Все новости

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ

в Совете Федерации состоялось заседание Совета законодателей России.

ОТКРЫЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ РОССИИ

Вопросы законодательного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов для экономики и государственного строительства страны рассматриваются на открывшемся в Совете Федерации заседании Совета законодателей России. В его работе принимает участие Президент РФ Владимир Путин. С докладом перед главами законодательных и представительных органов власти страны выступит заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства Сергей Нарышкин.

* * *

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОЧЕРТИЛ КРУГ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ СТОЯТ ПЕРЕД ОТЧЕСТВЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

9 октября 2007 года на заседании Совета законодателей России выступил Президент РФ Владимир Путин.

Заседание открыл Председатель Совета Федерации, Председатель Совета законодателей Сергей Миронов.

Слово было предоставлено Президенту России Владимиру Путину.

Глава государства подчеркнул возросшую роль вопросов законодательного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов для нужд экономики и государственного управления.

Главные, первостепенные задачи по подготовке специалистов связаны с требованиями рынка труда и стабильно растущей российской экономики, заявил В.Путин. Национальная экономика, продолжал он, нуждается прежде всего в инженерно-технических и рабочих специальностях. По его словам, их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, некоторых других отраслях. Спрос на квалифицированные рабочие руки, добавил Президент России, растет в машиностроении и металлообработке, жилищно-коммунальной сфере. При этом, отметил глава государства, экономика предъявляет все более жесткие требования к качеству подготовки специалистов.

Так, продолжил он, работодатели не без оснований полагают, что выпускники профессиональных учебных заведений зачастую не в полной мере отвечают современным профессиональным требованиям. Не удивительно, заявил В.Путин, что основным критерием при приеме на работу становится не образование, а прежде всего стаж работы по специальности.

Положение, складывающееся в сфере подготовки специалистов, сказал В.Путин, уже рассматривалось на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах с представителями бизнес-сообщества. Были представлены меры их законодательного решения. Теперь региональные законодательные собрания, заявил глава государства, должны самым активным образом включиться в эту работу.

Предоставление начального и среднего профессионального образования отнесено к ведению субъектов РФ еще в 2003 году, напомнил Президент России. Он привлек внимание участников заседания к ряду ключевых моментов.

Сама система подготовки кадров, структура, ее направление, специальности должны отвечать современным потребностям рынка, подчеркнул В.Путин. По его словам, вся система профобразования должна становится более гибкой: она должна быть готовой к тому, чтобы оперативно отвечать на требования времени и запросы рынка. Этому, продолжал он, прежде всего будет способствовать переход на подушевое финансирование. Учреждения образования должны конкурировать между собой за привлечение учащихся, подчеркнул Президент России, — а значит стремиться к повышению качества образовательных услуг. «Поэтому региональные программы профобразования нужно ориентировать именно на эти экономические принципы».

Следует повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в субъектах РФ профессиям, продолжал В.Путин.

Кроме того, заявил глава государства, требуется адаптировать к требованиям производства стандарты профобразования – начального, среднего и высшего, а также повысить самостоятельность образовательных учреждений в выработке программ обучения.

Президент страны подчеркнул потребность к повышению требований к качеству подготовки управленческих кадров по всей стране. Управленцев высокого уровня, по его словам, нужно готовить не только в центре, но и на местах.

По всем направлениям профессионального обучения следует перенимать и передовой зарубежный опыт, сказал В.Путин; не бояться приглашать на работу зарубежных преподавателей и специалистов. Конечно же, по его словам, это потребует финансового обеспечения. Но добавил он, «решение столь масштабных задач принесет отдачу».

Многое в подготовке отечественных специалистов зависит от позиции бизнеса, отметил В.Путин. «Дальнейшее развитие профобразования в немалой степени определяется эффективностью частно-государственного партнерства, — продолжал он. — Задача региональных законодателей – помочь сформировать его правовую базу. В частности, правовые формы участия работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда. Надо укреплять и правовую базу участия работодателей в попечительских советах учебных заведений, а также разработке рейтингов и других форм независимой оценки образовательных учреждений».

Глава государства привлек внимание законодателей из регионов к необходимости найти действенные правовые пути для привлечения частных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, а также модернизации системы подготовки профессиональных кадров по востребованным на местах специальностям. «Следует шире привлекать предприятия и работодателей для организации производственной практики», — сказал он.

В квалифицированных гражданских служащих остро нуждаются и государственные органы, муниципалитеты, заявил В.Путин. Основные шаги, по его словам, государством уже предприняты. Так, со следующего года переподготовка федеральных госслужащих будет проводиться по государственным заказам, сообщил он. А в перспективе, добавил Президент России, следует ставить задачу формирования целостной и постоянно действующей системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.

* * *

СЕРГЕЙ МИРОНОВ: «ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ»

В связи с проведением в нашей стране масштабных социально-экономических преобразований на сегодняшний день требуется приток большого количества высококлассных специалистов и рабочих в самые различные сферы российской экономики. Об этом заявил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Глава СФ, в частности отметил, что образование является фундаментом инновационного развития страны и от успеха в сфере подготовки и переподготовки кадров зависят успехи российской экономики в целом.

«Благодаря принятым по инициативе Президента Российской Федерации мерам, образование сегодня – крупнейшая статья расходов консолидированного бюджета», — уточнил Сергей Миронов.

Как отметил спикер СФ, первые результаты реализации национальных проектов показали, что значительное повышение эффективности вкладываемых средств напрямую зависит от уровня квалификации кадров. По мнению Сергея Миронова, без существенных инвестиций в подготовку и переподготовку кадров невозможно добиться резких изменений к лучшему.

По словам Председателя СФ, кадровый дефицит — одна из наиболее острых проблем современного АПК. «Здесь нужны люди, умеющие по‑новому организовывать производственный процесс, обеспечивая внедрение новых технологий, повышение производительности труда», — уточнил Сергей Миронов.

Это, считает глава Совета Федерации, относится и к реформированию ЖКХ. Эффективность расходования огромных средств во многом зависит от профессионалов, которым доверяется управление жилым фондом, его ремонт и обслуживание.

«В отрасли нужны грамотные инженеры, управленцы, юристы, экономисты, чтобы создать конкурентоспособные управляющие компании. Не менее важно, чтобы и представители рабочих специальностей имели высокую квалификацию. И в целом, крайне актуальна проблема нехватки рабочих кадров высокой квалификации», — заявил Сергей Миронов и отметил, что решение этих проблем возможно в рамках специальной федеральной целевой программы «Рабочие кадры». Эта программа, по мнению спикера СФ, позволит обеспечить совершенствование механизмов поддержки и модернизации системы начального и среднего профобразования.

Как считает Сергей Миронов, рынок труда формируют не только большие фирмы, которые способны самостоятельно решать проблему обучения кадров, но и небольшие предприятия, опирающиеся на систему государственной подготовки. Если нужные специалисты не находятся, то кадровые проблемы будут решаться за счёт импорта дешевой рабочей силы из ближнего зарубежья, сделал предположение глава СФ. По его информации, в бывших советских республиках Средней Азии наблюдается – в противоположность России – рост спроса на обучение в ПТУ. Значительная часть их выпускников заранее ориентированы на работу в России.

Сергей Миронов высказал сожаление, что возможности подключения предпринимателей к подготовке по рабочим специальностям пока весьма ограничены.

«Они рассматривают работника по старой советской традиции как элемент производственных затрат, которые надо свести к минимуму. Тогда как инновационная экономика требует относиться к человеку как важнейшему ресурсу производства», — уверен Сергей Миронов.

По его мнению, развитие экономики требует не только новых форм хозяйствования, но и новой организации управления. «Переход к созданию государственных корпораций в приоритетных для экономики сферах потребует и привлечения кадров, обладающих не только необходимыми знаниями, но и владеющих иной управленческой психологией, уверен Сергей Миронов. Речь идёт, прежде всего, о нанотехнологиях, атомной энергетике, авиа- и судостроении.

Очевидно, заметил Сергей Миронов, что решение грандиозных задач по подготовке и проведению Олимпиады 2014 года в Сочи потребует как новых управленческих решений, так и кадров, способных такие решения принимать.

«Необходима продуманная стратегия подготовки значительного количества высококвалифицированных кадров для воспитания спортсменов, развития инфраструктуры спорта, спортивной медицины, туристического бизнеса», — .уверен глава СФ.

Он также выделил проблемы, связанные с подготовкой и повышением квалификации специалистов государственного и муниципального управления.

Наряду с проблемами финансового обеспечения подготовки и повышения квалификации, по его словам, остро стоит проблема содержания и методики образовательного процесса. В конечном итоге, заметил Сергей Миронов, речь идет о том, чему учат будущих специалистов государственного и муниципального управления и каков уровень квалификации преподавателей.

Одним из ключевых звеньев подготовки кадров, как считает Сергей Миронов, должна стать современная система профессионального образования.

«В России не хватает примерно 250 тысяч грамотных управленцев со степенью Эм-Би-Эй (»мастер бизнес-администрирования»), способных вести дело в соответствии с международными стандартами», — сообщил Председатель СФ. И напомнил, что в России только 52 учебных заведения имеют лицензию на обучение по программам Эм-Би-Эй, и только пять из них аккредитованы Международной Ассоциацией Эм-Би-Эй.

В связи с этим, Сергей Миронов считает, что России необходим закон, обеспечивающий государственную стандартизацию российских программ Эм-Би-Эй. Кроме того, по его мнению, нужно отделить степени кандидата и доктора наук от практической степени Эм-Би-Эй. «Если исследователь для своих разработок заинтересован получить научную степень, то управленцу для руководства предприятием более важно обладать степенью Эм-Би-Эй», — заметил он.

Сергей Миронов отметил, что развитие системы образования работников управления и администрирования имеет своей целью подготовку топ-менеджеров международного уровня для отечественных предприятий. Он высказался за введение соответствующих курсов в ведущих российских ВУЗах, за создание школ Эм-Би-Эй, способных не только избавить нашу страну от кадровой зависимости в сфере управления, но и послужить формированию самостоятельных современных научных школ, опирающихся на колоссальный опыт внутренней хозяйственной практики.

Завершая выступление, Председатель Совета Федерации, отметил, что тема подготовки кадров для экономики и государственного строительства весьма многогранна и чрезвычайно важна. «Решить проблемы, стоящие на повестке дня, можно и нужно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: общества и государства; законодателей и исполнителей; федеральных и региональных властей», — подчеркнул Сергей Миронов.

* * *

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ НЕСООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

9 октября 2007 года на заседании Совета законодателей обсуждались проблемы подготовки кадров для экономики и государственного строительства.

Основная проблема в сфере профессионального образования, которая наиболее остро стоит пред страной — несоответствие между спросом и предложением на рынке труда. Почти повсеместно наблюдается перепроизводство экономистов и юристов, отмечали выступающие. Вместе с тем, растет потребность в высококвалифицированных кадрах рабочих специальностей. «Курс на либерализм в образовании не оправдался», — подчеркнул представитель государственных органов власти Республики Татарстан Ф. Мухаметшин. По его мнению, настало время государству активно влиять на ситуацию. Необходимо прекратить перепроизводство одних кадров в ущерб другим. В частности, он предложил согласовывать решение об открытии филиалов вузов с руководством региона.

Эту же тему продолжила Марина Истиховская, представляющая Республику Коми. Она подчеркнула, что при выделении средств федерального бюджета и составлении государственного заказа на подготовку специалистов не учитывается мнение регионов. Именно на этом остановил свое внимание Президент РФ Владимир Путин. Он попросил министра образования и науки Андрея Фурсенко прояснить ситуацию. На местах, отметил министр, решения зачастую принимаются при активном участии и в интересах ректоров вузов, которые заинтересованы готовить тех специалистов, на которые есть спрос у абитуриентов. Президент на это ответил, что лоббизму вузов необходимо противопоставить действенный механизм работы высших учебных заведений в регионах при активном участии региональных властей.

Одна из основных задач на сегодня – борьба с так называемой инфляцией знаний, уверен представитель Красноярского края А. Усс. По его словам, средний цикл жизни актуальной профессиональной информации в среднем колеблется от 5 до 10 лет. Следовательно, знания, полученные студентами на первых курсах обучения, зачастую уже безнадежно устаревают ко времени окончания вуза. В связи с этим, отметил А. Усс, особое значение приобретают дополнительное профессиональное образование, необходимость совершенствования технической базы учебных заведений.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении рассказал о создании принципиально новых образовательных центров в Сибири и на юге страны. Речь идет о Сибирском федеральном университете и Южном федеральном университете. Цель подобных образовательных учреждений – создание учебных центров, которые бы соответствовали современным экономическим условиям и международным стандартам обучения.