Рейдерство широко шагает по стране, пронизывая почти все без исключения отрасли экономики. Проблема рейдерства обсуждается в кулуарах и СМИ, исследуются методы борьбы с этим злокачественным явлением, предлагаются многочисленные рецепты исцеления от него.
К сожалению, предлагаемые меры борьбы с корпоративными захватами часто выпадают из поля зрения законодателей то есть тех, кто призван оперативно восполнять пробелы законодательства, используемые пиратами-рейдерами.
Распространение рейдерства приобрело у нас характер эпидемии. Она поразила вертикаль власти сверху донизу, толкает экономику страны в пучину криминала, к беспределу!
Цель рейдерства перехват чужой собственности, имущества, активов, земли. Инструменты рейдеров лазейки в органах власти, судах, правоохранительных и налоговых органах, приставы, наконец, несовершенные законы, океан которых бороздят лучшие юридические компании и наиболее изобретательные юристы.
Причина распространения этого явления отсутствие верховенства закона, независимости судов, абсолютный правовой нигилизм. Между тем история послевоенного возрождения европейских и азиатских государств, последние годы развития когда‑то колониальной многонациональной Индии, Канады, Новой Зеландии, Австралии доказывают, что в основе стабильности государства лежит именно принцип верховенства закона.
У нас же, к сожалению, как не было в прошлом веке, так и поныне нет уважения к институту частной собственности. А ведь еще в Дигестах Юстиниана величайшем памятнике правовой мысли было указано: «ничто так не соответствует естественной справедливости, как подтверждать в праве волю собственника».
Спутник рейдерства и его ближайшая родственница коррупция, пронизывающая почти все ветви власти. Вертикаль власти, где многие руководители назначаются, а не избираются, зачастую превращается в пособника рейдеров.
Следствие этих явлений падение индекса деловой активности, вывоз капиталов, мозгов, уход экономики в тень (например, сумма обналиченных в банках средств в 2007 году составила 1 триллион рублей или около 3 процентов ВВП страны); а также инфляция, рост издержек производства. С этим связаны пассивность, отсутствие здоровой конкуренции, дороговизна продовольствия, ориентация экономики на сырьевые отрасли.
Всеобщие неуверенность, страх и недоверие охватили не только предпринимателей, но и всех обладателей какой‑либо собственности будь то квартира, дача или земельный участок.
Ведь рейдерские способы отъема собственности успешно применяются и в отношении обычных граждан. Об этом говорят множество жалоб, поступающих и членам Совета Федерации, и в наш Комитет. При всем этом захватчики действуют в рамках существующих правовых норм! Ведь законодательного определения рейдерства нет, да и сформулировать его будет сложно.
Предлагаю нам вместе попытаться в законе определить границы правомерного поведения, за пределами которых определенные действия будут квалифицироваться как незаконное завладение собственностью.
Философия рейдерства захват чужой собственности — подрывает дух закона, основы правомерного поведения. Все это, конечно, обусловлено крайне низкой степенью правосознания в нашем обществе. И в этих условиях законодательная работа должна быть еще более скрупулезной. Идеальных законов, как вам известно, не существует, но нам всем надо попытаться максимально четко регулировать вопросы защиты собственности, свести к минимуму возможности реализации противоправных схем.
Меры, принимаемые государством, не успевают за полетом изощренной мысли корпоративных юристов. «Антирейдерский» законопроект, внесенный в Думу Правительством, содержит предложения, о которых специалисты говорят и говорили давным-давно. Нынче, пока мы раскачиваемся, рейдеры уже успели подготовить себе обходные пути и выработали новые приемы.
Несомненно, успехам рейдерских атак зачастую способствует низкая правовая культура, правовой нигилизм граждан, несоблюдение в деловых отношениях буквы закона, нежелание, в силу консерватизма или просто алчности или некомпетентности, выполнить все необходимые правовые формальности в процедуре проведения любых сделок с контрагентами. Поэтому другая сторона борьбы с рейдерством задача вывести российское предпринимательство из состояния правового нигилизма, сделать законы ясными, логичными и доступными пониманию граждан; повернуть общественное сознание к мысли, что соблюдение закона проще и дешевле, чем расплата за его несоблюдение!
Для выполнения перечисленных задач нужна эффективная структура, усилиями которой координировалась бы работа специалистов, аккумулировались идеи практиков и ученых, изучался бы опыт антирейдерских контратак. Накопленная таким образом информация носила бы всесторонний характер и позволила бы более оперативно готовить комплексные законодательные инициативы.
Очевидно, что законотворческая работа в этой сфере должна идти, прежде всего, в русле реформирования корпоративного законодательства. Предлагаю обратиться в Следственный комитет МВД, Торгово-промышленную палату, РСПП, к общественным организациям с просьбой поделиться с нами своими идеями с последующей экспертной оценкой и подготовкой законодательных инициатив».
В заключение своего выступления сенатор Фархад Ахмедов предложил создать в рамках Комитета СФ по правовым и судебным вопросам подкомитет для целенаправленного решения задач по законодательному обеспечению противодействия рейдерству.