Беседовала Елена ОЛУДИНА
Опубликовано «ПГ» 09.10.2009 г.
Член Совета Федерации Николай Тулаев, который вскоре отпразднует 55-летие, знает о парламентском регламенте все. Вопросами организации работы властных структур нынешний председатель профильной комиссии занимается с начала 90-х.
Председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай ТУЛАЕВ всегда одним из первых поднимается на трибуну во время пленарного заседания, чтобы сообщить о новых назначениях и отставках в Совете Федерации. Он же информирует коллег и журналистов об изменениях в составе комитетов и комиссий. Вообще, о порядке и регламенте Николай Петрович знает все. Поскольку заниматься этим он стал еще в 90-х, когда начиналось формирование новых органов государственной власти и много копий было сломано при обсуждении организационных вопросов.
Через несколько дней сенатор отмечает свой 55-летний юбилей. Это стало прекрасным поводом для интервью о работе, достигнутых результатах и планах на будущее.
— Николай Петрович, более 15 лет назад вы круто изменили свою жизнь, сменив военно-морскую карьеру на политическую. С чем это было связано?
— Нельзя сказать, что это был резкий поворот. Политикой я интересовался всегда, долгое время занимался общественной работой. Служба в ВМФ была очень важным и длительным этапом в моей жизни. В качестве офицера я отдал Родине 22 года. Дослужился до капитана первого ранга, заработал пенсию. Думаю, свой долг я выполнил сполна. Когда начались серьезные преобразования в нашей стране: в декабре 1993-го была принята Конституция РФ, стали образовываться законодательные собрания в регионах, я выдвинул свою кандидатуру на выборах в Калининградскую областную Думу. Это решение было осознанным, никто меня не подталкивал, не предлагал стать политиком. Первый свой мандат я «завоевал» ногами. Обошел весь свой округ, встречался с людьми. Конкурентов тогда было много. Поскольку реальных партий фактически не было, каждый был сам за себя. Меня избрали в первый созыв Калининградской областной Думы. И сразу же стал заниматься вопросами организации ее работы, возглавил оргкомитет. Нельзя сказать, что тогда я был специалистом в этом вопросе.
Регламентных норм парламентской деятельности тогда не существовало. Пришлось перелопатить международный опыт, наработки Государственной Думы. Поэтому когда стал членом Совета Федерации и пришел работать в комиссию, особых проблем не возникло. Я уже знал, что делать, с чего начинать.
— Регламент в вашем понимании — это система устоявшихся норм или постоянно меняющийся документ?
— И то и другое. С одной стороны, любой регламент опирается на устоявшиеся нормы, проверенные столетиями. Можно провести параллель с военными уставами. Там каждая строчкапоявляется после тяжелых ошибок, просчетов, а кому‑то она стоит и жизни. Не зря говорят «Уставы пишутся кровью». Конечно, написание парламентского регламента таких жертв не требует. Но ущерб от халатного отношения не меньший.
Некоторые нормы регламента могут показаться мелочными и казуистическими. Почему, например, для вопроса на пленарном заседании члену Совета Федерации дается всего одна минута? Затем микрофон отключают. Практика жизни доказала, что если пойти по либеральному пути, то мы можем вообще не закончить ни одного обсуждения. А от нас ждут не бесконечных дискуссий, а решений. Поэтому есть четкое правило: на вопрос — минута, на выступление — пять. Конечно, выполнение всех процедур регламента занимает порой много времени. Но в случае необходимости нормативный документ можно принять и в короткие сроки. Это тоже прописано в регламенте. С просьбой рассмотреть законопроект вне очереди могут обратиться Президент, Правительство, Государственная Дума или сам Совет Федерации.
Но не стоит думать, что регламент — застывшая догма. За последние девять лет мы не менее 12 раз меняли, дополняли его. Это своеобразная внутренняя конституция парламента, которая при всей ее консервативности может и должна время от времени меняться.
В последние годы значительно изменился сам механизм работы над законопроектами. Раньше, года три назад, Совет Федерации получал их лишь перед рассмотрением и фактически изменить ничего не мог. Сейчас совместная работа двух палат начинается еще на стадии так называемого «нулевого чтения». Поэтому к моменту рассмотрения законопроекта в профильных комитетах депутаты уже знают позицию сенаторов. К этому добавилась консультативная работа с законодателями в регионах. Таким образом, за эти годы появилась целая система новых процедур, которые также требовалось прописать в регламентах.
Порой приходится решать вопросы чисто организационного характера. Год назад мы ужесточили дисциплину для членов Совета Федерации. Было несколько скандальных случаев, когда заседания комитетов отменяли из‑за неявки большого числа его членов. Поэтому было решено: по итогам сессии все комитеты и комиссии обязаны публично доложить о посещаемости заседаний. Мера оказалась эффективной — теперь мало кто прогуливает заседания своего комитета.
— Какие изменения в работе палаты произойдут в самое ближайшее время?
— Сейчас мы активно обсуждаем инициативу Комитета по конституционному законодательству, который предлагает расширить демократичность в процедуре назначения должностных лиц: генерального прокурора, его заместителей, судей. Сейчас это проходит несколько формально: вопросов кандидату, как правило, не задают, обсуждения его кандидатуры нет. Хотя это и не запрещено, но нормы в регламенте не прописаны.
Еще одна новация — изменившийся формат работы Совета Федерации с регионами. Выработка так называемых консолидированных инициатив. В эту сессию палата планирует подписать договоры со всеми законодательными собраниями регионов.
Схема работы будет проста: еще до рассмотрения в парламенте инициатива будет обсуждаться и прорабатываться в профильных комитетах. Затем вместе с субъектами мы выйдем на уровень Государственной Думы и Правительства, и отстаивать закон тоже будем вместе.
Но намного более серьезная проблема остается пока нерешенной. У нас нет закона о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов, который бы обеспечил равное толкование всех процедур законотворчества в стране. Работа над ним продолжается до сих пор.
— Вы также член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Наверняка, ваша тема — военно-морской флот?
— Да, но не только. Я уделяю много внимания вопросам использования наших вооруженных сил за рубежом. Недавно принятый закон — одна из инициатив комитета, озвученная на встрече с Президентом.
— В парламенте вы представляете Калининградскую область. В последнее время к этому субъекту повышенный интерес…
— За последние годы область очень изменилась. Мы согласовали законодательство в связи с созданием особой экономической зоны, решили вопросы безвизового проезда до России, добились закона об освобождении калининградцев от пошлины при оформлении загранпаспортов.
Не скажу, что проблем нет. Например, нужен аэропорт, который смог бы справиться с транзитом товаров и пассажиров по Европе. Есть вопросы с оформлением шенгенских виз. Спорной темой остаются высокие тарифы на ввоз-вывоз товаров. Нередко о проблемах Калининграда говорят с международных трибун. Тут уж никуда не деться. Калининград — это лакмусовая бумажка международных отношений с Америкой, Европой, Прибалтикой.
Однако проблема географической оторванности решается не в Европе, а у нас. Все соцопросы показывают, что калининградцы не мыслят себя вне России. И дело не только в общей истории, патриотизме. За последние несколько лет регион при поддержке государства сделал заметный рывок вперед. По количеству машин на тысячу человек населения Калининград опережает даже Москву. А темпы жилья просто колоссальные: в 2008 году сдано почти миллион квадратных метров. Однако есть опасная тенденция, которую следует отметить. Для молодежи области поездки за границу стали привычным делом. А кто из них был в России? Таких намного меньше. Поэтому нужно сделать Россию более доступной за счет цен на билеты, упрощения оформления выездных документов.
Иначе мы можем потерять целое поколение.
— Николай Петрович, в преддверии юбилея хочется спросить вас о предстоящих планах в вашей работе.
— Прежде всего я хочу быть полезным. Думаю, мой парламентский этап жизни еще далеко не завершен. Есть много законопроектов, над которыми я хочу поработать. Например, довести до одобрения одну из моих инициатив — увеличение срока действия загранпаспорта до 10 лет. Есть идеи и по Калининграду. Конечно, сейчас очень тяжелое время. Я не хочу, чтобы о нас вспоминали как о людях, бросивших свой корабль в шторм. Если сравнить Россию с кораблем, то Калининград покажется маленькой лодкой. Так вот я хочу, чтобы Россия, а вместе с ней и маленькая лодка — Калининград дошли до очередного причала благополучно.
Регламент — это своеобразная внутренняя конституция парламента, которая при всей ее консервативности может и должна время от времени меняться.
Справка «ПГ»
Тулаев Николай Петрович
Родился 11 октября 1954 года в с. Бакуры Екатериновского района (Саратовская область). После школы работал на заводе слесарем. В 1972 – 1973 годах служил в ВМФ на Северном флоте. Затем поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище, окончив которое был направлен на службу на Балтийский флот. В 1985 году — учеба в Военно-политической академии имени Ленина. После увольнения в 1994 году стал профессиональным политиком. Проработал депутатом Калининградской областной Думы всех трех созывов. С 8 декабря 2000 года представляет Калининградскую область в Совете Федерации. Председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.