Все новости

Двести тридцать седьмое заседание Совета Федерации

в Совете Федерации состоялось 237-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ПОВЕСТКА ДНЯ (проект) >>>

ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

В повестке открывшегося заседания Совета Федерации около тридцати вопросов. Парламентарии примут решения об установлении результатов рассмотрения в регионах законов о поправках к Конституции России, обсудят предлагаемые изменения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». На рассмотрение верхней палаты Федерального Собрания РФ представлены также пакет антикоррупционных законов, законы о ратификации международных документов, поправки к действующему законодательству.

 

 

 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

22 декабря 2008 года в Совете Федерации на двести тридцать седьмом пленарном заседании принято Постановление палаты «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».

На двести тридцать седьмом пленарном заседании Совет Федерации принял Постановление палаты «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».

Постановлением устанавливается, что Закон РФ о поправке к Конституции России «Об изменениях срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» рассмотрен и одобрен законодателями 83 субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 9 и 10 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

К Постановлению Совета Федерации прилагается также список законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, одобривших указанный Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Настоящее Постановление палаты будет направлено Президенту России для подписания и официального опубликования.

 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

22 декабря 2008 года в Совете Федерации на двести тридцать седьмом пленарном заседании принято Постановление палаты «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

На двести тридцать седьмом пленарном заседании Совет Федерации принял Постановление палаты «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Постановлением палаты устанавливается, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» рассмотрен и одобрен законодателями 83 субъектов Федерации в порядке, предусмотренном статьями 9 и 10 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

К Постановлению Совета Федерации прилагается также список законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, одобривших указанный Закон Российской Федерации о правке к Конституции Российской Федерации.

Настоящий документ будет направлен Президенту России для подписания и официального опубликования.

СЕНАТОРЫ РАТИФИЦИРОВАЛИ ЧЕТЫРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТА

22 декабря 2008 года Совет Федерации одобрил на 237-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — членов Шанхайской организации сотрудничества», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об урегулировании выраженной в рублях задолженности Лаосской Народно-Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам», «О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства» и «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода».

Создание международно-правовой базы сотрудничества компетентных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества при проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств предусматривает Соглашение, ратификацию которого одобрил 22 декабря 2008 года Совет Федерации на 237-м пленарном заседании.

Документ определяет цели совместных действий, в том числе: освобождение захваченных террористами заложников и объектов повышенной технологической и экологической опасности, обезвреживание взрывных устройств или иных поражающих устройств сложной конструкции, пресечение деятельности террористов.

Кроме того, Соглашением устанавливает облегченный режим пересечения государственных границ Сторон участниками антитеррористических мероприятий и условия освобождения специальных средств и материалов обеспечения от таможенных сборов и иных платежей. Документ предусматривает создание органа управления совместными мероприятиями и определяет его основные задачи, а также функции руководителя органа.

Ратификация Соглашения отвечает долговременным национальным интересам Российской Федерации и будет иметь целый ряд важных политико-правовых последствий, в том числе:

послужит развитию положений Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Концепции сотрудничества государств — членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

послужит эффективному совместному использованию потенциала быстрого антикризисного реагирования государств — членов ШОС;

явится адекватной мерой совместного противодействия государств-членов ШОС новым вызовам и угрозам.

* * *

30 процентов от 1,3 млрд долларов государственного долга вернет России Лаос. Это предусматривает двусторонне межправительственное Соглашение, ратификацию которого одобрил 22 декабря 2008 года на 237-м пленарном заседании Совет Федерации.

Россия представила Лаосской Народно-Демократической Республике право не выплачивать 70 процентов задолженности, а оставшиеся 30 процентов будут погашаться по утвержденному графику.

Соглашение предусматривает возможность участия России в проектах по защите окружающей среды, предоставлению помощи развитию страны, иных инвестиционных проектах на территории Лаоса.

* * *

Повысить эффективность борьбы с преступностью на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств позволит Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства.

К защищаемым лицам относятся участники уголовного судопроизводства (потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя), а также другие лица, подлежащие защите в соответствии с национальным законодательством запрашивающей Стороны.

Соглашение дает возможность применения в отношении защищаемых лиц одновременно нескольких либо одной из следующих мер защиты: временное помещение защищаемого лица в безопасное место на территорию запрашиваемой Стороны; переселение защищаемого лица для проживания на территорию запрашиваемой Стороны; замена документов защищаемого лица; изменение внешности защищаемого лица; выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения; личная охрана, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; изменение места работы (службы) или учебы; применение дополнительных мер защиты в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Также Стороны по взаимному согласованию могут осуществлять и иные меры защиты, не предусмотренные Соглашением.

Эти меры защиты применяются при наличии письменного согласия защищаемого лица или его законных представителей.

* * *

Избежать конкуренции между Россией, Казахстаном и Туркменистаном при экспортных поставках газа на международные рынки позволит трехстороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Его ратификацию одобрил 22 декабря 2008 года Совет федерации на 237-м пленарном заседании.

Соглашение обеспечивает реализацию совместного проекта строительства Прикаспийского газопровода (строительство нового участка и реконструкции действующих газопроводов Окарем — Бейнеу и Средняя Азия — Центр) для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям трех стран. Это позволит России осуществлять контроль за поставками казахского и туркменского газа и продавать его на газовых рынках через единый экспортный канал.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

22 декабря 2008 года в Совете Федерации на двести тридцать седьмом пленарном заседании одобрен Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

На двести тридцать седьмом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Одобренный Федеральный конституционный закон – законодательная инициатива Президента Российской Федерации. Он необходим для реализации контрольных полномочий Государственной Думы, предложенных в Законе РФ о поправке к Конституции России «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Документом устанавливается, что Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Указанные ежегодные отчеты Правительства РФ рассматриваются исключительно на заседаниях кабинета министров и подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Его цель — поддержать финансовое положение семей с детьми, заключивших кредитный договор на приобретение жилья по 31 декабря 2010 года включительно, в условиях роста процентных ставок по кредитам. Правовым актом предоставляется право распорядиться с нового 2009 года средствами материнского капитала, не дожидаясь пока ребенку исполнится три года.

Парламентарии отметили, что такая мера будет способствовать смягчению финансовых проблем кредитных организаций, предоставивших кредиты лицам, которые оказались не в состоянии погасить основной долг и проценты по нему. Учитывая неотложность предлагаемых мер, законом предусмотрено минимизировать сроки перевода средств материнского капитала. Они установлены следующим образом: не позднее двух месяцев с даты вынесения решения территориального органа Пенсионного фонда РФ по заявлению о распоряжении.

По оценкам Правительства России реализация закона потребует дополнительных 26,3 млрд. рублей бюджетных средств. В ходе заседания было отмечено, что финансово-экономическое обоснование закона потребует внесения поправок в бюджетное законодательство.

УПРАЗДНЕНЫ НЕКОТОРЫЕ СУДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

22 декабря 2008 года Совет Федерации одобрил на 237-м пленарном заседании Федеральный закон «Об упразднении некоторых районных судов Архангельской области».

Совет Федерации одобрил 22 декабря 2008 года на 237-м пленарном заседании упразднение некоторых малосоставных районных судов Архангельской области и передал их функции более крупным судам.

Так Федеральный закон предусматривает упразднение Верхнетоемского, Каргопольского, Ленского, Мезенского и Шенкурского районных судов Архангельской области и передачу вопросов осуществления правосудия, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию ближайших районных судов Архангельской области — Красноборского, Няндомского, Вилегодского, Лешуконского и Виноградовского. Кроме того закон распространяет юрисдикцию Приморского районного суда на территорию района Новая Земля.

Предлагаемые изменения обусловлены требованиями Уголовно-процессуального кодекса, который предусматривает, что суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Между тем, в вышеуказанных районных судах Архангельской области штатная численность судей не позволяет реализовать это требование.

Таким образом, этот закона обеспечит конституционное право граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 10 ЗАКОНА О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

22 декабря 2008 года в Совете Федерации на двести тридцать седьмом пленарном заседании палаты одобрен Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

На двести тридцать седьмом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Данный документ – законодательная инициатива Президента Российской Федерации и предполагает расширение объема сведений, ежегодно представляемых Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами.

В частности, одобренным Законом устанавливается дополнительное требование к Председателю Правительства Российской Федерации, его заместителям и федеральным министрам представлять в налоговые органы России сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям. Кроме этого добавляется норма о необходимости представления информации об обязательствах имущественного характера.

Указанные изменения – один из элементов комплекса мер, направленных на усиление контроля по вопросу противодействия коррупции, и не затрагивает вопросов бюджетного законодательства России.

УТОЧНЕН ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРИ ЦИК РФ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 9 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Совет Федерации единогласно одобрил Федеральный закон, уточняющий правовой статус Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Федеральный центр информатизации).

В соответствии с Федеральным законом учредителем Федерального центра информатизации является Российская Федерация. Полномочия учредителя Федерального центра информатизации осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Деятельность Федерального центра информатизации регламентируется уставом. Федеральный центр информатизации будет
являться государственным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Федеральный центр информатизации наделяется полномочиями по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».

ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ БУДУТ РАСШИРЕНЫ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации».

Как отметил председатель Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель, Федеральный закон расширяет полномочия Общественной палаты РФ, в том числе по вопросам направления в ее адрес Государственной Думой законопроектов и установления права Общественной палаты направлять запросы о предоставлении заключений в государственные органы, государственные и иные организации и их должностным лицам.

Федеральный закон дает право Общественной палате: оказывать общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, информационную, методическую и иную поддержку, а также содействие в обеспечении их документами и материалами, находящимися в ее распоряжении; проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в соответствии с ее Регламентом; информировать общественность о своей деятельности посредством имеющихся в распоряжении информационных ресурсов.

Закон расширяет полномочия Общественной палаты РФ в сфере проведения экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. В частности, при проведении экспертизы проектов законов, касающихся применения государством ограничения или лишения свободы граждан, ареста, изъятия или конфискации имущества в связи с совершением преступлений либо административных правонарушений, Общественная палата вправе направить в государственные органы, государственные и иные организации и их должностным лицам в соответствии с их компетенцией запрос о предоставлении ей на соответствующий проект закона заключения, основанного на результатах проведенных проверок, исследований и иных данных, которыми располагают эти органы, организации и их должностные лица.

Закон был одобрен единогласно.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА БУДЕТ УТВЕРЖДАТЬСЯ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ БАНКА РОССИИ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Совет Федерации одобрил Федеральный закон, вносящий изменение в часть четвертую статьи 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающее отнесение к компетенции Совета директоров Банка России утверждение Положения о Комитете банковского надзора.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О ГРАНИЦЕ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе РФ». Этот правовой акт направлен на сокращение времени пограничного и других видов контроля пассажирских поездов международного сообщения. Закон наделяет Правительства России полномочиями по принятию решений о проведении пограничного, таможенного и иных видов госконтроля вне пунктов пропуска через государственную границу страны.

ВВЕДЕНЫ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕПУТАТАМ, СУДЬЯМ И АУДИТОРАМ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Федеральный закон вносит изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях создания наиболее эффективной системы противодействия коррупции.

Уточнены и введены дополнительные требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Банка России.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» одобрен большинством голосов.

ОДОБРЕН ЗАКОН «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» — ЧИНОВНИКОВ ОБЯЗАЛИ СООБЩАТЬ ОБО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ИМ ПРЕДЛАГАЛИ ВЗЯТКУ

22 декабря 2008 года на 237-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Федеральным законом «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных нарушений, пояснил докладчик – председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров.

Закон дает определение коррупции, как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупций является и совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом государственным и муниципальным служащим вменяется обязательное предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Также государственный и муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких‑либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. При этом невыполнение данной обязанности государственным или муниципальным служащим ведет к его увольнению со службы.

На граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, законом налагаются ограничения при заключении ими трудового договора. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы ряд категорий служащих имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

К числу принципов, на основании которых осуществляется противодействие коррупции, отнесены законность, публичность и открытость деятельности властных структур, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, и иных мер.

В целях обеспечения координации деятельности всех уровней власти в области противодействия коррупции по решению Президента РФ могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

В последовавшем обсуждении закона приняли участие члены Совета Федерации Людмила Нарусова, Вячеслав Новиков, Валентина Петренко, Евгений Бушмин, Оганес Оганян, Валентин Завадников, Евгений Ильюшкин, Евгений Тарло, Валерий Сударенков, Владимир Мельников. Сенаторов интересовали перспективы реализации в российских условиях норм закона «О противодействии коррупции». Сомнения вызвала обоснованность исключения из числа членов семьи госслужащего, сведения о доходах и имуществе которых чиновник обязан будет предоставлять, его совершеннолетних детей. Прозвучали даже предложения отложить принятие закона и доработать его в этом направлении. Прозвучали и другие предложения по совершенствованию положений закона.

Принятие закона «О противодействии коррупции» должно стать, по мнению сенаторов, лишь первым шагом на пути борьбы с таким сложным и многогранным явлением, как коррупция. С учетом дальнейшей работы и обязательности мониторинга правоприменительной практики по реализации данного закона, Совет Федерации принял решение. Большинством голосов Федеральный закон «О противодействии коррупции» был одобрен.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЖЕСТОЧЕНО В ЦЕЛЯХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ – ПОДАРКИ СВЫШЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЧИНОВНИК ОБЯЗАН ПЕРЕДАВАТЬ СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» направлен на создание наиболее эффективной системы противодействия коррупции среди государственных и муниципальных служащих. В частности, расширяется перечень ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Так, гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Государственный гражданский служащий не имеет права в течение двух лет, в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Уточняется понятие личной заинтересованности гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Под ней понимается не только возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды, но и иного неправомерного преимущества.

Также служащий или гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно представляет сведения не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Под членами семьи гражданского служащего в законе понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Федеральным законом ограничения, предусмотренные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распространяются на сотрудников милиции, сотрудников органов прокуратуры и таможенных органов, судебных приставов и военнослужащих за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими обязанностей по осуществлению своей деятельности.

Поправками, вносимыми в часть вторую Гражданского кодекса, увеличивается максимальный размер стоимости обычного подарка, который может принять государственный служащий, до трех тысяч рублей.

Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей признаются соответственно федеральной, региональной или муниципальной собственностью. Они передаются по акту в органы, в которых данные лица замещают должности, или чиновник может эти подарки выкупить в установленном законом порядке.

Поправками, вносимыми в Трудовой кодекс РФ, вводится положение — нарушение требований, предусмотренных законом «О противодействии коррупции», является основанием расторжения трудового договора.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется нормами, устанавливающими административную ответственность юридических лиц за передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции, действий (бездействия), связанных с занимаемым им служебным положением.

Закон одобрен большинством голосов.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОНЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ БИЗНЕСА

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Разработанный в соответствии с Указом Президента России, этот правовой акт приходит на смену ныне действующему. Одобренный парламентариями закон устанавливает, что плановый контроль проводится не более чем раз в три года в отношении всех видов предпринимательской деятельности за некоторыми изъятиями.

В настоящее время контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных министерств и ведомств и надзорные инстанции субъектов РФ. Только в 2006 году в России было проведено более 20 млн проверок (без учета проверок, проведенных налоговыми и правоохранительными органами). На них было израсходовано из федерального бюджета более 162 млрд рублей. Как было отмечено на заседании, многочисленные недостатки существующей системы контроля — в том числе дублирование функций, избыточность предъявляемых к предпринимателям требований — многократно увеличивают издержки организаций и индивидуальных предпринимателей.

Положения одобренного Советом Федерации закона распространяются на все виды государственного и муниципального контроля, кроме тех, что связаны с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, банковского, валютного, бюджетного надзора, контроля на финансовых рынках и некоторых других. Нормы закона не применяются также к отношениям, связанным с проведением государственного метрологического надзора, контроля в таких областях, как безопасность движения, обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, на железнодорожном транспорте, в области защиты государственной тайны и некоторых других.

Законодателями установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности; иное утверждается постановлением Правительства РФ. Определен исчерпывающий перечень предъявляемых сведений. По аналогии с Налоговым кодексом России законом введено два вида проверок – документационные и выездные. Последние проводятся лишь в случаях, когда проведение документационной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

Закон устанавливает, что внеплановый контроль проводится только в случаях получения информации о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций, либо причинении ущерба. Запрещено проведение дублирующих проверок разными контрольно-надзорными органами по одним и тем же требованиям в отношении одного и того же объекта.

В пакете с вышеназванным правовым актом Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Внесенные изменения в законы «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и Кодекс об административных правонарушениях исключают внепроцессуальные права органов внутренних дел при проверках бизнеса и регламентируют процедуры изъятия документов.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Федеральный закон разработан в целях наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка ввоза и вывоза изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отметила глава Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.

Принятие данного Федерального закона позволит восполнить правовой пробел в части создания условий для выполнения принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, связанных с осуществлением обмена компетентными органами Российской Федерации и иностранных государств образцами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в оперативно-розыскной и экспертной деятельности.

Закон получил единогласную поддержку в Совете Федерации.

 

 

 

ПРИНЯТЫ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Совет Федерации одобрил Федеральный закон, направленный на повышение уровня социальной защиты безработных граждан, потерявших работу в связи с экономическим кризисом.

Закон предоставляет Правительству РФ право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

При этом для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом также устанавливается обязанность работодателя в письменной форме сообщать в органы службы занятости в течение трех рабочих дней информацию о принятых решениях по введению режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, и о приостановке производства.

Для повышения уровня социальной защищенности работников, увольняющихся по собственному желанию, Федеральным законом изменяются размер и сроки выплаты пособия по безработице и стипендий таким гражданам. Уволенным по собственному желанию будет выплачиваться пособие по безработице аналогично пособию гражданам, уволенным по сокращению численности или штата, либо в связи с ликвидацией организации, то есть в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице с периодом выплаты в течение 12 месяцев.

Таким образом, целью Федерального закона является снижение напряженности на рынке труда и повышение уровня социальной защиты граждан, потерявших работу в связи с экономическим кризисом в Российской Федерации.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», совершенствующий законодательство о местном самоуправлении. Изменения, внесенные в 28 Федеральных законов, корректируют круг полномочий органов государственной власти регионов и местного самоуправления.

Представил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук. Он отметил, что все изменения, вносящиеся в 28 законов, связаны с регулированием деятельности органов местного самоуправления.

Вносимые изменения могут быть условно разбиты на три блока, первый из которых, как пояснил докладчик, расширяет перечень полномочий, которые могут быть «переделегированы» региональными властями на уровень местного самоуправления. В их числе назначение и выплата в ряде случаев социальных пособий, денежных компенсаций.

Второй блок изменений направлен на уточнение и расширение полномочий органов местного самоуправления: в части нотариальных действий (их на «межселенных территориях» будет выполнять глава местной администрации или уполномоченное лицо), в области физкультуры и спорта, развития туризма.

До 2012 года продлен срок отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям 131-го ФЗ.

Третий блок, обратил внимание С.Киричук, – изменения в тарифном регулировании. Меняются правила установления тарифов, вводятся дополнительные основания для досрочного пересмотра коммунальных тарифов и ответственность за несоблюдение вводимых норм. Кроме того, появляются нормы, обеспечивающие свободный доступ к информации о деятельности организаций коммунального комплекса.

Подробная информация об изменении законодательной базы в связи с принятием данного закона содержится в Заключении профильного Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. 

Закон, как подчеркнул докладчик – глава Комитета СФ С.Киричук, разработан и принят при участии Комитета СФ по вопросам местного самоуправления, с учетом предложений и поправок членов Совета Федерации.

Закон одобрен большинством голосов.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОН, КОТОРЫМ РЕГУЛИРУЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Законодательными поправками формируется основа для участия органов государственной власти субъектов РФ в оказании помощи уголовно-исполнительной системе. Правовой акт наделяет региональные органы власти правом за счет собственных бюджетных средств содействовать обеспечению трудовой занятости осужденных, реализации программ развития уголовно-исполнительной системы, а также устанавливать дополнительные меры социальной поддержки содержащимся под стражей и наемным работникам учреждений уголовно-исполнительной системы.

Закон устанавливает, что предусмотренные полномочия не являются обязанностью субъекта РФ и основанием для выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

В ВУЗАХ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ ОТКРОЮТСЯ МЕДПУНКТЫ

22 декабря 2008 года на 237-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Федеральный закон дает необходимые правовые основания для организации в вузах пунктов медицинского обслуживания.

Согласно закону, высшие учебные заведения наделяются правом на основании договора предоставлять государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в пользование на безвозмездной основе движимое и недвижимое имущество для осуществления медицинского обслуживания, прохождения медицинского обследования обучающихся и работников вузов, в том числе и на безвозмездной основе.

Закон одобрен Советом Федерации.

КОНСТИТУЦИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

22 декабря 2008 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал представителям средств массовой информации поправки к Конституции Российской Федерации по результатам их рассмотрения в субъектах Федерации.

Изменения в Конституции не могли быть приняты раньше, но и затягивать с ними было нецелесообразно.

При том, что роль действующей Конституции в становлении обновленного российского государства невозможно переоценить, при том, что принципы конституционного устройства России доказали свою жизненность, с самого начала было ясно, что внесение изменений в Основной закон неизбежно.

Но если бы мы приступили к таким изменениям раньше, например, в 90-е годы, в период очевидной слабости нашего государства, то даже если б эти изменения были чисто технические, это поставило бы под сомнение и основополагающие конституционные положения. Раз начав процесс, его было бы трудно остановить. А желающих поменять Конституцию в ее основе тогда было довольно много. Это неизбежно породило бы политическое противостояние и могло бы и иметь самые негативные последствия. Вспомним начало 90-х годов, когда Верховный Совет менял Конституцию, чуть ли не на каждом заседании.

Пятнадцатилетняя выдержка Конституции в неизменном виде доказала ее жизненную силу, ее способность эффективно работать, удерживая страну сначала от развала, а затем, в 2000-е годы, обеспечивая ее подъем.

Государству, полностью восстановившему свою дееспособность, коррекция Основного закона не страшна. Теперь уже никто не сможет под благовидным предлогом совершенствования тех или иных статей Конституции покуситься на основы конституционного строя. Предлагаемые изменения этих основ никак не затрагивают.

То, что эти изменения принимаются в первый год полномочий Президента и Государственной думы, свидетельствует о том, что они не конъюнктурные, не под надвигающиеся выборы, не под конкретные персоны. Они отвечают запросу российского общества на стабильность государственного и политического развития, на поддержание преемственности власти, которая обеспечивается, в том числе, разведением выборов Президента и федерального парламента по времени.

Общее одобрение поправок, продемонстрированное в ходе их обсуждения в Федеральном Собрании и в региональных законодательных органах, также говорит о том, что подобные изменения назрели.

Все это только способствует укреплению российской государственности.

Мы получили очень ценный опыт цивилизованного, продуманного, спокойного совершенствования нашего Основного закона, доказали действенность законодательных процедур, регламентирующих изменения Конституции. Думаю, что этот опыт еще не раз пригодится. Но часто его применять все же не следует. Лишь по мере созревания потребности на внесение тех или иных поправок. И лишь при условии согласия по этому вопросу политических, государственных, общественных институтов.

 

МАТЕРИАЛЫ 237-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ :