Открывая заседание, глава Комитета Совета Федерации Анатолий Лысков отметил, что проблемы, связанные с межнациональными противоречиями, религиозной нетерпимостью и распространением экстремистских проявлений в последнее время стали актуальными и важными для нашей страны.
С вопросом о состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремистской деятельности на расширенном заседании Комитета СФ по правовым и судебным вопросам перед сенаторами выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь.
Он подчеркнул, что в 2008 году вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, распространения экстремизма стали особо актуальными, так как на фоне негативных последствий кризиса мирового финансового рынка, касающихся различных секторов экономики, растет социальная напряженность в обществе. Данные факторы, заметил Виктор Гринь, как потенциальные катализаторы межнациональных и религиозных конфликтов представляют серьезную угрозу основам конституционного строя и государственной безопасности.
Складывающаяся обстановка, сообщил заместитель генпрокурора, потребовала от прокуроров принятия действенных мер, направленных на активизацию работы и усиление прокурорского надзора в указанной сфере.
Виктор Гринь сообщил, что если в 2007 году в связи с нарушением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму внесено 12321 акт реагирования (из них 2529 предупреждения и предостережения, 9317 представлений и протестов), то в текущем году количество актов прокурорского реагирования уже составило 37386 (из них соответственно 9900 предупреждений и предостережений, 27486 представлений и протестов). Кроме того, прокурорами направлено 6478 заявлений в суды общей юрисдикции о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими (в 2007 году — 475).
Он рассказал, что при осуществлении надзора в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремизму выявлено 88775 нарушений законов, из них 2570 незаконных правовых актов.
В 2008 году в Российской Федерации, отметил представитель Генпрокуратуры, зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом продолжилась тенденция снижения интенсивности роста таких преступлений (в 2006 г. прирост составил 73% , в 2007 г. 35 %).
По его информации, наибольшее количество преступлений, связанных с экстремистскими проявлениями, зарегистрировано в г. Москве, Санкт Петербурге, республиках Башкортостан, Татарстан, Нижегородской, Новосибирской и Свердловской областях. Снижение преступности зарегистрировано в Республике Коми, Ставропольском, Краснодарском краях, Саратовской, Курганской, Тюменской, Калининградской и Вологодской областях. А в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Смоленской, Рязанской, Иркутской областях в указанный период преступлений экстремистской направленности не зарегистрировано.
Как считает, В.Гринь, особую общественную опасность представляют преступления, сопряженные с применением насилия, в том числе в отношении иностранных граждан. В рассматриваемый период уголовные дела о таких преступлениях возбуждены в г. Москве, Республике Карелия, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской областях и других регионах России.
Подавляющее большинство насильственных преступлений экстремистской направленности совершено группами молодежи, в том числе причисляющими себя к неформальному молодежному объединению «скинхеды» (в частности, 16 из 32 убийств).
Поступающая информация свидетельствует также о том, что праворадикальные объединения меняют свою структуру путем создания мелких боевых групп, действие которых координируется единым центром, активно используют сеть Интернет для пропаганды национализма, размещают аудио- и видеоролики, направленные на разжигание межнациональной розни. Организуются лагеря, где участники организаций проходят боевую подготовку.
Одной из основных причин, способствующих совершению насильственных преступлений экстремистской направленности, заявил В. Гринь, является распространение идей национализма, нацизма, расового превосходства, в том числе среди молодёжи. Подтверждением этого является значительное число преступлений, связанных с распространением экстремистских материалов, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
В качестве другой причины, он отметил, отсутствие единого механизма построения работы правоохранительных органов по пресечению деятельности незарегистрированных объединений экстремистской направленности. Вне поля зрения оперативных служб остается проблема устранения самого источника общественной опасности, мероприятия, направленные на запрет деятельности самого объединения, фактически ими не реализуются, не осуществляется последовательное и подробное документирование деятельности организаций, необходимое для их окончательной ликвидации.
Виктор Гринь напомнил, что с целью координации усилий правоохранительных органов в данной сфере в 2008 году было издано совместное распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма».
С учетом количественного и качественного уровня преступности экстремистской направленности органами прокуратуры строится работа по ее предупреждению. Основными приоритетами в надзорной деятельности, заместитель генпрокурора назвал вопросы воздействия на причины и условия преступлений экстремистского характера.
Последовательной и целенаправленной работой прокуроров удалось добиться того, что основные профилактические усилия в борьбе с экстремизмом стали концентрироваться на уровне муниципалитетов и региональных органов государственной власти. На сегодняшний день практически во всех регионах страны разработаны планы мероприятий по профилактике ксенофобии, которые утверждены либо в рамках программ по борьбе с преступностью, либо в виде отдельных целевых программ. Принимаются комплексные программы по профилактике экстремизма в молодежной среде.
Вместе с тем, заметил В.Гринь, несмотря на внешнюю озабоченность региональных и местных властей проблемами экстремизма, принимаемые ими меры зачастую формальны и малопродуктивны. Отсутствует необходимое финансирование антиэкстремистских мероприятий. Прокурорами по‑прежнему выявляются противоречащие федеральному законодательству нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие межнациональные и межконфессиональные правоотношения.
По информации одного из руководителей Генпрокуратуры, прокурорские проверки свидетельствуют, что большинство федеральных органов исполнительной власти не в полном объеме используют свои полномочия по противодействию экстремистским проявлениям. Основными факторами, влияющими на низкие результаты их работы, являются бессистемность форм и способов взаимодействия, отсутствие полной информированности, а также уклонение от реализации политики жесткого управленческого реагирования на любые факты, способные дестабилизировать межнациональные и межконфессиональные отношения.
Всего за указанный период, по словам В.Гриня, в деятельности некоммерческих организаций прокурорами выявлено 2024 нарушения законов о межнациональных отношениях и противодействии экстремистской деятельности, в том числе вынесено 29 предупреждений о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Несмотря на явно неблагополучное состояние дел в данной сфере, задачи по противодействию экстремистским проявлениям не стали приоритетными при построении работы Минюста России и его территориальных органов.
Реализуемая Министерством образования и науки Российской Федерации государственная политика также не в полной мере учитывает задачи противодействия распространению радикальных идей в молодежной среде. Профилактика экстремизма в образовательных учреждениях сконцентрирована, прежде всего, в рамках воспитательного процесса. С целью формирования уважительного отношения к лицам иных национальностей в школах всех субъектах Российского Федерации на плановой основе проводятся тематические уроки, организуется внеурочная занятость детей.
Как подчеркнул заместитель генпрокурора, антиэкстремистская профилактическая работа органов управления образованием не находится на должном уровне. Прокурорские проверки свидетельствуют, что удачно расширяют сферу своего влияния посредством использования системы образования последователи «Свидетелей Иеговы», «Нурджулар», «Аль-Аята», «Фалуньгун», «Сахаджи-йоги», саентологов, христиан веры евангельской и ряда других нетрадиционных для России религиозных течений. Только в 2008 году факты проникновения различных проповедников в образовательные учреждения выявлялись в республиках Алтай, Калмыкия, Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Хабаровском крае, Вологодской, Кемеровской, Псковской, Тамбовской, Ульяновской областях. Изложенное показывает, что система образования по‑прежнему остается достаточно «уязвимым» местом. Одной из причин сложившейся ситуации явилось ненадлежащее осуществление возложенных законом полномочий Министерством образования и науки Российской Федерации.
В.Гринь считает, что Минобрнауки России должным образом не реализуются функции по информационному и научно-методическому обеспечению системы образования. В нарушение требований Закона РФ «Об образовании» строго не регламентирована допустимость образовательного процесса исключительно на государственных языках Российской Федерации, рекомендуются для использования не прошедшие должной экспертизы учебники, изданные за рубежом. В результате халатности должностных лиц Министерства более 9 000 иностранных граждан получили не имеющие юридической силы справки об эквивалентности иностранных дипломов о высшем профессиональном образовании, на основании которых осуществляют трудовую деятельность в России, в том числе и в учебных заведениях.
В связи с изложенным, сообщил В.Гринь, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес Минобрнауки России внесено представление, по итогам которого разработан комплекс мер по устранению выявленных нарушений закона. О состоянии законности в деятельности Министерства проинформированы Президент Российской Федерации Медведев Д.А. и Председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В. с предложением о создании в субъектах Российской Федерации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и о подготовке законодательной инициативы о наделении Рособрнадзора большими полномочиями по применению мер государственного принуждения к образовательным учреждениям, грубо нарушающим закон.
По поручению Правительства Российской Федерации Минобрнауки России в настоящее время разрабатываются меры по реализации предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Длительное время уклонялись от активного участия в противодействии экстремистской деятельности таможенные органы. Анализ ситуации в данной сфере послужил основанием для проведения Генеральной прокуратурой Российской Федерации внеплановой проверки исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в Федеральной таможенной службе. Установлено, что ФТС России не уделяется внимания вопросам борьбы с контрабандой печатных, аудио-, видеоматериалов, запрещенных к обороту и направленных на пропаганду межнациональной и религиозной розни, а также сувенирной продукции экстремистской направленности. Прокурорами субъектов Российской Федерации активизирована работа по пресечению распространения экстремистских материалов, уже включенных в федеральный список.
Как сообщил В. Гринь, в 2008 году имели место факты экстремистской деятельности и в средствах массовой информации. По состоянию на 01.12.2008 в Российской Федерации зарегистрировано 100813 средств массовой информации, в том числе печатных — 79028, электронных 21785.
Прокурорами существенно активизирована работа по пресечению распространения экстремистских идей в СМИ. За 2008 год проведено 3929 проверок, выявлено 1012 нарушений законов, принято 902 акта прокурорского реагирования.
По мнению В.Гриня, наиболее популярным способом распространения экстремистских идей стало использование возможностей сети «Интернет». В сети действует не поддающееся точному подсчету количество сайтов, содержание которых направлено на возбуждение религиозной или межнациональной розни, часть из которых известна широкой аудитории. При помощи глобальной сети представители экстремистски настроенных организаций расширяют круг своих последователей, поддерживают межрегиональные и международные контакты, осуществляют подготовку общественно-опасных посягательств. И органами прокуратуры ведется определенная работа по противодействию распространению экстремистских материалов в сети «Интернет». Например, в регионах складывается практика судебного запрета существования Интернет-сайтов, контенты которых содержат признаки экстремизма.
По словам В. Гриня, основным препятствием для эффективного противодействия распространению экстремистских идей в сети «Интернет» в Российской Федерации является отсутствие в федеральном законодательстве правовой регламентации ответственности за указанные деяния. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены соответствующие предложения. В настоящее время, напомнил он, Комитетом по безопасности Государственной Думы проводится работа по внесению данного законопроекта на рассмотрение в качестве законодательной инициативы.
Миграционные процессы, считает В.Гринь, также относятся к факторам, оказывающим непосредственное влияние на состояние межнациональных отношений. Одним из последствий мирового финансового кризиса стало значительное увеличение числа нелегальных мигрантов, находящихся на территории России, особенно в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Массовые увольнения, отсутствие у подавляющего числа из них средств к существованию привели к тому, что при общем снижении числа совершенных в России преступлений преступность среди мигрантов выросла почти на 8%, а в Москве — на 13,5%. На этом фоне создается угроза формирования этнических преступных группировок.
С учетом этого, считает заместитель генпрокурора, работа Федеральной миграционной службы должна стать действенным рычагом контроля за деятельностью на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря на повышение активности работы на данном направлении на ее эффективность и результативность существенным образом оказывает влияние отсутствие надлежащего законодательного регулирования миграционных процессов, отметил В.Гринь.
По его мнению, имеются «пробелы» в законодательном регулировании вопросов миграционного учета, ряд проблем связан с применением депортации, нуждаются в ужесточении меры административной и уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства.
Вместе с тем, подчеркнул В.Гринь, проведенное обобщение исполнения законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремистской деятельности в 2008 году и анализ эффективности прокурорского надзора свидетельствуют, что, несмотря на существенную активизацию работы органов прокуратуры, деятельность всех субъектов противодействия экстремистским проявлениям нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Виктор Гринь ответил также на многочисленные вопросы членов Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. По мнению членов Комитета Совета Федерации нужен постоянный анализ и мониторинг ситуации по затронутой теме на всех уровнях власти. Подводя итоги заседания, Анатолий Лысков отметил, что все материалы будут обобщены и направлены Председателю Совета Федерации Сергею Миронову для дальнейшей работы.