Все новости

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ»

в Санкт-Петербурге в рамках Невского экологического конгресса состоялось заседание «круглого стола» на тему «Охрана окружающей среды как фактор глобальной безопасности грядущих поколений». Вел заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации

Именно этот тезис участников «круглого стола» стал лейтмотивом состоявшейся дискуссии. Преодоление экологического кризиса, отмечается в итоговом документе «круглого стола», возможно на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, новых форм сотрудничества между странами и народами на основе добрососедских, дружественных и партнерских отношений.

На современном этапе развития мировой экономики нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, другие факторы, приводящие к деградации среды обитания и наносящие ущерб здоровью населения, приобрели глобальный характер, отмечается в итоговых рекомендациях. Пренебрежение экологическим фактором приводит к утрате качества жизни населения и потенциала экономического развития, содержит угрозы устойчивому развитию.

Устойчивое развитие как процесс, направленный на повышение качества жизни и здоровья населения, обеспечение национальной и международной безопасности (в том числе и экологической), возможно только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.

Для этого, считают участники «круглого стола», необходимо объединение усилий всех государств-участников СНГ по формированию и последовательной реализации экологической политики, обеспечивающей интеграцию принципов охраны окружающей среды и неистощительного природопользования в систему межнациональных социально-экономических отношений. Охрана окружающей среды и предотвращение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности стала рассматриваться в качестве основы безопасности будущих поколений. Сохранение и восстановление природных систем должно стать консолидирующим началом СНГ.

Экологически неблагополучными признаются примерно 15% территории России

В настоящее время в России, отмечалось на «круглом столе», основными факторами дестабилизации окружающей среды являются: ресурсный путь развития экономики, загрязнение окружающей среды, низкая эффективность механизмов природопользования, высокая доля «теневой» экономики в использовании природных ресурсов, слабый уровень экологической ответственности хозяйствующих субъектов, низкий уровень экологического сознания и культуры населения, недостаточно эффективное использование потенциала международного сотрудничества в этих направлениях.

Кроме того, необходимо учесть такую серьезную составляющую экологического кризиса, как накопление отходов производства и потребления, которое приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций в районах размещения техногенных образований и полигонов (свалок) для захоронения отходов, особенно в сейсмоопасных зонах. При этом в условиях истощения природных ресурсов практически не учитывается промышленный потенциал этих техногенных ресурсов.

Россия является стороной более 20-ти конвенций по вопросам охраны окружающей среды и осуществляет сотрудничество по этим вопросам в рамках более 50-ти международных организаций. Прорабатываются вопросы целесообразности присоединения Российской Федерации еще к ряду конвенций и гармонизации законодательства Российской Федерации с законодательством Европейского Союза. Вместе с тем для выполнения вытекающих из них обязательств выделяется недостаточно финансовых средств, а ряд конвенций не в полной мере обеспечен научно-методической и организационной поддержкой. В то же время необходимо отметить, что некоторые природоохранные конвенции и международные договоры используются как средство лоббирования экономических интересов конкурирующих на мировом рынке производителей. Характерными примерами являются Глобальная гармонизированная система классификации и маркировки химических веществ, Роттердамская конвенция о торговле опасными химическими веществами и пестицидами, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Особую актуальность приобретают вопросы гармонизации российского законодательства с нормами международного права в связи с трансграничным переносом загрязняющих веществ, потенциально возможным при реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей и транспортированием углеводородного сырья в районах Балтийского, Охотского, Черного и Каспийского морей.

Все эти факторы должны учитываться при формировании и реализации экологической политики России, включая её интеграцию в мировую экономику.

Основными экологическими проблемами, характерными для Российской Федерации, по‑прежнему, остаются:

— нерациональное использование природных ресурсов, приводящее к их истощению и деградации;

— изменение климата земли;

— загрязнение воздушного бассейна;

— разрушение озонового слоя;

— истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

— загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;

— оскудение биологического разнообразия и др.

Также необходимо обратить особое внимание на незаконную коррумпированную торговлю компонентами окружающей среды, что является распространенным способом извлечения в различных масштабах «теневой» прибыли – «грязных» денег – и влечет, по меньшей мере, три группы негативных последствий: а) резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы; б) разрушение законной конкуренции на рынке, когда незаконно добытые ресурсы вытесняют полученные в установленном порядке; в) падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпированности.

Особенности экологической обстановки в субъектах Российской Федерации в основном обусловлены местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, жилищно-коммунального и сельского хозяйства и зависят от специфики размещения предприятий, их мощностей, применяемых технологий и других факторов. В этой связи значительно повышается значение территориального и ландшафтного планирования, а также градостроительного зонирования, которые должны осуществляться на основе принципов устойчивого развития Российской Федерации в целом, её субъектов и муниципальных образований.

Однако на сегодняшний день в России решающую роль в реформировании и построении действующей системы экологического управления пока еще играют идеи фрагментарного подхода, ослабления позиций комплексного экологического управления на фоне фактического ослабления государственного регулирования и контроля. Имеющаяся в стране институциональная и правовая база не стимулирует внедрение природоохранных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, происходит консервация прежних технологий, что приводит, в том числе, к снижению уровня конкурентоспособности России на мировой арене. В то же время формирование системы государственного регулирования хозяйственной деятельности, обеспечивающей снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду на основе технологического нормирования с использованием наилучших доступных технологий, является ключевой мерой по укреплению экологической безопасности страны и эффективного противодействия внешним и внутренним угрозам национальной безопасности в экологической сфере.

В настоящее время загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности приводит к повышению заболеваемости населения, что негативно сказывается на здоровье будущих поколений. Неблагоприятная экологическая ситуация оказывает ощутимое влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни населения. По официальным данным, в России примерно 20–30% заболеваемости населения связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды.

В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, резко ухудшаются условия проживания населения. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации — Московская и Санкт-Петербургская, промышленные центры Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири и Дальнего Востока, Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.

Основными источниками техногенной опасности для окружающей среды России являются предприятия химической, металлургической, целлюлозно-бумажной, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей отраслей промышленности; перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом; магистральные и промысловые нефте-, газо- и продуктопроводы; а также предприятия военно-промышленного комплекса.

Производственная деятельность нефтегазодобывающих предприятий в подавляющем большинстве случаев осуществляется с серьезными нарушениями природоохранных требований или же в обход этих требований, что ведет к широкомасштабному загрязнению и деградации природной среды в ряде регионов.

В период экономического роста с 1999 по 2006 годы показатели загрязнения окружающей среды ухудшились: суммарные выбросы в атмосферу от стационарных источников за этот период выросли более чем на 10%, от автотранспорта — на 30%, объем токсичных отходов вырос на 35%. Уровни воздействия на окружающую среду в промышленных регионах России стали критичными: в 140 городах уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий; в загрязненной атмосфере проживают около 60 млн. жителей страны. Объем нормативно очищенных сточных вод, поступивших в 2006 году в поверхностные водные объекты страны, составляет всего 12% от общего объема. Динамика ввода в действие мощностей по очистке воды и воздуха показала, что по сравнению с 1985 годом к началу XXI века произошло резкое снижение природоохранной деятельности предприятий: очистка сточных вод сократилась в 2 раза, оборотное водоснабжение — в 8 раз, улавливание и обезвреживание вредных газов — в 6,1 раза.

Несмотря на огромные запасы пресной воды, в стране все чаще возникают трудности с водоснабжением больших городов. Вода в большинстве рек Европейской части страны и многих реках Сибири классифицируется как загрязненная. От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением некоторых регионов, не удовлетворяет санитарно-эпидемиологическим и/или санитарно-гигиеническим стандартам.

Накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории; многие отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники.

Общая площадь земель России, подверженных процессам опустынивания или потенциально опасных в этом отношении, составляет, по разным оценкам, от 50 до 100 млн. га. Процессы опустынивания или условия, предопределяющие их опасность, отмечаются в более чем 20 субъектах Российской Федерации. Наиболее интенсивно опустынивание земель проявляются на территории республик Калмыкия и Дагестан, Астраханской, Ростовской областей. В Республике Калмыкия процесс опустынивания охватил более 82% площади земель, из них более 47% находится в стадии сильного и очень сильного опустынивания.

Экологически неблагополучными признаются примерно 15% территории России (около 2,5 млн. кв. км — это больше, чем Англия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция и Финляндия вместе взятые), где проживает почти две трети населения страны.

Ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. При этом сложившееся положение обусловлено следующими факторами:

— несовершенство и противоречивость законодательной базы в области охраны окружающей среды, включая экологическую безопасность;

— преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности;

— физический и моральный износ технологического оборудования на промышленных объектах, использование устаревших, «грязных» технологий, неэффективного природоохранного оборудования;

— недостаточная эффективность существующих механизмов регулирования природоохранной деятельности в новых экономических условиях;

— возникновение эколого-экономической преступности и угрозы экологического терроризма;

— стремление некоторых промышленно развитых стран разместить на территории России «грязные» производства и технологии, а также опасные отходы производства и потребления под видом сырьевых ресурсов;

— возрастающее давление на Россию со стороны некоторых промышленно развитых стран под предлогом экологической проблематики (отказ от закупок в Российской Федерации продукции под предлогом отсутствия экологического сертификата);

— стремление ряда стран закрепить ведущие геополитические и экономические позиции в мире в ущерб национальным интересам России.

В целях решения указанных проблем необходимо реформировать экономику, интегрировать экологические интересы в экономическое развитие, поставить экологические интересы над экономическими, заставить первые определять развитие экономики. Задачи охраны окружающей среды должны быть поставлены перед всеми правительственными ведомствами, международными организациями и крупным учреждениями частного сектора. Механизм реализации этих задач должен опираться на установление ответственности таких учреждений за последствия своей деятельности. Сам процесс принятия решений должен быть скоординированным и предусматривать широкое участие населения. Достичь интеграции экологических и экономических факторов без слияния двух сфер управления возможно путем наделения МПРЭ России реальными возможностями участия и рычагами влияния на принимаемые хозяйственные решения. Одновременно экономика не должна освобождаться от обязанностей по охране окружающей среды и выполнять функции экологического управления применительно к своему виду деятельности, что потребует создания в своей структуре соответствующих подразделений по охране окружающей среды.

* * *

В принятых в адрес федеральных и региональных органов власти Рекомендациях «круглого стола» предлагается разработать Концепцию экологической безопасности Российской Федерации. А также ускорить разработку и рассмотрение проектов федеральных законов:

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;

«Об обязательном экологическом страховании»;

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части введения экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, а также на землях особо охраняемых природных территорий).

Правительству Российской Федерации рекомендовано подготовить новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления», разработать правовые и экономические механизмы стимулирования внедрения наилучших доступных технологий. Также участники «круглого стола» считают необходимым продумать меры по повышению эффективности отстаивания и защиты интересов России при участии в международных конвенциях и соглашениях природоохранной направленности, а также парированию угроз, связанных с трансграничным загрязнением территории Российской Федерации.

 

Публикации по теме: