В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных Министерств, Общественной палаты, общественных организаций и негосударственных пенсионных фондов.
С основным докладом выступил председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.
Финансовое законодательство в России развивается весьма непросто, но в последний период благодаря деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам видны явные позитивные сдвиги, подчеркнул Дмитрий Ананьев. «Будем надеется, созданные в России финансовые регуляторы сделают законодательство в этой сфере было понятным, развитым, современным, а главное, прогрессивным, обеспечивающим поступательное движение вперед», — подчеркнул Дмитрий Ананьев. Законы имеют фундаментальное и основополагающее значение для формирования здоровой, конкурентоспособной финансовой системы, но от этого состояния, добавил сенатор, мы еще крайне далеки. Впечатляющий рост фондовых индексов в последнее время также, по мнению Д.Ананьева, является «показателем неудовлетворительного здоровья финансовой системы и вызывает определенную тревогу».
* * *
Негосударственные пенсионные фонды призваны играть активную роль в новой пенсионной системе. Особенность их экономического и правового статуса заключается в том, что они одновременно выступают и важнейшими социальными институтами, и крупными участниками финансового рынка. НПФ все в большей мере выполняют свою важнейшую социальную функцию осуществляют дополнительное пенсионное обеспечение. Объем средств пенсионных накоплений, переданных НПФ, к лету 2009 года увеличился до 67,3 млрд. руб.
Количество лицензированных НПФ составляет в настоящее время 170, из них 136 зарегистрировавших заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
«Экономика и ситуация демонстрирует тревожные и противоречивые сигналы, в том числе, есть положительные сигналы», — отметил Дмитрий Ананьев.
«Сегодня в процессе обеспечения деятельности НПФ и текущей ситуации абсолютно очевидна доминирующая роль государства. Снизилось количество граждан участников системы НПФ», — констатировал Д.Ананьев.
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения по состоянию на 1 июля 2009 года характеризуется следующими показателями:
- сумма пенсионных накоплений в НПФ с начала 2009 года выросла на 35,8% и составила 67, 3 млрд. руб. (за 2008 год упала на 3,5%);
- сумма пенсионных резервов НПФ возросла на 7% с начала 2009 года и составила 495,1 млрд. руб. (за 2008 год упала на 2,1%);
- число клиентов НПФ, привлеченных в рамках обязательного пенсионного страхования, увеличилось в 1,5 раза в 2009 году;
- количество участников НПФ, получающих негосударственную пенсию, постоянно растет и на 01.07.2009 составило 1,18 млн. чел.;
- объем пенсионных выплат из НПФ на 01.07.2009 составил 10,16 млрд. руб.
«Надо совершенствовать систему регулирования НПФ, расширять базу доходов для НПФ, а также обеспечивать налоговое стимулирование программы господдержки НПФ», — сказал Дмитрий Ананьев, определяя круг актуальных задач в этом направлении для законодателей.
* * *
Дмитрий Ананьев призвал участников «круглого стола» по проблемам негосударственных пенсионных фондов высказываться максимально откровенно и конструктивно с целью выработать практические предложения по совершенствованию законодательства, исправлению допущенных ошибок и перекосов.
В выступлениях участники дискуссии отмечали серьезное воздействие пенсионной реформы на все сферы жизни российского общества, так как эта реформа коренным образом меняет систему социального обеспечения, систему государственных финансов, а также финансовые рынки и рынок труда. Наибольшее значение имеет формирование накопительного компонента пенсионной системы, как обязательной, так и добровольной.
При разработке программы модернизации пенсионной реформы государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения своих граждан, считают участники дискуссии. Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в старости, — нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий. Отмечалась необходимость расширения инструментария для того, чтобы заинтересовать работодателей для их участия в этой сфере. Предлагались такие варианты, как предоставление налоговых льгот, иных форм стимулирования добровольных корпоративных пенсионных программ.
С одной стороны, нужны меры со стороны государства, а с другой стороны, сами люди должны осознать собственную ответственность за свою спокойную обеспеченную старость. Достигнутый уровень информированности людей о сущности и целях реформы и деятельности НПФ, подчеркивалось на «круглом столе», совершенно недостаточен. Необходимо также развивать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах, в том числе через налоговые льготы.
По итогам заседания были приняты за основу Рекомендации.
* * *
ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ «КРУГЛОГО СТОЛА» НА ТЕМУ «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Совет Федерации, 22 октября 2009 года
По результатам обсуждения участники заседания рекомендуют:
Государственной Думе, Совету Федерации
- проводить регулярный мониторинг правоприменительной практики, с целью выявления проблемных вопросов развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации и принятия оперативных мер по их устранению;
- поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 295 и 296 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (направлен на налоговое стимулирование формирования негосударственных пенсионных накоплений граждан посредством уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от размещения пенсионных резервов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств);
- поддержать принятие необходимых нормативных актов, описывающих процедуру установления и выплаты накопительной части трудовой пенсии НПФ (в том числе введение возможности наследования накоплений после начала выплаты пенсий);
- поддержать законодательные инициативы, направленные на установление порядка и требований к созданию объединенных гарантийных (компенсационных) фондов для целей негосударственного пенсионного обеспечения;
- поддержать законодательные инициативы, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая уточнение их правового статуса, правового регулирования пенсионных договоров и договоров обязательного пенсионного страховании, правового режима пенсионных счетов, создание многоуровневой системы обеспечения надежности НПФ;
- поддержать законодательные инициативы, направленные на стимулирующее налогообложение в отношении добровольного участия предприятий и граждан в финансировании негосударственных пенсий.
Правительству Российской Федерации:
- продолжать расширять круг финансовых инструментов, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений;
- рассмотреть возможность привлечения пенсионных резервов и накоплений в крупные инфраструктурные инвестиционные проекты;
- стимулировать развитие фондового рынка с целью создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую со срочностью пенсионных обязательств;
- рассмотреть возможность введения обязательного государственного страхования пенсионных накоплений в НПФ по аналогии со страхованием банковских вкладов;
- рассмотреть возможность внесения поправок в действующее законодательство с целью введения платы за управление активами в виде доли от размера чистых активов пенсионных резервов и накоплений, которую можно отчислять на ИОУД;
- разработать поправки в действующее законодательство с целью налогового стимулирования развития негосударственного пенсионного обеспечения;
- рассмотреть возможность создания системы обеспечения реализации коммерческого интереса инвестора в НПФ;
- решить вопрос «переоценки активов», составляющих пенсионные резервы и пенсионные накопления путем внесения изменений в порядок оценки доходности пенсионных инвестиций, исходя из того, что вложения негосударственных пенсионных фондов рассчитаны не на короткие спекулятивные операции, а на долгосрочный период;
- разработать единый наглядный стандарт представления информации о качестве работы НПФ и УК. Целесообразно закрепить важнейшие показатели этого стандарта и обязательность их отражения в отчетности, которая показывала бы не только прирост накоплений в краткосрочном периоде (год-два-три), но и достигаемый итоговый эффект для пенсий, получаемых на основе накоплений на долгосрочных периодах;
- защитить активы (ценные бумаги), имеющиеся в НПФ на период экономических потрясений. С этой целью следует законодательно закрепить за НПФ право на прямой обмен своими активами при смене вкладчиками фондов (и разработать его процедуру) на время спада на рынке ценных бумаг, чтобы, снизив этим продажи ценных бумаг на фондовом рынке.
Пенсионному фонду России
- продолжать широкое информирование граждан о пенсионной реформе (консультации, «горячие линии», информационные стенды, публикации в региональной прессе);
- обеспечить безубыточность передачи денег в конечные НПФ и УК за счет осуществления транзакций в кратчайшие сроки.
Председатель Комитета
Совета Федерации
по финансовым рынкам
и денежному обращению Д.Н.Ананьев