Все новости

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭНЕРГЕТИКЕ»

в рамках Второго Невского международного экологического конгресса состоялось заседание «круглого стола» на тему «Экологическая безопасность в энергетике».

ДНЕВНИК КОНГРЕССА >>>

Заседание «круглого стола» провели председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, председатель Комитета ПАСЕ по окружающей среде, сельскому хозяйству, местным и региональным вопросам Алан Мил, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Лоторев и заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Эльтон Арзуман оглы Мамедов.

В дискуссии приняли участие представители законодательных и исполнительных органов власти, производственных, научных, вузовских и общественных организации государств – участников СНГ и стран – членов Совета Европы.

Участники «круглого стола» обсудили проблемы экологической безопасности в гидроэнергетике и топливно-энергетическом комплексе, вопросы безопасности атомных электростанций и утилизации отходов, а также проблемы утилизации, захоронения и переработки отходов в энергетике.

По мнению участников дискуссии, природоохранные мероприятия, применяемые в различных энергетических отраслях в соответствии с законодательством, международными соглашениями и договорами, хотя и позволяет поддерживать относительно безопасную обстановку на предприятиях ТЭК, не могут противостоять тенденции усиления техногенной нагрузки на окружающую среду, проявления негативных явлений глобального масштаба, в том числе и изменению климата.

Как известно, большинство стран СНГ ратифицировало Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вызванного антропогенными выбросами в атмосферу парниковых газов, в значительной мере связанных с развитием мировой промышленности и, прежде всего, энергетики. Одним из результатов этих действий стало формирование и бурное развитие мирового углеродного рынка, на котором обращаются квоты на выбросы, а также сокращения выбросов, достигнутые в различных странах в результате реализации соответствующих инвестиционных проектов. Например, на сегодняшний день от России заявлено более 90 проектов с общим ожидаемым сокращением выбросов в период с 2008 по 2012 гг. около 200 млн. тонн СО2-экв.

Энергетическая безопасность неотделима от глобализации энергетического сектора мировой экономики, считают участники «круглого стола». Крупнейшей его проблемой становится истощение традиционных источников энергии, а также обеспечение устойчивого доступа к ним, достижение стабильности на энергетических рынках, оптимизация топливно-энергетического баланса в соответствии с ресурсными возможностями, уровнем экологичности технологий и перерабатывающих производств, затратами на энергопроизводство.

В связи с этим принципиально важное значение приобретают энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии. В последнее время ряд государств ЕС и США принимают энергичные меры по развитию нетрадиционной энергетики и использованию прежде всего возобновляемых источников энергии. Актуальной эта проблема стала и для стран СНГ.

В гидроэнергетике государств СНГ достаточно остро стоит проблема экологической безопасности, отмечали выступающие. Ложа ряда водохранилищ гидроэлектростанций не очищены от леса, в результате чего их акватории засорены плавающей древесиной, которая создает реальную угрозу безопасности эксплуатации основных сооружений и оборудования, использования причальных и транспортных сооружений и средств, нарушает экологический режим, приводит к негативным изменениям гидрохимического состава воды. Взаимоотношения между государством, органами местного самоуправления и компаниями, эксплуатирующими гидроэлектростанции в части очистки водохранилищ, их содержания, берегоукрепления и ликвидации экологических последствий, законодательно отрегулированы не четко, что создает конфликтные ситуации, очаги социальной и экологической напряженности.

В сфере энергетики формируется огромное количество экологически опасных отходов, попутных и вторичных ресурсов. Их хранение, обезвреживание, утилизация представляют собой многоплановую проблему, охватывающую все отрасли материального производства, сферу услуг, экспорт и импорт, ресурсопотребление, ресурсосбережение и охрану окружающей среды.

Российская Федерация – единственная страна в мире, принимающая из‑за рубежа в промышленных масштабах отвальный гексафторид урана (ОГФУ). После дообогащения на предприятиях Росатома в страну происхождения отвального гексафторида урана возвращается до 10 % от всего ввозимого сырья, а остальное остается в России. Ежегодно за счет природного урана, добываемого в России, запасы ОГФУ увеличиваются почти на 4 000 тонн в год. Одной из первоочередных проблем отрасли является ускорение разработки отечественной технологии по обесфториванию ядерных материалов.

Рост объемов отходов энергетических отраслей и обращение с ними вызывает ряд экономических, экологических, социальных, медицинских проблем. Ситуация, сложившаяся в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения энергетических отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляет угрозу здоровью населения.

Накопление значительных масс отходов во многих отраслях энергетики обусловлено существующим уровнем технологии переработки соответствующего сырья и недостаточностью его комплексного использования. Удаление (транспортирование) отходов и их хранение (устройство и содержание отвалов, шламо- и шлаконакопителей) являются дорогими мероприятиями – на ТЭС и углеобогатительных комбинатах затраты на них составляют 8–30% стоимости производства основной продукции.

Крупную народнохозяйственную проблему представляет утилизация попутного нефтяного газа, сжигание которого в факелах приводит не только к загрязнению окружающей среды, но и к ежегодной потере до 30 млрд. куб. метров ценного сырья. Проблема мелких месторождений практически не решается. Законодательными и иными нормативно-правовыми актами не урегулированы вопросы доступа сервисных газоперерабатывающих компаний к сжигаемому сырью, их экономического стимулирования и ряд других.

В связи с истощением и качественным ухудшением сырьевой базы нефти и высоконапорного природного газа особую остроту приобретает проблема рационального и наиболее полного использования запасов эксплуатируемых месторождений углеводородов.

Не активизируются исследования по переработке низкокачественных углей в жидкое и газообразное топливо и в другую ценную продукцию, низкими темпами развиваются работы по использованию газа – метана угольных месторождений.

На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства ещё в значительных объемах используются устаревшие технологии сжигания низкокачественного топлива.

Энергоэффективное и экологически безопасное развитие экономики нуждается не только в улучшении энерго-сырьевого баланса, но и энерго-экологического баланса, а также в совершенствовании законодательства выполнения ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий во всех сферах энергетики.

В целях эффективного решения проблем экологической безопасности в энергетике участники «круглого стола» высказались за более продуктивное использование конкретных механизмов Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Киотского протокола к этой Конвенции. Было предложено рассмотреть возможность создания совместной программы комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера в энергетике, а также методов их устранения. Кроме того, необходимо содействовать сближению экологического законодательства стран СНГ и европейского законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности в энергетике, говорилось на встрече.

Участники дискуссии предложили разрабатывать механизмы внедрения экономических и правовых стимулов для предприятий и организаций, инвестирующих в ресурсосберегающие, экологически чистые, малоотходные технологии и природоохранные мероприятия. По их мнению, крайне важно проводить государственную экологическую экспертизу и экологический контроль международных программ и проектов, реализуемых в пределах государств-участников СНГ.

Профильным комитетам и комиссиям парламентов участники заседания рекомендовали подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы природоохранной деятельности в сфере энергетики, в том числе для Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Правительству Российской Федерации предлагается создать единый координирующий центр для оценки правового регулирования и контроля за реализацией правовых норм в области энергосбережения, сформировать единую нормативную базу, объединяющую нормативно-правовые акты различных министерств и ведомств, а также разных уровней, направлений и отраслей экономики в области энергоснабжения. Участники «круглого стола» считают необходимым создать и нормативно закрепить единые эталоны экологических стандартов в отношении строительства и оборудования в сфере энергетики. При финансировании проектов со стороны государства, банков, инвестиционных и лизинговых компаний, считать обязательным прохождение двухуровневой экологической экспертизы – федеральной и региональной.

Органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предлагается разработать и утвердить региональные программы в области энергетики и охраны окружающей среды, разработать и утвердить Концепции экологической безопасности в регионах, а также экологическую паспортизацию субъектов Российской Федерации.

 

Публикации по теме: