В новейшей истории проблемы укрепления мира, повышения стабильности и обеспечения безопасности на евроатлантическом пространстве приобрели особую актуальность.
Хочу еще раз напомнить, что наша встреча, встреча парламентариев Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, приурочена к празднованию 65-летия окончания Второй мировой войны. Это величайшее историческое событие и заключенные по ее итогам договоренности во многом определили судьбу и лицо современной Европы. Однако за последние два десятка лет в мире произошли во многом кардинальные изменения, которые сформировали принципиально новую повестку дня международных отношений. События последних лет показали, что существующие международные институты не в полной мере способны адекватно, действенно и своевременно реагировать на вызовы нового тысячелетия. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости создания новой архитектуры европейской безопасности. Ведь только на прочной основе такого фундамента можно эффективно противостоять современным вызовам глобального и взаимозависимого мира от терроризма, угроз ядерного и ракетного распространения, международной преступности — до проблем финансово-экономической стабильности, изменения климата, энергетической безопасности, незаконной миграции и многих других.
Современной Европе необходимо окончательно преодолеть блоковые подходы «холодной войны» и вытекающие из этих подходов страхи по поводу «сфер влияния». Только таким образом можно будет обеспечить новое качество взаимного доверия, ключевого вопроса в деле обеспечения безопасности.
В данном контексте на нашей встрече хотелось бы обсудить предложения России по заключению Договора о европейской безопасности, а также проблемы, которые стоят на пути его реализации.
Как Вы знаете, основные принципы нового договора о европейской безопасности были выдвинуты Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым два года назад на конференции по международной политике во французском городе Эвиане. Предложения базируются на принципах многосторонности и верховенства международного права. Российским Президентом было заявлено, что система европейской безопасности должна быть равной для всех государств и объединить Евроатлантику на основе единых правил игры. В этом процессе было предложено руководствоваться так называемым правилом «трех «не»:
— не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других;
— не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые ослабляют единство общего пространства безопасности;
— не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора.
Суть предлагаемого Россией документа заключается в том, чтобы совместными усилиями создать в области военно-политической безопасности в Евро-Антлантике единое, неразделенное пространство. Цель — окончательно преодолеть, наследие «холодной войны».
Для этого предлагается закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Речь идет о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасности за счет безопасности других стран и организаций.
За последний год состоялись многочисленные обсуждения этого вопроса на различных многосторонних площадках. На основе анализа поступивших предложений российская сторона подготовила проект договора о евробезопасности.
В нем четыре части. Во‑первых, подтверждаются основные принципы отношений между государствами. Они включают:
— уважение суверенитета территориальной целостности и независимости государств;
— невмешательство во внутренние дела;
— право государств на нейтралитет.
Во‑вторых, в документе заложены принципы развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве, а также принципы ненаступательной обороны.
В‑третьих, в проекте Договора очерчены принципы урегулирования конфликтов четко зафиксированы единообразные правила, применяемые ко всем кризисным ситуациям, отражены общие подходы к их предупреждению и мирному урегулированию на основе переговоров.
В‑четвертых, предлагается закрепить способы противодействия новым угрозам и вызовам, включая взаимодействие государств в борьбе с терроризмом и наркоугрозой.
Такова общая структура Договора, который призван стать основой новой системы европейской безопасности.
В настоящее время проект Договора направлен руководителям соответствующих стран, а также исполнительным главам международных организаций на евро-атлантическом пространстве: НАТО, Евросоюз, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ.
Мы рассчитываем на позитивный отклик партнёров и призываем к предметному разговору по всем проекта договора, который позволит разработать конкретные предложениям по существу предложенного документа.
Большое значение мы придаем обсуждению вышеизложенных позиций с парламентариями всех государств, заинтересованных в стабильности на европейском континенте.
Межпарламентской дипломатии принадлежит одна из ключевых ролей в деле налаживания конструктивных отношений между странами. Надеемся, что и наше сегодняшнее обсуждение этой темы позволит продвинуться в этом многотрудном деле.
Во многом от позиций парламентариев зависит, каким будет будущее Европы — безопасным или подверженным рискам конфликтов.
Хотелось бы обратить внимание на то, что представителями парламентов различных стран нередко высказываются противоположные точки зрения по сути предлагаемого механизма обеспечения общеевропейской безопасности. При этом подчас и сторонники реформы, и скептически настроенные парламентарии убеждены в том, что без учета исторических, географических и внутриполитических особенностей национальных государств невозможно разработать универсальные принципы организации общеевропейской безопасности.
Но в целом при всех различиях в политических подходах доминирует уверенность в том, что на настоящем этапе Европа нуждается в общей позитивной и конструктивной повестке дня. И особенно в поле межпарламентского диалога. При разработке новой повестки дня следует проанализировать действенность существующих структур и механизмов, оценить адекватность ранее согласованных на коллективной основе принципов, продумать императивы и варианты строительства новой евроатлантической архитектуры в соответствии с реалиями и угрозами нынешнего века. Возникает потребность и в выработке общей философии в сфере безопасности. И это также задача для межпарламентских комиссий и международных парламентских организаций.
Полагаю, пришло время, нам парламентариям выступить с инициативой проведения в ближайшее время межпарламентского саммита по проблемам архитектуры будущей европейской безопасности. В таком форуме могли бы принять участие руководители и другие представители от ПАСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Европейской ассамблеи по вопросам безопасности и обороны, Парламентской Ассамблеи НАТО, Европарламента и Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Думаю, наша инициатива найдет широкую поддержку европейских законодателей.
Как вы знаете, в современных условиях безопасность — понятие комплексное. Помимо чисто военной составляющей оно имеет политические, экономические, экологические, социальные и другие аспекты. Хотелось бы выразить надежду на то, что при обсуждении вопросов создания новой архитектуры европейской безопасности у нас с вами не будет запретных тем. Это даст нам возможность проанализировать все аспекты организации новой системы безопасности.
Предстоит большая и кропотливая работа. Уверен, что мы, парламентарии, имеющие большой опыт законодательной деятельности по этим и другим направлениям, а также в области урегулирования конфликтов, сумеем внести достойный вклад в общие усилия по формированию пространства безопасности на европейском континенте.
В заключение разрешите выразить надежду на то, что наше сотрудничество придаст импульс развитию и углублению взаимопонимания в области формирования справедливой системы европейской безопасности, а ее результаты будут востребованы в практической работе на этом важном направлении.
Публикация по теме: