1 января 2010 года в России истекает мораторий на смертную казнь, введенный в 1996 году указом Бориса Ельцина в связи с вхождением страны в Совет Европы. С этого дня, но при условии появления суда присяжных в последнем российском регионе, где его еще нет — в Чечне, суды смогут возобновить вынесение смертных приговоров.
Эксперты и законодатели возможное восстановление смертной казни оценивают неоднозначно. Ее противники ссылаются на большое количество судебных ошибок, а сторонники опираются на общественное мнение, согласно которому большинство россиян выступают за отмену моратория на исполнение смертной казни.
Так, в соответствии с опросом «Левада-Центра», 37% россиян выступают за применение смертной казни, а 16% опрошенных согласны с тем, что ее применение стоит расширить. Полностью отменить высшую меру наказания предлагают 14% граждан, 20% респондентов поддерживают нынешнее положение вещей.
- Член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области АСЛАМБЕК АСЛАХАНОВ:
«НАДО НЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НА ЕВРОПУ, А ДУМАТЬ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ»
Выродкам никакой пощады быть не должно. Как говорится, око за око, зуб за зуб. И хотя смертная казнь должна быть, она уместна лишь в исключительных случаях, например, при совершении особо тяжких преступлений, особенно против женщин и детей. За экономические преступления приговаривать к «вышке» не стоит. В этих случаях максимальным наказанием должно быть пожизненное заключение.
По всем вопросам, включая смертную казнь не надо оглядываться на Европу, а думать своей головой. У России своя жизнь, свои обычаи, традиции, совершенно другой менталитет. У них в основном все строго придерживаются закона, а у нас зачастую живут в соответствии с поговоркой «закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Для них убийство — это страшное событие, а у нас людей рубят как капусту. Поэтому не надо примерять на себя чужой кафтан. К сожалению, мы еще не готовы ко многим принципам, которые хотели бы перенять у соседей.
- Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Калмыкия МИХАИЛ КАПУРА:
«КРУГ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗА КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ОГРАНИЧЕН»
Я не сторонник продления моратория на смертную казнь в нынешних условиях. Однако, круг преступлений, за которые она может применяться, должен быть ограничен. В первую очередь так следует наказывать за тяжкие преступления, совершенные против жизни и здоровья людей, особенно детей и женщин. Экономические преступления в этот круг входить не должны.
Европа нам постоянно напоминает, что мы не ратифицировали документ об отмене смертной казни. А в США исключительная мера наказания используется, но почему‑то Америку в недемократичности никто не обвиняет.
Механизм воздействия на лиц, совершивших тяжкие преступления, должен быть максимальным. Но при этом им должны быть предоставлены все возможности обжаловать исключительную меру наказания.
- Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Самарской области КОНСТАНТИН ТИТОВ:
«ПОЖИЗНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ — БОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЕ НАКАЗАНИЕ, ЧЕМ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ»
Я против смертной казни. Россия должна двигаться к цивилизованному обществу, в котором для нее нет места.
Пожизненное заключение — более тяжелое наказание, чем смертная казнь. Человек всю жизнь будет вынужден думать о том страшном преступлении, которое он совершил. Так вот пусть живет и думает. А кроме того смерть за смерть — это не самая правильная позиция.
Интервью по актуальным вопросам подготовлены в сотрудничестве
с информационным агентством «Regions.ru/Новости Федерации»
в рамках проекта «Прямой диалог».
* * *