ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
В повестке открывшегося двести девятнадцатого заседания Совета Федерации 20 вопросов. На рассмотрение верхней палаты российского парламента представлены законы об исполнении федерального бюджета и бюджетов социальных фондов России за 2006 год, закон о передаче ФРГ перемещенных в СССР после Второй мировой войны витражей из церкви Святой Марии (Франкфурт-на-Одере), поправки к действующему законодательству.
С информацией о ходе реализации закона «О развитии сельского хозяйства» и об обеспечении весенних полевых работ в 2008 году приглашен выступить Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
На заседании будет представлен ежегодный доклад Генерального прокурора России о состоянии законности и правопорядка в стране.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ НАЗНАЧИЛ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬЮ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
По представлению Президента России Совет Федерации назначил Дмитрия Дедова на должность судьи Высшего Арбитражного суда РФ. Его кандидатуру представили палате полномочный представитель главы государства в Совете Федерации Александр Котенков, председатель Высшего Арбитража России Антон Иванов, председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛ ОЦЕНКУ ИСПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА ЗА 2006 ГОД
28 марта 2008 года на 219-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год».
Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» представил председатель профильного Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин. Он отметил, что федеральный бюджет на 2006 год стал первым бюджетом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана.
Исполнение федерального бюджета за 2006 год по доходам составило 6 278,9 млрд. рублей, или 101,8% к объему доходов, утвержденных Федеральным законом. По расходам — 4 284,8 млрд. рублей, или 96,7% к объему расходов.
Предметный анализ исполнения бюджета, с замечаниями сенаторов по нюансам и тенденциям бюджетного процесса, был изложен в заключении Комитета СФ по бюджету.
В общей сумме доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 57,6%, неналоговые доходы — 42,4%. Несмотря на общее перевыполнение доходной части федерального бюджета, прогнозируемые показатели не были достигнуты по ряду налоговых доходов, отметил Е.Бушмин. В том числе, по акцизам на автомобильный бензин и на этиловый спирт, производимые в России.
В общем объеме расходов федерального бюджета доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации сократилась с 17,5% в 2001 году до 4,0% в 2006 году. Кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 48,9 млрд. рублей.
В 2006 году продолжался рост ВВП, укреплялась национальная валюта, снизилась инфляция. Темпы роста ВВП увеличились до 7,4% против 6,4% в 2005 году. Фактически объем ВВП России за 2006 год составил 26,88 трлн. рублей.
Сохранялась благоприятная конъюнктура мировых рынков энергетических и сырьевых ресурсов. Мировая цена на нефть марки «Юралс» превысила в 1,5 раза уровень, принятый в расчетах к федеральному бюджету на 2006 год, также выросли цены на природный газ на 32,4%. Номинальный курс рубля к доллару США в среднем за 2006 год составил 27,2 рубля (28,3 рубля в 2005 году), курс евро к рублю 34,1 рубля (35,2 рубля в 2005 году).
Объем экспорта в 2006 году составил 303,9 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 24,7%. Темпы роста импорта в 2006 году ускорились и составили 31,3%, объем импорта возрос до 164,7 млрд. долларов США.
Результатом стало существенное отклонение динамики макроэкономических показателей от прогнозируемых значений. Прослеживается четкая тенденция превышения фактических объемов ВВП, темпов роста ВВП, уровня инфляции и других показателей над прогнозными.
В 2006 году был увеличен размер оплаты труда работников бюджетной сферы, повышены трудовые пенсии, увеличены социальные пособия, возрос минимальный размер оплаты труда до 1 100 рублей.
Оказала серьезное влияние на исполнение бюджета корректировка законодательной базы в сфере налогов и финансов. Изменение налогового законодательства, вступившее в действие с 1 января 2006 года, уменьшило поступления в 2006 году на 196,5 млрд. рублей, констатировал докладчик.
Впервые в 2006 году на реализацию четырех приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса» из федерального бюджета было выделено 155,5 млрд. рублей. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2006 году составило 125,9 млрд. рублей (81%).
В целях дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты составили 584,6 млрд. рублей, что на 20,1% больше указанных расходов в 2005 году. Расходы по Федеральному фонду финансовой поддержки исполнены в 2006 году в сумме 228,2 млрд. рублей. Финансовую помощь в 2006 году получили 65 регионов. Наибольший размер дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности получили регионы Южного федерального округа.
* * *
Председатель Комиссии СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев поддержав закон, отметил, что при его обсуждении на заседании комиссии были высказаны серьезные замечания по финансированию ЖКХ. Озабоченность сенаторов вызывает несвоевременность исполнения бюджетных назначений, в частности, тот факт, что в 2006 году были не полностью использованы средства, выделенные на ЖКХ.
Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» был внесен в Госдуму летом прошлого года, но в Совет Федерации поступил лишь в этом году. Отвечая на вопрос члена СФ Валерия Федорова, Евгений Бушмин пояснил, что в связи с внесенными изменениями в законодательную базу таких задержек с рассмотрением законов об исполнении бюджета больше не будет.
Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» был одобрен большинством голосов.
ВОЙСКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ОДКБ БУДУТ ОБЕСПЕЧЕНЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ
28 марта 2008 года Совет Федерации одобрил на 219-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности».
Основные принципы формирования и развития единой системы подготовки кадров для вооруженных сил государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности сформулировало шестистороннее Соглашение. Его ратификацию одобрил 28 марта 2008 года Совет Федерации на 219-м пленарном заседании.
Военнослужащие стран ОДКБ — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана — будут обучаться по согласованным программам как совместно с российскими военными, так и раздельно, на специальных факультетах российских военных учебных заведений.
Документ устанавливает порядок отбора, приема, подготовки кадров, обеспечения образовательного процесса, финансовых расходов, признание эквивалентности документов об окончании военных учебных заведений и присуждении ученых степеней. Соглашением предусматривает, что обучение будет осуществляться на русском языке.
До вступления в силу Соглашения о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках ОДКБ от 18 июня 2004 года подготовка военных кадров государств-членов ОДКБ в российских военных учебных заведениях будет осуществляться по учебным планам и программам с учетом ограничений, связанных с сохранением государственной тайны Российской Федерации.
СФ УРЕГУЛИРОВАЛ ВОПРОС ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВВ МВД
28 марта 2008 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (о предоставлении отдельным категориям военнослужащих внутренних войск жилых помещений).
Контрактники, проходящих военную службу в частях внутренних войск МВД и выполняющие задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, а также совместно с ними проживающие члены их семей будут отныне обеспечиваться жильем за счет предприятий и учреждений, в интересах которых они работают на весь период этого рода службы. Это предусматривают изменение в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», одобренное 28 марта 2008 года Советам Федерации на 219-м пленарном заседании.
Необходимость внесения изменений была обусловлена восстановлением социального равенства в получении жилых помещений военнослужащими МВД, обеспечивающимися в настоящее время жильем за счет средств государственных организаций, в интересах которых они внутренние войска решают задачи по постановлению Правительства РФ, и такими же военнослужащими проходящими военную службу в других воинских частях оперативных, авиационных и т. п., но обеспечиваемыми жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие, увольняемые с военной службы, будут обеспечиваться жильем путем предоставления жилых помещений, участия в накопительно-ипотечной системе и получения государственных жилищных сертификатов.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОНЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИИ В 2006 ГОДУ
Совет Федерации одобрил законы об исполнении бюджетов российских социальных фондов за 2006 год.
Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2006 году исполнен по доходам в сумме 1637,6 млрд. рублей (104,5% от бюджетных назначений), по расходам 1537,3 млрд. рублей, или 103,2%. Как указывалось в ходе рассмотрения закона об исполнении бюджета ПФР-2006, деятельность Пенсионного фонда по его исполнению в целом проходила в соответствии с действующим законодательством и определенные законом показатели в основном выполнены. Вместе с тем Счетной палатой РФ было отмечено, что в 2006 году не были приняты правовые акты, направленные на обеспечение более полного и эффективного исполнения закона о бюджете Фонда.
Одобренный на заседании верхней палаты российского парламента закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2006 год» устанавливает, что бюджет ФССР исполнен по доходам в сумме более 218 млрд. рублей, что составляет свыше 105 процентов к утвержденному годовому объему доходов. Как было подчеркнуто в ходе дискуссии, перевыполнение достигнуто за счет увеличения на 290,0 млрд. рублей фактически сложившегося фонда оплаты труда в 2006 году, а также обусловлено ростом числа организаций, применяющих специальные налоговые режимы и соответственно численности застрахованных в этих организациях.
Таким образом, вместо планируемого дефицитного исполнения бюджета, покрываемого за счет остатков Фонда на начало 2006 года, бюджет оказался исполненным со значительным профицитом в сумме свыше 10 млрд. рублей и увеличением остатков на конец 2006 года. Профицит бюджета, согласно закону, направлен на обеспечение норматива оборотных денежных средств, а также пополнение резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Результаты проведенных Счетной палатой РФ проверок подтверждают представленные в законе данные, подчеркнуто Советом Федерации.
Рассмотрев представленный Совету Федерации закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год», палата, в частности, отметила, что в 2006 году исполнение доходной части бюджета Фонда было обеспечено в основном, как и в предыдущие годы, не за счет поступления единого социального налога, а перечисления средств федерального бюджета. Они составили 69,7 млрд. рублей, или 55,5% всех доходов Фонда. При этом профильный Комитет СФ отметил тенденцию незначительного снижения доли федерального бюджета в доходах Фонда в сравнении с предшествующим годом.
По заключению парламентариев, основные проблемы при исполнении бюджета Фонда возникали в части дополнительного лекарственного обеспечения /ДЛО/ отдельных категорий граждан. Основными причинами сложившейся ситуации явились просчеты в финансово-экономическом обосновании расходов на дополнительное лекарственное обеспечение. Как отмечалось, не был спрогнозирован высокий процент граждан, вышедших из программы ДЛО, неэффективное администрирование программы и использование выделенных целевых средств.
По заключению Счетной палаты РФ, в законе в полной мере отражены полученные доходы и произведенные расходы.
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
28 марта 2008 года в Совете Федерации на двести девятнадцатом пленарном заседании палаты в рамках «Правительственного часа» с информацией «О ходе реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и о мерах по обеспечению проведения весенних полевых работ в 2008 году выступил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев.
В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и администрациями субъектов Российской Федерации по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства, сохранялись положительные тенденции в развитии АПК, которые были продолжены и в 2007 году. Об этом заявил Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, выступая на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа».
По предварительным данным Росстата, сообщил он, в минувшем году объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос на 3,3% по сравнению с 2006 годом, в том числе продукции растениеводства — на 2% и продукции животноводства на 4,8 процента.
Министр сельского хозяйства РФ сообщил некоторые цифры по ситуации развития отрасли в настоящее время. Например, валовой сбор зерна составил 81,8 млн. тонн зерна в весе после доработки, что на 3,0 млн. тонн больше уровня 2006 года. Полученный урожай является наивысшим за последние 5 лет, удовлетворяет потребности страны в продовольственном и фуражном зерне, и, при сложившемся внутреннем потреблении, объем экспорта зерна увеличился до 16,4 млн. тонн, в том числе пшеницы — до 14,5 млн. тонн.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства», заметил Алексей Гордеев, оказала положительное влияние на развитие отрасли животноводства. По предварительным данным Росстата, в 2007 году производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств составило 8,6 млн. тонн, что на 8,6% больше, чем в 2006 году. В сельхозпредприятиях прирост составил 13,5 процента. А рост производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства мяса птицы (на 16,5%), а также свиней (на 10,0%).
По сообщению министра, программные мероприятия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», профинансированы в объеме 6,06 млрд. рублей, или 99,8% от установленного годового лимита.
Увеличились объемы импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2007 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 27,6 млрд долл. США или вырос по сравнению с 2006 годом на 27,9 процента.
Как считает Алексей Гордеев, в 2007 году по‑прежнему сохранялась тяжелая демографическая ситуация в сельской местности. Продолжался отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается самым низким по сравнению с другими отраслями экономики. Среднемесячная начисленная заработная плата в январе-декабре 2007 г. в сельском хозяйстве составила 6128 рублей, или 45% к общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы.
Анализ итогов реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006–2007 годах, представленных субъектами Российской Федерации показал, что контрольные целевые показатели, намеченные проектом за два года, в основном выполнены.
Впервые за последние годы, проинформировал глава Минсельхоза, в агропромышленном комплексе сельхозтоваропроизводителям стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях.
Отрасль в целом становится более привлекательной для инвесторов, благодаря чему участники Проекта привлекли около 215,2 млрд руб. инвестиционных кредитных средств.
Также, начиная с 2007 года в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включены мероприятия по развитию промышленного рыбоводства.
В ходе осуществления пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию сельхозтоваропроизводителям из 37 регионов Российской Федерации ОАО «Россельхозбанк» предоставлены 189 кредитов на общую сумму 6,6 млрд. рублей под залог более 298 тыс. га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 36 тыс. га земель заемщиков малых форм хозяйствования.
В 2006 – 2007 годах мероприятиями по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе предусматривалось построить (приобрести) на селе по Российской Федерации 1392,9 тыс.кв. метров жилья для 31,64 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
За два года введено 1608,2 тыс.кв. метров жилья (115,4% к плану) для 32,296 тыс. молодых специалистов на селе (102 % к плану).
В соответствии с требованиями Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в 2007 году утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. В настоящее время, проинформировал министр сельского хозяйства, согласно Межведомственному плану, принято несколько постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены Правила, регламентирующие предоставление в 2008 году субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями АПК, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими и обслуживающими кооперативами и гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах для приобретения материально-технических ресурсов, племенной продукции, сельскохозяйственной техники, оборудования, а также на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства.
В 2008 году Минсельхозу России, рассказал министр, предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 95,5 млрд. рублей, в том числе на финансирование Госпрограммы — 72,6 млрд. рублей.
Он также заметил, что на ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» предусмотрены средства в размере 7,4 млрд. рублей, или на 21,7% больше уровня 2007 года, на ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы» — в размере 8,2 млрд рублей, что в 2 раза больше уровня 2007 года.
С целью кредитования малых форм хозяйствования в АПК, формирования земельно-ипотечного кредитования на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» предусмотрены средства федерального бюджета в размере 2,0 млрд. рублей.
Говоря о подготовке к весенним полевым работам, министр подчеркнул, что впервые за последние пять лет озимые культуры размещены на площади 16,2 млн. га, или на 2,0 млн. га больше уровня предыдущего года. Состояние озимых культур в настоящий момент характеризуется как хорошее и удовлетворительное. Гибель прогнозируется на уровне 2007 года.
В текущем году, отметил А.Гордеев, весенний сев намечено провести на площади 48,6 млн. га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур на площади 31,0 млн. га. С учётом сева озимых культур под урожай текущего года общий зерновой клин ожидается на 1,9 млн. га больше уровня 2007 года.
Несмотря на принимаемые меры, техническая оснащенность сельхозтоваропроизводителей страны к предстоящим полевым работам остается низкой и составляет по тракторам, культиваторам и сеялкам 48–69 процентов.
По данным с мест, считает министр, семенами яровых культур для весеннего сева сельские товаропроизводители обеспечены в полном объеме. В наличии имеется около 6,0 млн тонн семян. Субсидии на поддержку элитного семеноводства в текущем году составят 555,6 млн рублей.
Важнейшим фактором развития сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности, по мнению А. Гордеева, является мелиорация. Для роста эффективности сельскохозяйственного производства предстоит подготовить гидротехнические сооружения, электрифицированные насосные станции, выполнить земляные работы по очистке от заиления водопроводящих трактов, осуществить подготовку оросительных и осушительных систем.
По состоянию на 1 марта 2008 г. за счёт средств федерального бюджета отремонтировано 47% гидросооружений и 68% насосных станций, выполнены земляные работы в объёме 59%, подготовлено 56% оросительных и 63% осушительных систем. Предпринятые меры позволят организовать и провести поливы на площади не менее 2,5 млн. га.
Минсельхоз России постоянно информировал Правительство Российской Федерации о ценовой ситуации в сельском хозяйстве и вносил предложения, направленные на уменьшение негативного воздействия роста цен ГСМ на финансовое положение сельхозтоваропроизводителей.
Выделенные на эти цели из федерального бюджета субсидии в 2006–2007 годах в размере 12,5 млрд. рублей и другие меры, принятые Правительством Российской Федерации, позволили компенсировать часть расходов на приобретение ГСМ и более организованно убрать урожай 2007 года.
В настоящее время, в соответствии с прогнозируемыми объемами производства сельхозпродукции в 2008 году и нормами расхода топлива, Минсельхозом России совместно с администрациями субъектов Федерации сформирована потребность АПК в ГСМ на 2008 год в объеме 5,8 млн. тонн дизтоплива и 2,1 млн. тонн автобензина. В том числе для проведения весенних полевых сельскохозяйственных работ — 2,0 млн. тонн дизтоплива и 1,0 млн. тонн автобензина.
По данным Минпромэнерго России, оптовые цены на дизтопливо только за второе полугодие 2007 г. выросли на 27%, на автобензин А-76/80 на 5,5% и по состоянию на 28 декабря составили соответственно 20720 и 19930 рублей за тонну. Этот уровень цен, добавил министр, сохраняется и в настоящее время.
Сельскохозяйственные товаропроизводители — одни из основных оптовых потребителей нефтепродуктов в стране (до 18% от внутреннего потребления) и продолжающееся удорожание энергоносителей, в том числе и ГСМ, приводит к увеличению материальных затрат и ухудшению финансового положения сельхозтоваропроизводителей, а также к повышению цен на продовольствие. В текущем году Минсельхоз России продолжает осуществлять ценовой мониторинг на горюче-смазочные материалы, используемые на производство сельскохозяйственной продукции.
Как сообщил Алексей Гордеев, в соответствии с приказом Минсельхоза России создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой и проведением в 2008 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ и оказанию оперативной помощи органам управления АПК субъектов Российской Федерации.
Предложенные меры, по мнению министра сельского хозяйства, позволят организованно провести сезонные полевые сельскохозяйственные работы, сохранить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса и обеспечить в 2008 году производство сельскохозяйственных культур не ниже уровня прошлого года.
По окончании своего доклада Алексей Гордеев ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации. По мнению руководителя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадия Горбунова, в отечественном сельском хозяйстве существует еще много проблем, которые ждут своего решения. По итогам дискуссии было принято в целом Постановление СФ.
* * *
28 марта 2008 года на пленарном заседании Совета Федерации в связи с Днем театра за большой вклад в развитие театрального искусства Почетной Грамотой Совета Федерации был награжден Союз театральных деятелей Российской Федерации. Грамота вручена председателю Союза театральных деятелей Александру Калягину.
Александр Калягин поблагодарил за награду и отметил, что это знак истинного, а не показного внимания к культуре со стороны Совета Федерации. А.Калягин напомнил, что именно Совет Федерации десять лет назад был инициатором разработки ФЗ «О театре и театральной деятельности».
«К сожалению, — заметил он, — тогда не удалось преодолеть чиновничью косность и принять этот закон. Надеюсь, что сейчас, совместно с Комиссией Совета Федерации по культуре, нам удастся переломить ситуацию». Дальнейшее развитие законодательной базы в сфере культуры должно, по мнению А.Калягина, идти по пути кодификации законодательных актов.
Выступая в верхней палате, А.Калягин обратил внимание на проблемы театров в субъектах Федерации, на неудовлетворительно низкий уровень зарплат актеров в российской провинции. А.Калягин попросил членов Совета Федерации, как представителей регионов, обратить внимание на положение дел в театрах своих регионов и оказать им поддержку.
«Без культуры мы, может быть, и построим экономику. Но достанется она убогому обществу», — сказал Александр Калягин в заключение.
НЕЗАКОННАЯ ВЫДАЧА РОССИЙСКОГО ПАСПОРТА СТАНОВИТСЯ УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫМ ДЕЯНИЕМ
28 марта 2008 года на 219-м заседании Совета Федерации были одобрены изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации.
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Законом вносятся изменения в статьи 292 «Служебный подлог» и в 293 «Халатность» Уголовного Кодекса РФ. Устанавливается уголовная ответственность должностного лица за совершение служебного подлога или халатности, если такое деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Одновременно вводится новая статья — «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации». Часть первая этой статьи предусматривает ответственность за незаконную выдачу должностным лицом паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства. Уголовная ответственность предусмотрена и за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, если это привело к незаконному приобретению гражданства РФ.
Закон одобрен большинством голосов.
ОДОБРЕНО ИЗМЕНЕНИЕ В УИК РФ
28 марта 2008 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
Представил закон первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Михаил Капура. Данный закон, отметил он, приводит положения части первой статьи 3 УИК РФ в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации.
В ныне действующей редакции уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры по обращению с осужденными «в соответствии с экономическими и социальными возможностями». В новой редакции части первой статьи 3 УИК РФ «уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». Часть третья этой же статьи по одобренному Советом Федерации признается утратившей силу.
Совет Федерации большинством голосов одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
ЗАКОН ОТКЛОНЕН ИЗ‑ЗА НЕТОЧНОСТЕЙ ФОРМУЛИРОВОК
28 марта 2008 года Совет Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Как пояснил председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев, Федеральный закон «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» затрагивает интересы широких слоев населения.
Закон вносит изменения, в соответствии с которыми кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком физическим лицом и до изменений условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, будет обязана предоставить заемщику физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
При обсуждении данного документа член Совета Федерации указал на серьезную, на его взгляд, неточность: закон не учитывает позицию Конституционного суда, утверждающего равные права физических и юридических лиц. В связи с этим, сенатор предложил отклонить закон, доработать его, что займет совсем немного времени, поскольку требуются исправления технического характера и касаются терминологии.
В итоге Совет Федерации не одобрил указанный закон.
ВИТРАЖИ ЦЕРКВИ СВЯТОЙ МАРИИ ВЕРНУТСЯ ВО ФРАНКФУРТ-НА-ОДЕРЕ
28 марта 2008 года на 219-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О передаче Федеративной Республике Германии витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина».
Председатель Комиссии СФ по культуре Александр Дзасохов дал следующие пояснения по Федеральному закону «О передаче Федеративной Республике Германии витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина».
Закон предусматривает возвращение указанной церкви во Франкфурте-на-Одере шести витражей, находящихся на хранении в государственном музее имени А.С. Пушкина.
Его принятие обусловлено действующим законодательством, согласно которому определяются основания для передачи перемещенных в результате второй мировой войны культурных ценностей, являвшихся собственностью религиозных организаций и не служивших интересам милитаризма, имеющих уникальный характер, особо важное историческое, художественное и научное значение.
Совет Федерации проголосовал за одобрение данного закона.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РОССИИ ПРЕДСТАВИЛ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СТРАНЕ
Органы прокуратуры придают большое значение своевременному информированию органов власти о состоянии законности, складывающейся правоприменительной практике, действенности контрольной политики государства, что позволяет вносить своевременные коррективы, устранять препятствия в реализации планов государства, решать возникающие проблемы комплексно. Об этом заявил Генеральный прокурор России Юрий Чайка, представляя верхней палате Федерального Собрания ежегодный доклад о состоянии правопорядка в стране. Прокуратура, сообщил он, переходит к правовому мониторингу происходящих в стране процессов и становится одним из механизмов реализации планов государства по социально-экономическому развитию.
В частности, глава прокуратуры подчеркнул, что возглавляемое им ведомство будет концентрировать свои усилия на базисных направлениях, от которых зависит благосостояние людей, безопасность и интересы государства. Прежде всего, по его словам, это конституционная законность, национальные проекты, обеспечение социальных прав граждан, экологическая безопасность; и более прикладные направления повышение раскрываемости преступлений, борьба с коррупцией, экономическими правонарушениями, противодействие экстремизму и терроризму.
Ю.Чайка остановился на основных вопросах обеспечения конституционной законности.
Ее состояние в сфере регионального и муниципального нормотворчества, по его словам, можно оценить как стабильное. Проблемы, которые появляются, носят, как правило, технический характер и своевременно разрешаются. В истекшем году, продолжал он, в соответствие с федеральным законодательством приведено почти 2,5 тысячи региональных и около 116 тысяч муниципальных нормативных актов. «В значительной степени такое положение объясняется существенными изменениями федерального законодательства во всех сферах правоотношений, требующими приведения региональных, муниципальных актов в соответствующий правовой режим. Эти обстоятельства диктуют настоятельную необходимость не только системного мониторинга, но и практического участия прокуроров в правотворчестве», — сообщил он. Перед всеми прокурорами поставлена задача работать на упреждение, чтобы потом не пришлось развязывать узлы, образовавшиеся в результате принятия незаконного правового акта, подчеркнул Ю.Чайка.
Одной из причин несовершенства региональной нормативно-правовой базы Генеральный прокурор назвал запаздывание федеральных органов власти с изданием подзаконных актов при реализации принятых законов.
Как сообщил Ю.Чайка, Генеральной прокуратурой изучен 341 федеральный закон, принятый в минувшем году. «Как показал анализ, для полноценной реализации 115 из них требуется принятие Правительством более 400 подзаконных правовых актов, работа над которыми явно затянулась. Причем это касается законодательных актов, регулирующих правоотношения в экономической, транспортной, социальной, экологической сферах», — заявил он.
Генпрокурор коснулся вопросов реализации приоритетных национальных проектов.
По его словам, для их реализации необходимо большое количество нормативных правовых актов региональных органов власти, местного самоуправления. Их отсутствие затрудняет, а порой тормозит работу. Наведение законного порядка в этой сфере стало повседневной задачей всех прокуроров, заявил Ю.Чайка. По их инициативе, продолжал он, в соответствие с действующим законодательством приведено свыше шести тысяч региональных и муниципальных актов. Прокурорами практически всех регионов России инициировано принятие органами местного самоуправления актов, определяющих процедуру и критерии предоставления земельных участков, продолжал он. По предложению Генеральной прокуратуры России подготовлены изменения в два постановления Правительства РФ.
Во исполнение решения Совета по реализации национальных проектов, указал Ю.Чайка, особое внимание органов прокуратуры было уделено соблюдению законодательства при расходовании бюджетных финансовых средств.
Работа по приоритетным национальным проектам рассчитана не на один год, поэтому усилия органов прокуратуры направлены в первую очередь на устранение мерами прокурорского реагирования излишних административных барьеров и ограничений, препятствующих их реализации, констатировал докладчик.
Все более важное значение приобретает природоохранная деятельность прокуратуры. «Ее эффективность за последние годы выросла в разы, — подчеркнул Генеральный прокурор. — Налажен мониторинг правоотношений в экологической сфере, особенно в неблагополучных регионах. В последние два года Генеральная прокуратура наладила тесное и конструктивное взаимодействие с Министерством природных ресурсов. Впервые в практику работы внедрена новая форма совместные заседания коллегий Генеральной прокуратуры и министерства. Во многом это приносит позитивные результаты».
Как сообщил Ю.Чайка, в минувшем году прокуратурой «вскрыт еще один пласт проблем в экологической сфере, которые связаны с нерациональным использованием природных богатств, законностью использования и охраной лесов, земель лесного фонда, реализацией древесины и иных лесных ресурсов». По его словам, растущие объемы противозаконных рубок и экспорта лесоматериалов представляют серьезную угрозу не только экономическим интересам страны, но и экологической безопасности. Согласно прозвучавшей на заседании информации, только на Дальнем Востоке удельный вес незаконно добытой древесины составляет порядка 40 процентов общего объема легального лесопользования. В субъектах РФ, где лесную отрасль отличает высокая доходность, экспортная ориентированность, такие нарушения носят угрожающий характер. Так, в частности, в Читинской области в первом полугодии 2007 года объем срубленной древесины увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
Региональные и местные власти, отметил Ю.Чайка, своевременно не реагировали на складывающуюся ситуацию в сфере лесопользования, ими не принимались меры для издания необходимых нормативных актов в развитие нового Лесного кодекса, не приводились в соответствие с изменившимся законодательством действующие законодательные акты. Грубо нарушались требования закона при организации и проведении конкурсов на предоставление в аренду участков лесного фонда, органами местного самоуправления земельные участки в лесном фонде незаконно выделялись под строительство различных объектов, сообщил Генеральный прокурор. По его словам, вскрыты факты попустительства муниципальных властей многочисленным случаям самовольного захвата юридическими лицами земельных участков при организации лесоприемных пунктов.
Обеспечение конституционных прав и свобод человека всегда являлось одной из ключевых задач прокуратуры, продолжал глава ведомства. В центре постоянного внимания органов прокуратуры находятся вопросы здравоохранения, пенсионного обеспечения, права ветеранов и инвалидов, оплата труда и обеспечение его безопасных условий, соблюдение жилищных прав граждан и функционирование жилищно-коммунальной системы. По его словам, не все изданные региональными и местными органами власти нормативные правовые акты соответствовали требованиям федерального законодательства. В ряде субъектов РФ выявлены пробелы в правовом регулировании вопросов социальной поддержки отдельных категорий населения, переданных федеральным законодательством в ведение регионов. Так, продолжал он, в 2007 году актуальным оставался вопрос обеспечения населения лекарственными средствами по льготным рецептам. «Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование программы дополнительного лекарственного обеспечения за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В ряде субъектов имеет место задолженность территориальных фондов обязательного медицинского страхования перед фармацевтическими организациями по финансированию поставленных лекарств. Не всегда надлежаще выполняют свои обязательства по поставке в аптечные учреждения необходимых лекарственных средств уполномоченные фармацевтические организации», — заявил Ю.Чайка.
Несмотря на то, что федеральный закон №122 действует уже три года, органы государственной власти ряда субъектов РФ до сих пор не в полном объеме выполнили возложенные на них обязанности по урегулированию переданных в их ведение вопросов социальной поддержки отдельных категорий населения. Как было сообщено на заседании, в большинстве федеральных округов наблюдается увеличение количества обращений граждан, связанных с «монетизацией льгот», что способствует росту социальной напряженности в стране.
Генеральный прокурор рассказал о работе возглавляемого им ведомства по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних. «Как показывает прокурорская практика, главными причинами детской безнадзорности и беспризорности остаются семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей, ненадлежащее исполнение органами системы профилактики возложенных на них законом полномочий», — констатировал Ю.Чайка. По его словам, ежегодно в стране выявляется более 100 тысяч несовершеннолетних, живущих в неблагополучных семьях. Возрастает число детей, изъятых из семьи в связи с царящей там нетерпимой, асоциальной обстановкой и проявлениями по отношению к ним насилия и жестокости. В 2005 году изъято почти 70 тысяч детей, в 2006 году число таких детей возросло до 74, в 2007 году почти 78 тысяч.
Тревожным остается и состояние законности в сфере соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как заявил Генеральный прокурор, выявляются факты передачи в нарушение закона детей под опеку лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, гражданам с неустойчивой психикой, судимых за умышленные преступления, не имеющим жилья и самостоятельных доходов. В качестве побуждающих причин установления опеки являлось получение пособия и материального содержания, выплачиваемых на подопечных, добавил Ю.Чайка.
Нарушения закона стали возможны в первую очередь вследствие ненадлежащего контроля за деятельностью органов опеки со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения, подчеркнул глава Генеральной прокуратуры РФ.
Ю.Чайка подробно остановился на вопросах борьбы с преступностью. По его словам, впервые за последние пять лет количество зарегистрированных преступлений не просто замедлило темпы роста, а снизилось на 7 процентов; при этом уменьшилось число насильственных преступлений, в том числе убийств, на 20 процентов, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Однако, продолжал он, для реального противодействия преступности недостаточно добиться одного лишь снижения количества преступлений. «Удельный вес преступлений, оставшихся нераскрытыми, хотя и несколько снизился, но продолжает составлять более половины от общего числа. В истекшем году из 3 миллионов 580 тысяч зарегистрированных преступлений более 1 миллиона 800 тысяч не раскрыто. Среди них почти половина особо тяжких и тяжких, в том числе каждое седьмое убийство».
Как сообщил Ю.Чайка, в результате совместной с МВД работы более чем на 10 тысяч сократилось число укрытых преступлений. И тем не менее ситуация, по его словам, далека от благополучной. «Все еще много выявляется нарушений закона при приеме, регистрации, рассмотрении сообщений о преступлениях. В этом вопросе мы занимаем выработанную принципиальную позицию не снижать планку требований к соблюдению закона».
Констатировав определенное улучшение качества следствия в последние годы, Генеральный прокурор России обратил внимание парламентариев на вызывающие тревогу некоторые объективные обстоятельства. По его словам, серьезно растет количество случаев незаконного отказа в возбуждении уголовных дел, незаконного их прекращения и приостановления органами следствия и дознания. «Число жалоб граждан по вопросам следствия выросло в два раза и продолжает расти. А ведь это один из основных признаков неблагополучия», — подчеркнул он.
Ю.Чайка проинформировал членов Совета Федерации о том, что в стране широко применяется такая мера пресечения, как содержание под стражей. Удовлетворяется свыше 90 процентов ходатайств следователей о заключении под стражу. «Более того, — добавил он, — сейчас под стражу берется свыше 30 процентов обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. А впоследствии две трети из них получают меру наказания, не связанную с лишением свободы». Между тем Европейским судом по правам человека вынесен ряд решений по жалобам граждан России, в которых сделан однозначный вывод о том, что сама по себе тяжесть совершенного преступления не является безусловным основанием для ареста граждан; за это с нашей страны взыскиваются немалые средства. «Зачем мы сами прививаем людям уголовную, тюремную субкультуру?», — задался он вопросом. В существующих правовых условиях прокурор существенным образом ограничен в возможности обеспечить соблюдение прав граждан, констатировал Генеральный прокурор. «На наш взгляд, негативную тенденцию необходимо пресечь уже сейчас, не дать ей возможности развиваться и укрепиться. Нужно законодательно установить твердые гарантии безусловного соблюдения закона, конституционных прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия, в том числе путем возвращения прокурору надзорных полномочий», — заключил Ю.Чайка.
Касаясь проблем борьбы с коррупцией, докладчик, в частности, сообщил, что практически повсеместно выявлены факты, когда государственные служащие незаконно участвовали в коммерческой деятельности, владели долями и пакетами акций, занимали оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах, не представляли положенные по закону декларации.
Назрела необходимость переоценки критериев эффективности работы по противодействию коррупции, подчеркнул Генеральный прокурор России. «Она должна быть нацелена на выявление системных коррупционных схем и механизмов. И основное место в этом должны занять прокуроры как координаторы борьбы с преступностью».
Практически шесть лет ставился вопрос о необходимости ратификации Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, сказал Ю.Чайка. По его словам, в 2006 году конвенции наконец‑то были ратифицированы, но до настоящего времени так и нет предусмотренных ими нормативных актов, не подготовлены необходимые изменения в действующее законодательство, нормы конвенций не имплементированы в национальное право. «Эту работу нужно как можно скорее заканчивать. Нам крайне важны и необходимы инструменты апробированные, показавшие свою эффективность в других странах», — заявил он.
Рассказывая о вопросах противодействия экономическим правонарушениям, Генеральный прокурор России выделил две основные сферы, которые, по его словам, представляют самую серьезную опасность: земельные правоотношения и внешнеэкономическая деятельность.
Как показывает практика, заявил он, количество нарушений законодательства в землепользовании только в прошлом году выросло почти на четверть. Проблема исполнения законодательства, регламентирующего использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения, стала в истекшем году настолько острой, подчеркнул он, что рассматривалась на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и Минсельхоза. «Выявленные нарушения касаются практически всех сфер исполнения земельного законодательства: при предоставлении участков для строительства; при использовании земель сельскохозяйственного назначения и земель, находящихся в федеральной собственности; при переводе земель из одной категории в другую; при взимании платы за землю; при регистрации прав на земельные участки и сделок с ними. Во многих регионах до сих пор не приняты необходимые региональные и муниципальные нормативные акты. Практически повсеместно допускаются нарушения порядка предоставления земель».
Много нарушений законодательства, продолжал Ю.Чайка, допускается в сфере реализации дачной амнистии. Почти в 50 процентах субъектов РФ органы исполнительной власти не реализовали предоставленные им законом полномочия по установлению предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства, а также на осуществление финансирования таких мероприятий. Сложившаяся ситуация, по его словам, во многом обусловлена ненадлежащим осуществлением своих полномочий органами Росрегистрации и Роснедвижимости, должностными лицами которых допускаются случаи истребования у заявителей не предусмотренных законодательством документов, нарушения сроков рассмотрения их заявлений, неправильного взимания государственной пошлины и многие другие. «Создание различных административных барьеров, высокая стоимость работ по межеванию земельных участков и постановки их на кадастровый учет привели к тому, что на сегодняшний день при наличии более 30 миллионов собственников земельных участков лишь незначительная их часть смогла оформить свои права — менее 100 тысяч человек. Использование, оборот земель сельскохозяйственного назначения, как показывает практика, сейчас являются очень важной и серьезной проблемой, поэтому органами прокуратуры этому направлению будет уделяться усиленное внимание», — сказал глава ведомства.
В связи с вопросами соблюдения законности во внешнеэкономической деятельности Генеральный прокурор указал на то, что проведенная в истекшем году комплексная проверка исполнения таможенного законодательства во всех регионах страны выявила многочисленные нарушения законодательства, действующего в таможенной сфере. По его словам, основной причиной их возникновения стало ненадлежащее исполнение должностными лицами таможенных органов своих обязанностей. «Отсутствие должного контроля и несвоевременное реагирование таможенных органов на допущенные участниками внешнеэкономической деятельности нарушения привели к тому, что на конец 2007 года сумма задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов составляла более 74 млрд. рублей. Причем почти половину этой суммы — 33 миллиарда — составляли средства, не поступившие в бюджет по таможенным платежам». Широко распространены нарушения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу России и их надлежащего оформления, добавил он.
Другим условием, способствующим совершению правонарушений в таможенной сфере, заявил Ю.Чайка, является наличие противоречащих федеральному законодательству актов, пробелов в ведомственном нормативном регулировании. «Зачастую региональными таможенными управлениями издаются нормативные документы, которые создают искусственные административные барьеры, вводят дополнительные ограничения прав физических и юридических лиц при перемещении товаров через границу, либо, наоборот, создают условия для неуплаты декларантами таможенных платежей, а также совершения иных правонарушений».
В 2008 году органами прокуратуры пристальное внимание будет уделено состоянию законности в сфере экспорта национальных природных богатств углеводородного сырья, лесоматериалов, рыбы и морепродуктов, предотвращению поставок на российский рынок контрабандных и контрафактных товаров, сообщил докладчик.
Рассказывая о работе по выявлению и пресечению фактов экстремизма и терроризма, Генеральный прокурор, в частности, отметил, что сейчас основной упор должен быть сделан на профилактику таких преступлений, прежде всего в молодежной среде. По его словам, привлекать к ответственности нужно взрослых идеологов, которые способствуют формированию определенных идейных и мировоззренческих позиций.
Большое внимание, продолжал он, следует уделить процессам внутренней миграции. Сейчас, по его словам, она приняла массовый характер как результат меняются этносоциальные структуры целых населенных пунктов, разница в укладах и национальных обычаях часто приводит к достаточно острым конфликтам. «В решении этих проблем лидирующей должна быть роль региональных и местных органов власти, они должны анализировать ситуацию с точки зрения безработицы, регулирования мелкого бизнеса и сферы оказания услуг на своих территориях. Любая, даже самая мелкая, недоработка в этих вопросах может оказаться причиной вспышки такого конфликта», — указал Ю.Чайка.
Глава Генеральной прокуратуры РФ ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации.
МАТЕРИАЛЫ 219-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ :
- Информация о результатах рассмотрения вопросов >>>
- Документы, принятые Советом Федерации >>>
- Дневник заседания>>>