Все новости

МЕСТНАЯ ПРЕССА: ПОИСК ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

в Совете Федерации в рамках ежегодной встречи парламентариев с главными редакторами средств массовой информации субъектов Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «Региональные и муниципальные СМИ как самостоятельный социальный институт».

ДНЕВНИК ВСТРЕЧИ >>>

 

Открыл «круглый стол», в работе которого приняли участие руководители редакций региональных и муниципальных СМИ субъектов РФ, руководитель Пресс-службы Совета Федерации Юрий Козлов. Основным докладчиком и ведущим дискуссии стала глава Фонда развития информационной политики (ФРИП) Светлана Колесник. В работе семинара приняли участие секретарь Союза журналистов РФ Михаил Федотов, глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова.

Участники «круглого стола» рассказали о своем опыте противостояния кризисным явлениям, которые напрямую затронули прессу, и обменялись мнениями о том, с чем и как входить региональным журналистам в завтрашний день. В чем перспективы журналистики на местах, какая система получения и подачи информации, финансирования и выстраивания правовой политики является оптимальной и грамотной? На эти вопросы искали ответы участники дискуссии в Совете Федерации.

* * *

В своем докладе Светлана Колесник глава ФРИП, подготовившего к выпуску второе издание Атласа региональных и муниципальных СМИ, проанализировала процессы, происходящие в медийной среде на региональном и муниципальном уровнях.

Всего в РФ выходит в свет 3 387 газет общественно-политического характера, Несмотря на стабильную в отдельных сегментах ситуацию, она констатировала наличие тревожных для журналистов тенденций. При этом количество региональных изданий ненамного, но выросло за счет появления новых сетевых проектов, а муниципальные издания далеко не все смогли пережить кризис.

Показательными для констатации наличия проблем является падение тиражей изданий. Лидирует здесь Сибирский Федеральный округ, где сократились тиражи газет более чем на 300 тысяч экземпляров, в Уральском округе – более чем на 100 тысяч, в Дальневосточном округе – примерно на пятьдесят тысяч.

Серьезного анализа и выводов требуют причины происходящего. Это, по мнению Светланы Колесник, возрастающая доступность Интернет ресурсов, устаревшие форма и дизайн подачи информации в изданиях, имеющих многолетнюю историю и традиции, отсутствие стратегии по привлечению молодежной аудитории. Это мнение отчасти подтвердили и участники «круглого стола», отмечавшие недооценку редакциями значения Интернет сайта издания, который может стать отправной точкой и базой для дальнейшего расширения круга постоянных читателей данного издания.

Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов обратил внимание на необходимость появления персоналий, «героев» в материалах современных СМИ. Чтобы издание было интересно человеку, этот человек должен увидеть в нем себя, свои истории, свои проблемы, вопросы и ответы. Нельзя оставлять «человека за скобками», отдавая газетные площади официозу и редакционным комментариям, продолжил Владимир Костюкин – главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок».

Отвечая на вопросы журналистов, Михаил Федотов рассказал о ситуации с новой редакцией Закона «О СМИ». Как один из авторов законопроекта он рассказал, что отмененную норму президентского указа, обязывающую власти реагировать на информацию в прессе, разработчики пытаются включить в текст новой редакции закона. В отношении проблемы преследования журналистов, судебных разбирательств по обвинению в клевете, он ответил просто: «Пишите правду, отстаивайте свои права, боритесь и все будет в порядке».

С цифрами в руках масштаб существующих у региональных газет и «районок» показал секретарь Союза журналистов Владимирской области Александр Карпелович. Если и возникают новые издания, прокомментировал он прозвучавший доклад, то это рекламно-развлекательные сетевые проекты, забирающие у общественно-политических изданий и без того сократившийся рекламный рынок. «Ситуация с финансами у газет плачевна: произошел обвал рекламы на 35–42% , на столько же владельцы и акционеры газет сократили финансирование. При существующем объеме рекламного рынка во Владимирской области все печатные издания могут заработать 15 млн рублей при потребности для выхода в свет всех изданий около 85 млн рублей. Итого 70 млн рублей годового дефицита», — констатировал Александр Карпелович.

В ходе семинара неоднократно поднималась проблема действенности острых публикаций, реакции властей и социальной роли местной прессы. «Социальные функции прессы существуют только тогда, когда голос прессы слышен», — подчеркнул А.Карпелович, выражая мнение журналистского сообщества.

Отдельной темой «круглого стола» стал целый круг юридических вопросов, актуальных для редакций. Это ответственность за указание завышенных тиражей и предоставление необоснованно высоких скидок, нарушение конфиденциальности и авторских прав, инсайдерское законодательство, правила публикации официальных документов, а также отдельный пункт – правовое регулирование использование информации из Интернета.

Интернет вообще очень часто упоминался во многих выступлениях. Ведь особенность современного момента – некая соревновательность между печатными изданиями — формами с двухвековой историей, и Интернет источниками, сайтами и сетевыми изданиями. Это современно, это соответствует запросам молодых, энергичных, успешных, констатировал Владимир Костюкин – главный редактор профессионального журнала и вице-президент Союза журналистов России. Сами журналисты сегодня начинают разочаровываться в совей работе, в ее общественной значимости. «Просто некуда уходить, — в этом признаются многие из наших коллег», — рассказал в своем выступлении В.Костюкин.

«У сегодняшней прессы нет существовавшего в прошлые периоды истории влияния на аудиторию. Модель, существовавшая два столетия, уходит в прошлое. Надо подумать – как жить завтра? Кто будет платить журналистам за их работу, когда Интернет предоставляет большой объем бесплатной информации», — отметил В.Костюкин и предложил редакторам подумать о движении в нескольких направлениях.

Во‑первых, это развитие Интернет пространства своего издания, формирование «переклички» между сайтом газеты и ее бумажной версией. Второе – необходимость развития параллельного бизнеса, например, издание рекламного коммерческого проекта. И в‑третьих, превращение редакций в муниципалитетах в общественные центра, проводников и инициаторов проектов, акций, программ, имеющих источники финансирования.

Завершала работу «круглого стола» председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова. Она напомнила участникам дискуссии о необходимости рассматривать не только финансово-юридические проблемы, но и содержательные, нравственные аспекты в работе журналиста. «Вы не должны забывать за всеми трудностями свое главное призвание, почему вы выбрали эту непростую и даже опасную профессию. Главная функция журналистики – информационно-просветительская, нравственная», — отметила Л.Нарусова.

Защищать интересы человека, указывать власти на ее промахи – так всегда понимали задачу журналиста. «На то и щука, чтобы карась не дремал. Верная пословица в отношении прессы, но сегодня эта роль во многом утрачена. В том числе, и по вине самих представителей журналистского сообщества», — считает Л.Нарусова. Она напомнила о имеющих место фактах некорректного и незаконного поведения представителей СМИ, негативной роли «медиакиллеров» в ходе избирательных кампаний.

Задача местной прессы, по словам Л.Нарусовой, — давать необходимую каждому жителю информацию, разъяснять происходящие процессы и решения властных структур. Давать такую информацию, чтобы люди не стояли часами в учреждениях за какой‑либо информацией. Чтобы было комфортно и понятно, как жить в соответствие с законами. Где и как получить необходимые документы, например, для «дачной амнистии». «Именно вы, работая в местной прессе, можете давать информацию, которая обеспечит прозрачность власти для человека», — подчеркнула Л.Нарусова.

 

Публикации по теме: