и регламентных норм субъектов законодательного права», — пояснил сенатор.

В настоящее время, по словам В.Кулакова, у Комиссии СФ есть свои последователи в законодательных органах субъектов Федерации. Например, в Законодательном Собрании Иркутской области создана и успешно работает Комиссия по контрольной деятельности, а в структуре народного Хурала республики Калмыкия успешно функционирует Комитет по контролю за обеспечением деятельности.

Вместе с тем, отметил глава Комиссии Совета Федерации, действующая правовая база, регламентирующая обеспечение парламентской деятельности по ряду позиций существенно отстает от динамично развивающейся парламентской практики, а в отдельных случаях и противоречит ей.

«Анализируя правовое обеспечение законотворческого процесса, — заметил В.Кулаков, — мы пришли к выводу, что качество принимаемых законов могло бы быть значительно выше, если бы все этапы работы субъектов права законодательной инициативы регулировались на законодательном уровне».

По его словам, проблемы могли быть решены путем принятия трех законов, определяющих: статус Федерального Собрания, систему нормативно-правовых актов в Российской Федерации и порядок принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В.Кулаков проанализировал эффективность работы законодательных органов в зависимости от их финансового обеспечения. На первом месте по финансированию – Московская областная Дума – 776,9 млн. рублей, на втором – Московская городская Дума – 713, 9 млн. рублей и на третьем – Законодательное Собрание Санкт-Петербурга – 694, 8 млн.рублей.

И, по информации В.Кулакова, первые места по законодательным инициативам также занимают Московская областная и Московская городская дума, что подтверждает взаимосвязь финансирования законодательного органа и эффективность его работы. И здесь есть над чем задуматься, считает сенатор.

«Эффективность законотворчества невозможна без всестороннего и своевременного финансирования», — заявляет глава Комиссии СФ.

А также от нормативно-правового обеспечения деятельности законодательных органов, добавляет сенатор.

На основании цифр, мониторинга законодательных инициатив и аналитических справок Председатель Комиссии Совета Федерации делает вывод, что эффективное экономическое развитие регионов, реализация приоритетных национальных проектов немыслимы без соответствующей законодательной базы и эффективной законотворческой деятельности.

Президиум Совета законодателей отметил следующее. В настоящее время политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют реализации идеи формирования и становления в нашей стране правового государства, основанного на принципах верховенства закона. Процесс создания закона, его планирование, по мнению участников встречи, требуют выработки первоначальной концепции будущего нормативного правового акта и приобретает важное значение на современном этапе государственного строительства.

Как считают парламентарии, на фоне несомненных достижений правотворческой деятельности федеральных и региональных законодателей, проявляются и недостатки, ослабляющие эффективность воздействия законодательства на укрепление федеральных устоев России, демократических начал общественной и государственной жизни в стране.

По словам выступающих, довольно острой остается ситуация по обеспечению нормотворчества на региональном уровне. Законы готовятся и принимаются нередко без достаточной экспертизы последствий их реализации, увязки с существующим законодательством и нормами международного права.

В этих условиях высказывалась необходимость потребности определить пути и методы разработки и формирования стандартов обеспечения законотворческой деятельности, обратив особое внимание на проблемы финансово-экономического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения.

Принимая во внимание необходимость совершенствования нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения законотворческой деятельности парламентариев России Совет законодателей рекомендует Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить разработку и принятие федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации», обратив особое внимание на закрепление в указанном законопроекте положений о финансово-экономическом, правовом, информационном, кадровом и иных видах обеспечения законотворческой деятельности.

Решено также продолжить практику проведения парламентских слушаний и «круглых столов» в субъектах Федерации по проблемам обеспечения парламентской деятельности с целью доработки и совершенствования выработанных стандартов и внедрения их в практику законотворческой работы.