Все новости

В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросу «О законодательном обеспечении реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В расширенном заседании Комитета приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных комитетов Государственной Думы, Министерства регионального развития РФ, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Открыл заседание председатель Комитета СФ Геннадий Олейник. Он обратил внимание законодателей на необходимость для достижения целей Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока качественного совершенствования нормативной правовой базы по ряду направлений. В частности, в области защиты прав коренных малочисленных народов, защиты традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в сфере экологии и природопользования.

Глава профильного Комитета СФ Геннадий Олейник отметил важность ведущейся работы по подготовке ряда поправок в законодательную базу, направленных на обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов к возобновляемым природным ресурсам, к рыбопромысловым участкам, а также на привлечение представителей коренных малочисленных народов к охране объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

С докладами выступили директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский и первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Павел Суляндзига.

В Совете Федерации поддерживают намерения Правительства РФ по подготовке нормативных актов в целях возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам в результате нанесения хозяйственной деятельностью ущерба их исконной среде обитания и об организации землеустройства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

В то же время, по мнению членов Совета Федерации, целый ряд важнейших положений своего отражения в нормативно-правовом разделе Концепции не нашел. Речь идет, прежде всего, о законодательстве в части установления безвозмездного срочного пользования малочисленными народами Севера земельными участками для традиционного природопользования, отнесенного к первоочередным мерам первого этапа реализации Концепции (2009–2011 годы). Не предусмотрена также разработка необходимого для реализации Концепции федерального закона «Об этнологической экспертизе».

Хотя в План включен пункт о создании модельных территорий традиционного природопользования федерального значения, разработка нормативного документа по этим территориям не предусматривается. А ведь именно из‑за отсутствия нормативной базы до сих пор не образовано ни одной такой территории традиционного природопользования.

В итоговом решении Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросу «О законодательном обеспечении реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» содержится ряд рекомендаций в адрес Правительства.

Прежде всего, участники расширенного заседания считают необходимым расширить раздел «Совершенствование нормативной правовой базы» Плана мероприятий по реализации в 2009–2011 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и предусмотреть разработку следующих проектов федеральных законов:

  • о внесении изменений в земельное законодательство в части установления безвозмездного срочного пользования коренными малочисленными народами Севера земельными участками для традиционного природопользования;
  • о внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части рассмотрения обращений об образовании этих территорий, а также управления и контроля в области образования и функционирования указанных территорий;
  • «Об этнологической экспертизе»;
  • «О государственной поддержке северного оленеводства»;
  • проекта нормативного правового акта «О документальном подтверждении гражданами Российской Федерации своей принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».