Все новости

РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Доклад заместителя Председателя Совета Федерации Михаила Николаева на открывшемся Седьмом Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье».

Сегодня Российская Федерация формирует стратегию своего развития. В соответствие с ней высшее руководство страны ставит перед органами власти грандиозные задачи, для решения которых требуются новые формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и институтов гражданского общества. Конгресс «Профессия и здоровье» является примером такого сотрудничества. Благодаря усилиям представителей общественных и научных организаций, медицинского сообщества, профсоюзов и объединений работодателей он стал инновационной площадкой, позволяющей на конструктивной основе разрабатывать совместные проекты и программы, обсуждать сложные социальные и медицинские проблемы.

В России на протяжении всего лишь одного года принят ряд основополагающих документов, определяющих её социальные и экономические перспективы на достаточно длительные периоды времени. При их подготовке учитывались предложения и аргументы, высказанные участниками Всероссийских конгрессов «Профессия и здоровье», инициативы общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения».

Мы добились того, что наше понимание и видение будущего отечественного здравоохранения вошло в число государственных приоритетов.

В современной мировой экономике инвестиции в «человеческий капитал» являются одним из основных двигателей устойчивого экономического роста. Во многом этому способствуют созданные здесь национальные системы здравоохранения. Нужно особо отметить, что они создавались с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определенных в ее стратегической программе «Здоровье для всех в XXI веке». К сожалению, в нашей стране на государственном уровне не принята программа ее реализации. Как и в прежние годы, мы не используем лучший мировой опыт, на который опирались многие страны и благодаря этому достигли значительных успехов в оздоровлении работающего населения.

Делегация нашего конгресса изучила в сентябре текущего года опыт финляндского здравоохранения и смогла воочию убедиться как можно эффективно и рационально организовать медицинскую помощь населению. Полученные членами делегации знания нужно осмыслить и превратить в идеи и проекты модернизации всех сфер отечественной медицины.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование устойчивой системы, обеспечивающей эффективную медико-социальную профилактику различных заболеваний, своевременную высокотехнологичную медицинскую помощь и повышение доступности всех видов медицинских услуг.

Для коренного улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Нужны инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Уже появляются высокотехнологичные центры нового поколения в Москве, Пензе, Астрахани, Чебоксарах и других регионах. Но для масштабов нашей страны их все еще очень мало. Они создаются очень долго, если сопоставлять это с реальными потребностями. Острый дефицит в них в Сибири, на Дальнем Востоке, в сельской местности Центрального Федерального округа.

Ускорить процесс повышения доступности медицинской помощи можно, внедряя электронные информационно-коммуникационные системы. Современные высокотехнологичные информационные медицинские системы должны стать не диковинкой, а обыденным делом практической медицины как в городе, так и на селе. Сегодня электронные медицинские услуги пронизывают всю систему здравоохранения Швеции и Норвегии. Казахстан активно внедряет телемедицину в сельской местности. А у нас же пока больше разговоров, бумажных проектов и презентаций, чем реально действующих медицинских телекоммуникационных установок.

Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по информационным технологиям должны разработать и приступить к внедрению нового национального проекта «Электронное здравоохранение». В его рамках нужно предусмотреть формирование единой информационной системы учета граждан и каналы передачи медицинских данных. К ней должны быть подключены все лечебно-профилактические и аптечные учреждения, страховые медицинские организации.

«Электронное здравоохранение» должно содержать обширные медицинские научные и образовательные ресурсы, которые расширят возможности для повышения квалификации медицинского персонала. И, конечно же, надо думать об оказании электронных медицинских услуг населению.

Наряду с этим, необходимо пересмотреть всю работу по подготовке и переподготовке медицинских кадров. Сегодня, на мой взгляд, недостаточно внимания уделяется ключевой проблеме — квалификации медицинского персонала. Всем нам нужно понять: сколько бы мы денег не потратили на оборудование и лекарства, если врач не владеет современными знаниям, он не обеспечит эффективную диагностику и лечение. Так что без масштабной программы подготовки квалифицированных медицинских кадров мы проблему модернизации здравоохранения не решим.

Прежде всего, надо пересмотреть учебные планы и программы российских медицинских высших учебных заведений и обновить их с учетом опыта ведущих медицинских университетов мира. Необходимо внедрить международные стандарты медицинского образования. Логичнее будет, если этим займутся специалисты Министерства образования и науки РФ, а не Минздравсоцразвития России.

Мы должны быть включены в медицинское мировое сообщество, а это невозможно пока дипломы наших врачей не признаются за рубежом. Только лишь когда мы модернизируем систему медицинского образования и дипломы российских медицинских высших учебных заведений будут признаваться во всем мире, мы сможем говорить о том, что готовим высококвалифицированных специалистов.

Также серьезной модернизации требует последипломное образование. Должна быть внедрена система непрерывного образования и повышения профессионального уровня медицинских кадров. Основное внимание нужно сосредоточить на освоении ими передовых медицинских технологий. Необходимо более широко применять современные информационные технологии, Интернет.

Повышение квалификации медицинских работников должно сопровождаться ростом оплаты их труда. В ходе реализации приоритетного национального проекта повышена заработная плата медицинским работникам первичного звена. Но на качество их работы это существенным образом не повлияло. Не снижается количество жалоб на работу персонала медицинских учреждений. Поступают нарекания на серьезные недостатки в работе медицинских учреждений Ставропольского края, Новосибирской и Владимирской области. Ни в одном регионе нет безупречной работы медицинского персонала.

А это означает лишь одно — надо платить деньги не за должность, а за реальные знания и умения и оказанную медицинскую помощь.

В последние годы государство сделало серьезные инвестиции в здравоохранение. Но кардинального изменения ситуации со здоровьем работающего населения не произошло. Потому что они не сопровождались масштабными и высокоэффективными финансово-экономическими, технологическими, организационными и идеологическими мероприятиями. В результате в России не снижается уровень сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, остается высокой распространенность туберкулеза.

Количество заболевших туберкулезом в России значительно выше цифры, которая у Всемирной организации здравоохранения считается эпидемиологическим порогом. Наиболее высокий уровень заболеваемости туберкулезом в Приморском крае, Омской, Иркутской, Курганской и Амурской областях. Региональные власти должны осознать, что данное заболевание составляет угрозу для здоровья всей нации. Борьба с ними должна быть одной из главных их задач.

По оценкам ВОЗ примерно у миллиона человек в России диагностирован СПИД. Дальнейшее распространение СПИДА (ежегодно на 20–25%) и убыль населения от этого заболевания могут привести к сокращению на 10% внутреннего валового продукта в 2020 году. Также из‑за его дальнейшего распространения может произойти замедление темпов ежегодного роста ВВП на 1%.

Мы явно недооцениваем масштабы и последствия данного заболевания. Существует единственный способ борьбы с ним — повышение нравственности и духовности людей. Сегодня никто не отвечает за духовное здоровье народа и, соответственно, никто им не занимается. А без него не может быть и физического здоровья.

Эту истину много веков назад усвоили наши предки и попытались передать нам через народные традиции и обычаи. Мы утратили их и стали духовно больным обществом. Поэтому настало время говорить о духовной медицине. Сумеем возродить традиции – восстановим духовность и сделаем людей физически здоровыми. Для этого нужно на местах, при муниципалитетах создавать общественные духовно-нравственные советы с участием представителей духовенства, органов образования, здравоохранения. Они должны формировать духовно-нравственный климат в российских городах и селах.

Отставание российского здравоохранения от развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики. Без устранения этого разрыва мы не можем рассчитывать на человеческий капитал как решающий фактор социально-экономического развития. Один из способов преодоление отставания в медицине – разработка и внедрение в систему здравоохранения медицинских стандартов соответствующих мировому уровню.

Государственной Думе и Совету Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ надо конкретизировать и законодательно закрепить государственные гарантии и стандарты видов, объемов и условий оказания бесплатной медицинской помощи. Только на основе современных стандартов медицинской помощи можно повсеместно внедрить инновационные медицинские технологии для лечения наиболее распространенных заболеваний. Медицинские стандарты сформируют предпосылки для поэтапного перехода к оплате медицинской помощи на основе обоснованных тарифов. Их наличие создаст возможность для рационального планирования финансовых средств, несмотря на различные региональные экономические возможности.

Важнейшая задача модернизации здравоохранения — создание более эффективной системы формирования и управления финансовыми ресурсами отрасли. Необходим переход на одноканальное финансирование медицины через систему обязательного медицинского страхования. Благодаря этому повысится ответственность страховых медицинских организаций. Они станут настоящими покупателями медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями.

Нужен единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование независимо от отраслевой принадлежности. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации должны заняться решением этих вопросов.

Очевидно, что нельзя всех причесывать под одну гребенку и начислять на всех одинаковые страховые взносы. Надо ввести минимальный размер годового заработка, с которого они берутся. И, конечно же, следует стремиться к выравниванию финансовых условий государственных гарантий бесплатной медицинской помощи вне зависимости от территорий проживания. Не может быть такого, чтобы в одной стране объем, стандарты и возможности медицинской помощи так сильно различались как сегодня в России. Региональные различия не должны влиять на качество и объем медицинской помощи. Преодолеть данную проблему можно, установив минимальный подушевой норматив территориальной программы государственных гарантий.

Особое внимание нужно уделить сельскому здравоохранению. Совет Федерации намерен послезавтра детально рассмотреть проблему здоровья сельских тружеников на парламентских слушаниях.

А пока, что могу отметить, что деревня оказалась в эпицентре демографического кризиса, охватившего нашу страну. На протяжении тысячелетий село было демографическим донором России. Оно обеспечивало страну сильными и здоровыми трудовыми ресурсами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Сельские жители стали больше болеть и умирать по сравнению с городским населением. Они не имеют качественной медицинской помощи. Пришло время повернуться лицом к деревне и помочь ей не на словах, а на деле. Повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению должно стать безусловным приоритетом здравоохранения России в XXI веке. Необходимо произвести инвентаризацию материально-технической базы сельской медицины. Нужно отремонтировать и реконструировать здания сельских медицинских организаций, которые находятся в ненадлежащем состоянии. Село нужно обеспечить типовыми модульными сооружениями, предназначенными для ФАПов и больниц. Они должны быть оснащены современными лечебно-диагностическими технологиями и цифровым медицинским оборудованием. Всех сельских врачей надо обеспечить жильем, транспортом, установить более высокую, чем в городе заработную плату. В первоочередном порядке осуществить их переподготовку.

Как в сельской местности, так и в городе требует оптимизации система стационарной помощи населению. Именно здесь необходимо расширить инновационную деятельность медицинских и научных организаций для разработки, внедрения и освоения новых, в том числе высоких, медицинских технологий. В настоящее время потребность населения в высокотехнологичной помощи удовлетворяется всего лишь на 20%. Нужно, чтобы эти показатели составляли не менее 80%. Для этого надо увеличить государственные инвестиции в материально-техническую базу медицинских учреждений. Требуется оснастить их современными медицинскими технологиями, а не просто оборудованием, которое зачастую бывает несовместимым друг с другом.

Кстати сказать, как долго мы будем использовать импортную медицинскую технику? Когда появиться не уступающее ей отечественное медицинское оборудование?

Было бы правильным, если вопросами её создания занялось бы Министерство здравоохранения и социального развития, а не Министерство промышленности и технологий. Возможно целесообразно создать Федеральное агентство медицинской промышленности, которое будет нести ответственность за техническое оснащение российской медицины.

На основе его продукции нужно создавать медицинские специализированные кластеры, которые в одном месте сосредоточат профильную диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию работающего населения.

Современная медицина немыслима без эффективных лекарственных препаратов. Особой задачей является активное развитие национальной фармацевтической промышленности. Именно здесь, в первую очередь, должны быть реализованы достижения нанотехнологий. Министерству финансов России надо применить возможности налогового стимулирования отечественных и иностранных фармацевтических компаний для создания научно-исследовательских центров по разработке новых лекарственных средств и их производству на территории Российской Федерации.

Модернизация здравоохранения должна опираться на достижения медицинской науки. Российской Академии Медицинских Наук нужно определить приоритеты направлений научных исследований с учетом реального состояния здоровья населения и тенденций его изменений.

Надо избежать ненужного и дорогого дублирования исследований, которые обусловлены существованием научных медицинских учреждений разной подчиненности. Сегодня есть научно-исследовательские организации, ведущие научный поиск в сфере медицины и подчиненные Минздравсоцразвития РФ, МЧС, Министерству обороны, РАМН, РАН, РАО и другим ведомствам. Отсутствие единого координатора ведет к ведомственной научной закрытости, исследовательскому дублированию и нерациональному расходованию средств. Ученых и научные организации, работающие в медицинских отраслях знаний, следует объединить в рамках одной академии наук.

Создание эффективной и рациональной системы здравоохранения предполагает интеграцию «ведомственной» медицины в государственную и муниципальную систему оказания медицинской помощи. Это неизбежно и в России. Федеральным, региональным и муниципальным органам власти следует больше использовать возможности «ведомственной» медицины.

Мы с Вами неоднократно отмечали крайнюю необходимость формирования у населения здорового образа жизни. Предложения конгресса в этой части услышаны и восприняты властными структурами. Президент России ставит перед органами здравоохранения задачу сделать внедрение навыков ведения здорового образа жизни одним из приоритетных направлений. Мы подробно рассмотрим данную проблему на нашем форуме, который будет полностью ей посвящен. А пока лишь вкратце отмечу, что для выполнения указаний Президента России необходимо создать Российский Федеральный инновационный центр формирования здорового образа жизни. Он должен будет вооружить людей знаниями о здоровье, научить их его беречь и поддерживать, создать условия и возможности для этого. А уже затем потребовать ведения здорового образа жизни, используя законы и экономические стимулы и рычаги. Только при таком последовательном подходе мы сможем сохранить трудовые ресурсы России.

В завершение еще раз хочу отметить, что превращение России в лидера мировой экономики невозможно кардинального улучшения здоровья всех граждан России и, в первую очередь, её работников. Для достижения этого нужно искать новые модели и способы организации здравоохранения. Делать это должны мы все. Ведь речь идет о будущем нашей Родины, о будущем наших детей, о будущем нашей жизни.