Все новости

РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект

20 апреля 2009 года в г. Москве проводится заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Актуальные проблемы оказания медицинской и социальной помощи лицам с психическими расстройствами».

В его работе принимают участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных, общественных и профессиональных организаций, ассоциации пациентов, работники Аппарата Совета Федерации, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и перспективах развития медицинской и социальной помощи больным, страдающим психическими расстройствами, проанализировав региональных опыт интеграции лиц с психическими расстройствами в общество, члены Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и участники заседания констатируют:

Сегодня наблюдаются устойчивые положительные тенденции улучшения показателей, характеризующих состояние здоровья населения в Российской Федерации. С 2000 по 2007 годы, средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на 2,6 года (с 65,1 года в 2000 году до 67,7 года – в 2007 году). За тот же период рождаемость возросла на 335 тыс. чел. (в 2000 году – 1,267 млн. чел., в 2007 году – 1,602 млн. чел.). Общая смертность уменьшилась на 145 тыс. чел. (в 2000 году – 2,225 млн. чел., в 2007 году – 2,080 млн. чел.). Убыль населения снизилась в 2 раза (с 958,5 тыс. чел. до 477,7 тыс. чел.).

Вместе с тем, остается низким уровень психического здоровья населения. Отмечается отрицательная динамика показателей заболеваемости психическими расстройствами в 1992 – 2007 гг.: с 2,9 до 3,6 на 1000 населения. Увеличился и выход на инвалидность – с 4,6 на 7,2 на 1000 населения. Общество несет значительные социально-экономические потери из‑за снижения или полной утраты трудоспособности, ущерба от несчастных случаев и аварий, совершаемых людьми, страдающими психическими расстройствами, высокой стоимостью государственных расходов на их лечение и реабилитацию.

Психические заболевания в мире весьма распространены. По данным Всемирной организации здравоохранения, 450 миллионов людей на планете страдают психическими заболеваниями. Причем в связи с увеличением продолжительности жизни отмечается тенденция к росту этого числа. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности.

Особенностью психических заболеваний является то, что они зачастую приводят к глубокой социальной и психологической дезадаптации, а в подавляющем большинстве являются причиной инвалидности.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации число инвалидов в Российской Федерации вследствие психических расстройств в 2008 г. составило 1 020 002 чел., что составляет 7,7% от общего числа инвалидов в стране. Согласно данным государственной статистической отчетности в 2008 году среди лиц в возрасте 18 лет и старше впервые признано инвалидами 966 285 человек, в том числе вследствие психических расстройств и расстройства поведения 34 172 человека, что составляет 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами.

В структуре инвалидности психические расстройства занимают четвертое место, уступая сердечно-сосудистым заболеваниям, злокачественным новообразованиям и травмам. В то же время по своей продолжительности инвалидность вследствие психических расстройств занимает первое место среди всех заболеваний. Большинство психиатрических пациентов, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70% — до 40 лет). Почти 95% такого рода инвалидов, признанных нетрудоспособными, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Инвалидность вследствие психических расстройств характеризуется значительной тяжестью: 94,2% психически больных инвалидов имеют I или II группу. Среди инвалидов преобладают лица трудоспособного возраста — 66,7%, лица пенсионного возраста составляют 33,3%, в то время как в структуре инвалидности в целом соотношение лиц трудоспособного и пенсионного возраста обратное.

Из общего числа инвалидов в 2008 году работали 3,4%, из них в общем производстве – 31 559 чел., в специальных цехах – 641 чел., в лечебно-трудовых мастерских – 2 442 чел.

Увеличение темпа жизни больше всего влияет на детей и вызывает болезнь уже на самом раннем этапе развития. Основными заболеваниями, приводящими к детской инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы. В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функции психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения.

В Российской Федерации, по данным официальной статистики, в 2007 году зарегистрировано более 523 тыс. детей-инвалидов (почти 2% от всей численности детского населения страны).

Детям с ограниченными возможностями уделяется недостаточное внимание. В особо тяжелом положении находятся дети-инвалиды с нервно-психическими расстройствами, такими как расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, шизофрения, эпилепсия, выраженные степени умственной отсталости, сложные нарушения развития, обусловленные врожденными и наследственными заболеваниями.

Среди основных проблем в детской психиатрии можно отметить отсутствие единой системы оказания медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями.

Не в полной мере исполняются положения законодательства Российской Федерации и нормативно-методических документов в части реализации прав детей c ограниченными возможностями на получение медицинского обслуживания требуемого уровня, образования и последующего трудоустройства. Недостаточная эффективность системы профилактики, поздняя диагностика, несвоевременность лечения и реабилитационных мероприятий приводят к ранней инвалидизации детей, значительное число которых обладает высоким реабилитационным потенциалом.

Также среди проблем можно отметить несогласованность действий и отсутствие координации усилий министерств и ведомств, систем здравоохранения, образования, социальной защиты, что приводит к невозможности реализации концепции индивидуальной комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Отмечаются неравные финансовые возможности регионов, из‑за которых дети-инвалиды поставлены в различные условия получения помощи. Очевидно, что без поддержки государства решение задач по организации помощи этим детям невозможно. Именно поэтому государство, используя федеральные ресурсы, должно обеспечивать равнодоступные условия получения помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья, независимо от места их проживания.

Еще одним барьером является то, что существующая система медико-социальной экспертизы в стране отличается маломощностью педиатрических отделений, уровень подготовки предоставляемых документов в бюро медико-социальной экспертизы для проведения экспертизы не всегда отличается качеством и информативностью, барьером является и наличие возрастных границ для освидетельствования детей в педиатрических отделениях бюро медико-социальной экспертизы. Такие же проблемы характерны и в отношении инвалидов старше 18 лет.

Во многих случаях медицинская помощь детям оказывается в центрах психолого-медико-социального сопровождения детей, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, не укомплектованных детскими психиатрами или подготовленными профильными специалистами. Существуют и кадровые проблемы. Отсутствует специальная подготовка у врачей, педагогов, психологов, социальных работников в вопросах диагностики и коррекции.

Вызывает озабоченность и тот факт, что доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии среди детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Основная причина этого – неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи, имеющие детей-инвалидов.

По данным Научный центр психического здоровья РАМН большинство родственников психически больных (75 %) скрывают факт психического заболевания в семье, потому что если это становится известным, семья подвергается социальной дискриминации. Около половины опрошенных родственников указали, что их собственное физическое здоровье существенно ухудшилось после возникновения психического расстройства у одного из членов семьи. Две трети опрошенных ощущают в связи с этим серьезный финансовый дефицит. Только 30 % опрошенных продолжают поддерживать отношения с друзьями и родственниками, бывать в театрах и т. д., у всех остальных социальные контакты резко ограничились. Многие указали, что не смогли реализовать себя в профессиональной карьере из‑за болезни родственника. Более 50 % опрошенных испытывают чувство одиночества, подавленности, страха за судьбу больного («когда нас не станет»).

Федеральным законодательством обозначены меры государственной поддержки больных и инвалидов, страдающих психическими расстройствами. В Законе Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» были установлены правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации. При этом законодательством гарантировано, что лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Государственная политика в области поддержки пациентов с психическими расстройствами в Российской Федерации определяется организацией лечебной и реабилитационной деятельности психоневрологических диспансеров, психиатрических стационаров, дневных психиатрических стационаров и центров социального обслуживания населения.

Нормативно-правовое регулирование и методическое руководство данных видов деятельности в настоящее время обеспечивается различными нормативно правовыми актами.

Реализуется подпрограмма «Психические расстройства» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007 – 2011 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 288, которая направлена на повышение уровня подготовки профильных специалистов, совершенствование работы психиатров с организациями пользователей психиатрической помощи.

В настоящее время только в 30 из 83 субъектов Российской Федерации приняты и реализуются региональные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи, что не может не настораживать.

Опыт ведущих психиатрических организаций в России и за рубежом показывает, что реабилитация даже тяжёлых контингентов больных с длительной утратой трудоспособности и выраженной социальной дезадаптацией, бывает эффективной, если реабилитационные программы интенсивны, непрерывны, длительны по времени, и проводятся координированно в рамках многопрофильной службы.

В течение последних лет на базе ряда психиатрических больниц и психоневрологических диспансеров начата работа по внедрению бригадных форм оказания психиатрической помощи и психосоциальной реабилитации. Эта организационная форма, направленная в конечном итоге на каждого пациента, должна включать в себя комплекс мероприятий, в обеспечении которых помимо лечащего врача-психиатра, но под его руководством, принимают участие психолог, специалист по социальной работе, социальный работник, средний медицинский персонал, получивший дополнительную подготовку. Бригадные формы работы предусматривают также активное сотрудничество профессионалов с семьями пациентов, общественными организациями, работающими в области психиатрии.

С учетом этого в рамках реализации подпрограммы «Психические расстройства» Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы), предусмотрено, что к 2011 году доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов должна составить 41%.

Предполагается, что деятельность бригад, состоящих из перечисленных специалистов, будет способствовать профилактике повторных госпитализаций и длительного пребывания пациентов в психиатрических стационарах.

Относительно медикаментозного лечения инвалидов вследствие психических расстройств, в том числе тех которые не использует свое право отказаться от дополнительного лекарственного обеспечения, следует сказать, что возможность проведения постоянной поддерживающей лекарственной терапии, в том числе атипичными нейролептиками и современными антидепрессантами, в законодательном отношения достаточно обеспечена. В утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, предусматривается бесплатный за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отпуск аптечными учреждениями всех лекарственных средств инвалидам I и II групп вследствие психических расстройств. Письмом от 20.02.2009 № 14–3/10/2/-1116 Минздравсоцразвития России рекомендовало руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации сообщить о реализации в регионах указанного постановления Правительства Российской Федерации.

Современные походы к медикаментозной терапии и социальной реабилитации при тяжелых инвалидизирующих психических расстройствах предполагают тесную взаимосвязь этих двух компонентов психиатрической помощи. В большинстве случаев медикаментозная терапия и психосоциальная терапия являются предшествующими этапами по отношению к психосоциальной реабилитации. Основным методом психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации в большинстве европейских стран и ряде регионов России является бригадное ведение психиатрических пациентов.

До сих пор остаются нерешенными следующие базовые проблемы:

  • из года в год растут расходы на оказание психиатрической помощи населению;
  • низкий уровень диагностики, поздняя выявляемость психических расстройств и отсутствие лечения на ранних стадиях развития болезни;
  • отсутствие производства в Российской Федерации большинства психотропных средств;
  • отсутствие утвержденных стандартов помощи пациентам с психическими расстройствами;
  • ограниченные бюджетные возможности для обеспечения преемственности терапии на стационарном и амбулаторном этапах, а также для долгосрочной постоянной терапии эффективными лекарственными средствами, в том числе пролонгированными формами;
  • недостаточный охват пациентов с психическими расстройствами медикаментозной терапией, в связи с высоким уровнем выхода пациентов с психическими расстройствами из программы ОНЛС;
  • низкий уровень вовлечения лиц с психическими расстройствами в социальные и трудовые процессы общества; отсутствие эффективных программ занятости данной категории населения, а также программ самопомощи этим пациентам и членам их семей, практически ликвидирован институт лечебно – трудовых мастерских.

В связи с этим, необходимо принятие дополнительных мер для повышения доступности и качества медицинской и социальной помощи лицам с психическими расстройствами и членам их семей, устранения социальной незащищенности больных психическими заболеваниями и инвалидов, бесправного положения этих пациентов.

Обсудив проблемы, сложившиеся в области медицинской и социальной помощи лицам с психическими расстройствами, Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и участники заседания р е к о м е н д у ю т:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство об опеке и попечительстве в части установления нормы согласно которой, если недееспособному лицу в течение месяца со дня, когда органу опеки стало известно, что лицу необходимо назначить опекуна, опекун не назначен, обязанности опекуна временно возлагаются на сам орган опеки.

2. Внести в законодательные акты, регулирующие регистрацию прав на недвижимое имущество, положения, в соответствии с которыми регистрирующий орган был бы обязан при регистрации сделки с жилым помещением выяснять вопрос о наличии у лица, отчуждающего жилое помещение, инвалидности по психическому заболеванию и при наличии такового запрашивать заключение о соответствии сделки интересам инвалида от органов опеки и попечительства.

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части уменьшения налогообложения работодателей, использующих труд инвалидов, и в частности инвалидов по психическому заболеванию, предоставления дополнительных государственных преференции предприятиям и организациям, применяющим труд лиц с психическими расстройствами, в том числе путем предоставления льгот по налогообложению и размещению государственных заказов

4. Проработать вопрос о внесении изменения в статью 14 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установив особые условия в части закупки для государственных и муниципальных нужд у предприятий, использующих труд инвалидов вследствие психических расстройств.

5. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» согласно которым отказ инвалида по психическому заболеванию от получения набора социальных услуг в соответствии с данным законом возможен только с согласия органа опеки и попечительства.

6. Рассмотреть необходимость законодательно установить обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации перечислять пенсии недееспособных инвалидов по психическому заболеванию, не имеющих опекуна, на счета курирующих их органов опеки.

Правительству Российской Федерации:

1. Поручить заинтересованному федеральному органу исполнительной власти разработать предложения по усилению административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности в отношении объектов социального назначения с постоянным и компактным пребыванием людей.

2. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать и внедрить эффективную систему информирования и просвещения по вопросам психического здоровья, ведения здорового образа жизни.

3. Рассмотреть возможность трудоустройства в защищенных условиях специальных мастерских (например, арт-мастерских) с правом продажи изделий, определенные виды продукции включив в госзаказ; пересмотреть трудовое законодательство в отношении работников мастерских, включая наемных.

4. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установив особые условия в части закупки для государственных и муниципальных нужд у предприятий, использующих труд инвалидов вследствие психических расстройств.

5. Поручить ответственным министерствам и ведомствам:

усилить контроль за соблюдением прав детей с психическими расстройствами, находящихся в специализированных учреждениях различной ведомственной принадлежности;

принять дополнительные меры по созданию предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации условий для проживания, обучения и воспитания детей в специализированных учреждениях, в том числе в рамках соответствующих региональных программ;

обеспечить регулярное проведение проверок деятельности специализированных учреждений по соблюдению прав детей.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Разработать на федеральном и региональном уровнях специальные межведомственные программы по раннему выявлению и профилактике психических расстройств, а также по предупреждению социально-опасных видов поведения.

2. Обеспечить организацию и развитие новой, отвечающей современным требованиям, системы медицинской специализированной психиатрической и социальной помощи в отношении пациентов, их родственников, и лиц, осуществляющим уход за больными.

3. Разработать и утвердить стандарты помощи пациентам с психическими расстройствами, включающие современные эффективные лекарственные препараты.

4. Расширить гарантированный перечень (перечини ЖНВЛС и ОНЛС) препаратов нового поколения для лечения хронических психических заболеваний пролонгированного действия.

5. Разработать комплекс мер для поддержки инвалидов вследствие психических заболеваний на рынке труда с созданием за счет государственных средств специальных цехов и дополнительных рабочих мест.

6. Пересмотреть критерии (показания и противопоказания) предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими заболеваниями, по месту их жительства в государственных учреждениях социального обслуживания.

7. Рассмотреть возможность создания и развития при профильных медицинских стационарах новых форм дифференцированного медико-социального обслуживания больных с хроническими психическими заболеваниями, в том числе для лиц молодого возраста, по принципу самостоятельного проживания — «жилье под защитой».

8. Определить правовой статус лечебно-трудовых мастерских, исходя из необходимости осуществления ими самостоятельной деятельности по трудоустройству и реабилитации лиц с психическими расстройствами.

9. Привлекать представителей общественных организаций в качестве экспертов при оценке качества оказания психиатрической помощи, совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам психиатрии и трудовых отношений, при формировании стандартов психиатрической помощи, территориальных программ оказания психиатрической помощи.

10. Разработать и внедрить нормативные правовые акты относительно бригадных форм оказания психиатрической помощи.

11. Рассмотреть вопрос об увеличении количества существующих центров санаторного типа нейрореабилитационного профиля.

12. Внедрить междисциплинарный подход по ведению лиц с хроническими соматическими заболеваниями, имеющими психические проявления – в программу обучения в медицинских вузах.

13. Разработать государственную программу по обучению и профессиональной переподготовке для лиц с психическими расстройствами с целью максимальной адаптации к социуму.

14. Провести экспертизу наиболее эффективных реабилитационных программ и с учетом имеющегося регионального опыта, предложить субъектам Российской Федерации наиболее эффективные программы.

15. Более широко внедрять в диспансерную психиатрическую службу современные формы помощи, ориентированные на интеграцию психически больных в общество (существенное увеличение числа мест в полустационарах, в общежитиях при психиатрических больницах для психически больных-хроников, потерявших социальные связи и потенциально способных к жизни в условиях социума, открытие внебольничных отделений и центров реабилитации, отделений интенсивного лечения больных и др.).

16. Разработать научно обоснованные штатные нормативы медицинского и прочего персонала психиатрических учреждений, ориентированного на психосоциальную реабилитацию и психосоциальное лечение, содействовать укомплектованию этих штатных единиц (специалисты по социальной работе с высшим образованием, социальные работники, медицинские психологи, юристы и др.).

17. Разработать программы психообразования, информирующие пользователей психиатрической помощи и население об основных проявлениях психических расстройств, способах их раннего распознавания, эффективных методах лечения, возможностях современной психиатрической науки и практики, и развевающие современные мифы о психиатрии, психических заболеваниях, методах их медикаментозного лечения.

18. Признать помощь, оказываемую неправительственными, некоммерческими организациями в психиатрии в качестве важного и необходимого дополнения к системе государственной психиатрической помощи, поручив руководителям органов здравоохранения и психиатрических служб федерального, регионального и муниципального уровней оказывать этим организациям всемерную помощь и поддержку.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Разработать и реализовать мероприятия по повышению методологического, материального и технического обеспечение и поддержке учреждений, активно работающих в сфере образования лиц с психическими расстройствами, включая детей-инвалидов.

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принять следующие меры:

к преодолению сложившейся практики сугубо негативного освещения в СМИ образа лиц, страдающих психическими расстройствами, способствующего формированию пренебрежительного и оскорбительного к ним отношения, стигматизации и дискриминации в обществе;

шире освещать вопросы милосердия и сострадания к психически больным, обращаясь к историческим корням формирования в России этих духовных ценностей, которые в период земской психиатрии послужили основой формирования одного из самых гуманных подходов в мировой психиатрии.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2. Разработать и реализовывать региональные целевые программы по развитию психиатрической помощи в дополнение к мероприятиям, предусмотренным федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007–2011 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 № 280).

3. Обратить внимание на необходимость исполнения:

постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 в части бесплатного обеспечения инвалидов вследствие психических расстройств современными эффективными лекарственными препаратами;

постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 522 в части создания общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утратившими социальные связи;

информационного письма Минздрава России от 30.07.1999 № 2510/8506–99–25 в части реорганизации лечебно-производственных (трудовых) мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях.

4. Регулярно проводить среди населения активную информационно-просветительскую деятельность по вопросам психического здоровья, ведения здорового образа жизни. Развить многоуровневую образовательную и разъяснительную (антистигматизационную) программу, направленную на повышение терпимости.

5. Разработать специальные межведомственные программы по раннему выявлению и профилактике психических расстройств, а также по предупреждению социально-опасных видов поведения.

6. Принять дополнительные меры, гарантирующие реализацию прав лиц с психическими расстройствами на получение жилья, в том числе путем разработки и реализации региональных целевых программ.

7. Предусмотреть развитие внебольничных реабилитационных центров при психоневрологических диспансерах, программа которых должна включать поддерживаемое трудоустройство (обучение) больных (подход объединяет усилия психиатрических служб, служб занятости и добровольцев общества самопомощи (как кураторов пациентов на рабочем месте).

8. Внедрять в деятельность ведомственных государственных учреждений досуговые и клубные формы работы с лицами, страдающими психическими расстройствами и членами их семей, в том числе проживающих самостоятельно и в семьях.

9. Проработать и шире использовать положительный региональный опыт по созданию реабилитационных центров, занимающихся комплексным решением проблем больных с психическими расстройствами и членам их семей.

10. Усилить контроль за соблюдением прав детей с психическими расстройствами, находящихся в специализированных учреждениях различной ведомственной принадлежности.

11. Принять дополнительные меры по созданию предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации условий для проживания, обучения и воспитания детей в специализированных учреждениях, в том числе в рамках соответствующих региональных программ;

12. Обеспечить регулярное проведение проверок деятельности специализированных учреждений по соблюдению прав детей.

13. Обеспечить устойчивое финансирование ряда областей деятельности общественных организаций (поддержка кружков по развитию профессиональных навыков оборудованием и заказами, оплата труда нанятых инструкторов; клубной работы).

14. Организовать психосоциальную работу с близкими пациентов (снятие дистресса, психообразование, семейная терапия).

15. Укомплектовать штат больниц соматического профиля необходимым количеством клинических психологов и специалистов по социальной работы.

16. Развивать целевую юридическую помощь (с целью профилактики злоупотребления с недееспособностью больных и его последствиями).

17. Принять исчерпывающие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в результате проверок объектов социального назначения с постоянным и компактным пребыванием людей. Принять необходимые меры по размещению указанных объектов в зоне обслуживания пожарных подразделений.

18. Разработать и принять региональные целевые программы, направленные на укрепление противопожарной защиты социально значимых объектов.

19. Разработать незамедлительные меры по расселению людей с ограниченными возможностями из зданий с низкой пожарной устойчивостью в здания, находящиеся в надлежащем противопожарном состоянии.

Председатель
Комитета Совета Федерации
по социальной политике и здравоохранению,
заместитель председателя
Совета по делам инвалидов
при Председателе Совета Федерации

В.А. Петренко