Все новости

С.Иванов: «К повышению эффективности парламентского финансового контроля»

В канун 15-летия Конституции Российской Федерации и образования Совета Федерации, хотелось бы отметить, что главный закон страны позволил палатам Федерального Собрания — Совету Федерации и Государственной Думе — формировать независимый орган государственного финансового контроля – Счетную палату Российской Федерации. Последние изменения, вносимые в Конституцию Российской Федерации, позволят повысить роль и значение Счетной палаты, которую теперь можно будет по праву назвать органом независимого парламентского контроля.

Парламентский контроль, как контроль со стороны общества за эффективным управлением финансовыми ресурсами и государственной собственностью, представляет функцию демократического государства, которая служит укреплению государственной власти, безопасности и авторитета России. Счетная палата России служит основным инструментом для осуществления этих функций.

Отличительная черта такого контроля в том, что мы можем осуществлять его только через совместные действия. Это увидели те, кто формировал Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации. Считаю важным заметить, что возможности для создания такого органа возникли с переходом Совета Федерации к работе на постоянной основе.

Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации была создана на основании новой редакции Регламента Совета Федерации, принятой постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 года, а уже 6 февраля этого же года состоялось ее первое заседание. Всего же с момента образования комиссии, нами было проведено уже более 120 заседаний.

Помимо Председателя, заместителей Председателя и аудиторов Счетной палаты, председателей контрольно-счетных органов субъектов Федерации, в разные годы на заседаниях комиссии с основными докладами выступали председатели и заместители председателей судов высшей инстанции, заместители генерального прокурора, федеральные министры, председатели государственных комитетов, руководители федеральных агентств и служб, руководители государственных внебюджетных фондов, крупнейших корпораций, научных учреждений.

Наша комиссия работает в постоянном взаимодействии с правоохранительными органами. На заседаниях регулярно присутствует Полномочный представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Совете Федерации, который докладывает о ходе исполнения запросов, направляемых Комиссией в Генеральную прокуратуру. Повседневной практикой является также участие председателя Комиссии в заседаниях Коллегии Счетной палаты.

С целью информирования о деятельности Комиссии широких кругов общественности на заседания, за исключением закрытых, приглашаются представители СМИ.

Сложилась практика ежегодной подготовки отзывов Комиссии на Концепцию федерального бюджета, заключений на федеральный закон о федеральном бюджете, федеральный закон, утверждающий отчет об исполнении бюджета, федеральным законом о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, Комиссия участвует в ежегодной процедуре согласования Советом Федерации и утверждения Государственной Думой формы оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета, по которой Счетная палата ежеквартально представляет Федеральному Собранию фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными на текущий год показателями.

В законопроектной деятельности Комиссии есть несколько основных направлений, которые уже долгое время не теряют своей актуальности. Так, тема регулирования государственного финансового контроля возникла практически с начала образования комиссии. Еще в 2002 году в рамках шестого Петербургского экономического форума состоялось заседание «круглого стола» на тему «Организация системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты». Затем комиссия расширила привычные формы законопроектной работы, создав при комиссии на общественных началах Экспертный совет. В рамках работы Экспертного совета разработан проект федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», который был призван стать фундаментом для создания целостной правовой базы, регулирующей полномочия, ответственность и инструменты субъектов государственного финансового контроля, как в плоскости внешнего и внутреннего контроля, так и по вертикали власти. С участием Экспертного совета разработаны проекты других законов, в частности, «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «О внесении дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и проект модельного закона «О Контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации», предлагавший создание единой законодательной базы функционирования контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и органов муниципального контроля.

На заседаниях Комиссии рассматриваются также материалы отчетов о проведенных Счетной палатой контрольных или аналитических мероприятиях. По всем обсуждаемым вопросам принимаются решения, в которых содержатся рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, а также иных задействованных организаций по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок Счетной палаты.

Так, в свое время, в связи с увеличившимся количеством представлений и предписаний Счетной палаты с истекшим сроком, комиссией был подготовлен парламентский запрос в Правительство Российской Федерации и проведены парламентские слушания на тему «О реагировании органов государственной власти Российской Федерации на представления и предписания Счетной палаты Российской Федерации» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций.

Из последних новаций, ставших определяющими для отношений с исполнительной властью, можно назвать изменение процедуры подготовки «Правительственного часа» в Совете Федерации. Начиная с апреля 2008 года, на каждом «Правительственном часе» в Совете Федерации присутствует аудитор Счетной палаты, за которым закреплено соответствующее направление деятельности. На нашу комиссию поручением Совета Федерации возложена функция представления материалов Счетной палаты на «Правительственный час».

Порой нам приходится решать проблемы, которые назревали в течение нескольких поколений. Так, в ходе рассмотрения вопроса «О результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации использования средств, направленных в 2006 году на строительство, реконструкцию и текущий ремонт гидротехнических сооружений в ФГУ «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ», стало очевидно, что за 35 лет так и не было принято действенных мер по очистке акватории Саяно-Шушенского водохранилища от плавающей древесины. Принятые по итогам решения позволили привлечь к этой проблеме внимание Правительства. В настоящий момент создана временная комиссия по решению вопроса очистки акватории Саяно-Шушенского водохранилища. Формируется постоянная комиссия при Правительстве Российской Федерации по вопросам безопасности водных объектов и гидротехнических сооружений.

Иногда комиссии приходится участвовать и в судебных процессах. Так, в 2003 году с целью прекращения порочной практики появления в законе о федеральном бюджете текстовых статей, приостанавливающих действие других федеральных законов, Комиссией совместно с 45 членами Совета Федерации был подготовлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности статьи 136 Федерального закона от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в части, приостанавливающей действие ряда частей статьи 14 Федерального закона от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (порядок проведения Счетной палатой оперативного контроля за исполнением федерального бюджета).

Результатом процесса стало принятие Конституционным Судом постановления № 9-П от 23 апреля 2004 года, которое прямо установило, что закон о бюджете как таковой «не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более – лишать их юридической силы», а также что «федеральный закон о федеральном бюджете не может содержать положений, изменяющих полномочия и порядок деятельности Счетной палаты, установленные другими федеральными законами».

Так, за сравнительно небольшой период с момента образования комиссии, Советом Федерации сделано многое для развития и повышения эффективности парламентского финансового контроля в стране. Но многое еще предстоит сделать.