Все новости

Материалы заключения Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Изменения, вносимые в Налоговый и Бюджетный кодексы и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», связаны с исключением единого социального налога из федеральных налогов из числа доходов федерального бюджета и, соответственно, уплатой страхователями страховых взносов с уточнением доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также с необходимостью корреляции факта уплаты страховых взносов и перечня видов страховых рисков, страховых случаев и страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, будут регулироваться новым ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», положениями которого конкретизировано: плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов и исключения из этой базы, размеры тарифов страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, финансовые санкции, применяемые при их несоблюдении, субъекты правоотношений, порядок администрирования страховых взносов.

Несмотря на то, что при отмене единого социального налога использован опыт его администрирования, при установлении страховых взносов как обязательных платежей функция осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ возлагается на Пенсионный фонд РФ, посредством внесения изменений в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В связи с отменой регрессивной шкалы исчисления обязательного платежа и установлением нового максимального размера облагаемой базы за расчетный период — 415 000 рублей, при превышении которого страховые взносы не начисляются и не взимаются, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции рассматриваемого Федерального закона) устанавливает верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации — 415 000 рублей (тем самым на Пенсионный фонда Российской Федерации возлагаются обязательства по страхованию ограниченной суммы утраченного заработка).

Устанавливаемая в 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с индексом роста средней заработной платы в РФ, утверждаемой Правительством Российской Федерации. И, кроме того, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается тариф страхового взноса (размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации — 26,0 процентов.

Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», регулирующим правовую основу учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав, устанавливаются следующие параметры страхового взноса: для лиц 1966 года рождения и старше будет учитываться сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страховых взносов; для лиц 1967 года рождения и моложе будет учитываться сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страховых взносов.

Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам устанавливается тариф страхового взноса, дифференцируемый в зависимости от возрастной категории застрахованных лиц. Страхователи, не производящие выплаты физическим лицам, будут уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Федеральным законом устанавливаются переходные положения, «смягчающего» характера, регулирующие размеры тарифов страховых взносов на период с 2010–2014 годы.

Комитет акцентирует внимание на том, что тариф страхового взноса, учитываемый на индивидуальных счетах граждан, повышается с 14 до 16 процентов.

В связи с тем, что настоящий Федеральный закон направлен на увеличение уровня пенсионного обеспечения граждан из числа старшего поколения и повышение материального положения пенсионеров, вносимые в этой части в действующее законодательство изменения и дополнения имеют два основных вектора:

1) переоценка, индексация пенсионных прав граждан, приобретенных ими
до 1 января 2002 года (валоризация расчетного пенсионного капитала),

2) введение минимального уровня пенсионного обеспечения граждан с
учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не ниже величины
прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Переоценка пенсионных прав — валоризация будет осуществляться с 1 января 2010 года путем повышения расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии с действующими правилами конвертации (преобразования) пенсионных прав застрахованных лиц, на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (например, застрахованному лицу, выработавшему до 1991 года 23 года стажа, расчетный пенсионный капитал, исчисленный по состоянию на 01.01.2002 г., будет увеличен на коэффициент 1,33 (10% + за 23 года стажа до 1991 года; застрахованному лицу, не имеющему стажа до 1991 года, но работавшему в период до 01.01.2002 г., — на коэффициент 1,1). В результате средний размер прибавки от переоценки пенсионных прав граждан (валоризации) составит 1086 рублей. Источником финансового обеспечения валоризации и связанных с её проведением расходов на индексацию страховой части трудовой пенсии в 2010 году и в долгосрочной перспективе будет федеральный бюджет.

Доведение совокупного размера пенсионных выплат до величины прожиточного минимума в субъекте РФ будет достигаться путем установления социальных доплат к пенсии за счет межбюджетных трансфертов. Правоотношения, связанные с порядком установления социальных доплат, будут регулироваться ФЗ «О государственной социальной помощи», которым устанавливается, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющего трудовую деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (основанием для законодательного установления минимального уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом совокупного фактора всех денежных выплат, полагающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 г. №17-0).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются такие выплаты как суммы пенсий, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты.

Законодательно закрепляется величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии. Она будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии будет устанавливаться ежегодно региональным законом.

Федеральный закон в целях дальнейшего развития действующей пенсионной системы вносит в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» важные изменения, как‑то: исключение понятия «базовая часть трудовой пенсии по старости» и его замена понятием «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости», перевод базовой части трудовой пенсии в состав трудовой пенсии.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости идентичен размеру базовой части трудовой пенсии по старости, установленному Федеральным законом от 28.04.2009 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» с 1 декабря 2009 года, — 2 562 рубля.

 В связи с переводом базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, фиксированный базовый размер трудовой пенсии будет индексироваться в порядке, установленном для индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Индексация отдельных денежных выплат, установленных действующим законодательством, осуществляемая ранее в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии, будет производиться один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством РФ в соответствии с индексом потребительских цен за предыдущий год;

усиление страхового принципа предоставления трудовых пенсий посредством введения зависимости фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии от продолжительности страхового стажа.

Для реализации этого принципа предусматривается повышение устанавливаемого гражданам фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на 6 процентов за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, — на день достижения возраста 55 и 60 лет (соответственно для женщин и мужчин), и снижение размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости на 3 процента за каждый год страхового стажа, недостающий до указанной нормативной продолжительности страхового стажа.

Установление дифференцированной суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии будет осуществляться поэтапно, при назначении пенсии начиная с 1 января 2015 года; восстановление принципа зависимости от группы инвалидности при установлении пенсии по инвалидности с 1 января 2010 года.

Лицам, которым до 1 января 2010 года при установлении инвалидности была одновременно определена группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться исходя из установленной группы инвалидности без проведения дополнительного переосвидетельствования в порядке, определенном настоящим Федеральном законом.

В Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» вводятся изменения, связанные с переходом от определения пенсий по государственному пенсионному обеспечению в зависимости от базовой части трудовой пенсии к исчислению пенсий по государственному пенсионному обеспечению в зависимости от размера социальной пенсии («за основу» берётся размер социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции настоящего Федерального закона, — 2 562 рубля. Данный размер в номинальном выражении идентичен размеру базовой части пенсии трудовой пенсии по старости, который был установлен Федеральным законом от 28.04.2009 №72-ФЗ с 1 декабря 2009 года).

Индексация социальных пенсий будет осуществляться ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год. Коэффициенты индексации определяются Правительством Российской Федерации.

Размеры трудовых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до 1 января 2010 года, подлежат перерасчету в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом если размер трудовой пенсии не достигнет размера трудовой пенсии, получаемого на 31 декабря 2009 года, гражданину выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Кроме того, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополняется рядом норм, регулирующих пенсионное обеспечение космонавтов и работников летно-испытательного состава, которое в настоящее время осуществляется по условиям и нормам, предусмотренным нормативными правовыми актами.

В результате реализации Федерального закона суммарный среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году согласно финансово-экономическому обоснованию должен составить — 7 946 рублей; размер трудовой пенсии по старости — 8 602 рублей; трудовой пенсии по инвалидности — 6 974 рубля; среднегодовой размер трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий — 10 570 рублей; среднегодовой размер социальной пенсии −4 917 рублей.

***

Помимо области обязательного пенсионного страхования положения настоящего Федерального закона развивают и усиливают страховые принципы и в обязательном социальном страховании. Это выражается в сокращении расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за счет исключения финансирования выплат, не обеспеченных уплатой страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Исключаемые виды выплат, финансируемые в настоящее время за счет средств обязательного социального страхования, будут обеспечиваться из федерального бюджета. В этой связи вносятся изменения в действующие ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (новое название «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Трудовой кодекс РФ».

В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» содержится перечень страховых выплат, финансируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, круг застрахованных лиц, прав и обязанностей субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, особенности уплаты страховых взносов.

Этот же Федеральный закон, определяя условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, устанавливает принцип исчислении этих пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. И в связи с отменой регрессивной шкалы исчисления обязательного страхового платежа и установлением максимального размера облагаемой базы в 2010 году — 415 000 рублей, максимальные размеры пособий будут определяться с учетом данной величины и соответственно составят 34 583 рубля (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам).

Однако Комитет обращает внимание на то, что статьей 8 и пунктами 4, 5 и 7 статьи 36 Федерального закона признаются утратившими силу нормы федеральных законов, устанавливающие право отдельных категорий граждан (доноров; инвалидов войны, к которым кроме инвалидов Великой Отечественной войны относятся и инвалиды боевых действий; граждан, занятых на определенных видах работ с химическим оружием) на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от продолжительности стажа, что может снизить установленный уровень социальной защиты тех из них, кто на день вступления Федерального закона в силу не будет иметь страхового стажа необходимой продолжительности (8 и более лет) для назначения пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». При этом изменениями, вносимыми в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статья 3 Федерального закона) и в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (статья 31 Федерального закона), устанавливается, что пособие по временной нетрудоспособности соответствующим категориям граждан выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, независимо от продолжительности страхового стажа.

На реализацию Федерального закона потребуются дополнительные средства федерального бюджета. Потребность в средствах федерального бюджета на валоризацию (и связанное с ней последующее увеличение страховой части трудовой пенсии) составит в 2010 году — 499,1 млрд. рублей; на доведение трудовой пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации с учетом районного коэффициента в 2010 году — 28,1 млрд. рублей; в части расходов по государственному пенсионному обеспечению в 2010 году — 249,27 млрд. рублей; на доплату категориям граждан, имеющим соотношение социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера ниже 100 процентов в 2010 году — 14,8 млрд. рублей; потребность в средствах федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 году — 1 109,6 млрд. рублей. По прогнозной оценке суммарные расходы из федерального бюджета на реализацию норм, регулирующих пенсионные правоотношения, составят в 2010 году — 1 311,7 млрд. рублей.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту был приведен расчет потребности расходов бюджета Фонда социального страхования на 2010–2012 годы — 317,85 млрд. рублей. Финансирование расходов на выплату пособий неработающим гражданам (по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Федеральном законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на покрытие дефицита бюджета Фонда.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых данным ФЗ установлен иной срок вступления их в силу.