Председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Андрей Молчанов, представивший на 271-м заседании верхней палаты российского парламента 8 федеральных законов о ратификации протоколов и соглашений, направленных на формирование правовой базы таможенного союза, прокомментировал для представителей СМИ их содержание.
Совет Федерации одобрил на 271-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года», «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», «О ратификации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам», «О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений», «О ратификации Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам», «О ратификации Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия» и «О ратификации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза».
Пакет документов таможенного союза, одобренный 13 мая 2010 года Советом Федерации, способствует упрощению и облегчению торгово-экономической и в целом предпринимательской деятельности на пространстве таможенного союза, отметил Председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Андрей Молчанов. Каждый из восьми документов направлен на решение конкретных вопросов, уточнил он.
Три ратифицированных на 271-м заседании Совета Федерации закона касаются администрирования косвенных налогов – НДС и акцизов. В частности, протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе устанавливает особый порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по переработке давальческого сырья, (то есть сырья, ввозимого в другую страну для переработки с последующим возвращением в виде готовой продукции в страну владельца сырья).
Это особенно актуально в плане расширения кооперации между промышленными предприятиями государств – участников таможенного союза, отметил А. Молчанов. Так, привел он пример, в Белоруссии перерабатывается значительное количество добываемой в России нефти, более четверти свинцового концентрата из российских рудников проходит дальнейшее обогащение в Казахстане. Есть и немалые встречные потоки сырья. Многие отрасли – швейная, текстильная, нефтехимическая, алюминиевая, кожевенная, целлюлозно-бумажная активно работают на давальческой основе. Принятый документ упорядочивает правовую базу налогообложения предприятий, использующих давальческое сырье.
Соглашения о карантине растений и по ветеринарно-санитарным мерам способствуют снижению административных барьеров в торговле товарами растительного и животного происхождения в рамках таможенного союза. А на его внешних границах – обеспечивают защиту от ввоза продукции, не соответствующей единым ветеринарным и фитосанитарным требованиям, сообщил сенатор.
Два ратифицированных соглашения направлены на создание механизмов эффективного технического регулирования. Эти документы устанавливают взаимное признание Белоруссией, Казахстаном и Россией аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также регламентируют порядок ввоза и перемещения продукции, подлежащей обязательной оценке или подтверждению соответствия, рассказал парламентарий.
Сегодня в каждой стране таможенного союза своя система сертификации, а значит, на границе требуется переоформление документов. Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, унифицирует законодательно-правовые нормы государств-участников в данной области путем принятия единых норм. После вступления соглашения в силу необходимость в переоформлении отпадет, заметил А. Молчанов.
Например, если продукция ввезена на единую таможенную территорию в Казахстане и там прошла проверку, то в России и Белоруссии ее дополнительная проверка уже не потребуется. Тем самым создаются равные условия для хозяйствующих субъектов во всех государствах-участниках.
С практической точки зрения, указал сенатор, очень важно, что никаких новых органов сертификации не создается – стороны взаимно признают компетенцию национальных органов, которые войдут в Единый реестр таких органов таможенного союза. Для этого соответствующие лаборатории и центры должны применять одинаковые или сопоставимые методы оценки и выдавать сертификаты по единой форме.
Снизятся и бюрократические барьеры для товаропроизводителей, ведь предприниматели будут иметь возможность самостоятельно определять, в какой из стран – участниц таможенного союза проводить сертификацию продукции.
Одобренные Советом Федерации соглашения – практические шаги, направленные на создание условий для свободного перемещения товаров, внедрение единых правил ведения хозяйственной деятельности на территории таможенного союза, развития экономической интеграции, уверен сенатор.
Логика экономического развития требует нашего объединения не на словах, а на деле. И ратифицированные соглашения служат конкретным вкладом в решение этой задачи, заключил А. Молчанов.