Все новости

СЕНАТ НА НИВЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

оренбургское издание «Южный Урал» опубликовала беседу с представителем в Совете Федерации от областного законодательного органа государственной власти Николаем Пожитковым.

Инициативы по развитию и совершенствованию политической системы страны, с которыми выступил Президент России Дмитрий Медведев, уже обретают черты законов. Об этом наша беседа с членом Совета Федерации Н. Ф.Пожитковым.

Николай Федорович, чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость модернизации не только экономики, но и политической системы страны?

— От того, какой будет наша политическая система, во многом зависит и состояние экономики государства, а тем более ее модернизация. Только мобильная политическая система может обеспечить создание конкурентоспособной экономики России. А успешная реализация политической стратегии, в свою очередь, зависит от качества принимаемых законов.

В то же время мы должны отчетливо понимать, что законотворческий процесс требует более эффективного участия в нем институтов гражданского общества. Именно гражданское общество, все мы способны сделать Россию подлинно демократической страной, повысить устойчивость нашей политической, экономической и социальной системы.

На заседании Госсовета 22 января, посвященном развитию политической системы страны, президент еще раз подчеркнул, что анализ современного состояния государственности позволяет сделать вывод: наша политическая система и российская демократия стали работоспособными.

Партиям у нас предоставлены сейчас широкие возможности. Например, депутаты Государственной Думы, половина депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам, благодаря чему шансы представителей партий попасть в законодательные органы резко возросли. Партии теперь имеют право выдвигать своих кандидатов на замещение руководящих должностей в субъектах Федерации, включая губернаторов. Но в связи с этим общество и государство тоже вправе потребовать от партий реальных дел, адекватности представительства ими интересов разных групп граждан, ответственного подхода к выборам приемов политической борьбы!

— А что нового в развитии политической системы страны мы можем ждать от законодательства?

— Прежде всего, хочу отметить, что целью законотворчества в этой сфере является повышение качества народного представительства в органах власти. Дело в том, что формирование профессиональных и ответственных законодательных органов государственной власти возможно только в условиях реальной политической конкуренции и устранения диспропорций в региональных парламентах. Вы помните пример, который привел Дмитрий Анатольевич Медведев? В многомиллионной, экономически сильной Москве в городской думе 35 народных избранников, а в Народном Хурале Республики Тыва, население которой в тридцать раз меньше, чем в столице, — 162 депутата.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предполагает ввести единый критерий установления численности депутатов региональных парламентов. В законопроекте 83 субъекта Российской Федерации делятся на четыре группы в зависимости от численности избирателей. Предусмотрено, что эти новые правила вступят в силу с 1 августа 2011 года.

Совет Федерации, в свою очередь, подготовил свои предложения: учитывать еще и такой критерий, как плотность населения, а также установить единое наименование представительного органа власти субъекта Федерации. Наиболее полно названию такого органа соответствует «Законодательное собрание». Сейчас же их именуют, кто во что горазд: и Дума, и Госсовет, и Народный Хурал: Кроме того, для обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов вносятся и другие изменения в действующее законодательство. В частности, предусматривается возможность формирования фракций всеми политическими партиями, представленными в региональных парламентах. Предполагается, что статусом фракции должен обладать даже один депутат-списочник, если его партия попала в законодательный орган. Представители всех политических партий также должны иметь право занимать руководящие должности и работать в региональных парламентах на постоянной основе. То есть вне зависимости от численности депутатского корпуса федеральным законом будет предоставлено право каждой фракции занимать как минимум по одной руководящей должности на постоянной основе. Кроме того, в законодательных органах власти будут представлены политические партии, за которые проголосовало пять и более процентов избирателей.

Еще одно существенное изменение — фактическая отмена досрочного голосования на местном уровне. Оно сохранится лишь для тех, кто находится в плавании на судах, на полярных станциях и т. п.

Развитию политической системы в стране будет, несомненно, способствовать и закон о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах.

Необходимо провести широкие дискуссии по вопросу перехода к выборам в представительные органы власти исключительно по партийным спискам. К чему нас и призвал президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Субъектам Федерации предлагается внести в свои уставы положения, предусматривающие предоставление региональным парламентам ежегодных отчетов о деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов, в том числе их руководителей. Все это должно существенно повысить роль политических партий в жизни страны.

— Но, к сожалению, Николай Федорович, гражданское общество, которое вы в нашей беседе упоминали не раз, в стране пока так и не сформировано: — Но кто же за нас с вами будет его формировать? Президент особо подчеркнул, что рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможны только в развитой политической системе, чем мы сейчас и занимаемся. Для качественных перемен нужна возможность открытого обсуждения возникающих проблем, общественная стабильность и уважение закона. Но прежде всего сами граждане должны занимать активную гражданскую позицию. Задачей же государства является создание условий для развития гражданского общества. Например, сейчас президент внес с Госдуму проект федерального закона, направленного на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально не защищенным гражданам. В соответствии с этим законом органы государственной власти, местного самоуправления должны будут оказывать таким организациям материальную, консультативную, финансовую поддержку, в том числе в виде льгот по налогообложению, передавать им помещения, имущество и тому подобное.

— Совет Федерации — законотворческий орган. На чем сейчас делают акцент в своей работе наши сенаторы?

— Прежде всего, на совместном участии Совета Федерации и регионов в законодательном процессе. Практика показала: нам нужны более тесные контакты с депутатским корпусом и аппаратами законодательных и исполнительных органов власти.

Совместная законотворческая работа ведется сейчас и на уровне фракций Государственной Думы. Совместно с фракциями «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ разработан законопроект «О парламентском контроле в Российской Федерации». В частности, предлагается наделить депутатов и сенаторов новым правом — создавать комиссии парламентского контроля. Региональные парламенты тоже получат такое право. Этот законопроект, считаю, несет в себе сильную антикоррупционную составляющую, делает государственную власть более открытой для общественного контроля в лице народных избранников.

В плане законопроектной работы Совета Федерации — целый пакет документов, направленных на повышение эффективности правосудия и судебной системы. В экономическом блоке — ряд законов по финансовому, налоговому регулированию, регулированию земельных отношений, а также законопроекты, направленные на повышение надежности обеспечения потребителей тепло- и электроэнергией. В социальном блоке — законопроект «Об обращении лекарственных средств» и другие. И конечно, одной из центральных задач для членов Совета Федерации является продолжение выработки и принятия антикризисных мер, поддержка экономики, сохранение социальных гарантий гражданам России.

Беседовал Александр ФИЛИППОВ.