В гостях у «Ведомостей» на этой неделе побывал сенатор, представитель Новосибирского областного Совета депутатов в Совете Федерации ФС РФ Виктор Леонов. Во время таких, ставших традиционными встреч сенатора с коллективом областной парламентской газеты Виктор Васильевич отвечает на вопросы журналистов, излагает свои взгляды на актуальные проблемы.
Ответственность — на регионы
Транспортный налог в последнее время — одна из наиболее «горячих» тем для россиян. Как известно, совсем недавно планировалось увеличить его ставки с 1 января будущего года в два раза. Однако в Совете Федерации отклонили законопроект и отправили в Госдуму на доработку. В новой версии проекта предлагается оставить действующие ставки без изменений, вместе с тем разрешить регионам самостоятельно увеличивать или уменьшать их, но не более чем в десять раз.
— Цель законопроекта понятна: найти дополнительные финансовые ресурсы для пополнения бюджета, — сказал в своем комментарии Виктор Леонов. — Первым о необходимости доработать начальный вариант проекта заговорил Президент России, и на заседании в Совете Федерации мы единодушно его отклонили. Мотивировка очень простая: в условиях, когда всем тяжело, нельзя пытаться прорехи федерального бюджета закрывать за счет граждан.
Однако и тот вид транспортного налога, который предлагается сейчас, по моему личному мнению, не может принести полного удовлетворения. Министерство финансов, по сути дела, всю ответственность перенесло на субъекты Российской Федерации. Что произойдет дальше? Федеральный бюджет ограничит свои уровни финансовой помощи (различные субсидии, дотации, субвенции) и регионы встанут перед фактом: восполнять неполученные доходы самостоятельно. И губернаторы будут вынуждены поднимать ставки налога.
Хорошо еще, если региональные исполнительные власти подойдут к налогоплательщикам дифференцированно и попробуют выделить категории граждан, для которых можно повысить ставки, а для кого‑то — нет, а кому‑то, может быть, их еще и уменьшить. Иначе пострадает значительная часть людей, которая в силу своих возможностей имеет вовсе не шикарные автомашины, но налог по ним еще раз ударит.
Так что остается лишь уповать на благоразумие региональных органов власти, которые будут принимать решение о том, как применять данный налог.
В то же время я не понимаю Министерство финансов. Когда к нему обращаются с предложением ввести дифференцированный налог на доходы физических лиц, оно категорически против. Хотя речь идет о том, что до какого‑то уровня зарплаты платить 13 процентов, потом 20 и так далее. Как в западных странах. Однако в министерстве это никак не воспринимают, хотя бюджетные доходы при таком подходе были бы не меньше, нежели от транспортного налога.
Между уровнями власти
Что касается непосредственно Новосибирской области, то Виктора Леонова спросили, в частности, почему федеральный центр вопреки предварительным договоренностям отказался поддержать наш регион начать в 2010 году возведение третьего автодорожного моста через Обь и завершить строительство станции метро «Золотая нива»? В российском бюджете на будущий год денег на эти цели не предусмотрено. Предпринимали ли новосибирские представители — сенаторы Совета Федерации и депутаты Госдумы — попытки лоббировать интересы нашего региона и решить эти вопросы?
— Действительно, федеральный центр отказал области в поддержке строительства третьего моста и метро. И не только наш регион оказался в таком положении, — сообщил Виктор Васильевич. — Как пояснили в правительстве, федеральная помощь в строительстве метрополитенов повсеместно приостанавливается до какого‑то определенного периода времени. Что касается новых строительных объектов, каковым является наш третий мост через Обь, то здесь сработал другой принцип: будем, мол, заканчивать то, что уже начато.
К чести нашего губернатора и мэра, им удалось найти понимание на федеральном уровне, что мост необходимо строить. И если бы не кризис, мы бы уже начали при поддержке центра разворачивать работы. Есть тут и другой момент. Вспомните строительство новой дороги в аэропорт Толмачево, Северный объезд. Так уж повелось: мы начинали дорожные объекты, а затем к делу подключался федеральный бюджет и в какой‑то мере компенсировал наши расходы. Я полагаю, и в этом случае, если область в состоянии будет взять федеральные кредиты, нужно начинать работу самим. Когда объект будет начат, больше гарантий, что федеральный бюджет «поделится» своими средствами.
Что касается собственно лоббирования, то я бы просто назвал это деятельностью в интересах нашего региона. И оба члена Совета Федерации, и депутаты Госдумы от Новосибирской области — все работают с губернатором, с органами исполнительной власти, с мэром и федеральными ведомствами по решению каких‑то конкретных вопросов.
Например, в последнее время я занимался вопросами оборонного комплекса: заводами «Катод», электроагрегатов, приборостроительным. Как правило, речь шла о неоплате за выполненные ими заказы. Совсем недавно удалось поспособствовать и ассоциации новосибирских строителей зарегистрировать создание саморегулируемой организации. А самый свежий пример — я разбирался в ситуации с мэром Кольцово. И, честно говоря, считаю, что заведенное на него уголовное дело — это политический заказ накануне муниципальных выборов. Николай Красников — честный и порядочный человек. За 20 лет он очень много сделал для своего поселка. Присвоенный Кольцову статус наукограда тоже во многом заслуга Николая Григорьевича. Он его «выходил».
Личные наблюдения
Виктор Леонов второй раз представляет нашу область в Совете Федерации. Здесь он значительно приумножил свой опыт работы, является сейчас заместителем председателя комитета по делам Федерации и региональной политики. Все это помогает ему видеть проблемы более масштабно.
— Почти четыре года я занимался вопросами межбюджетных отношений и пришел к выводу, что нынешняя бюджетная система отстала, не соответствует сегодняшнему разграничению полномочий между уровнями власти. Центр не оставляет практически ничего для развития самих регионов и реализации ими своих полномочий. Разве стала бы наша область просить у правительства деньги на мост или метро, если бы 65 процентов денег с ее территории не забирали! И не нужно было бы лоббировать — просить и выколачивать финансирование. Мы бы рассчитывали на собственные силы, планировали и распоряжались собственными ресурсами. Но их нет. Регионы оказались в ситуации, когда у них не хватает собственных средств для развития, для инновационных проектов.
И проблемы местного самоуправления возникают по той же причине: есть полномочия, ответственность за людей, а финансовых ресурсов, за счет которых можно было бы это исполнить, нет.
Отсюда и мое убеждение: нынешняя бюджетная система устарела. Нужно вносить изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, нужно создать своеобразную финансовую «подушку» для субъектов РФ. Не оставлять их один на один с проблемами, которые существуют на их территориях, не вынуждать руководителей и представителей регионов топтать дорожки различных высоких кабинетов, чтобы убеждать и выпрашивать. В конечном счете, дискредитируются финансовые возможности региональных и местных органов власти, которые отвечают за то, как на их территории люди живут.
Необходимо принудить Минфин пересмотреть всю бюджетную систему. Не просто перераспределить финансовые потоки! Мы сегодня не в состоянии управлять бюджетными ресурсами, которые есть в консолидированном бюджете всей России. Почему? Я вот по нашей области подсчитал: у нас 2722 бюджетополучателя, 2722 финансовых потока! При этом деньги ведь не разом приходят, они должны систематически поставляться. Но кто в состоянии, кроме компьютера, проконтролировать эти деньги?
Нам нужно менять сам подход к управлению бюджетом. Мы его сейчас рассматриваем, как бухгалтерский счет. Посчитали, разделили, передали, и, в конце концов, не можем установить, насколько эффективно деньги вложены, как сработали на конечный результат. Это серьезная проблема в государственной сфере — управление бюджетными ресурсами. Я с ней выступаю и на заседаниях в Совете Федерации, и в федеральных СМИ, и у меня единомышленников много. Но пока воз и ныне там. А тут еще кризис, и нужно текущие государственные вопросы решать.
Еще одна проблема, которой я не могу не коснуться, исходя из своих собственных наблюдений. Это — кадровый голод на управленцев федерального уровня. Да, есть очень много молодых, современных, умных, толковых управленцев, но они знают жизнь по теории, а реальное положение дел им не ведомо. Отсюда и соответствующие законы, и их исполнение. Кроме того, часто не готовятся своевременно механизмы их реализации — подзаконные акты, в результате закон «пробуксовывает», не работает.
Для примера вспомним недавно пройденное: 122-й федеральный закон (о монетизации льгот). Это еще нашему губернатору надо сказать спасибо. Когда этот закон вышел, он отрабатывал механизмы его реализации, чтобы успокоить людей, чтобы они не пошли на площадь, потому что вначале никто ничего не понял. Да, необходимо было проводить монетизацию — заменять натуральные льготы денежными компенсациями. Но при этом не стоило делить льготников на федеральных и региональных. Словом, нужно было предусмотреть действие нововведений на местах, в реальной ситуации, чтобы народ не пострадал.
Вот что значит грамотное, профессиональное управление. Его роль в государстве огромна. И вопросы управления бюджетом, и расстановки кадров, и формирования процедуры принятия законов — это тоже в большей степени все управленческие вопросы.
За кем выбор?
Не обошлась встреча в редакции и без вопроса о планах Виктора Леонова на предстоящие выборы в областной Совет депутатов. Тем более что согласно новому порядку претендовать на кресло сенатора сможет тот, кто уже является депутатом законодательного органа власти региона или представительного органа муниципального образования.
— Я понял, что приход в Совет Федерации нового человека связан с его длительным вхождением в дела. Мне самому потребовалось три года, чтобы изучить всю федеральную структуру органов власти, узнать, в какие двери стучаться, а какие обходить, чтобы достичь нужного результата, — признался Виктор Васильевич. — То есть, когда, как не теперь, поработать здесь с наибольшей отдачей. Поэтому я, скорее всего, буду участвовать в выборах в областной Совет депутатов. Но для этого существует много условий.
Во‑первых, пока точно неизвестно, когда будут выборы. Некоторая неопределенность связана со сроками проведения переписи населения — в марте или октябре 2010 года. Хотя в федеральном бюджете деньги на нее уже заложены. Если перепись назначат на октябрь, то выборы состоятся в марте, и наоборот. Стоит также задача, определенная президентом, по усовершенствованию численности законодательных органов. Возможно, будет внесена и новая глава закона о государственной власти субъектов РФ, которая начнет регулировать численность представительных органов.
Кроме того, я — член «Единой России» и могу участвовать в выборах только по партийному списку, если мою фамилию в него внесут. И еще вопрос: с кем придется соперничать. Да и в чью пользу будут отданы голоса? Наконец, даже в случае успеха примет ли облсовет решение рекомендовать меня в сенаторы? Так что еще все впереди, и о конкретных планах на выборы говорить пока рано. Владимир Макеенко — экономический обозреватель