Открывая заседание Комиссии СФ по информационной политике, председатель Комиссии Людмила Нарусова подчеркнула актуальность проблемы, за решение которой взялись разработчики проекта модельного закона «Об Интернете».
«В недобросовестных руках Интернет зачастую превращается в орудие преступления преступления против личности, пропаганду терроризма и детской порнографии. Поэтому нам необходимо правовое регулирование деятельности в Интернете», — считает Людмила Нарусова. Однако, заметила она, сначала необходимо определиться с понятийным аппаратом, например, дать четкое определение что такое сайт в Интернете.
Таким наиболее общим, базовым документом является представленный на Комиссии проект модельного закона «Об Интернете». Инициаторами разработки модельного закона выступили Комиссия Совета Федерации по информационной политике и Региональный центр Интернет-технологий (РОЦИТ). Исполнителем данной работы стала «Российская ассоциация электронных коммуникаций» (РАЭК). В работе также приняли участие специалиста Института развития информационного общества, ведущие Интернет-эксперты и юристы стран Содружества Независимых государств.
От имени группы разработчиков текст проекта модельного законодательного акта представили Интернет-эксперты Владимир Горжалцан и Юрий Храмов. В данном проекте предпринята попытка упорядочить взаимоотношения государства и представителей Интернет сообщества, определить участников процесса регулирования Интернета и их функции, установить правила определения места и времени совершения юридически значимые действий при использовании Интернета.
В последовавшей за представлением проекта модельного закона «Об Интернете» дискуссии приняли активное участие члены Совета Федерации Людмила Нарусова, Евгений Елисеев, Виталий Богданов, Олег Ткач, Хусейн Чеченов, Юрий Солонин, а также секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, Интернет-эксперт, разработчик ресурса Рамблер Антон Носсик. Заданные разработчикам вопросы носили принципиальный характер. Юрий Солонин попросил уточнить заложенную в законопроекте идеологию и пояснить суть такого понятия как «государственная политика в области Интернета». Возник вопрос и о территориальной привязке, юридическом определении территории Интернета.
В результате обсуждения было выделено два возможных пути урегулирования комплекса проблем, связанных с деятельностью в сети Интернет. Первый путь принятие всеобъемлющего, комплексного и рамочного закона, который позволит определиться с терминологией и стратегией взаимоотношений государства и Интернет сообщества. Второй вариант, показавшийся участникам заседания более перспективным и работоспособным, — принятие представленного документа в качестве некой международной декларации, межгосударственного соглашения. А в соответствующих законодательных актах Российской Федерации прописать норму, в которой квалифицировать использование Интернет-технологий при совершении противоправных действий как отягчающее (или смягчающее) обстоятельство. Именно по такому пути пошел ряд стран, в частности США, где достаточно эффективно удается бороться с преступлениями, связанными с Интернет-технологиями. Принятие целого ряда поправок в действующие законы, где будет предусмотрена дополнительная ответственность за преступления с использованием Интернет-технологий позволит действовать «широким фронтом и даст положительный эффект», отметил Евгений Елисеев, заместитель председателя Комиссии СФ, подводя итоги рассмотрения проекта модельного закона «Об Интернете».
Комиссией Совета Федерации по информационной политике было принято решение передать разработанный проект на рассмотрение Межпарламентской ассамблеи СНГ.