В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители профильных федеральных и региональных ведомств, научно-исследовательских организаций.
Открыл заседание председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов. Он представил результаты анализа данных, полученных его Комитетом из регионов, об основных проблемах, общих для всех субъектов РФ в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами. Главная проблема — это нехватка, и подчас полное отсутствие необходимых материальных и финансовых ресурсов, что особенно актуально на уровне местного самоуправления, отметил Виктор Шудегов. Недостаточно финансируются учреждения здравоохранения на цели, связанные с обращением и утилизацией медицинско-биологических отходов. Ощущается нехватка специализированного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях для сбора и утилизации отходов, включая современные установки по обезвреживанию образующихся отходов, отметил Виктор Шудегов. Не хватает в регионах и централизованных систем по обеззараживанию, обезвреживанию, утилизации и ликвидации медицинских и биологических отходов, нет специализированных подрядных организаций, констатировал В.Шудегов.
С другой стороны, налицо недостаточный контроль органов местного самоуправления при низкой культуре организации производства на предприятиях, связанных с образованием биологических отходов. Так, по данным В.Шудегова, недостаточен контроль за соблюдением режима ограничения по содержанию скотомогильников, в том числе сибиреязвенных. Есть необходимость проведения картирования сибиреязвенных мест захоронений и скотомогильников по границе их территории (с указанием занимаемой площади). В настоящее время из‑за пробелов в нормативной базе и управленческой несогласованности сохраняется неопределенность в закреплении существующих скотомогильников за хозяйствующими субъектами.
Третий блок проблем связан с нехваткой профессионально подготовленных к такой работе кадров. Москва и Петербург, где таких специалистов обучают, далеки от специализированных центров, где они нужны. Да и обучение дорогое, высоко расходное, отметил В.Шудегов.
Таким образом, обратил внимание законодателей Виктор Шудегов, в России до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с медицинскими отходами, ежегодный объем которых достигает миллиона тонн, биологическими отходами, а также лекарственными препаратами с просроченными сроками реализации, фальсификатами. Отсутствуют законодательно закрепленные требования к природопользователям по обязательной утилизации образующихся биологических и медицинских отходов, не распределены законодательно полномочия и обязанности в этой сфере. Нет федеральной концепции внедрения современных технологий утилизации медицинских и биологических отходов, в которой бы учитывались не только технологические и финансовые, но и санитарно-гигиенические, экологические и эстетические проблемы. По мнению В.Шудегова, усугубляет положение дел отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов охраны окружающей среды не приняты законы «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и «Об обязательном экологическом страховании».
«Вопросы использования биологических и медицинских отходов по существу выпали из сферы централизованного управления. А недооценивать эту проблему нельзя, — подчеркнул Виктор Шудегов, — так как наличие в стране мер по упорядочению обращения и утилизации медицинских и биологических отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения в субъектах Федерации».
В ряде регионов пытаются решить эти проблемы самостоятельно, разрабатывая региональные программы. Этот опыт положителен, заслуживает одобрения и внимания, так как имеются ощутимые результаты по снижению негативных воздействий на окружающую среду, считает В.Шудегов. Он отметил Нижегородскую, Самарскую, Оренбургскую, Архангельскую области, а также правительство Москвы, где создан самостоятельный уполномоченный орган для координации деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления. Интересен опыт Читинской области, обратил внимание докладчик, где уничтожение и утилизация отходов производится за счет средств обязательного медицинского страхования.
Говоря о законодательной стратегии в этой сфере, Виктор Шудегов предложил рассмотреть вопрос о целесообразности разработки новой редакции закона «Об отходах производства и потребления», а также модернизировать нормативные акты и технические регламенты. Необходима, по мнению В.Шудегова, федеральная целевая программа «Отходы» на 2008–2012 годы, составной частью которой стала бы подпрограмма «Медицинские и биологические отходы».
Участники «круглого стола» представляли свои концепции совершенствования законодательства, регулирующего порядок обращения с биологическими и медицинскими отходами. Вносились предложения по внесению изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Со своей концепцией новой редакции этого закона выступила представитель Торгово-промышленной палаты РФ Лариса Ветошкина. Проректор Санкт-Петербургской медицинской академии рассказал об опыте Северной столицы в этом вопросе.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации в адрес правительства и законодателей, а также федеральных и региональных уполномоченных органов.