Все новости

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев: «Результаты Олимпийских игр в концентрированном виде выражают положение дел в каждой стране в области спорта».

В феврале 2010 года вся наша страна переживала за участие российской сборной в Зимних Олимпийских играх. Неудачные выступления большей части членов российской команды заставили задуматься о причинах таких плачевных результатов.

По числу завоеванных наград наша северная держава из числа лидеров все дальше откатывается назад и становится первой во втором десятке среди участников Зимних Олимпийских игр. Большинство людей справедливо полагают, что это является отражением реального положения дел в отечественном спорте и свидетельствуют об отсутствии в российском обществе системной и последовательной спортивной политики на протяжении последних 20 лет.

Результаты Олимпийских игр в концентрированном виде выражают положение дел в области спорта стран их участниц. Среди лидеров в медальном зачете прошедшей Зимней Олимпиады находятся Канада, Германия, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Южная Корея.

Эти страны отличаются от других не только экономическим благополучием, но и высоким индексом развития человеческого потенциала. Здесь существуют социальные условия для гармоничного развития человека, роста продолжительности его жизни, возможности для физического и духовного совершенствования подавляющего большинства граждан страны. Спорт, физическая культура, формирование здорового образа жизни – все это здесь входит в стратегию государства, направленную на улучшения качества жизни. Олимпийские соревнования становятся вершиной пирамиды, в основании которой находятся миллионы людей приверженных к спортивному стилю жизни и обладающих хорошим здоровьем. Олимпийские победы являются не просто достижениями профессионального спорта, а отражают уровень здоровья нации, забота о котором начинает проявляться с отношения государства и общества к здоровью детей.

Провальные результаты российской сборной на Зимних Олимпийских играх – не просто следствие недостатков в подготовке спортсменов, а отражение реального положения со здоровьем населения и, прежде всего, подрастающего поколения.

В России 27 миллионов детей, что составляет 19% от общей численности населения. Среди них в возрасте до 6 лет – 9,8 млн., от 7 до 18 лет −17, 2 млн. человек.

Более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье. Почти две трети в возрасте 14 лет уже имеют хронические заболевания. Из числа выпускников общеобразовательных учреждений только 10% являются здоровыми. Около 80% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Если у нас не здоровых детей, то откуда же могут взяться первоклассные спортсмены, способные стать Олимпийскими чемпионами?

При таком здоровье молодого поколения не следует ожидать новых олимпийских побед и каких‑либо демографических прорывов. Там, где нет здоровья, не может быть ни долголетия, ни здорового потомства. Будет только дальнейший рост расходов на строительство новых лечебных учреждений.

Сегодня показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60–70-х годов. Он снизился почти вдвое. Кстати сказать, пропорционально ему уменьшилось и число завоеванных золотых медалей на зимних Олимпийских играх. Например, в 1976 году на XII зимние Олимпийские игры в Инсбруке (Австрия) сборная СССР завоевала 27 медалей, среди которых было 13 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых. В 2010 году команда России завоевала 15 медалей,

В этом году в Сингапуре состоятся первые юношеские Олимпийские игры. Вряд ли мы сможем войти в число команд – лидеров в медальном зачете. Наивно полагать, что при отсутствии здоровых детей и существующем уровне развития массового спорта можно достичь спортивного Олимпа.

В стране нет эффективной системы физического воспитания детей. Сегодня лишь единицы родителей прививают любовь к спорту и физическим упражнениям своим детям. Из современной российской семьи постепенно исчезла традиционная для всех народов России культура здоровья. Это существенным образом повлияло на логику современной эволюции сменяющих друг друга поколений.

В итоге каждое новое поколение отличается от другого все более ухудшающими показателями здоровья, которые нарастают и передаются по наследственной цепочке. Все отчетливее начинают проявляться признаки массового духовного и физического ослабления детей и подростков. Постоянно возрастает число новорожденных детей с ослабленными жизненными силами и имеющими ряд врожденных заболеваний. Они нуждаются в длительной и интенсивной физической реабилитации, но вместо неё по вине безответственных или неопытных родителей и существующей системы образования получают дополнительное негативное воздействие на здоровье.

Нездоровый образ жизни, малоподвижность, употребление алкоголя и курение, отсутствие нравственности и половая распущенность будущих родителей самым отрицательным образом сказываются на здоровье детей. В нашей стране один из самых высоких показателей курящих в мире. Мы лидируем и в потреблении алкоголя на душу населения. Тысячи рублей тратят наши соотечественники на сигареты, водку, пиво и просмотр безнравственных и бездуховных кинофильмов. В то же время на приобретение личного спортинвентаря они в среднем тратят всего лишь несколько рублей в год. Забота о здоровье, физические упражнения и спорт для подавляющего большинства наших сограждан сегодня не являются повседневной привычкой и стилем жизни. Российские семьи забыли слова святого Серафима Саровского, произнесенные им после исцеления Мотовилова от неизлечимой болезни: «…береги здоровье, как драгоценный дар Божий».

Физически и духовно нездоровые люди, вступая в брак и создавая семьи, не могут дать обществу здоровых детей. Поэтому в среднем по России доля детей рождающихся абсолютно здоровыми составляет около 60%. Это означает, что каждый третий ребенок уже при рождении, во многом благодаря своим родителям, имеет отклонения в своем здоровье.

Надо, чтобы все общество осознало: здоровые дети могут быть только у здоровых родителей. Нужно внедрить здоровый образ жизни в российские семьи. Для этого недостаточно создания только лишь одних Центров здоровья на базе лечебно-профилактических заведениях. Необходима выверенная, системная и последовательная политика формирования здорового образа жизни и создание соответствующего самостоятельного ведомства вне рамок Минздравсоцразвития РФ.

Многие дети растут и воспитываются в семьях на примерах курящих и пьющих родителей весьма далеких от здорового образа жизни и регулярных занятий спортом. Взрослея, они повторяют модель социального поведения отцов и матерей: начинают пить, курить, сквернословить, избегают занятий спортом и физической культурой. Тем самым они ухудшают свое уже при рождении ослабленное здоровье.

Родители должны понимать, что семейное воспитание – это один их главных способов созидания физического и духовного здоровья детей. Наша задача научить родителей семейной педагогике, возродить национальные традиции воспитания детей, обязательным элементом которых всегда были спортивные игры.

Надо, чтобы спорт пришел в семьи. Родители должны привить своим детям потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Для этого они должны вместе с ними заниматься спортом. Необходимо создать и развить новое направление массового спорта – семейный спорт. Нужна теория семейного спорта и конкретные проекты его воплощения на муниципальном уровне. Курс на семейный спорт должен стать одной из главных инноваций в развитии массового спорта страны.

Часть наших вполне здоровых детей теряет свое здоровье, добросовестно учась в современной школе. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности: в это время они сидят или лежат. Причем большей частью пользуются мебелью, которая способствует появлению сколиоза. Условия длительного искусственного и неправильного освещения ведут к появлению у них заболеваний глаз.

Недостаток двигательной активности, высокая интеллектуальная нагрузка, отсутствие эргономичной детской и юношеской мебели создают условия для возникновения разного рода патологий и нарушений в физическом и умственном развитии подрастающего поколения.

По данным исследований, проведенных в разных мегаполисах нашей страны, почти половина подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы. Перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. При этом часть времени уходит на дорогу из школы домой и обед.

Почти 3/4 школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха. Они сидят непрерывно за письменным столом от 3 до 5 часов. Объем их двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности, составляет лишь 25% необходимого.

Недостаток двигательной активности и неправильное питание в школе и семье приводят к тому, что 30–40% детей имеют избыточный вес. Тем самым, они уже в детстве «запрограммированы» взрослея получить серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Это неизбежно ведет к ухудшению здоровья и уменьшению ожидаемой продолжительности жизни.

К сожалению, родители и педагоги перестали понимать простые истины, которые сотни и тысячи лет назад хорошо знали и использовали их предки в повседневной жизни и воспитании детей. Все в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает. Железо, лежащее без применения, ржавеет. Тоже самое происходит и с человеком. Без физических нагрузок наши дети становятся болезненными, незакаленными, безвольными и ленивыми. Тут уже не спортивных рекордов и побед на Олимпийских ресталищах.

В учебных заведениях непрерывно увеличивается объем знаний и навыков, которые должны усвоить дети. Он уже достиг своего физического предела. В связи с этим нужно разработать принципиально новые методики обучения и организации учебного процесса. Школа должна не убавлять, а прибавлять здоровье нашим детям.

Для этого нужно дать детям знания о здоровье и способах его сохранения, внедрить в школы здоровьесберегающие технологии, создать возможности для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях и в спортивных клубах.

Эти идеи стали одними из главных составляющих национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая в начале 2010 года была утверждена Президентом России Д.А.Медведев. В ней целый раздел посвящен сохранению и укреплению здоровья школьников.

Нам следует поддержать эту инициативу и дополнить её практическими предложениями, направленными на сохранение здоровья, развитие физической культуры и школьного спорта. Как, например, это сделал д. м. н. В.Ф.Базарный. Уже более 3000 школ внедрили здоровьесберегающую программу учебного процесса, разработанную под его руководством. Среди них школа–лаборатория №760 им. А.Маресьева (директор — к. п.н В.Ю.Гармаш), лицей №103 г. Железногорска (директор — к. п. н. Е.Н.Дубровская), земская гимназия г. Балашихи ( директор — Г.В. Кравченко), которые стали победителями российских и региональных конкурсов по показателям здоровья, воспитания, и образования.

Кроме повсеместного введения новых нормативов занятий физкультурой и паспортов здоровья российского школьника надо сделать акцент на вовлечение детей в систему детско-юношеского спорта.

Спорт должен стать спутником каждого человека, начиная с детского возраста. Многие физические недостатки и недуги у детей поддаются лечению спортом. Он может компенсировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки на школьников в ходе учебного процесса, стать основным способом профилактики ряда патологий. Помимо физического развития спорт дает возможности нравственного и духовного воспитания детей. Благодаря занятиям спортом улучшается память, реакция, концентрация внимания. Спорт формируют волю, целеустремленность, решительность, инициативность, прививает навыки самостоятельности.

При этом надо понимать, что речь идет о массовом детском спорте, а не о спорте высоких достижений. Их отличие в том, что массовый спорт является продолжением физической культуры, способствующей гармоничному развитию человека. Это стиль жизни, предполагающий физическую активность с учетом индивидуальных особенностей. А спорт высоких достижений – это профессиональная деятельность, направленная не на укрепление здоровья, а на достижение спортивных рекордов зачастую любой ценой.

Сегодня основу детского спорта составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), училища олимпийского резерва (УОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства являются первой ступенью в профессиональной спортивной деятельности. Они должны занимать отдельное место в системе детского спорта и рассматриваться самостоятельно.

Наиболее важной составляющей развития физической культуры и спорта в плане привлечения детского и юношеского контингента к занятиям физической культурой и спортом являются ДЮСШ, СДЮШОР и ДЮКФП. Это учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Из них почти 2/3 (более 3 тыс.) находится в ведении Минобрнауки РФ и 1/3 (приблизительно 1,8 тыс.) в ведении органов государственного управления физической культуры и спорта. (Около 200 спортивных школ находится в ведении других организаций.)

В соответствии с действующим законодательством спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР) финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации. Уровень экономического развития и финансовые возможности регионов в настоящее время различаются в десятки раз. А значит и возможности для содержания спортивных школ и детско-юношеского спорта также очень сильно различаются. Среди членов российских сборных практически нет спортсменов, представляющих малые города или сельскую местность. В подавляющим большинстве они представляют российские мегаполисы.

По федеральным округам спортивные школы распределены следующим образом: Центральный ФО (22,8%), Приволжский ФО (21,3%), Южный ФО (17,3%), Сибирский ФО (15,8%), Северо-Западный ФО (8,9%), Уральский ФО (8,5%), Дальневосточный ФО (5,4%).

Как мы видим, чем дальше на Восток, тем хуже. Дети Урала и Дальнего Востока имеют в 3–4 раза меньше возможностей для занятий спортом. Это недопустимо. Во‑первых, это снижает возможности для формирования социальной сплоченности в российском обществе. Во‑вторых, создает предпосылки для ухудшения здоровья проживающих здесь людей. Надо в приоритетном порядке создавать новые детско-юношеские спортивные школы именно в этих регионах России.

Существующее количество спортивных школ не может обеспечить резкий рост числа детей вовлеченных в регулярные занятия спортом. Необходимо создание множества новых детско-юношеских школ различных типов и видов и разработка для них инновационных учебно-тренировочных программ. Надо создавать спортивные школы на базе существующих учебных заведений, модернизируя соответствующим образом их материальную спортивную базу и расширяя педагогические коллективы за счет привлечение спортивных тренеров и педагогов.

В детских спортивных школах работает свыше 100 тыс. тренеров, из них 60% — на постоянной основе. Около 80% имеют профессиональное образование, 75% — квалификационную категорию. Средняя заработная плата тренеров составляет около 7 тыс. рублей.

Основное пополнение тренерских кадров физкультурно-спортивных учреждений составляют выпускники ВУЗов физической культуры. Их подготовка осуществляется преимущественно (85%) из числа выпускников ДЮСШ и СДЮШОР. В настоящее время в высших учебных заведениях физической культуры обучаются более 28 тыс. студентов. Из них более половины учится по специальности «физическая культура и спорт». В среднем в год выпускается 4,4 тыс. специалистов. Но только 30–35% распределяются на тренерскую работу.

За последние три года число тренеров увеличилось приблизительно на 4–5%. При таком кадровом обеспечении осуществить прорыв в развитии массового детского спорта просто нереально. Все региональные и федеральные программы в сфере массового спорта сегодня невыполнимы из‑за отсутствия квалифицированных тренерских кадров, готовых работать в детских спортивных школах и клубах.

В настоящее время не хватает штатных физкультурных работников с базовым образованием и профессиональных тренерских кадров, особенно высшей и первой категории. Высока среди них доля совместителей и лиц предпенсионного и пенсионного возраста, которые через несколько лет уже не смогут работать. замены им не будет. Молодые специалисты в области физической культуры и спорта не стремятся на работу в спортивные школы из‑за невысокой заработной платы, отсутствия жилья и перспектив его приобретения.

Для исправления положения дел нужно, в первую очередь, повышение социального статуса работников и организаторов массового детско-юношеского спорта, пересмотра системы оплаты их труда.

Наряду с этим необходимо создание на местах возможностей для повышения квалификации действующих тренеров и улучшения их научно-методического обеспечения.

Развитие детско-юношеского спорта сдерживается дефицитом спортивных сооружений. В настоящее время спортсооружения страны удовлетворяют потребности в них лишь на 20%. Половина сооружений сосредоточена в Приволжском и Центральном Федеральных округах. Часть объектов занимают малопригодные, ветхие и даже аварийные помещения. Более 80% всех спортсооружений, многие спортивные школы и клубы находятся в муниципальной собственности. Местные власти в большинстве случаев пока не располагают достаточными финансовыми средствами для их ремонта и реконструкции.

Между тем, повышение эффективности детско-юношеского спорта непосредственным образом зависит от состояния спортивной инфраструктуры. У нас нет ни первоклассных тренировочных баз для спортсменов-олимпийцев, ни детских спортивных комплексов.

Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство многофункциональных спортзалов и физкультурно-оздоровительных комплексов по месту жительства, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.

Развитие детско-юношеского спорта осуществляется на основе федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Однако отдельного раздела, посвященного детскому спорту в ней нет, что, безусловно, сказывается на его состоянии. Возможно целесообразно разработать отдельную самостоятельную программу «Детско-юношеский спорт». Подобные программы существуют в ряде субъектов Российской Федерации. Например, в Омской и Пензенской областях, в Республиках Татарстан и Башкортостан и в других регионах России.

В октябре 2009 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации рассматривался опыт республики Мордовия в области развития массового спорта. За восемь лет в республике построено 80 спортивных объектов и число людей, регулярно занимающихся спортом, увеличилось в три раза, и составляет почти 30 процентов. В большинстве школ уже с 2005 года введены три урока физической культуры. Системная поддержка детско-юношеского спорта, отбор и подготовка юных спортсменов на местах стали основой побед мордовских спортсменов в большом спорте. Кроме того, благодаря организации спортивного досуга и вовлеченности детей в регулярные занятия спортом в Мордовии показатель детской преступности втрое ниже, чем в среднем по стране. Опыт российских регионов убедительно свидетельствует, что без существования программ развития детско-юношеского спорта не может быть социального благополучия и серьезных спортивных достижений.

У России есть только один международный проект, связанный с детско-юношеским спортом. Это – международные детские спортивные игры «Дети Азии». Их проведение дало мощный импульс для развития детского спорта в Якутии. За прошедшие годы с момента их учреждения в Республике была фактически создана современная инфраструктура детского спорта – построены новые стадионы, десятки спортивных залов и сотни спортивных площадок. Тысячи детей благодаря данному проекту вовлечены в регулярные занятия спортом. Этот опыт нужно активно использовать и разработать новые международные проекты для развития детского спорта. Вполне возможно создание проекта международных зимних детских игр. Россия – северная держава и она должна быть инициатором в развитии зимнего детского спорта, тем более, что XXII зимние Олимпийские игры будут проходить в нашей стране. Надо использовать их для распространения среди молодого поколения философии Олимпизма и массового привлечения детей к спорту.

К современным проблемам развития детско-юношеского спорта следует также отнести отсутствие детской спортивной медицины, современной диагностики уровня здоровья занимающихся и определения их физических качеств. Недопустимо, чтобы в ходе спортивных тренировок юные спортсмены портили свое здоровье из‑за чрезмерных нагрузок или полученных травм. Родители должны быть уверены, что в процессе занятий спортом здоровье их детей будет контролироваться квалифицированными медицинскими работниками. Только при такой постановке дела спорт будет способствовать укреплению детского здоровья. Детские спортивные школы и клубы надо обеспечить не только тренерами, но и врачами. Планы тренировок и программы тренировочного цикла детей и подростков должны быть в обязательном порядке согласовываться с врачами.

Развитие детско-юношеского спорта не может идти только лишь за счет увеличения количества спортивных школ. Необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства. В настоящее время очень часто существующие спортивные клубы и секции в общеобразовательных школах и по месту жительства становятся платными. Поступает много жалоб на повышение платы за посещение бассейнов, тренажёрных залов, секций, в том числе для детей, даже малолетних. Сообщается о переводе на «самофинансирование» учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Все это серьезно ограничивает возможности детей для занятий спортом. В результате в настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом. Отсюда и плохое здоровье детей, и отсутствие массовой базы для Олимпийского спорта.

Также нередко детские спортивные клубы по месту жительства перепрофилируются под фитнес центры или передаются коммерческим структурам. Вся страна в прошлом году узнала о беспрецедентном решении территориального управления Росимущества Новосибирской области о выселении из занимаемого помещения детско-юношеской школы олимпийского резерва по горнолыжному спорту и продажи здания, где располагалась ДЮСШ по дзюдо. Подобную практику нужно полностью исключить. Детский спорт не должен ущемляться при любых обстоятельствах.

Детские спортивные клубы должны быть в каждом районе, причем бесплатными и именно в них должны быть созданы условия для семейных занятий спортом. Надо организовать здесь прокат, обмен и хранение спортивного инвентаря для семей. Нужно, чтобы спортивное оборудование было доступным для всех категорий населения независимо от уровня их материальных доходов. Для достижения этого нужно внести соответствующие коррективы в положение о смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства и учёбы. В нем должно учитываться не только наличие спортивного инвентаря и оборудования в спортивных клубах, но и возможности его проката для организации семейного спорта.

Главной задачей детско-юношеского спорта является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей и подростков. Для этого необходимо создание новой системы массового детско-юношеского спорта, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировочным занятиям и здоровому образу жизни.

Составной частью данной системы должна быть информационно-образовательная деятельность, направленная на пропаганду детско-юношеского спорта и формирование навыков здорового образа жизни. Министерству образования и науки РФ и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ нужно обеспечить выпуск видеофильмов, учебно-методического, теоретико-образовательного содержания для развития семейного и детско-юношеского спорта.

Подобная практика существует во многих странах. В США, Японии, Финляндии, Швеции можно приобрести видео-пособия для обучения и занятий всей семьей велоспортом, туризмом, катанию на роликах, бегу на лыжах, гольфу и многому другому. Надо изучать и использовать лучший зарубежный опыт формирования здорового образа жизни и развития семейного спорта.

Диспансеризация школьников показала, что здоровье сельских детей хуже по сравнению с городскими детьми. Они живут в худших социальных условиях и имеют гораздо меньше возможностей для занятий спортом. Надо приложить усилия для исправления данного социального неравенства и больше строить в сельской местности универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, спортивных площадок. Прекрасный пример в этом отношении подает нам Липецкая область и Республика Мордовия, где для сельских детей строятся ледовые и плавательные спортивные комплексы.

Нужно использовать сделанные ими наработки и дополнить федеральную целевую программу «Социальное развитие села» разделом по развитию инфраструктуры физической культуры и спорта, особо выделив в ней детско-юношеский спорт.

Для сельских детей нужны отдельные всероссийские соревнования. На первом этапе в рамках Всероссийских летних сельских спортивных играх следует предусмотреть соревнования для детей, подростков и сельских семей. Затем нужно проводить самостоятельные сельские спортивные игры детей по зимним и летним видам спорта.

Региональным и местным органам власти следует обеспечить работу детских спортивных секций и клубов на базе общеобразовательных школ в выходные дни. В эти дни должны проходить районные школьные соревнования. В 2010-м году будут проходить всероссийские соревнования среди команд общеобразовательных учреждений по игровым видам спорта. Необходимо, чтобы в них участвовали все российские школы. Каждая школа должна иметь сборную команду по основным видам спорта и, конечно же, используя эти всероссийские соревнования надо развивать в учебных заведениях зимние виды спорта.

Занятия физической культурой в общеобразовательных учебных заведениях должны быть ежедневными. Ими надо завершать учебный день, восстанавливая силы детей после интеллектуальной нагрузки. Спорт должен стать универсальным средством оздоровления детей. Они должны не бояться тренировок и физических упражнений, а любить их и стремиться к ним. Для этого нужно сформировать новую философию и педагогику детского спорта, основанную на великих принципах Олимпизма, модернизировать его материально-техническую базу и подготовить новое поколение детских тренеров и преподавателей физической культуры. Необходимо решить три взаимосвязанных задачи: создать инновационную систему семейного спорта, внедрить в учебные заведения здоровьесберегающие технологии и возродить на качественно новой основе школьный спорт, создать все условия детям для занятий спортом по месту жительства. Только решив эти задачи, мы сможем вырастить здоровое поколение, которое будет успешным в любых своих начинаниях и сможет завоевать спортивный Олимп.