Все новости

Сергей МИРОНОВ: «ЭТО ВОПРОС ДОВЕРИЯ ЛЮДЕЙ К ВЛАСТИ»

в Совете Федерации состоялось заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей).

Заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) было посвящено состоянию и перспективам реализации реформы местного самоуправления. Открыл и провел его Председатель СФ Сергей Миронов.

Подчеркнув, что реформа, о которой идет речь, относится к наиболее значимым преобразованиям, призванным кардинально повысить качество государственного управления и авторитет местной власти, С.Миронов заявил: «Принципиальный подход к проблеме прост: власть должна быть ближе к людям. Они сами должны решать свои проблемы на местах, а долг государства – помочь им в этом».

Председатель СФ напомнил недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».

Эта актуальная тема, отметил далее спикер верхней палаты российского парламента» приобрела в нынешнем году особую остроту. Всего два месяца остается до вступления в силу в полном объеме 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», заметил он. «Откладывать его дальше было просто нельзя, не было на то ни причин, ни оправданий. С Нового года около 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать, что называется, «на законных основаниях», — сказал С. Миронов.

Проблемы законодательного обеспечения и мониторинга правоприменительной практики в сфере местного самоуправления постоянно находятся в фокусе внимания органов власти разных уровней, сообщил Председатель СФ. Во всех федеральных округах прошли совещания, посвященные готовности субъектов Федерации к вступлению в силу 131-го закона. Они показали, что в этой сфере сделано уже немало. За прошедшее с начала муниципальной реформы время созданы и преобразованы тысячи муниципальных образований. Установлены и закреплены их границы, разработаны уставы. Проведены выборы в представительные органы местного самоуправления. Совсем недавно – 12 октября, в единый день голосования, состоялось почти 6 тысяч таких выборов в 65 регионах страны. Приняты законы субъектов Федерации, наделяющие органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с предоставлением субвенций на их исполнение. Одобрены нормативные акты о межбюджетных отношениях, программы государственной поддержки развития муниципальных образований.

Вместе с тем С. Миронов указал на большое количество нерешенных вопросов. Одним из самых актуальных он назвал вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований. «Этот круг расширяется, а ресурсов все еще маловато. Не закреплен федеральным законом и минимальный перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий – районный – уровень», — указал спикер СФ.

Другая злободневная местная проблема – это нехватка муниципальных финансов. Местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже об инновациях и инвестициях, сказал С. Миронов. Задачи поиска адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение граждан муниципальным жильем, строительство и эксплуатация коммунальной и дорожной инфраструктуры.

Ряд регионов – к сожалению, далеко не все – дальновидно принял специальные решения о перераспределении своих региональных налоговых поступлений. Речь идет о том, к чему ровно год назад на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Федерации призвал Владимир Путин, — о передаче местным бюджетам части налога на прибыль, пояснил Председатель СФ.

Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов — тех, что местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока, заметил С. Миронов, они дают больше средств, чем собственная налоговая база. В этой связи особенно важно сделать перечень категорий «разрешенного» муниципального имущества в 131-м законе открытым, как это определил Конституционный Суд.

Как было отмечено в выступлении спикера, велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти. Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владельцах недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически невозможно, констатировал С. Миронов, отсутствует механизм контроля за пользованием землей со стороны муниципальных органов.

Не решены пока и проблемы, касающиеся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан — и это далеко не второстепенный вопрос, он касается практически всех граждан страны.

До завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов всех уровней, обеспечивающих реализацию указанного закона.

Назрела необходимость в принятии федерального закона, регулирующего особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Многие из названных проблем, как сказал С. Миронов, могут быть решены только законодательным путем. При этом он призвал коллег к осторожности — единовременное принятие многих законов либо огромного количества разрозненных поправок в законодательные акты способно не только дестабилизировать правоприменительную практику, но и выхолостить сам смысл реформы местного самоуправления, считает спикер.

С. Миронов выразил надежду на то, что сегодняшнее заседание поможет выработать ценные практические рекомендации по совершенствованию законодательства, внести конкретные предложения по системному улучшению региональной практики в сфере местного самоуправления и пожелал его участникам конструктивной и плодотворной работы.

С докладом о состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации выступил председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.

Он отметил, что переходный период институализации местного самоуправления в нашей стране в целом завершен. Со времени принятия федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» количество муниципальных образований в стране выросло более чем в 2 раза, численность депутатов местных представительских органов превысила 240 тыс. человек, около 330 тыс. служащих насчитывают муниципалитеты. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления с одновременной передачей функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, определена финансовая и материальная основа местного самоуправления.

Докладчик проиллюстрировал примерами и ряд проблем, названных Председателем СФ из практики реализации 131-го закона., подчеркнув, что прежде всего, речь идет о создании условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований. Из‑за сложившейся схемы распределения налогов муниципалитеты зачастую лишаются движущих стимулов к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы, отметил С. Киричук. Из режима активного поиска дополнительных ресурсов и источников пополнения местных бюджетов они переходят в режим пассивного ожидания финансовой помощи «сверху», отметил он. Таким образом, важнейшей становится задача перераспределения доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства России.

С. Киричук также констатировал наличие в законодательстве закрепленных за местным самоуправлением полномочий, реализация которых не относится к решению вопросов местного значения. Это, например, коллизия по вопросу осуществления регистрации граждан по месту жительства. Спорным назвал он и наличие в вопросах местного значения таких как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона и целый ряд других, требующих, по его словам, регламентации в законодательстве.

 

 

На заседании выступили также заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Римма Ратникова, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов, председатель Законодательного Собрания Приморского края Владимир Горчаков, председатель Курской областной Думы Александр Кичигин, председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор, председатель Мурманской областной Думы Евгений Никора, председатель Новгородской областной Думы Сергей Фабричный, председатель Законодательного Собрания Амурской области Николай Швец, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Самойлов. Все они привели свои примеры из практики реализации реформы местного самоуправления в стране и внесли предложения, направленные на повышение ее эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам заседания принято решение Совета законодателей с предложениями ускорить работу по внесению изменений в федеральное законодательство с учетом высказанных на заседании предложений и замечаний.

Закрывая заседание Совета законодателей, Председатель СФ С. Миронов подчеркнул, что с вступлением в полную силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» будет продолжаться системный мониторинг его реализации, и что Совет Федерации открыт к любым предложениям из регионов.