Все новости

Ответы Председателя Совета Федерации С.М. Миронова на вопросы пользователей сети интернет

Тема Интернет пресс-конференции: «Защита человека — основа социальной политики государства»

  • Я инвалид 1-й группы. Положенных мне бесплатных лекарств как не было так и нет. До каких пор это будет продолжаться?

Лекарственное обеспечение льготников — очень острая проблема. Мы выделяем каждый год из бюджета всё больше денег на лекарства, а люди не могут воспользоваться своими правами.

В 2008 году на дорогостоящие препараты по семи группам наиболее тяжёлых заболеваний федеральным бюджетом предусмотрено 33 млрд. рублей, на остальные группы заболеваний – 27 млрд. рублей. Министерство рапортует о проведении всех необходимых мероприятиях, которые позволят закупить лекарства и доставить их в регионы.

Будем держать этот вопрос на парламентском контроле. Кроме того, в настоящее время разработан законопроект о дополнительном лекарственном обеспечении, которым устанавливаются предельные цены на лекарства, предлагается создать систему государственных социальных аптек. Законопроект предусматривает также возможность периодического пересмотра списка бесплатных лекарств в сторону его расширения.

  • Сергей Михайлович, считаете ли Вы, что увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения улучшит ситуацию на дорогах в Москве и не приведёт к увеличению поборов со стороны сотрудников ГИБДД? В Москве проблемы, скорее, с самими дорогами.

Мировая практика увеличения штрафных санкций за нарушение правил на дорогах показала свою высокую эффективность. Учитывая зарубежный опыт, российский парламент внёс изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые существенно увеличили штрафы за нарушение Правил дорожного движения.

Эти меры уже дали положительный результат. С начала года количество наиболее опасных правонарушений — выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора — снизилось почти вдвое. Более чем на 8 % сократилось число погибших и раненых. Удалось уменьшить детский дорожно-транспортный травматизм. На 16 % сократилось количество пешеходов и на 11% — пассажиров, погибших в ДТП. Всё больше водителей стало пристёгиваться ремнями безопасности.

С 1 июля этого года вступает в силу норма о фото- и видеофиксации нарушений. Уверен, что она будет способствовать наведению порядка на наших дорогах и снижению взяточничества со стороны сотрудников ГИБДД.

Совет Федерации продолжает работу по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. В Государственную Думу нами направлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он предусматривает равенство прав всех участников дорожного движения и регламентирует приоритет в движении для специализированных транспортных средств.

Что же касается плохих дорог в России, то эта проблема по‑прежнему злободневна. Поэтому повышение требовательности к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту дорог и дорожных сооружений, установке технических средств регулирования и дорожных знаков сегодня, при стремительном росте численности автотранспорта, как никогда ранее, актуально.

В то же время считаю, что мы не сможем продвинуться вперёд в обеспечении безопасности на дорогах, пока общество и каждый гражданин не осознают свою причастность к решению этой жизненно важной проблемы.

  • Удастся ли остановить рост цен на продукты питания после выборов Президента? Насколько опасна зависимость России от импортного продовольствия?

Рост цен на продукты питания не зависит от избирательной кампании по выборам Президента страны. Он связан как с объективными факторами – общемировым ростом цен, так и с субъективными – низким уровнем конкуренции на продовольственных рынках.

Высокая зависимость России от импорта продуктов питания (сегодня он достигает 45%) угрожает продовольственной безопасности нашей страны. Чтобы защитить себя от мировых продовольственных катаклизмов, необходимо развивать отечественное сельское хозяйство. Я продолжаю настаивать на том, что государственное финансирование АПК должно составлять не менее 5%, а в перспективе 10% расходной части федерального бюджета. Также необходимо увеличить государственные интервенции по зерну, создавать единую систему сбыта сельхозпродукции, инвестировать в развитие инфраструктуры села.

Федеральной антимонопольной службе следует действовать более жёстко, оперативно и открыто. Нужно проводить рейды с участием правоохранительных органов и устанавливать, кто и где мешает свободному движению товаров и свободной торговле. Конкретные факты, фамилии, калькуляции цен в магазинах должны стать достоянием общественности.

Если эти мероприятия будут реализованы, тогда и с ростом цен мы справимся.

  • Идея сноса в Москве «ракушек» обсуждается уже много лет, но машиноместо в многоэтажных гаражах слишком дорого для владельца обычных машин (до 15 тыс. долларов). Какой выход Вы видите из этой ситуации?
  • Сергей Михайлович! У меня есть машина, но нет гаража. Будут ли приниматься меры по созданию программы по‑настоящему «народных» гаражей, то есть по доступной для обычного человека цене? Сейчас цены такие, что не подступишься.

Обустройство парковок и мест хранения личных автомобилей жителей городов и других населённых пунктов находится в компетенции местных органов власти. Именно они обязаны решать такие вопросы.

В целом проблемы с гаражами возникли из‑за ошибок в планах градостроительства и прогнозировании темпов увеличения личного автотранспорта.

Что касается Москвы, то я думаю, что Юрий Михайлович Лужков и правительство города совместно с жителями найдут приемлемые варианты решения по гаражам. Считаю, что главное здесь – установление таких тарифов на услуги по парковке и хранению автомобилей, которые владельцы автомашин были бы в состоянии оплачивать. Если же необходимо снести «ракушку» или бокс на автостоянке, то предлагаемая альтернатива должна быть доступной.

  • Уважаемый Сергей Михайлович! Как защитить честного офицера в правоохранении, чтобы они могли защитить всех нас? К трагедии в Саратове – убийство прокурора Евгения Григорьева было предопределено именно потому, что он реально боролся с коррупцией?

Причины и обстоятельства убийства прокурора Саратовской области Евгения Фёдоровича Григорьева должно официально установить следствие.

По данному факту возбуждено уголовное дело. Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка взял под личный контроль расследование этого убийства.

Знаю, что в правоохранительной системе России достаточно много честных и профессиональных сотрудников. К сожалению, риск сопровождает их работу. Привыкая к нему, они нередко забывают о своей собственной безопасности.

Со своей стороны, как законодатель, считаю перезревшей проблемой принятие федерального закона «О противодействии коррупции». Поиском и разоблачением коррупционеров должен заниматься специальный орган.

За последние 15 лет опросы общественного мнения показали, что коррупция в российском обществе расценивается как нечто второстепенное, уступая страхам перед высокими ценами, инфляцией, безработицей, низким уровнем жизни.

А то, что во многом именно коррупция становилась причиной всех этих явлений, как‑то не осознавалось.

Борьба с коррупцией — не только дело правоохранительных органов. При более активной гражданской позиции большинства россиян правоохранительные органы реже теряли бы своих самых достойных сотрудников, а их деятельность была бы более успешной.

  • Сергей Михайлович, здравствуйте. Как Вы оцениваете ситуацию с реализацией национального проекта «Образование»? Каким Вы видите его будущее?

Национальный проект «Образование» всколыхнул профессиональное сообщество. Позволил оказать государственную поддержку тем, кто добивается хороших результатов. Проект необходимо продолжать. Ведь инновационное развитие России, переход от сырьевой ориентации экономики к экономике знаний и высоких технологий невозможны без эффективной, современной системы образования.

Однако проект не решает всех проблем в отрасли. Следует быстрее находить ответы на такие вопросы, как повышение заработной платы учителей до достойного уровня, повсеместное улучшение организации питания в школах. Кроме того, в рамках проекта поддержку получают образовательные учреждения — лидеры. Надо подумать и о том, чтобы не было отстающих школ, техникумов, вузов. Чтобы каждый россиянин получал образование высокого качества, где бы он ни учился.

  • Сергей Михайлович! Хочу спросить. Почему Вы, как лидер партии Справедливой России, не стали выдвигать свою кандидатуру на выборах Президента России?

Во‑первых, я уже давно и неоднократно заявлял, что не собираюсь выставлять свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года.

Во‑вторых, по итогам декабрьских выборов в Государственную Думу четыре политические партии, в том числе и «Справедливая Россия», провели переговоры о выдвижении единого демократического кандидата в Президенты России, который продолжит курс Владимира Владимировича Путина. Таким кандидатом, как известно, стал Дмитрий Медведев.

  • Дорогой Сергей Михайлович! Много споров идет относительно того, что переносить в Питер, а что оставить в Москве. Предлагаю столицу перенести ближе к центру России — например, на Урал или в Сибирь. А как Вы к этому относитесь?

В 2007 году Совет Федерации одобрил Федеральный закон о переносе Конституционного Суда Российской Федерации из Москвы в Санкт-Петербург. Считаю данное решение вполне обоснованным, так как в федеративных государствах, как правило, не принято концентрировать все органы власти в столице. Небольшая децентрализация власти пойдет нам только на пользу.

Что касается возможного переезда других федеральных органов власти, а тем более переноса столицы, то считаю, что на данный момент это и политически, и экономически нецелесообразно. В стране сегодня много других острых проблем, на которые следует тратить бюджетные средства.

  • Уважаемый Сергей Михайлович! А Россия будет вступать в НАТО? Как можно безопасность и защиту страны повысить?

Убеждён, что потребность в замкнутых военно-политических группировках, в том числе и НАТО, осталась в далёком прошлом. Характер современных угроз глобальной и региональной безопасности требует не блокового подхода, а коллективных действий всех государств на основе решений Организации Объединённых Наций и уважения основополагающих принципов международного права. Поэтому в НАТО мы вступать не собираемся.

Повышение нашей собственной безопасности зависит, прежде всего, от нас самих, от наших успехов в социально-экономическом развитии, от усилий по укреплению обороноспособности страны. Немалый вклад в это дело вносит и внешняя политика России, направленная на выработку коллективных подходов к наиболее острым и важным проблемам современного мира.

  • Хочу спросить о компенсациях по вкладам. На Украине компенсируют в 5–10 раз больше, чем у нас. Да и сразу все выплачивают. Россия что беднее, или всем руководителям на свой народ наплевать? Обидно.

Следует отметить, что условия компенсации по вкладам Сбербанка на Украине все же не так привлекательны, как может показаться на первый взгляд. Так, вкладчикам выплачивается не более 1000 гривен на человека, это примерно 200 долларов, и о том, как будут погашаться более крупные вклады, власти молчат. Расходятся во мнениях эксперты и о том, как повлияет на инфляцию вброс в экономику крупной суммы, а инфляция на Украине высока: 16 % за 2007 год. Очевидно лишь одно – кампания по погашению вкладов на Украине – часть громкой предвыборной кампании Блока Юлии Тимошенко, а вовсе не продуманный шаг экономической политики.

Критическое отношение к действиям украинских властей отнюдь не означает, что я абсолютно согласен с тем, как проходит компенсация «сгоревших» вкладов в России. Хотя всю сумму утраченного гражданами вернуть не реально. Ведь даже по самым умеренным подсчетам она составляет 2 годовых бюджета России. Тем не менее, погашение по сегодняшней схеме – 1 сегодняшний российский рубль за 1 советский рубль (а в случае, если вклад крупный, еще и с понижающими коэффициентами) – действительно, смахивает на грабеж. Думаю, что лучший способ – это компенсация собственностью, например, передача гражданам государственных пакетов акций предприятий. А для выработки конкретных механизмов нужно посадить за один стол и заставить задуматься специалистов Минфина, Центрального банка, представителей экономической науки.

  • Сергей Михайлович! Живу в спальном районе Москвы. Все против игровых клубов, а в прошлом году вместо закрытия, о чем все чиновники говорили, у нас вулканов и казино стало еще больше. Нельзя ли сразу все закрыть.

В соответствие с Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 года деятельность игорных заведений будет сосредоточена в четырех особых зонах. Этим же законом предусмотрено, что органы власти субъектов Федерации до 1 июля 2007 года должны были принять решение о досрочном запрете игорного бизнеса на своей территории.

И такие решения были приняты в ряде регионов. К сожалению, власти Москвы посчитали нецелесообразным досрочно закрывать игорный бизнес.

  • Россия собирается перейти на цифру – цифровое телевидение. А будут ли защищены интересы малоимущих? Ведь купить новый телевизор я не в состоянии.

Переход на цифровое вещание позволит решить проблему информационного неравенства граждан России. Сейчас около 60% российских семей принимают не более 3 телепрограмм. Переход на «цифру» позволит на одной частоте (мультиплексе) вещать 8-ми телеканалам, а к 2016 г. — более 35 телеканалам.

Министерство культуры и массовых коммуникаций России предлагает отдать под «социальный пакет» (бесплатный) один из мультиплексов с шестью телеканалами — пятью федеральными («Первый канал», ВГТРК — каналы «Россия», «Спорт», «Культура» — и НТВ) и одним местным.

За счет государства планируется установка в квартиры малоимущих — адаптеров, позволяющих принимать цифровые телеканалы на обычный телевизор. Новый телевизор Вам покупать будет ненужно.

  • Как семье (4 человека) с нормальным достатком (1 – 1,5 тыс. долларов) приобрести квартиру? Цены сверхвысокие, на очередь сейчас никто не ставит. Ипотека тоже не выход, получаются большие проценты.

Отсутствие доступного жилья и плохие жилищные условия остаются одними из наиболее острых проблем в нашей стране. Примерно две трети россиян живут в аварийных зданиях. В то же время, при нынешних механизмах решения жилищной проблемы 70 процентов наших граждан никогда не смогут приобрести новую квартиру ни по льготной цене, ни по ипотеке. Это касается даже людей с очень неплохими по российским меркам доходами.

И, надо сказать, что государство осознает свою ответственность в этом вопросе перед населением, свидетельством чему стало появление национального проекта «Доступное жилье». Его реализация уже начала приносить результаты. В 2007 году было введено 60,4 миллиона кв. метров жилья, на 19,4 процента больше, чем в 2006 году. Это неплохие достижения, но они не снимают проблему доступности жилья. Цены на недвижимость продолжают расти, а потребность в новом жилье в России, по оценкам экспертов, достигает уже 1,5 миллиарда кв. метров. Ясно, что государство обязано предпринять более радикальные шаги, направленные на решение жилищной проблемы. И эти шаги будут сделаны в ближайшее время.

Новым инструментом, благодаря которому миллионы наших граждан смогут приобрести жильё, должны стать строительные сберегательные кассы. Планируется, что закон «О строительных сберегательных кассах» будет принят в течение нынешней весенней сессии парламента. Я считаю, что этот закон крайне необходим для нашей страны и поэтому сам принимал участие в его разработке.

Стройсберкасса – это специализированный банковский инструмент, который, кстати, эффективно применяется во многих развитых странах. Такие кассы под контролем государства предоставляют кредиты исключительно на улучшение жилищных условий: строительство и покупку жилья, его обмен и ремонт. Принцип работы стройсберкассы прост: любой вкладчик, решивший приобрести жилье, может регулярно вносить в кассу определенную фиксированную сумму – такую, которая ему по карману. При этом и государство должно ежегодно перечислять ему некую премию – например, на первых порах, пока накопленная гражданином сумма не достигнет 70 тыс. рублей, премия могла бы составить 20 процентов от накопленных средств.

Как только общая сумма, отложенная гражданином в стройсберкассе, достигнет 30 – 40 процентов стоимости квартиры, вкладчик получает право на получение кредита для ее покупки. Все расчеты показывают, что при такой системе накопления средств стройсберкассы смогут предоставлять вкладчикам дешевые кредиты под 5–6 процентов годовых на срок от 7 до 15 лет, даже несмотря на сохранение относительно высокой инфляции. С помощью строительных сберегательных касс жилье можно будет купить в 2 – 2,5 раза дешевле, чем по существующим ипотечным программам. В процесс кредитования через стройсберкассы смогут включиться не менее 25 процентов наших граждан.

  • Многие считают, что если на селе в школе мало учеников, то такие школы надо закрывать, а учеников переводить в соседние школы (расположенные в других населённых пунктах). А вы знаете как у нас с транспортом. Что Вы думаете по этому вопросу?

Школа на селе – это важный центр общественной жизни. Ликвидация школы может привести к запустению деревни. Поэтому огульное, без разбору закрытие сельских школ допускать нельзя. Всегда выступал против этого. Кстати, в соответствии с российским законодательством вопрос о закрытии конкретной сельской школы может быть решен только по решению схода сельских жителей. Но, в каждой работающей школе необходимо обеспечить высокое качество образования. Еще одна беда, которую давно пора изживать ‑ плохие дороги. Надо также продолжать работу по расширению парка школьных автобусов в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  • Что Вас больше всего огорчило в прошедшем году? И что нужно обязательно сделать в текущем?

В прошедшем году при активном участии Совета Федерации страной достигнуты существенные результаты в реализации долгосрочного курса развития. Однако, несмотря на успехи последних лет, нам пока не удалось уйти от проблемы бедности. Высокие экономические показатели не трансформировались в качество жизни. При сокращении общего числа людей, живущих за чертой бедности, углубилась социальная пропасть между богатыми и бедными.

В этой связи перед Советом Федерации стоят сложные задачи. Палата уже разработала и направила на согласование в Правительство законопроект «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации». Другой наш приоритет – это реформа ЖКХ, мы намерены перейти к концептуально новой стратегии модернизации этой отрасли. В условиях предстоящего повышения тарифов нужно принять все меры, чтобы это не привело к ухудшению материального положения граждан.

И третья важная проблема – это инфляция. Для ее преодоления мало уже директивного ограничения роста цен, требуется долгосрочная государственная ценовая политика, которая содержала бы меры по развитию конкуренции и ликвидации лишних звеньев в цепи торговых посредников. Совет Федерации будет держать эти процессы под постоянным контролем.

  • Как вы относитесь к необходимости вступления России в ВТО?

Мы прекрасно понимаем, что ВТО представляет собой важный инструмент развития мировой торговли в нашем стремительно глобализирующемся мире. Всё, однако, зависит от «цены вопроса». Наша страна готова вступать в эту организацию, но на таких же условиях, на которых вступало большинство государств. Ряд секторов российской экономики, прежде всего её сельское хозяйство, многие отрасли нашего современного машиностроения пока что не готовы к свободной конкуренции на мировом рынке. Поэтому, признавая всю привлекательность и целесообразность вступления России в ВТО, считаю нецелесообразным добиваться этого любой ценой.

Эксперты-экономисты полагают, что присоединение России к этой организации позволит российским предприятиям: получить гарантированный и недискриминационный доступ на рынки всех её стран-членов. Устранится дискриминация в торговле в результате доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, когда они ущемляются партнёрами. Россия получит возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путём эффективного участия в выработке новых правил международной торговли. В нашу экономику начнёт поступать ещё больше инвестиций.

Однако взамен необходимо будет сделать определённые уступки в плане более широкого доступа на наши рынки товаров и услуг из‑за рубежа. Естественно, при этом нам важно обеспечить такие условия, чтобы в результате возросшей конкуренции не погубить собственного национального производителя. Достичь этого можно только в результате непростых, кропотливых и длительных переговоров.

Ясно, что многие отрасли у нас окажутся не в лучшем положении после вступления в ВТО, но самой незащищенной является сельское хозяйство. Оно нуждается сегодня в государстве, как активном участнике рынка продовольствия. Поэтому чем дольше мы не вступим в ВТО, тем лучше это будет для сельского хозяйства и в целом для России.

Это не означает, что страна не должна готовиться к процессу вступления в ВТО. Однако здесь нужна продуманная, выверенная стратегия. И абсолютно очевидно, что без поддержки государства в модернизации экономики, создании конкурентоспособных инновационных производств нам сегодня не обойтись.

  • Сергей Михайлович! Думаю, миграционная политика требует изменений. Совет Федерации будет вносить изменения в законы для защиты от больных мигрантов или мигрантов с криминальным прошлым.

Убеждён, что попытки решить проблемы демографии или нехватки рабочих рук только за счёт мигрантов — это тупиковый путь. Население России должно расти в первую очередь за счёт наших граждан.

По данным Федеральной миграционной службы, в 2008 г. Россия намерена привлечь из‑за рубежа по квотам около 2 млн. трудовых мигрантов. Но возникает вопрос: каких именно мигрантов мы хотим видеть?

Безусловно, в первую очередь это должны быть здоровые законопослушные люди, знающие русский язык, с уважением относящиеся к ценностям и культуре коренных жителей. В этом вопросе Россия должна жёстко отстаивать свои законные интересы.

Есть разные подходы к этой проблеме. Некоторые государства в принципе не принимают мигрантов, имеющих судимости. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии, а теперь и в Великобритании действует балльная система привлечения иммигрантов. Начисление баллов производится в соответствии со знанием языка, образованием, ученой степенью, возрастом, семейным положением, профессиональными навыками, иными параметрами. Набравшие наибольшее количество баллов мигранты считаются наиболее ценными и желательными для страны.

Полагаю, что в этом непростом вопросе необходим согласованный, взвешенный подход, выработка единых стандартов со странами СНГ. Важно поставить барьер на пути тех, кто имеет проблемы с законом, а также не допускать создания моноэтнических анклавов. При этом нельзя забывать о соблюдении прав легальных мигрантов, в том числе на медицинскую помощь. Проблема в том, что действующий механизм медицинского освидетельствования мигрантов несовершенен, создаёт поле для коррупции и различных злоупотреблений. Поэтому задача коррекции миграционного законодательства сохраняет свою актуальность.

  • Бываю во многих городах России. Везде – копейки, ашаны, кружки, макдоналдсы. А что, слабо развернуть сеть государственных магазинов и кафе? Ведь это выгодный бизнес и реальная возможность защитить граждан (от необоснованного роста цен).

Создать государственные магазины, конечно, можно. Большинство российских граждан хорошо помнят времена, когда все магазины в нашей стране были государственные. Только вот вопрос, для чего это делать?

Если для того, чтобы малоимущие граждане могли дешевле покупать продукты, то ведь где же гарантия, что отовариваться в этих магазинах будут только малоимущие граждане? Нет такой гарантии. Помощь малоимущим должна быть адресной, через пособия, субсидии, продовольственные талоны.

Если же открывать государственные магазины для того, чтобы государство могло заработать, то и из этого ничего не получится. Потому что одно из двух: либо торгуем с выгодой, либо снижаем цены. А вот все пороки государственного магазина, так хорошо известные старшему поколению (плохая сохранность собственности, низкий уровень работы с клиентами, медленное реагирование на покупательский спрос) мы получим наверняка. Так что вряд ли из этого дела выйдет польза и для граждан, и для государства.

  • Инфляция в стране, это излишки денег у населения или неумение Правительства побороть это явление?

Ваш вопрос закономерен, ведь классическое определение инфляции – это процесс обесценивания денег в результате переполнения каналов обращения денежной массой, не обеспеченной товарами. И чиновники Минфина спешат объяснять всплеск инфляции в стране чрезмерными социальными обязательствами государства, повышением зарплат населения.

Что касается зарплат, то, как показывают исследования специалистов Высшей школы экономики, они в последнее время растут в соответствии с динамикой производительности труда. Так что говорить об излишках денег у населения не приходится. Нет и недостатка товаров.

Я считаю, что высокая инфляция, прежде всего, связана с ошибками экономического блока Правительства. В последние годы оно искусственно сдерживало рост отечественного производства. В результате импорт продовольствия достиг 45%, по другим товарным группам процент ещё больше, а наши производители не могут пробиться на рынок. Упорно игнорируется азбучная истина, что если деньги вкладывать в развитие отечественного производства, то рост денежной массы будет с лихвой компенсирован ростом предложения товаров, и инфляции не будет. Огромные средства от экспорта энергоресурсов, на которые можно было провести полную модернизацию и промышленности, и сельского хозяйства, и инфраструктуры, сегодня «стерилизуются», вывозятся из России в зарубежные банки. А предприятия вынуждены занимать средства на развитие за границей. То есть фактически они берут наши же российские деньги, но уже дороже, и платят дань иностранным финансистам.

Сегодня мы наглядно убедились, что политика сдерживания денежной массы производство душит, а от взлета цен все равно не спасает из‑за разгула монополизма в стране. Так, Правительством ежегодно утверждается рост тарифов естественных монополий, намного больший, чем целевой показатель общей инфляции. Подобная тарифная политика также ложится на цены, так как известно, что повышение тарифов естественных монополий на 5–6% гарантирует 1% годовой инфляции в целом по стране.

  • Уважаемый Сергей Михайлович! Почему в состав Совета Федерации входят только олигархи или представители крупного бизнеса, ведь они уже давно не беспокоятся проблемами защиты государства, особенно в социальном его аспекте. Вы каким‑то образом будете контролировать этот процесс или вы не можете повлиять на процесс назначения сенатора?

Прежде всего, хочу напомнить, что прежняя редакция Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации не содержала ограничений по территориальному признаку. Это нередко приводило к проблемам, о которых Вы говорите.

В прошлом году по моей инициативе была внесена поправка в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации, согласно которой кандидатом в члены Совета Федерации может стать только российский гражданин, проживший не менее 10 лет на территории соответствующего субъекта.

В дальнейшем, надеюсь, нам удастся прийти к такому варианту формирования палаты, когда сами жители регионов будут принимать решение о том, кто будет представлять их интересы на федеральном уровне. Они‑то и будут влиять на персональный состав Совета Федерации.

Что же касается моего личного контроля, то я, как Председатель палаты, имею право инициировать вопрос о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации. И я использую это право, когда в этом есть необходимость.

  • Уважаемый Сергей Михайлович! Единой России уже нет, а есть много «Россий», разделённых социальным неравенством. Именно неравенство приводит к социальным взрывам и конфликтам. Разрыв между бедными и богатыми в 40 раз (в некоторых регионах до 70). Мерилом нашего движения по пути к социальному государству, пока только провозглашённому в Конституции, должно стать не то, сколько мы добавили тем, у которых и так всё есть, а то, сколько мы добавили или создали условия заработать самим тем, у которых ничего нет.

В России более 20 млн. бедных, имеющих доход ниже прожиточного минимума. «Работающие бедные» — позор России! Причиной социального расслоения является неспособность государства обеспечить справедливое распределение национального богатства.

Для исправления ситуации необходимо: – ввести прогрессивную ставку налогообложения, зависящую от доходов; – ввести налог на предметы роскоши; установить социальный стандарт потребления; – установить нижний предел заработной платы, исходя из величины прожиточного минимума, как минимальную почасовую ставку (90 рублей) с региональной дифференциацией.

Российская пенсионная система, не отвечает нуждам и потребностям наших пенсионеров и с этим также нельзя мириться. У нас неработающие пенсионеры или нищие, или бедные. Особого внимания требует система расходов из региональных и местных бюджетов на социальную помощь бедным пенсионерам, в том числе на жилищные субсидии и пособия по бедности.

В настоящее время мы добиваемся того, что бы пенсия составляла 2/3 от прежней заработной платы. Мы также предлагаем увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5% до 10% ВВП, ввести дополнительный стажевый коэффициент при расчете пенсий, т. е. учитывать трудовой стаж.

  • Очень хорошо, что сейчас есть нацпроект «Здоровье», но, к сожалению, он не решает проблемы всех больных. Для некоторых людей промедление в получении помощи приравнивается к смерти. Ведь многие из них не имеют средств на операции, и их близкие вынуждены оказывать себе в самом необходимом, продавать жильё. Как защитить их, как предоставить им своевременную помощь? Всё‑таки Конституция предусматривает равные права для всех.

В рамках нацпроекта «Здоровье» будет расширяться предоставление высокотехнологичной медицинской помощи населению за счёт средств федерального бюджета. В 2007 году такую помощь получили около 170 тысяч человек.

В 2008 году запланирован ввод в эксплуатацию трёх федеральных центров высокотехнологичной медицинской помощи: центры сердечно-сосудистой хирургии в Пензе и Астрахани и центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Чебоксарах. Это сократит сроки ожидания сложных операций и сделает высокотехнологическую медицинскую помощь более доступной для населения.

Но первейшая наша задача — развивать производство отечественной медицинской техники и лекарств, что удешевит оказание медпомощи в целом.

  • В стране постоянно растут цены на бензин, другое топливо. Соответственно увеличиваются расценки на другие товары и услуги. В особенно тяжёлой ситуации оказываются жители регионов, где отопительный сезон длится до 9 месяцев в году, то есть жители районов Крайнего Севера. В связи с ростом цен увеличивается и долг населения перед жилищными организациями. В то же время нам постоянно говорят, что на мировом рынке цена на нефть и нефтепродукты увеличивается, что подталкивает производителей бензина и других ГСМ постоянно увеличивать стоимость реализуемого товара. Соответственно растут цены на всё остальное. Не считаете ли Вы необходимым для наполнения внутреннего рынка страны бензином и другими производными нефтепереработки, ввести определенный госзаказ на поставки бензина и мазута в регионы России соответственно объективным потребностям этих регионов по стабильным и обоснованным ценам, и только после выполнения всех внутренних региональных заказов производители будут вправе направлять нефть и газ на экспорт.

Хотел бы подчеркнуть, что в те территории, где необходим централизованный завоз топливно-энергетических ресурсов, а к ним относятся и северные районы с ограниченными сроками завоза грузов, поставка бензина, мазута и других видов топлива осуществляется через систему государственного заказа органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципального заказа. И надо сказать, что каких‑то особенных проблем и сложностей с объемными показателями в последние годы практически не наблюдается. Другое дело — цены, которые растут быстрыми темпами, а для отдаленных территорий добавляются еще и высокие тарифы на доставку энергоресурсов.

В вашем вопросе, по сути, содержится предложение о государственном регулировании цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Как известно, в настоящее время регулируются цены и тарифы только на продукцию субъектов естественных монополий, к которым непосредственно сама нефтеперерабатывающая отрасль не относится.

Тем не менее, считаю, что государство должно оказывать более жесткое противодействие необоснованному росту цен на нефтепродукты. Для этого есть немало рыночных рычагов воздействия. Это и более активное применение мер антимонопольного законодательства, основанное на постоянном мониторинге ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, принятие решений об изменении таможенных пошлин. Необходимо также более четко регулировать все технические аспекты, связанные с нефтедобычей, реализацией и нефтепереработкой.

Кроме того, если посмотреть на другие страны, то там весьма широко практикуется введение максимальной нормы прибыли или торговой наценки на социально значимую продукцию, к которой, можно отнести и топливные ресурсы. В настоящее время предполагается предусмотреть такие понятия в разрабатываемом законе «О торговле».

Хотел бы согласиться с вами в том, что весь «рыночный арсенал» регулирования должен быть направлен на то, чтобы выгодно было продавать нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке.

В стратегическом плане, Россия должна делать ставку в своем развитии не на экспорт нефти, а на развитие собственной современной промышленности, в том числе, нефтеперерабатывающих, химических производств. Тогда выгоднее будет экспортировать не нефть, а высокооктановый бензин, дорогие продукты нефтехимии и т. д.

Сейчас идет разворот политики государства в этом направлении. К тому же, в скором времени предполагается открытие биржевой торговли нефти на внутреннем рынке. Все это должно привести к стабилизации цен на топливо.

  • Оплата ЖКХ растет, по 15–20 процентов в год. Скоро будем платить и 150 и 200 процентов за коммуналку. Кто из Совета Федерации проверяет эти методики и расчеты, почему сенаторы голосуют за повышения не вникая в суть дела. И голосуют вообще.

Действительно, сегодня сочетание слов «реформа ЖКХ» для многих людей стало синонимом роста тарифов, который ежегодно опережает инфляцию. Для большинства населения это единственный наглядный результат всех преобразований в этой сфере.

Уже сейчас очевидно, что нынешний год не станет исключением. По данным Росстата, только в январе тарифы выросли на 11,8%. А в некоторых регионах их прирост составил 20%.

Продолжающаяся непрозрачность тарифообразования в сфере ЖКХ, пожалуй, самый главный показатель неэффективности реформы этой сферы. Никто не объясняет гражданам, почему газоснабжение подорожало с нового года именно на 21%, горячее водоснабжение – почти на 14%, а электричество – на 13%. Понятно, что чиновники на местах заинтересованы в информационном вакууме реформы ЖКХ, потому, что это создаёт громадные возможности для коррупции.

Эту традицию – решать всё за закрытыми дверями – надо ломать сверху. Жилищно-коммунальный комплекс и проводимые в нём преобразования должны быть выведены из тени. Прозрачность и информационная открытость в ЖКХ – лучший способ борьбы с бездействием, коррупцией и злоупотреблениями.

Понимая все эти проблемы, мы в прошлом году в Совете Федерации создали Комиссию по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, которая как раз и взяла на себя вопросы нормативного обеспечения проведения эффективной реформы ЖКХ.

  • У нас за полгода цены выросли на продукты – на 30–60 процентов, на товары – на 10–15 процентов. Бедных сразу же прибавилось, раза в два больше стало. Что делает Совет Федерации для стабилизации жизни в стране?

Прошлогодний скачок цен на продукты первой необходимости считаю самым серьёзным сбоем российской экономики с августа 1998 года. В Совете Федерации мы неоднократно обсуждали эту проблему, проводили встречи с членами Правительства, одобрили поправки в федеральное законодательство, которые предусматривали поэтапное повышение пенсий, начиная с 1 декабря 2007 года.

Но, к сожалению, ни Совет Федерации, ни Правительство не могут одним росчерком пера остановить инфляцию и побороть бедность. Для этого нужен целый комплекс мер, предусматривающих улучшение качества жизни населения и более справедливое распределение доходов. Я настаиваю на увеличении доли заработной платы в ВВП с нынешних 22% до 60%, введении почасовой ставки оплаты труда вместо нынешнего МРОТ, установлении социального стандарта потребления вместо прожиточного минимума. Это лишь некоторые из инициатив, а для того чтобы узнать о них больше, предлагаю обратиться к предвыборной программе политической партии «Справедливая Россия».

  • Вопрос от землячки Вашей. Молодым невозможно купить квартиру в большом городе (в Москве и многих других городах похожая ситуация). Может быть, законодательно утвердить для молодых процента 2–3 годовых по ипотечным кредитам. Мы все отдадим, конечно, за 20–25 лет (квартиры дорогие), а банк можно государственный создать под решение этой проблемы. Ведь сейчас банки все стали коммерческие (даже Сбербанк) и проценты берут большие. Это будет выгодно государству, а олигархическим группировкам не выгодно. Да и цены на квартиры нужно установить с прибылью не более 25 процентов, как в социалистическом государстве. Начните с этого построение социализма.

Я полностью разделяю Ваше мнение о том, что государство обязано активнее заниматься решением жилищной проблемы, которая в нашей стране относится к числу наиболее насущных. Подходы при решении этой проблемы могут быть разные. Идея создать специальный государственный банк, который выдавал бы кредиты на покупку жилья, достойна внимательного изучения. Со своей стороны фракция «Справедливая Россия» подготовила законодательную инициативу о создании Государственной строительной корпорации, которая, прежде всего, должна заниматься возведением социального жилья с фиксированной ценой за 1 квадратный метр. У нас также подготовлен комплекс законопроектов, регламентирующих вопросы долгосрочной и недорогой аренды социального жилья для малообеспеченных слоев населения и молодых семей.

Если говорить конкретно о молодежи, то мы предлагаем создать эффективную систему софинансирования ипотеки для молодых семей, введя «прогрессивную шкалу» списания долга по мере появления в семье детей. При рождении первого ребенка необходимо списывать 25 процентов полученного на покупку квартиры кредита, при рождении второго — 50 процентов, после рождения третьего кредит должен погашаться полностью. Эта мера станет серьезным стимулом для повышения рождаемости в России и одним из главных элементов проводимой у нас демографической политики. Все перечисленные выше инициативы будут в ближайшее время вынесены на рассмотрение Государственной Думы.

  • Уважаемый Сергей Михайлович! Вот если бы вы были президентом, то что сделали бы в первую очередь.

Приоритет социального равенства и создание справедливого общества, где отсутствует пропасть между богатыми и бедными, а человек обеспечен надежной социальной защитой – вот те задачи, которые я обозначил бы в качестве приоритетных в моей деятельности на посту главы государства.

Что для этого надо сделать. Законодательно закрепить достойную оплату труда и достойные пенсии. Создать равные условия для всех граждан, вне зависимости от социального статуса. Борьба с коррупцией, произволом и беззаконием чиновников должна стать частью национальной политики. Повысить культурный и нравственный уровень общества.

  • Сергей Михайлович! Хочу поступить в этом году в ВУЗ, а без денег и не подготовишься, и не поступишь. Кредит не дают, нечем отдавать, еще не заработал ничего. Что посоветуете делать, ведь Совет Федерации такие законы утвердил, что даже в школе нормально учат на дополнительных уроках и только за деньги (консультации называются, факультативы разные и репетиторы).

Действительно, дорогостоящее репетиторство — это наша беда. Законодательно установленное бесплатное образование порой оборачивается скрытыми поборами с учеников.

В качестве меры борьбы с коррупцией в образовании введён единый государственный экзамен. Эта мера тоже имеет отрицательные последствия. Поэтому считаю, необходимо создать законодательные условия для того, чтобы работодатели развивали на предприятиях программы, в рамках которых, они оплачивали бы обучение специалистов. Потом специалист мог бы отработать несколько лет на предприятии, пославшем его на учёбу. Нужен также госзаказ. Кроме того, важно развивать бесплатные подготовительные курсы в вузах для малообеспеченных граждан, в том числе для прошедших срочную службу в Вооружённых Силах.

  • Передаю вопрос через внуков. О пенсиях. За последние четыре года пенсии в Белоруссии и Украине выросли в несколько раз (в 2–3 раза) и живут пенсионеры достойно, а у нас подачками по 200 рублей пичкают. Не кажется ли Вам, что это просто стыдно для такой большой и богатой страны. Почему же вы не добиваетесь быстрого решения этого вопроса, ведь нам осталось жить совсем мало.

В настоящее время мы готовим законопроекты, которые позволят в три раза увеличить пенсии и подвести их к международным стандартам. Средняя пенсия не должна быть меньше 60% от средней заработной платы по стране. Мы предлагаем, чтобы часть доходов, которые государство получает от Стабилизационного фонда, шла на нужды пенсионеров.

  • Господин Миронов! Меня волнует патриотизм молодёжи. Какой пример даёт власть, если дети учатся за границей, «подрабатывают» даже министры тоже за границей, олигархи живут в Лондоне или в Америке, и чиновники далеки от народа. Ваша партия что наметила сделать в деле патриотизма.

 Одна из наших основных ценностей – патриотизм, любовь к своей стране и гордость за свой народ. Но нельзя воспитать любовь к большой Родине без любви к малой. Считаю необходимым через краеведческие программы и курсы в школах развивать патриотизм и любовь к своей малой родине. Из этого и рождается интерес к родному краю, любовь к нему и патриотизм.

В своей деятельности мы всегда поддерживаем историко-культурные, этно-культурные, военно-патриотические, краеведческие общества и организации. Уверен, что вопросы патриотического воспитания должны быть отражены в разрабатываемом федеральном законе о государственной молодёжной политике.

  • А вы бываете в деревнях? Там жизнь — оборотная сторона столичного блеска. Что и в каких законах будет утверждаться в этом году для улучшения жизни на селе?

Проблемы российских деревень мне хорошо известны. Корни по отцу и по матери у меня крестьянские — смоленские и новгородские.

Проблем на селе накопилось, действительно, очень много. В большинстве своём они такие же, как и в городах, только ещё острее. Это низкие заработные платы и пенсии, плохое качество медицинского обслуживания, жилищные проблемы, недоступность качественного образования и многое другое.

При этом почти треть населения страны проживает на селе, где основой жизни всегда было и будет сельское хозяйство.

Потрясения 90-х годов в буквальном смысле поставили сельское население на грань выживания. Считаю, что уже давно пришла пора возвращать ему долги. Ответственность за это лежит, прежде всего, на государстве, в том числе и на Совете Федерации, как палате, представляющей в парламенте регионы России.

Многое в этом направлении уже делается: реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», разработана пятилетняя программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы».

В тоже время этих мер пока недостаточно. В настоящее время на АПК тратится всего около 1,5% расходной части федерального бюджета. Убеждён, что на поддержку этой стратегически важной отрасли нужно тратить не менее 5%, а в перспективе 10%. Это моя принципиальная позиция. Без необходимого уровня финансирования отрасль нам поднять не удастся.

Законодательная база развития села также нуждается в совершенствовании. Так, к примеру, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», принятый в конце 2006 года, в нынешней редакции не способен эффективно решать насущные проблемы АПК. По существу он носит рамочный характер и содержит много отсылочных норм. Считаю, что закон «О развитии сельского хозяйства» должен быть законом прямого действия.

Задача государства состоит в том, чтобы выработать такую политику, при которой добросовестный сельский труд станет экономический выгодным и будет обеспечивать достойный уровень жизни во всех российских регионах.

Все эти вопросы, безусловно, требуют безотлагательного решения и я как Председатель Совета Федерации и лидер политической партии «Справедливая Россия» буду этим неуклонно заниматься.